Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и другие.-М.:Дрофа,2014), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СОО и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
учебник для учащихся в 2-х частях (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2016.
осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлого и настоящего многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
сом, способного аргументировать своѐ мнение и излагать его устно и письменно с учетом возможностей различных жанров высказывания — аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Введение.
Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе.
ВВЕДЕНИЕ. МИНИАТЮРА РУБЕЖА ВЕКОВ
“На рубеже веков”. (Литература начала 20 века)
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. СТИХОТВОРЕНИЯ. РАССКАЗЫ.
“Раздумья о путях человечества” (Стихи и проза И.А. Бунина)
Слово о писателе. Основные темы его творчества. Проникновенные картины родной природы и крестьянского быта. Выразительное чтение и анализ стихотворений “Родина”, “Вечер” и др.
Индивидуальные сообщения учащихся о самостоятельно прочитанных рассказах: “Господин из Сан-Франциско”, “Антоновские яблоки”, “Темные аллеи”, “Чистый Понедельник”.
Выводы об отличительных особенностях бунинской прозы: живописности и строгости, лаконизме и музыкальности.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН.“ОЛЕСЯ”. ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” “Книги о любви, могучей и прекрасной.” (А.И. Куприн и его повести “Олеся” и “Гранатовый браслет”).
Очерк жизни и творчества писателя. Художественный пересказ повестей, выразительное чтение фрагментов. Каковы главные темы повестей? На чьей стороне симпатии автора? Расскажите о колдунье Олесе, её трагической судьбе. Можно ли её поведение и отношение к городскому “панычу” считать уроком нравственной красоты и благородства?
Почему история любви Желткова к княгине Вере Шейной продолжает волновать? Как изображает Куприн природу?
Заключительное слово о произведениях писателя, симпатии которого на стороне не испорченных цивилизацией людей. Всё творчество писателя - гимн природе, красоте, естественности. Любовь у Куприна - большое прекрасное чувство. Недаром произведения его привлекают мировой кинематограф.
Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама.
М. ГОРЬКИЙ. “НА ДНЕ.” ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ.
“Превосходная должность - быть на земле человеком.” М. Горький. (Очерк жизни и творчества М. Горького)
Слово учителя о Горьком - драматурге. “На дне” - социально-философская драма, суровая, беспощадная правда о жизни “низов”.Знакомство с героями. Ремарки автора. Комментированное чтение в лицах.
Беседа. (Какие герои появляются в каждом действии? Какие сюжетные линии завязываются? В чём причины ссор между обитателями ночлежки? Какова роль экспозиции? Чьи судьбы вас особенно потрясли и почему?)
Спор о назначении человека. (“Три правды” в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в Человека (Сатин).
Судьбы героев пьесы. Меняются ли в пьесе Анна, Настя, Актёр, Сатин, Пепел, Наташа? Как и почему? Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции? Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог? Каков итог спора?
История создания. Проблематика, сюжет и композиция романа. Впечатления учащихся о самостоятельно прочитанном произведении. Коллективный анализ эпизодов.
А.А. БЛОК. СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОЭМА “ДВЕНАДЦАТЬ”
ЛИТЕРАТУРА 30-Х - НАЧАЛА 40-Х ГОДОВ.
Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы, отражение в литературе и в других видах искусства.
“И все-таки узнают голос мой”.
Слово об Ахматовой как явлении в литературе. Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой. Выразительное чтение и анализ стихотворений “Мне голос был”, “Мужество”, “Все ушли, и никто не вернулся...”, “Реквием”. Тема поэта и поэзии.
М.А. ШОЛОХОВ. “ТИХИЙ ДОН”.
“Я жил и живу среди своих героев.” (Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова. “Донские рассказы”.)
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий.
Роль литературы в годы войны. Особая роль поэзии. Патриотическая песенная лирика Исаковского, Лебедева-Кумача, Суркова.
Вступительное слово о литературе, поэзии в годы войны, которая стала “голосом героической души русского народа”.
ЛИТЕРАТУРА 50-Х - 90-Х ГОДОВ.
Слово о поэте, выразительное чтение и анализ стихов “О Родине”, “Я убит подо Ржевом”, “Памяти матери” и др.Индивидуальное сообщение о поэме “Страна Муравия”. “Василий Теркин” (обзор с чтением отрывков из поэмы). Самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.
“Теркин на том свете” - поэма-сатира. Осмеяние бюрократизма, формализма и казёнщины.
Поэма “За далью - даль...” (Обзор содержания. Выборочное чтение глав.)
Обзор содержания пьес. Работа учащихся по группам. К. Симонов “Русские люди”. Смысл названия, главные герои, их судьбы.
Вступительное слово об авторской песне. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность. Внимание к личности, мелодичное богатство, современная ритмика). Выступления учащихся о песенном творчестве В.Высоцкого, Р. Рождественского, Б. Окуджавы. Прослушивание песен. Исполнение.
Роман Б. Пастернака “Доктор Живаго”. Тема интеллигенции и революции. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
Чтение и обсуждение стихотворений и поэм по выбору учащихся. (Р. Гамзатов, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Э. Асадов и др.)
| | | | | Предметные: исследование динамики развития любовной лирики С. А. Есенина, динамики развития чувств и переживаний лирического героя; развитие навыка выразительного чтения наизусть, совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом. |
40 | 25.12 | | 1 | Поэтический мир Марины Цветаевой (урок-обзор) | Личностные: формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; знакомство с поэмами М. И. Цветаевой, раскрытие своеобразия тем и их решений в лироэпических произведениях поэтессы, совершенствование навыка аналитической работы с лиро-эпическим текстом. |
41 | 27.12 | | 1 | А. А. Ахматова – « голос своего времени».Жизнь и творчество. | Личностные: развитие эстетического отношения к миру. Метапредметные: развитие умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: знакомство с биографией А. А. Ахматовой, раскрытие основных тем лирики, совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов. |
42 | 14.01 | | 1 | Тема Родины в лирике А. А. Ахматовой | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности перед своей Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Метапредметные: развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; раскрытие темы Родины в лирике А. А. Ахматовой, совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом. |
43 | 15.01 | | 1 | Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» | Личностные: воспитание гражданской позиции учащихся как активных и ответственных членов российского общества, обладающих чувством собственного достоинства, осознанно принимающих традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: раскрытие идейной сущности поэм А. А. Ахматовой «Реквием», «Поэма без героя»; совершенствование навыка аналитической работы с лиро-эпическим текстом. |
44 | 17.01 | | 1 | О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи | Личностные: развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: знакомство с творческой биографией О. Э. Мандельштама, раскрытие основных тем в лирике поэта, совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом. |
М. А. Булгаков (8 ч) | |
45 46 | 21.01 22.01 | | 1 1 | Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Обзор романа «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных» | Личностные: формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Метапредметные: развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; анализировать, сравнивать, делать выводы; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: знакомство с основными этапами жизни и творчества М. А. Булгакова, осмысление проблематики и идейной сущности произведений М. А. Булгакова «Белая гвардия», «Дни Турбиных»; сопоставление произведений, совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
47 | 24.01 | | 1 | Сатира М. А. Булгакова. «Собачье сердце» (обзор произведения) | Личностные: формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: раскрытие проблематики, идейной сущности сатиры М. А. Булгакова на материале произведения «Собачье сердце»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
48 49 | 28.01 29.01 | | 1 1 | История создания, проблематика, жанр и композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Москва и москвичи. Воланд и его свита в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | Личностные: формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: знакомство с историей создания «закатного» романа М. А. Булгакова; раскрытие специфики жанра и композиции произведения, образа Воланда и его свиты; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
50 | 31.01 | | 1 | Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов романа | Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Предметные: рассмотрение пространственно-временных пластов произведения; выявление «трех миров», отраженных в структуре романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; раскрытие системы образов в романе, совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
51 | 04.02 | | 1 | Темы любви, творчества и вечности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, развитие готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, |
строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: раскрытие своеобразия тем любви, творчества и вечности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
52 | 05.02 | | 1 | Р/р. Контрольное сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Личностные: Воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Метапредметные: развитие умений самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, контролировать и корректировать деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию. Предметные: выявление уровня понимания содержания, идейно- художественных особенностей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». |
А. П. Платонов (2 час.) | | |
53 54 | 07.02 11.02 | | 1 1 | Жизнь, творчество, личность А. П. Платонова. Обзор повести «Сокровенный человек» | Личностные: формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: знакомство с основными этапами жизни и творчества А. П. Платонова; раскрытие проблематики, идейной сущности, художественного своеобразия повести А. П. Платонова «Сокровенный человек»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом |
Б. Л. Пастернак (2 ч) |
55 | 12.02 | | 1 | Б. Л. Пастернак. Личность поэта и особенности его художественного мира. Основные мотивы поэзии | Личностные: развитие эстетического отношения к миру. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: знакомство с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака, выявление основных мотивов поэзии Б. Л. Пастернака, совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом. |
56 | 14.02 | | 1 | Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении. Стихи Юрия Живаго. | Личностные: развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; раскрытие тем человека, истории, природы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
М. А. Шолохов (8 ч) |
57 | 18.02 | | 1 | Жизнь, творчество, судьба М. А. Шолохова. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон» | Личностные: воспитание толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми. Метапредметные: развитие умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов познавательной деятельности. Предметные: знакомство с творческой биографией М. А. Шолохова; рассмотрение «Донских рассказов» и «Лазоревой степи» как произведений, подготовивших создание романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
58 | 19.02 | | 1 | М. А. Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. История создания произведения, специфика жанра | Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; развитие готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: знакомство с творческой биографией М. А. Шолохова; рассмотрение «Тихого Дона» как романа-эпопеи о всенародной трагедии на стыке эпох; раскрытие истории создания романа и своеобразия жанра шолоховской эпопеи; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
59 | 21.02 | | 1 | Первая мировая война в изображении М. А. Шолохова | Личностные: развитие гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед своей Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, работать индивидуально и в группе; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; осмысление авторской концепции М. А. Шолохова событий Первой мировой войны; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
60 | 25.02 | | 1 | Изображение Гражданской войны на страницах романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Личностные: воспитание гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные: развитие умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; осмысление авторской концепции М. А. Шолохова событий Гражданский войны в России XX в.; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом |
61 | 26.02 | | 1 | Женские судьбы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, строить устный монологический ответ, работать индивидуально и в группе; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; рассмотрение женских об- разов и судеб героинь в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
62 | 28.02 | | 1 | Трагедия Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды героем) | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, строить устный монологический ответ, работать индивидуально и в группе; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; раскрытие трагизма Григория Мелехова, поиска правды героем в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
63 | 03.03 | | 1 | Григорий и Аксинья в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, строить устный монологический ответ, работать индивидуально и в группе; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; раскрытие трагизма Григория Мелехова, поиска правды героем в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
64 | 04.03 | | 1 | Р/р. Контрольное сочинение по роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Личностные: воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Метапредметные: развитие умений самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, контролировать и корректировать деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию; совершенствование навыков написания сочинений на заданную тему. |
Предметные: выявление уровня понимания содержания, идейно- художественных особенностей романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». |
А. Т. Твардовский (3 ч) | | |
65 | 06.03 | | 1 | А. Т. Твардовский. Творчество и судьба поэта. | Личностные: формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и гуманистические и демократические ценности. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, строить устный монологический ответ, работать индивидуально и в группе; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; знание биографических истоков творчества А. Т. Твардовского; раскрытие проблематики и идейной сущности поэмы А. Т. Твардовского «За далью - даль»; «По праву памяти»совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
66 | 10.03 | | 1 | Поэмы «За далью- даль», «По праву памяти» |
67 | 11.03 | | 1 | Народный характер поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тѐркин» | Личностные: формирование российской гражданской идентичности; воспитание патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, строить устный монологический ответ, работать индивидуально и в группе; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; раскрытие проблематики и идейной сущности поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тѐркин», совершенствование навыка аналитической работы с лиро-эпическим текстом. |
68 | 13.03 | | 1 | Лирика А. Т. Твардовского | Личностные: формирование российской гражданской идентичности; воспитание патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; раскрытие тематики, проблематики и идейной сущности лирических произведений А. Т. Твардовского; совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом. |
Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч) |
69 | 17.03 | | 1 | Проза, поэзия, драматургия, публицистика периода Великой Отечественной войны | Личностные: формирование российской гражданской идентичности; воспитание патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, строить устный монологический ответ, работать индивидуально и в группе; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера; раскрытие своеобразия поэзии, прозы, драматургии периода Великой Отечественной войны; совершенствование навыка аналитической работы со статьей учебника. |
Литература второй половины XX века (26 час.) |
Литература послевоенных лет (5 час.) |
70 71 72 73 74 | 18.03. 20.03 31.03. 01.04. 03.04 | | 1 1 1 1 1 | В.Быков «Сотников» М.А.Шолохов «Судьба человека» «Лейтенантская проза». В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда» Анализ повести К. Д. Воробьѐва «Убиты под Москвой» В. Кондратьев «Сашка», | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к своему народу, готовности к служению Отечеству, его защите; развитие чувства ответственности перед Родиной. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в группе, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; рассмотрение «лейтенантской прозы» как особо- го явления в военной прозе; раскрытие проблематики, идейной сущности, принципов изображения русского солдата в повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»; а также в повести В.Быкова «Сотников», рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека», повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой», рассказе В.Кондратьева «Сашка»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
Литература «оттепели» (5 час.) |
75-76 | 07.04 08.04 | | 2 | В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» | Личностные: формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в группе, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры; знакомство с основными этапами жизни и творчества В.Т. Шаламова; раскрытие своеобразия «лагерной» темы в «Колымских рассказах»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
А. И. Солженицын (3 ч) |
77 78 | 10.04 14.04 | | 1 1 | А. И. Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича» | Личностные: формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в группе, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры; знакомство с основными этапами жизни и творчества А. И. Солженицына; раскрытие своеобразия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
79 | 15.04 | | 1 | Малая проза А. И. Солженицына. Тема праведничества в рассказе «Матрѐнин двор» | Личностные: развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общественных ценностей. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в группе, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; знакомство с малой прозой А. И. Солженицына; раскрытие темы праведничества в рассказе А. И. Солженицына «Матрѐнин двор»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
Особенности развития поэзии и прозы 50-80-х гг. XX в. (11 час.) |
80 81 82 83 84 | 17.04 21.04 22.04 24.04 28.04 | | 1 1 1 1 1 | Особенности развития поэзии и прозы 50-80-х гг. XX в.И.А. Бродский. Слово о поэте. Лирика. Н.М. Рубцов. «Тихая лирика» в поэзии. Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В Высоцкого, Ю.Кима. Б. Окуджава. Слово о поэте. Деревенская проза». Обзор повестей Б. А. Можаева «Живой», В. И. Белова «Привычное дело» | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, работать индивидуально и в группе, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; знакомство с лирикой поэтов — участников Великой Отечественной войны, рассмотрение эволюции советской поэзии к началу 1980-х гг., знакомство с жизнью и творчеством И. А. Бродского, Н.М. Рубцова, поэтов-бардов А. Галича, Ю. Визбора, В Высоцкого, Ю.Кима,Б. Окуджавы. раскрытие своеобразия их лирики; характеристика общего развития мировой литературы периода 1960—1980-х гг.; совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом. Личностные: развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; раскрытие социально- психологических основ и характерных черт «деревенской прозы»; выявление проблематики и идейной сущности повестей Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. | | | | «поэтического бума», период после «поэтического бума» (обзор). Общая характеристика русской поэзии 1980—1990-х гг. Лирика И. А. Бродского. Современность и «постсовременность» в мировой литературе. | Родину. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, работать индивидуально и в группе, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; знакомство с лирикой поэтов — участников Великой Отечественной войны, рассмотрение эволюции советской поэзии к началу 1980-х гг., рассмотрение эволюции русской поэзии 1980—1990-х гг.; знакомство с жизнью и творчеством И. А. Бродского, раскрытие своеобразия лирики поэта; характеристика общего развития мировой литературы периода 1960—1980-х гг.; совершенствование навыка аналитической работы с лирическим текстом. |
85 | 29.04 | | 1 | В. М. Шукшин: жизнь, творчество, личность. Обзор литературного творчества | Личностные: развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, писать развернутые письменные рассуждения (эссе); продуктивно общаться и взаимодействовать в группе, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: знакомство с этапами творческой и личной биографии В. М. Шукшина; раскрытие проблематики и идейной сущности рассказов В. М. Шукшина «Чудик», «Алѐша Бесконвойный», «Обида»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
86 | 06.05 | | 1 | «Городская» проза Ю. В. Трифонова, А. Г. Битова, Вл. С. Маканина. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. В. Трифонова«Обмен» | Личностные: развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, строить устный монологический ответ; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: рассмотрение феномена «городской прозы» в ракурсе историко- литературного процесса 1960—1980-х гг.; раскрытие проблематики повести Ю. В. Трифонова «Обмен»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
87 88- 89 | 08.05 12.05 13.05 | | 1 | В. Г. Распутин: жизнь, творчество, личность. Нравственные проблемы повести В.Г. Распутина «Живи и помни» | Личностные: развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Предметные: знакомство с этапами творческой и личной биографии В. Г. Распутина; раскрытие проблематики и идейной сущности повести В. Г. Распутина «Живи и помни»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
90-91 | 15.05 19.05 | | 2 | Р.р. Контрольное сочинение по русской литературе второй половины XXвека | Личностные: воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Метапредметные: развитие умений самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, контролировать и корректировать деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию; совершенствование навыков написания сочинений на заданную тему. Предметные: выявление уровня понимания содержания, идейно- художественных особенностей произведений русской литературы второй половины XXвека |
92 | 20.05 | | 1 | Литература на современном этапе | Личностные: развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, строить устный монологический ответ; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: рассмотрение литературы на современном этапе в ракурсе историко- литературного процесса 2000—2010-х гг.; обзор произведений современной прозы; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. | | | | | |
Обзор зарубежной литературы XXвека(2 час.) |
93 94 | 22.05 26.05 | | 1 1 | Б.Шоу . Жизнь и творчество Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор). Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море» | Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в группе, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений мировой культуры; раскрытие духовно-нравственных проблем повести Э. Хемингуэя «Старик и море»; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом. |
95-102 | 27.05 | | 1 | К/р. Контрольная работа за курс 11 класса | Личностные: воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Метапредметные: развитие умений самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, контролировать и корректировать деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, творчески мыслить, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию. Предметные: Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по литературе за 11 класс и за период обучения в средней школе. |