Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры, определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальной традиции, противостоящее этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм. Она, может быть, в большей степени, чем собственно историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам.
Во-вторых, в программе сведены к минимуму разнообразные перечисления и упоминания текстов, которые не должны и не будут прочитаны школьниками, поскольку они не входят в Стандарт общего образования и Примерную программу.
В-третьих, традиционному обзору жизни и творчества писателя автор программы предпочитает категорию судьба, сразу же пытаясь выделить ее доминанту, центральный конфликт. Таким образом, жизнь и творчество каждого изучаемого писателя представлены своеобразными психологическими портретами - «медальонами». Фактическая часть биографии, тем не менее, будет присутствовать как в самом «медальоне», так и в вынесенных в особый раздел основных датах жизни и творчества писателя.
Поскольку биографии Пушкина, Лермонтова и Гоголя должны подробно изучаться в основной школе, биографический аспект в старших классах предполагается заменить историко-литературным: при изучении этих писателей речь пойдет, прежде всего, об их месте в историко-литературном процессе и значении их творчества.
Воспитательное, нравственное значение литературы должно проявиться как при рассмотрении содержания классических произведений, как правило, ориентированных на вечные темы, на проблемы нравственного выбора, так и в рассказе о самих писателях, биографии которых обычно полны настоящего драматизма и человеческой значительности.
Таким образом, опорными конструктивными элементами программы является целостное описание периода или эпохи как историко-культурного единства, изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества и подробный анализ ключевых программных произведений или – если речь идет о поэте – художественного мира писателя.
Содержание курса «Литература 10» на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историка - литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и обобщение изученного в 9 классе. Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историка - литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя.
Предусмотрено освоение учащимися на уроках теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Для реализации учебных задач используются следующие методы: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит осуществить контроль образовательных результатов.
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Учебный предмет федерального компонента. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 ч для обязательного изучения литературы в 10 классе:3 часа в неделю (34 учебные недели).
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать / понимать:
• воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы, воспроизводить содержание литературного произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Деталь. Символ. Подтекст.
-Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки; выразительное чтение художественного текста; осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, чтение по ролям, комментированное чтение, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; устные рассказы по плану; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; анализ и интерпретация произведения; комплексный анализ текста; характеристика, описание героя; сравнительная и групповая характеристика персонажей произведения; иллюстрирование эпизода произведения; проверка умения раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам; проверка умения выявлять подтекст, тесты, составление планов и написание отзывов о произведениях, сочинения.
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Форма и вид контроля | Требования к результатам учебной деятельности, основные виды деятельности (на уровне учебных действий) | Элемент содержания | Тип урока | Дата |
Ученик научится | Ученик сможет научиться |
Общая характеристика эпохи. Литература в 20 веке - 2 часа |
1 | 1 | Двадцатый век: начала и концы | Проблемная лекция, работа с книгой входной | Определение основных тем и проблем русской литературы XX в | создавать собственную аргументацию изученного | Исторические границы 20 века, характеристика исторических событий, характеристика литературного процесса | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
2 | 1 | Литература ХХ века: летопись эпохи. | Проблемная лекция, работа с книгой входной | Назвать основные произведения и писателей русской литературы первой половины XX в. | Создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Характеристика литературного процесса | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
Серебряный век: лики модернизма – 27 часов |
Общая характеристика- 10 часов |
3 | 1 | Серебряный век: ренессанс или упадок | Проблемная лекция, работа с книгой, демонстрация входной | Определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям XX в. | Создавать собственную аргументацию изученного текста | Литературные направления конца 19 – начала 20 веков | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
4 | 1 | Символизм: искусство Иного | Беседа, проблемные задания текущий | работать со стихотворными текстами, поиск необходимой информации в разных источниках | создавать собственную аргументацию изученного текста | Характеристика русского символизма. Анализ стихотворений поэтов-символистов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
5 | 1 | В. Я. Брюсов | Проблемная лекция, работа с книгой текущий | раскрывать основные темы и мотивы в творчестве поэта | создавать собственную аргументацию изученного текста | Свободная работа со стихотворными текстами В. Я. Брюсова | Урок комплексного применения ЗУН | |
6 | 1 | К. Бальмонт | Проблемная лекция, работа с книгой | работать с текстами и дополнительной литературой, составление индивидуальные сообщения о жизни и творчестве поэтов | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизненный и творческий путь К. Бальмонта и А. Белого, идейная и эстетическая позиция, основная проблематика творчества, своеобразие мастерства поэтов | Урок комплексного применения ЗУН | |
7 | 1 | Акмеизм | Беседа текущий | осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить в письменной речи | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Характеристика акмеизма. Анализ стихотворений поэтов- акмеистов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
8 | 1 | Н. С. Гумилев | Лекция, беседа, работа с книгой, текущий | Искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Жизненный и творческий путь поэта, анализ лирики | Урок комплексного применения ЗУН | |
9 | 1 | Футуризм | Лекция, беседа, работа с книгой | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Основные направления футуризма, ярчайшие его представителей | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
10 | 1 | В. Хлебников | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Жизненный и творческий путь поэта. его идейная и эстетическая позицию, основная проблематика творчества, поэта, своеобразие мастерства | Урок комплексного применения ЗУН | |
11 | 1 | А. И. Куприн. «Гранатовый браслет | Беседа входной | работая с текстом, составлять подробную характеристику главным героям произведения | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст, | История создания, тема и проблематика произведения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
12 | 1 | Л. Н. Андреев | урок—дискуссия текущий | Работать с текстом художественного стиля, понимание его специфики. | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст, | Основные образы произведения, своеобразие жанра и композиции произведения, конфликт личности и государства, изображенный в произведении | Комбинированный урок | |
А. А. Блок – 7 часов |
13 | 1 | А. Блок | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизненный и творческий путь А. А. Блока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
14 | 1 | Начало пути | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | раскрывать основные темы и мотивы в раннем творчестве поэта | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ ранних стихов поэта | Комбинированный урок | |
15 | 1 | Путь: утраты и обретения | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | работать со стихотворными текстами | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Программа «вочеловечивания» Блока | Урок комплексного применения ЗУН | |
16 | 1 | Любовь: от Прекрасной Дамы - к Незнакомке | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | работать со стихотворными текстами, поиск необходимой информации в разных источниках | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» | Комбинированный урок | |
17 | 1 | Образ Родины | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | раскрывать основные темы и мотивы в лирическом тексте | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Понимание Блоком современности и истории. Анализ стихов | Комбинированный урок | |
18 | 1 | «Двенадцать | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики. | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | История создания поэмы. Фабула, сюжет и композиция поэмы | Комбинированный урок | |
19 | 1 | «Двенадцать | Самостоятельное планирование и проведение исследования текущий | Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования | сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, вести самост. проектно-исследоват. работу | Символизм поэмы «Двенадцать». Проблема финала | Урок закрепления знаний | |
И. А. Бунин – 5 часов |
20 | 1 | И. А. Бунин | Лекция, беседа, работа с книгой, входной | Находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа. готовить сообщения об основных этапах биографии. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизнь и творчество И. А. Бунина. Особенности творческой манеры писателя | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
21 | 1 | Лирический мир И. Бунина | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Характеристика главных мотивов творчества И. Бунина | Урок закрепления знаний | |
22 | 1 | «Господин из Сан-Франциско» | Проблемные задания, беседа текущий | составлять сравнительную характеристику | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст, | Абсурдность жизни или нелепость смерти? Природа и цивилизация в рассказе | Урок комплексного применения ЗУН | |
23 | 2 | Метафизика любви и смерти в рассказах И. Бунина: | Проблемные задания, беседа | раскрывать основные темы и мотивы в творчестве писателя | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ рассказов из сб. «Темные аллеи» | Комбинированный урок | |
М. Горький – 5 часов |
24 | 1 | М. Горький. | Лекция, входной | Составлять план лекции | | Вехи биографии писателя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
25 | 1 | Ранний Горький | Беседа текущий | работать с текстом художественного стиля, понимание его специфики. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ ранних рассказов писателя. | Урок закрепления знаний | |
26 | 1 | «На дне» | Текущий ОУ | Работать с драматургическим текстом, понимание его специфики | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ пьесы | Комбинированный урок | |
27 | 1 | «На дне» | Беседа текущий | выявлять общественные, нравственных, культурных, духовные ориентиры | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ текста пьесы | Комбинированный урок | |
28 | 1 | Проблема правды и лжи | Проблемные задания тематический | анализируя текст, видеть авторский замысел о правде и лжи в жизни | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Анализ текста пьесы | Урок комплексного применения ЗУН | |
Советский век: две русские литературы или одна? 27 часов |
Общая характеристика- 5 часов |
29 | 1 | Литература и власть | Проблемные задания текущий | видеть, работая с текстом, основные этапы развития литературы 20/30гг. | создавать собственную аргументацию изученного | Характеристика развития литературы 20- 30 годов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
30 | 1 | Роман Е. Замятина «Мы» | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания тематический | осмыслить тему, определить ее границы , воспроизводить содержание романа | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Судьба личности в тоталитарном государстве «Болезнь» Д-503. Рождение «я». Личность и Единое Государство в романе Е. Замятина «Мы» | Урок комплексного применения ЗУН | |
31 | | Роман Е. Замятина «Мы» | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания | Определять основные темы, мотивы и образы повести. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ повести В. Зазубрина «Щепка» | Урок комплексного применения ЗУН | |
32 | 1 | М. М. Зощенко. | Беседа текущий | Работать с текстом художественного стиля, понимать его специфику | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Анализ рассказа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
33 | 1 | В. Набоков «Машенька» | Беседа текущий | Работать с текстом художественного стиля, понимать его специфику | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ рассказа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
В. В. Маяковский - 5 часов |
34 | 1 | Личность и судьба Маяковского | Проблемные задания, беседа входной | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Характеристика творчества В. Маяковского. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
35 | 1 | Лирика Маяковского | Исследовательские задачи текущий | самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ дореволюционной лирики поэта | Урок закрепления знаний | |
36 | 1 | Поэма «Облако в штанах» | Лекция, беседа, работа с книгой, текущий | Раскрывать особенности изображения в произведениях поэта любви | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Чтение отдельных глав и анализ поэмы | Урок комплексного применения ЗУН | |
37 | 1 | Лирика Маяковского 1917-1930 гг. | Лекция, беседа, работа с книгой, текущий | делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве великого пролетарского поэта | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ лирики поэта 1917- 1930 годов | Комбинированный урок | |
38 | 1 | Трагедия поэта | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | Раскрывать особенности изображения в произведениях поэта темы творчества | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов о назначении поэта и поэзии | Комбинированный урок | |
С. А. Есенин - 4 часов |
39 | 1 | Творческий портрет Сергея Есенина | Проблемная лекция, беседа входной | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литературой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | «Поющее сердце России» - Сергей Есенин. Природа и человек в лирике Есенина. Особенности творческого пути поэта. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
40 | 1 | Художественный мир лирики Есенина. | Лекция, беседа, работа с книгой, текущий | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литера- | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Анализ стихотворений поэта. | Урок закрепления знаний | |
41 – 42 | 2 | Эволюция образа родины в лирике Есенина | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | видеть традиции и новаторство в раскрытии темы . | выступать с сообщениями о жизни и творчестве С. Есенина | Анализ стихов поэта . Образ матери, родной природы, русской деревни. | Комбинированный урок | |
М. А. Шолохов - 6 часов |
43 | 1 | М.А. Шолохов. | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | понимать творческий метод писателя, видеть традиции и новаторство его творчества | создавать собственную аргументацию изученного текста | Жизненный и творческий путь писателя. Своеобразие творческой манеры писателя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
44 | 1 | «Война и мир» на донской земле | Проблемные задания текущий | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Самостоятельно работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Обзор романа «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны…» в изображении Шолохова. | Урок комплексного применения ЗУН | |
45 | 1 | «Тихий Дон» как роман о любви. | Лекция, беседа, работа с книгой, тематический | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Самостоятельно работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | История любви Григория Мелехова и Аксиньи. Григорий и Наталья. Образы Дарьи, Дуняшки. | Комбинированный урок | |
46 | 1 | «Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне | Лекция, беседа, работа с книгой, тематический | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Самостоятельно работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Обзор романа «Тихий Дон». Особенности композиции, языка, сюжета романа | Комбинированный урок | |
47 – 48 | 2 | «Одиссея казачьего Гамлета» | Лекция, беседа, работа с книгой, тематический | характеризовать путь нравственных исканий героев | сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, вести самост. проектно-исследоват. работу | Образ Григория Мелехова. Масштабность творческой мысли писателя | Комбинированный урок | |
О. Э. Мандельштам – 3 часа |
49 | 1 | О. Э. Мандельштам | Лекция, беседа, работа с книгой входной | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литера- | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизненный и творческий путь поэта | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
50 | 1 | Поэт и вечность | беседа, работа с книгой, тематический | отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать. работа с лирическим произведением | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ лирики поэта | Комбинированный урок | |
51 | 1 | Поэт и время. | беседа, работа с книгой, тематический | отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать работа с лирическим произведением | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ лирики поэта | Урок комплексного применения ЗУН | |
А. А. Ахматова - 4 часа |
52 | 1 | А. Ахматова. | Лекция, беседа, работа с книгой входной | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литера- | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текст | Личность и судьба А. Ахматовой, ее творчество, эстетические и этические принципы, глубоки психологизме ее произведений. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
53 | 1 | Ранняя лирика А. Ахматовой | Проблемные задания, беседа, работа с книгой, тематический | характеризовать особенности ранней лирики А. Ахматовой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов из сб. «Вечер», «Четки», «Белая стая» | Комбинированный урок | |
54 | 1 | Поэма «Реквием» | Проблемные задания беседа, работа с книгой, тематический | характеризовать путь нравственных и духовных | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | История создания, композиция поэмы, проблематика. | Комбинированный урок | |
55 | 1 | Россия и творчество | Проблемные задания беседа, работа с книгой, тематический | | Работать с лирическим произведением, понимать его специфику | Анализ стихов о Родине, России. | Урок комплексного применения ЗУН | |
М. А. Булгаков - 6 часов |
56 | 1 | М. А. Булгаков | Лекция, беседа входной | . понимать творческий метод писателя, видеть традиции и новаторство его творчества | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Личность и судьба М. Булгакова, его творчество | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
57 | 1 | М. А. Булгаков | Лекция, беседа входной | Понимать специфику произведений писателя | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Обзор творчества писателя | Урок закрепления знаний | |
58 – 59 | 2 | «Мастер и Маргарита». | Проблемные задания, беседа тематический | | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Самостоятельно работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики. | История создания и смысл названия произведения, роман в романе, проблематика | Комбинированный урок | |
60 | 1 | Булгаковская Москва. | Проблемные задания, беседа тематический | видеть в процессе анализа эпизодов, понимать смысл, вкладываемый автором в данный отрывок | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ романа. Москва 30 годов. Направленность сатиры | Комбинированный урок | |
61 | 1 | Роман о любви и творчестве. | Проблемные задания, беседа итоговый | выявлять проблему финала романа | создавать собственную аргументацию изученного текста | Образ Маргариты. Смысл финала. Свет и покой в романе. | Урок комплексного применения ЗУН Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |
М. И. Цветаева - 3 часа |
62 | 1 | Быт и бытие М. Цветаевой | Проблемная лекция, беседа, входной | раскрывать проблему истинных ценностей в поэзии М. Цветаевой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизнь и творчество М. Цветаевой | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
63 | 1 | Быт и бытие М. Цветаевой | беседа, проблемные задания текущий | Работать с текстом лирического произведения, понимать его | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Лирическая героиня М. Цветаевой. Поэтика М. Цветаевой | Урок закрепления знаний | |
64 | 1 | Быт и бытие М. Цветаевой | беседа, проблемные задания текущий | определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний) поздней лирики поэтессы | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Поздняя цветаевская лирика | Комбинированный урок | |
Б. Л. Пастернак - 5 часа |
65 | 1 | Б. Пастернак | Лекция, беседа, работа с книгой входной | раскрывать проблему истинных ценностей в поэзии Б. Пастернака | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Личность и судьба Б. Пастернака | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
66 | 1 | Мотивы любви и природы в лирике Б. Пастернака | беседа, работа с книгой текущий | видеть в процессе анализа стихов, какой смысл вкладывает поэт в лирические образы | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов о любви и природе Б. Пастернака | Комбинированный урок | |
67 | 1 | Образ поэта | беседа, работа с книгой текущий | Самостоятельно работать с текстами и дополнительной литературой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов Б Пастернака | Комбинированный урок | |
68 | 1 | «Доктор Живаго» | Лекция, беседа, работа с книгой входной | Самостоятельно работать с текстом и дополнительной литера- | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Обзор романа | Комбинированный урок | |
69 | 1 | Стихи Юрия Живаго | беседа, работа с книгой текущий | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литературой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов из романа «Доктор Живаго» | Урок комплексного применения ЗУН | |
А. А. Платонов –2 часа |
70 | 1 | А. Платонов | Лекция, беседа, работа с книгой входной | работать с текстом художественного стиля, понимать его специфику | дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Анализ рассказов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
71 | 1 | А. Платонов | беседа, работа с книгой текущий | работать с текстом художественного стиля, понимать его специфику | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ рассказа «Фро». Проблематика рассказа | Урок комплексного применения ЗУН | |
Советский век: на разных этажах. Литература 1940 -1990 гг.- 43 часа |
Общая характеристика- 4 часа |
72 | 1 | Литература и война | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | Понимать специфику литературного процесса | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Основные темы и проблемы русской литературы в период ВОв.: тема свободы, духовно-нравственных исканий человека, нравственного идеала , силы духа советского человека | Комбинированный урок | |
73 | 1 | Литература и власть | Проблемная лекция, работа с книгой, текущий | Понимать специфику литературного процесса | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Основные темы и проблемы русской литературы в 50 – 60 годы | Комбинированный урок | |
74 | 1 | Поэзия шестидесятников | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | самостоятельно | работать с текстами лирики | Основные мотивы лирики 60 годов 20 века. Анализ лирики | Комбинированный урок | |
75 | 1 | Литература 1960-1980 гг | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | Понимать специфику литературного процесса | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Основные темы и проблемы русской литературы в 60-80 гг.: тема свободы, нравственного идеала , духовно-нравственных исканий человека в период застоя | Комбинированный урок | |
А. Т. Твардовский – 3 часа |
76 | 1 | А. Твардовский | Проблемная лекция, беседа, входной | Понимать эстетические и этические принципы поэта, его произведения. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Основные вехи биографии поэта. Основные мотивы лирики. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
77 | 1 | «Василий Теркин» | Беседа текущий | Работать с текстом лирического произведения, понимать его образную природу | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ поэмы «Василий Теркин» | Комбинированный урок | |
78 | 1 | Совесть и память | Беседа текущий | Работать с текстом лирического произведения, понимать его образную природу | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ лирики о ВОВ | Комбинированный урок | |
А. И. Солженицын - 4 часов |
79 | 1 | А. И. Солженицын | Проблемная лекция, работа с книгой, входной | Понимать творческий метод писателя | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Уникальность жизни и творчества А. Солженицына. Основные темы и проблемы произведений писателя: тема духовной свободы, нравственной чистоты | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
80 – 81 | 2 | «Один день Ивана Денисовича». | беседа, проблемные задания текущий | Анализировать текст, выделяя основные проблемы | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | История создания, проблематика рассказа | Урок закрепления знаний | |
82 | 1 | «Один день Ивана Денисовича». | беседа, проблемные задания текущий | Составлять характеристику героя | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ содержания рассказа | Комбинированный урок | |
83 | 1 | «Один день Ивана Денисовича». | Самост. работа итоговый | Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования | создавать собственную аргументацию изученного текста | Ответ на проблемный вопрос | Урок комплексного применения ЗУН | |
В. М. Шукшин -3 часа |
84 | 1 | В. Шукшин | Проблемная лекция, беседа, входной | Понимать своеобразие творчества писателя, анализировать его произведения | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Основные вехи биографии Шукшина. Обзор его литературы и кинематографич. творчества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
85 | 1 | «Чудики» и философы В. Шукшина | Беседа текущий | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ рассказов Шукшина | Комбинированный урок | |
86 | 1 | «Чудики» и философы В. Шукшина | Беседа текущий | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ рассказов Шукшина | Комбинированный урок | |
Н. М. Рубцов - 2 часа |
87 | 1 | Н. Рубцов | Проблемная лекция, беседа, входной | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | Работать с текстом лирического произведения создавать собственную аргументацию изученного текста | Личность поэта. Основные мотивы его творчества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
88 | 1 | Н. Рубцов | Беседа текущий | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | Работать с текстом лирического произведения, создавать собственную аргументацию изученного текста | Традиции и новаторство в лирике Рубцова | Комбинированный урок | |
В. С. Высоцкий - 2 часа |
89 | 1 | В. С. Высоцкий | Проблемная лекция, беседа, входной | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | Личность и судьба поэта. Основные мотивы лирики | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
90 | 1 | В. С. Высоцкий | Беседа, текущий | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | Анализ лирики поэта | Комбинированный урок | |
Ю. В. Трифонов – 3 часа |
91 | 1 | Ю. Трифонов | Проблемная лекция, работа с книгой, входной | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | Личность и судьба писателя. Отражение истории и современности в произведениях писателя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
92 | 1 | Ю. Трифонов | Беседа текущий | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ рассказов писателя. | Комбинированный урок | |
93 | 1 | Ю. Трифонов | Беседа текущий | Выделять в творчестве поэта вечные темы. Обосновывать свой ответ | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ рассказов писателя. | Комбинированный урок | |
С. Д. Довлатов – 2 часа |
94 | 1 | С. Довлатов. | Проблемная лекция, работа с книгой, входной | Понимать своеобразие творчества писателя, анализировать его произведения | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Личность и судьба писателя. Обзор творчества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
95 | 1 | С. Довлатов. | Беседа текущий | Анализировать текст, выделяя основные проблемы | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ рассказов писателя | Комбинированный урок | |
И. А. Бродский - 2 часа |
96 | 1 | И.Бродский | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию | Личность и судьба поэта. Основные мотивы лирики | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
97 | 1 | И.Бродский | Беседа, текущий | Самостоятельно работать с лирическим текстом, понимать его специфику | дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию | Анализ лирики поэта | Урок комплексного применения ЗУН | |
А. В. Вампилов -2 часа |
98 | 1 | А.Вампилов | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | Понимать специфику драматического произведения, анализировать пьесы Вампилова, понимать затронутые проблемы | аргументировано оценивать текст, | Личность и творчество драматурга, Обзор творчества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
99 | 1 | А.Вампилов | Беседа текущий | Выделять вечные темы в пьесах, обосновывать свой ответ | аргументировано оценивать текст, создавать собственную аргументацию изученного текста | Особенность вампиловского творчества, его «театр» | Комбинированный урок | | |
Повторение и обобщение изученного – 2 часа |
100 – 101 | 2 | Повторение и обобщение изученного | Тематический Итоговый тест | Понимать и сопоставлять творческие методы писателей | сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, вести самостоятельную проектно-исследовательскую работу | Анализ развития литературы 20 века | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Литературная ситуация рубежа 20-21 вв. –1 час |
102 | 1 | Повторение изученного | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | Владеть монологической и диалогической речью, понимать оппонента, понимать основные принципы триединства: писатель-книга-читатель | создавать собственную аргументацию изученного текст сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, вести самостоятельную проектно-исследовательскую работу | основные принципы триединства: писатель-книга-читатель | Урок комплексного применения ЗУН | |