Рабочая программа по литературе 10 класс.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе программно - методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М Щербаковой, НМ. Платоновой, М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2006 г. и учебного плана учреждения.
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящая программа составлена на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Цель программы:
Цель программы по родной литературе в 10 классе состоит в дальнейшей работе по совершенствованию навыка чтения и умений полноценно воспринимать литературное произведение во всей его многогранности и полноте (в единстве содержательной и языковой сторон произведения). Подчиняясь общей цели обучения, такой предмет имеет и свою цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально - бытовой ориентированности, затем более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах , полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.
Задачи программы:
совершенствование техники чтения;
повышение способности понимать прочитанное;
формирование интереса к чтению;
понимание значения навыка чтения;
развитие как устной, так и письменной речи.
Принципы построения программы:
Структура программы по литературному чтению в 10 классе сохраняет основные подходы, заложенные в программе по чтению в 5—9 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения.
Основными принципами построения программы являются: монографический, художественно-эстетический и литературоведческий.
Согласно учебному плану в 10 классе на уроки литературы отведено 33 часа, т.е. по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Читать вслух правильно, бегло, выразительно;
Осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты Самостоятельно выявлять тему произведения;
Выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);
Составлять элементарную характеристику героя с использованием слов и выражений автора;
Самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки;
Пересказывать текст по плану;
Находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;
Заучить наизусть 5 стихотворений,1 прозаический отрывок;
Читать произведения отечественных и зарубежных авторов, отрывки из которых изучались на уроках классного чтения.
Читать статьи из журналов и газет.
Содержание учебного предмета
Введение. Жанры литературы. О книге и чтении.
Устное народное творчество.
Старинные русские пословицы и поговорки. Песни, частушки, пестушки, потешки, считалочки, скороговорки, загадки. Народные сказки.
Русская литература XIX века.
И.А.Крылов. Слово о писателе. Басни. Мораль басен.
А. С. Пушкин. Лирика: «Я помню чудное мгновенье…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Осмысление жизни, творчества, любви, природы.
М.Ю. Лермонтов. Жизненный путь. Лирика: «Выхожу один я на дорогу». Осмысление жизни, творчества, любви, природы.
Л.Н.Толстой. Жизненный путь. Рассказ «Поликушка. Историко-бытовой комментарий к рассказу. Описание событий глазами барыни, приказчика, старика Дутлова, как отражение внутреннего мира каждого из них.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приёмы сказочного повествования.
Русская литература XX века.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Сатира и юмор произведений А.П. Чехова. Историко-бытовой комментарий к рассказам «»Злоумышленник».
М. Горький. Слово о писателе. Историко-бытовой комментарий к рассказу «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой.
Н.Н. Заболоцкий. Слово о поэте. «Я воспитан природой суровой», «Журавли». Одухотворённость природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека.
С. Есенин. Слово о поэте. Лирика. Тема Родины и русской природы в произведениях.
В.В. Мяковский. Слово о поэте. «Стихи о советском паспорте». Гордость за своё отечество, патриотизм.
М.В. Шолохов Слово о писателе. Судьба человека на войне, проявление твёрдости духа, мужества, чувства собственного достоинства, доброты.
К. Симонов Слово о писателе. Слово о писателе. Историко-бытовой комментарий к произведениям «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Родина».
В.Шукшин. Слово о писателе. Историко-бытовой комментарий к рассказу «Микроскоп».
Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Историко - бытовой комментарий к жанру «авторская песня». «Песня об Арбате», «Последний троллейбус». Чувство любви к людям, Родине, родному городу.
Зарубежная литература.
Литературные сказки. Ш.Перро. В. Гауф, Г.Х. Андерсен.
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Внеклассное чтение.
Чтение статей в газетах и журналах.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Устное народное творчество | 3 |
3 | Народные сказки | 2 |
4 | Литературные сказки | 1 |
5 | Из произведений русской литературы XIX века | 7 |
6 | Из произведений русской литературы XX века | 16 |
7 | Зарубежная литературы | 1 |
8 | Внеклассное чтение | 2 |
Всего | | 33 |
Литература:
1.Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксёнова. – М.: Издат. Центр. ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
2. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений./ А.Г.Зикеев– М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. –200с
3.Ипполитова, Н.А.Развитие речи школьников в процессе обучения чтению/Н.А.Ипполитова//Русский язык в школе.1997.-№1.
4.Канакина, В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря. / В.П.Канакина //Начальная школа. 1990. - №3.
5. Программно- методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.;ВЛАДОС, 2006г- 331с.
6.Светловская, Н.Н.Нравственное воспитание школьников в процессе обучения чтению//Начальная школа.1983.-№10.
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе в 10 классе
№ п/ п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1 | Введение. Образное отражение жизни в литературе. О книге и чтении. Жанры литературы. | 03.09 | | |
2 | Устное народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, пестушки и потешки, считалочки, скороговорки, загадки. | 10.09 | | |
3 | Красота и доброта народных песен. Юмор частушек. | 17.09 | | |
4 | Народная мудрость пословиц и поговорок, их меткость и точность, краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. | 24.09 | | |
5 | Народные сказки. Сказки волшебные, сказки бытовые, сказки о животных. Литературные приёмы. | 01.10 | | |
6 | Народные сказки. Сказки волшебные, сказки бытовые, сказки о животных. Сказка «Звери в яме» | 08.10 | | |
7 | Литературные сказки. Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, Э. Успенский. | 15.10 | | |
8 | И.А. Крылов - жизненный путь (основные этапы). Басни. Содержание басен. Мастерство диалога в басне. Мораль басен. | 22.10 | | |
9 | А.С. Пушкин - жизненный путь (основные этапы). Лирика: «Я помню чудное мгновенье…», « Я памятник воздвиг нерукотворный». Осмысление жизни, творчества, любви, природы. | 29.10 | | |
10 | М.Ю. Лермонтов - жизненный путь (основные этапы). Лирика. « Выхожу один я на дорогу». Осмысление жизни, творчества, любви, природы. | 12.11 | | |
11 | Л.Н. Толстой - жизненный путь (основные этапы). Рассказ «Поликушка». Историко-бытовой комментарий к рассказу. | 19.11 | | |
12 | Л.Н. Толстой Рассказ «Поликушка». Описание событий глазами барыни, приказчика, старика Дутлова, как отражение внутреннего мира каждого из них. | 26.11 | | |
13 | М.Е. Салтыков-Щедрин - слово о писателе, жизненный путь. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма трудолюбию и находчивости. | 03.12 | | |
14 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приёмы сказочного повествования | 10.12 | | |
15 | А.П. Чехов - слово о писателе, жизненный путь (основные этапы). Сатира и юмор произведений А.П. Чехова. Историко – бытовой комментарий к рассказу «Злоумышленник». | 17.12 | | |
16 | Внеклассное чтение: чтение статей в газетах и журналах. | 24.12 | | |
17 | М. Горький - слово о писателе, жизненный путь (основные этапы). | 14.01 | | |
18 | Историко-бытовой комментарий к рассказу «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. | 21.01 | | |
19 | Н.Н. Заболоцкий - слово о поэте, жизненный путь (основные этапы). | 28.01 | | |
20 | Н.Н. Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство с ней человека в стихотворениях «Я воспитан природой суровой», «Журавли». | 04.02 | | |
21 | С.А. Есенин - слово о поэте, жизненный путь (основные этапы). | 11.02 | | |
22 | С.А. Есенин. Тема Родины и русской природы в произведениях. Нежность «ко всему живому» в стихотворении «Собаке Качалова». | 25.02 | | |
23 | В.В. Маяковский - жизненный путь (основные этапы). Историко - бытовой комментарий к произведениям. | 04.03 | | |
24. | В.В. Маяковский. Гордость за своё отечество, патриотизм. Оценка событий текущей жизни с позиции грядущего будущего в стихотворении «Стихи о советском паспорте». | 11.03 | | |
25 | М.В. Шолохов - слово о писателе, жизненный путь (основные этапы). | 18.03 | | |
26 | М.В. Шолохов. Судьба человека на войне, проявление твёрдости духа, мужества. Торжество добра над жестокостью жизни. Рассказ «Судьба человека» | 01.04 | | |
27 | К. Симонов - жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведениям «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Родина». Художественная правда о человеке на войне, о сражающемся народе. | 08.04 | | |
28. | В.М. Шукшин - слово о писателе, жизненный путь (основные этапы). | 15.04 | | |
29 | В.М. Шукшин. Историко-бытовой комментарий к рассказу «Микроскоп». | 22.04 | | |
30 | Б.Ш. Окуджава - слово о поэте, жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к жанру «авторская песня». | 29.04 | | |
31 | Б.Ш. Окуджава «Песня об Арбате», «Последний троллейбус». Чувство любви к людям, Родине, родному городу. | 06.05 | | |
32 | Зарубежная литература. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 13.05 | | |
33 | Внеклассное чтение: чтение статей в газетах и журналах. | 20.05 | | |
34 | Внеклассное чтение: чтение справочной литературы по различным направлениям. | 27.05 | | |