СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 322

Фрунзенского района Санкт-Петербурга


РАССМОТРЕНА

На заседании МО

_____________ __________________

«______»______________ 2020__г.

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета ГБОУ СОШ №322

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

протокол № .… от ….. ____________ г

секретарь Педагогического совета

__________ _________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе


основное общее образование


Класс: 10 а

Учитель: Гажева Т.В.


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента

Государственного образовательного стандарта основного общего образования.





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 322

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

_________ Е.Н. Лебедева

«______»______________ 2020г.









Санкт-Петербург


2020/2021 учебный год





Пояснительная записка.


1.Нормативные правовые документы.


Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для 5-9 классов);

  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  4. Распоряжение Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

  5. Распоряжение Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год».

  6. Инструктивно-методическое письмо № 03-28-3775/20-0-0 от 23.04.2020 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»;







10.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11.

  • Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». – 2019.




12.

Уставом ГБОУ СОШ № 322 Фрунзенского района Санкт - Петербурга


13.

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Литература»

  • - образовательная программа школы;

  • - положение о Рабочей программе;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, реализующих программы общего образования в 2019/2020 учебном году №253


В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка с требованиями ФГОС к результатам обучения; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.











Общая характеристика учебного предмета

Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры, определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальной традиции, противостоящее этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм. Она, может быть, в большей степени, чем собственно историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам.

Настоящая программа базовой школы строится, прежде всего, как история литературы.

Во-первых, в ней применена укрупненная периодизация: не по десятилетиям или полустолетиям, а по направлениям или историко-культурным эпохам.

Во-вторых, в программе сведены к минимуму разнообразные перечисления и упоминания текстов, которые не должны и не будут прочитаны школьниками, поскольку они не входят в Стандарт общего образования и Примерную программу.

Изучать литературу как искусство необходимо, прежде всего, в процессе совместного медленного чтения. Поэтому программа строится на детальном монографическом анализе ключевых произведений русской классической литературы, входящих в «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень». Причем этот анализ должен вестись с подробным цитированием, точным указанием на источники (части, главы, действия драмы), чтобы каждый шаг, каждое утверждение было проиллюстрировано текстом изучаемого произведения.

В-третьих, традиционному обзору жизни и творчества писателя автор программы предпочитает категорию судьба, сразу же пытаясь выделить ее доминанту, центральный конфликт. Таким образом, жизнь и творчество каждого изучаемого писателя представлены своеобразными психологическими портретами - «медальонами». Фактическая часть биографии, тем не менее, будет присутствовать как в самом «медальоне», так и в вынесенных в особый раздел основных датах жизни и творчества писателя.

Поскольку биографии Пушкина, Лермонтова и Гоголя должны подробно изучаться в основной школе, биографический аспект в старших классах предполагается заменить историко-литературным: при изучении этих писателей речь пойдет, прежде всего, об их месте в историко-литературном процессе и значении их творчества.

Воспитательное, нравственное значение литературы должно проявиться как при рассмотрении содержания классических произведений, как правило, ориентированных на вечные темы, на проблемы нравственного выбора, так и в рассказе о самих писателях, биографии которых обычно полны настоящего драматизма и человеческой значительности.

Таким образом, опорными конструктивными элементами программы является целостное описание периода или эпохи как историко-культурного единства, изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества и подробный анализ ключевых программных произведений или – если речь идет о поэте – художественного мира писателя.

Содержание курса «Литература 10» на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историка - литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и обобщение изученного в 9 классе. Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историка - литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя.

Предусмотрено освоение учащимися на уроках теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Для реализации учебных задач используются следующие методы: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит осуществить контроль образовательных результатов.


Цели и задачи

Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической

и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.


Место предмета в учебном плане

Учебный предмет федерального компонента. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 ч для обязательного изучения литературы в 10 классе:3 часа в неделю (34 учебные недели).

Программа составлена с учетом корректировки в связи с государственными праздниками.


Учебно-методический комплекс

Для учащихся:

  • Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». – 2019.

Для учителя:

  • Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». – 2019.

  • Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыго. – М.: Эксмо, 2017.

  • Русская литература XIX – XX вв. в вопросах и ответах / О. Е. Гайбарян. – Ростов н/Д: Феникс, 2017

  • Сборник кроссвордов по литературе / И. П. Степанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.slovopedia.com/

  2. http://feb-web.ru/

  3. http://lit.1september.ru/

  4. http://nsportal.ru/


Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать / понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой
    эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных перио­дах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:

• воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы, воспроизводить содержание литературного произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс.

  • Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХГХ-ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы : роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Ста­дии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
    Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Сис­тема образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

- Деталь. Символ. Подтекст.

-Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

- Гипербола. Аллегория.

-Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.


Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки; выразительное чтение художественного текста; осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, чтение по ролям, комментированное чтение, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; устные рассказы по плану; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; анализ и интерпретация произведения; комплексный анализ текста; характеристика, описание героя; сравнительная и групповая характеристика персонажей произведения; иллюстрирование эпизода произведения; проверка умения раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам; проверка умения выявлять подтекст, тесты, составление планов и написание отзывов о произведениях, сочинения.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ по четвертям.


Учебно-тематический план

10 класс

3 часа в неделю, всего 102 часа


Раздел программы

Всего часов

В том числе

Сочинений

Самостоятельных работ

Тестовых работ

Повторение и обобщение изученного в 9 классе

3

-

1

-

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика.

10

-

1

-

Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика.

2

-

-

-

Фёдор Иванович Тютчев.

4

-

-

1

Афанасий Афанасьевич Фет.

4

-

-

1

Иван Александрович Гончаров.

5

-

-

1

Александр Николаевич Островский.

5

1

-

-

Иван Сергеевич Тургенев.

10

1

1

-

Фёдор Михайлович Достоевский.

10

1

-

1

Лев Николаевич Толстой.

15

1

1

-

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

5

-

-

1

Николай Алексеевич Некрасов.

6

1

-

1

Николай Семёнович Лесков.

4

-

1

-

Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика.

2

-

-

-

Антон Павлович Чехов.

12

1

1

1

Итоги века.

2

-

-

1

Резервные уроки.

3

-

-

-

ИТОГО

102

6

6

8



содержание КУРСА

Повторение и обобщение изученного в 9 классе (3 ч.)

Литература: зачем и для кого? Литература как искусство слова.

Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство.

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. (10 ч.)

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой.

Александр Сергеевич Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры. Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. Поэма «Медный всадник». «Медный всадник»: поэма или повесть? Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы».

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман.

Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение). «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе.

Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. (2 ч.)

Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России. «Двух станов не боец…» (творчество Алексея Константиновича Толстого).

Фёдор Иванович Тютчев. (4 ч.)

Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева.

Афанасий Афанасьевич Фет. (4 ч.)

Судьба поэта: Шеншин против Фета. «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев) Художественный мир Фета. Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета.

Иван Александрович Гончаров. (5 ч.)

Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры…» (А.С. Пушкин).

«Ты – Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова). «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя.

Александр Николаевич Островский. (5 ч.)

«Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев). «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Проблема свободы и воли. Спор о «Грозе»: временное и вечное.

Иван Сергеевич Тургенев. (10 ч.)

Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи в романе. Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?

Фёдор Михайлович Достоевский. (10 ч.)

Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему». Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе. Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы». Раскольников, его двойники и антиподы. «Вечная Сонечка». Идея преумножения добра. Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв).

Лев Николаевич Толстой. (15 ч.)

«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»: «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия. «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. «1805 год». Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои». «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев.

«Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами» Анализ эпизодов второго тома. Андрей Болконский: «живая мысль». Пьер Безухов: «живая душа». Наташа Ростова: «живая жизнь». Война 1812 года: Бородинское сражение. Наполеон и Кутузов. Философия истории. «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. ВЧ Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (5 ч.)

«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…». «Сказки для детей изрядного возраста» (обзор) «История одного города»: Глупов перед судом истории (2 ч.). Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке. РР Развитие речи.

Николай Алексеевич Некрасов. (6 ч.)

Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы, любовь… «Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А. Некрасова. Муза Н.А. Некрасова. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». «Кому на Руси жить хорошо» «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор и герои.

Николай Семёнович Лесков. (4 ч.)

Слово о Лескове.Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.Праведники у Лескова. Рассказ "Однодум". "Очарованный странник". Особенности композиции и образ главного героя. Иван Флягин - один из праведников земли русской.

Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. (2 ч.)

Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов.

Антон Павлович Чехов. (12 ч.)

«Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?». Рассказы: «Я не писатель – я …» (М.А. Булгаков). Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). «Вишневый сад»: «В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…» (А.П. Чехов). «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». «Пьесу назову комедией»: проблема жанра.

Итоги века. (2 ч.)

Обобщение. Итоговый контроль.

Резервные уроки (3)



































Календарно – тематическое планирование по литературе 10 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Планируемые

 сроки проведения

Фактические сроки

Повторение и обобщение изученного в 9 классе. (3 ч.)

1

Литература: зачем и для кого?

1

Комбинированный урок

Участвовать в полемике «Роль чтения, образования в современном мире», понимать логику программного курса, принимать участие в его корректировке.

Работа в классе



2

Писатель и эпоха

1

Урок обобщения и систематизации

Составлять краткий хронограф (синхронистическую таблицу) «История отечественной литературы от древнерусского периода до первой половины XIX века». Презентовать портретную галерею классиков указанного периода. Проводить сопоставительный анализ фрагментов текста. Формулировать выводы о роли изученного периода культуры.

Работа в классе, Д/З



3

Общая характеристика литературы XIX века.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. (10 ч.)

4

Лирика Пушкина

1

Урок обобщения и систематизации

Выразительно читать приготовленные самостоятельно подборки лирики А.С.Пушкина по определенной тематике. Делать самостоятельные обобщения и выводы по теме. Составлять вступительные статьи, подбирать состав стихотворений с объяснением тематики, концепции выбора, готовить выразительное чтение, исторический комментарий, анализ стихотворений, подбирать музыкальное, иллюстративное сопровождение. Готовить и проводить заочную или очную экскурсию по пушкинскому Петербургу. Составлять план проведенной экскурсии или выполнять проект рекламного буклета.

Работа в классе



5

Философская лирика Пушкина

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



6

"Медный всадник»

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



7

Трагический конфликт человека и истории

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



8

Лирика Лермонтова

1

Урок обобщения и систематизации

Осуществлять сопоставительный анализ стихотворений. Записывать ассоциации, ключевые слова, образы, готовить чтение, исторический комментарий, анализ стихотворений. Выразительное чтение как интерпретация. Уметь аргументировать собственное мнение.

Работа в классе, Д/З



9

Баллады Лермонтова

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



10

Образ Родины

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



11

Н. В. Гоголь

1

Урок обобщения и систематизации

Самостоятельно читать и обрабатывать материалы учебно-научной и критической статьи о личности писателя, структурировать их, учитывая следующие факторы: особенности личности, социальная направленность творчества. Готовить, организовывать и проводить заочную экскурсию «Петербург Гоголя». Наносить на карту адреса Гоголя и его персонажей.

Работа в классе, Д/З



12

"Невский проспект»

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



13

Наследие и наследники.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. (2 ч.)

14

Натуральная школа

1

Урок ознакомления с новым материалом

Активно слушать и перерабатывать

лекционный материал, делать конспект,

формулировать вопросы и выводы.

Читать и интерпретировать учебно-

научную статью учебника. Маркировать

текст. Обобщать пройденный материал в

форме устного и письменного ответа.

Создавать презентацию.

Работа в классе



15

Н. Г. Чернышевский и Н. С. Лесков: два взгляда на путь России.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



Фёдор Иванович Тютчев. (4 ч.)

16

Поэтическая судьба Тютчева

1

Урок ознакомления с новым материалом

Выразительно читать приготовленные самостоятельно подборки лирики. Записывать ассоциации, ключевые слова, образный ряд. Работать в составе группы и индивидуально. Собирать материал об адресатах любовной лирики. Презентовать его в оптимальной форме.

Работа в классе



17

Художественный мир Тютчева

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



18

Тема любви и природы.

1

Комбинированный урок

Чтение наизусть



19

Философская лирика Тютчева.

1

Комбинированный урок

Тестовая работа



Афанасий Афанасьевич Фет. (4 ч.)

20

Шеншин против Фета.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Делать устный выборочный пересказ. Составлять конспект учебно-научной статьи. Производить сопоставительный анализ стихотворений. Выполнять задание исследовательского характера. Формулировать устный ответ в рамках групповых заданий. Формулировать итоговый ответ на основе модели.

Работа в классе



21

Художественный мир Фета.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



22

Мир усадьбы

1

Комбинированный урок

Тестовая работа



23

Чтение стихов поэта наизусть.

1

Урок контроля

Чтение наизусть



Иван Александрович Гончаров. (5 ч.)

24

Лличность и судьба И. А. Гончарова.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельно читать и обрабатывать информацию о биографии писателя, составлять краткий связный рассказ по теме. Составлять схему и рассказывать о системе персонажей, о композиции романа. Выразительно читать фрагменты. Осуществлять комментарий, аналитические действия.

Характеризовать и сопоставлять

персонажей. Анализировать и

структурировать вопросы учебника.

Писать сочинение, корректировать

написанное.

Работа в классе



25

Роман "Обломов»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в классе, Д/З



26

Обломов и Штольц

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



27

Испытание любовью

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



28

Идеал и идиллия.

1

Комбинированный урок

Тестовая работа



Александр Николаевич Островский. (5 ч.)

29

Островский "Гроза".

1

Урок ознакомления с новым материалом

Составление учащимися плана лекции. Читать, инсценировать, интерпретировать, анализировать фрагменты драмы «Гроза». Составлять связный ответ, используя материалы таблицы. Готовить вопросы и участвовать в полемике: «Жестокие нравы города Калинова: кто виноват?» Составить несколько связных ответов в краткой форме (5-10 предложений).

Работа в классе



30

Жанр, фабула, конфликт, язык.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



31

"Жестокие нравы" города Калинова

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



32

Проблема свободы и воли.

1

Комбинированный урок

Домашнее сочинение



33

Спор о "Грозе

1

Комбинированный урок

Коллективная работа



Иван Сергеевич Тургенев. (10 ч.)

34

Тургенев "Отцы и дети".

1

Урок ознакомления с новым материалом

Аналитическая переработка текста

учебно-научной статьи по предложенной модели. Выразительно читать диалоги героев в лицах. Давать устный и письменный ответ ограниченного объема на проблемный вопрос. Делать пересказ-анализ эпизода. Участвовать в дискуссии. Писать аннотацию, отзыв или заметку на одну из статей о романе. Давать исторический и реальный комментарий к тексту. Составлять пакет вопросов по прочтении романа Тургенева «Отцы и дети». Практически осуществлять анализ текста, знать алгоритмы аналитических действий. Участвовать в полемике по выявлению авторской позиции в романе.

Работа в классе, Д/З



35

Тургенев "Отцы и дети".

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



36

И.С.Тургенев "Отцы и дети"


1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



37

Базаров и оппоненты.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в классе, Д/З



38

Базаров и его последователи

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



39

Базаров на рандеву

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



40

Испытание смертью

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



41

Автор и его герой.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



42

Полемика о главном герое

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



43

РР. Классное сочинение.

1

Урок развития речи

Сочинение



Фёдор Михайлович Достоевский. (10 ч.)

44

Ф. М. Достоевский

1

Урок ознакомления с новым материалом

Составлять таблицу по материалам учебно-научной статьи. Проводить самоанализ по вопросам. Подготовить заочную экскурсию «Петербург Достоевского». Объяснять смысл теории Раскольникова, цитировать в ответе фрагменты из текста. Объяснять композицию романа, наличие детективных элементов в сюжете. Читать, анализировать ключевые эпизоды. Объяснять систему персонажей в произведении. Предлагать вопросы для дискуссии. Участвовать в полемике. Создавать письменное высказывание заданного объема. Давать ответ по теории литературы (по выбору). Развивать предложенный тезис. Создавать кластер. Создавать развернутый план сообщения. Писать и редактировать сочинение.

Творческая работа



45

Роман "Преступление и наказание

1

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в классе, Д/З



46

"Петербургский миф"

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



47

"Униженные и оскорблённые" в романе.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



48

Раскольников как человек идеологический

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



49

Раскольников, его двойники.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



50

"Вечная Сонечка".

1

Комбинированный урок

Домашнее сочинение



51

Автор и его герой.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



52

Испытание идеи

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



53

Р.Р.Сочинение

1

Комбинированный урок

Тестовая работа



Лев Николаевич Толстой. (15 ч.)

54

Судьба Толстого.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Собирать информацию о жизненном пути Л.Н. Толстого с использованием разных источников (лекция учителя, материалы учебника, научно-популярные и художественные фильмы, материалы Интернета). Составлять тезисный план. Составлять таблицы на основе поисковой деятельности. Участвовать в дискуссии. Формулировать особенности романа- эпопеи. Подробно и кратко пересказывать эпизоды из романа и анализировать их. Характеризовать проблематику, композицию, систему

персонажей, философию истории в понимании писателя и ее отражение в

романе. Проводить сопоставительный

анализ персонажей. Составлять исторический комментарий. Готовить презентацию. Составлять таблицу, сравнительную характеристику. Понимать определения «мысли семейной» и «мысли народной» в романе-эпопее. Создавать письменные работы разного объема. Корректировать написанное.

Работа в классе



55

"Севастопольские рассказы".

1

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в классе, Д/З



56

Роман "Война и мир»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в классе, Д/З



57

"Война и мир"

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



58

1805 год

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



59

"Диалектика души"

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



60

"Настоящая жизнь людей". "

1

Комбинированный урок

Коллективная работа



61

Андрей Болконский

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



62

Пьер Безухов :

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



63

Наташа Ростова

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



64

: Бородинское сражение.

1

Комбинированный урок

Творческая работа



65

Наполеон и Кутузов.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



66

Эпилог романа.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



67

Р.Р. Классное сочинение.

1

Урок внеклассного чтения

Внеклассное чтение



68

Р.Р. Классное сочинение.

1

Урок развития речи

Сочинение



Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (5 ч.)

69

Салтыков -Щедрин.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Составлять план-конспект учебно - научной статьи по предложенным вопросам. Аналитическое чтение. Письменные работы ограниченного объема. Уметь выбирать, читать и комментировать фрагменты эпического произведения. Подбирать иллюстративный материал, цитатные заголовки к нему. Собирать сведения о жанре произведения. Создавать и корректировать письменные ответы. Создавать сочинение сопоставительного характера.

Работа в классе



70

Суровый сатирик

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



71

«История одного города»

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



72

Один город: времена и нравы.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



73

Повествователь: маски издателя.

1

Комбинированный урок

Тестовая работа



Николай Алексеевич Некрасов. (6 ч.)

74

Судьба Н. А. Некрасова.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Аналитически сопоставлять учебно - научные статьи о поэте. Создавать устное эссе и озаглавливать выступление. Выразительно читать лирические стихотворения и отрывки из поэмы. Производить целостный анализ поэтического текста. Комментировать лирические стихотворения. Выразительно читать стихотворения. Давать устный ответ ограниченного объема по предложенному плану. Выполнять письменный анализ стихотворений. Понимать и объяснять особенности композиции поэмы, объяснять авторский замысел, толковать систему персонажей. Писать, совершенствовать сочинение. Участвовать в викторине. Самостоятельно готовить композицию по предложенной модели. Представлять результаты групповой работы и презентации.

Работа в классе



75

Муза Н. А. Некрасова.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З Работа в классе, Д/З



76

"Кому на Руси жить хорошо»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в классе, Д/З



77

Автор и герои.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



78

Современность: в поисках счастливого.

1

Комбинированный урок

Тестовая работа



79

РР. Классное сочинение

1

Урок развития речи

Сочинение



Николай Семёнович Лесков. (4 ч.)

80

Слово о Лескове.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Познакомиться с творчеством Лескова. Готовить презентацию о жизни и творчестве писателя для класса. Сравнивать произведения разных автором на одну тему.

Анализировать очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ названия.

Творческая работа



81

«Леди Макбет Мценского уезда"

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



82

Праведники у Лескова.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



83

Иван Флягин - один из праведников земли русской.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. (2 ч.)

84-85

Литературная ситуация 80-х гг.

2

Урок ознакомления с новым материалом

Конспектирование лекции. Информационная переработка текста в соответствии с поставленной целью. Создание письменного ответа на проблемный вопрос.

Работа в классе, Д/З



Антон Павлович Чехов. (12 ч.)

86

А.П.Чехов

1

Урок ознакомления с новым материалом

Собирать и систематизировать материал о творчестве писателя. Проводить мини-исследование. Готовить и представлять сообщение в жанре «Писатель о писателе». Анализировать и комментировать рассказы. Осуществлять аналитическое чтение комедии. Представлять, объяснять систему персонажей, особенности жанра. Создавать письменные работы по комедии. Проводить сопоставительный анализ рассказов. Отвечать на вопрос – развитие предложенного тезиса. Осуществлять творческую работу по предложенной модели: создание внутреннего монолога персонажа. Давать письменный ответ ограниченного объема на проблемный вопрос. Писать и редактировать классное сочинение.

Работа в классе



87

Рассказы Чехова

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



88

"Ионыч»

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



89

«Дама с собачкой»

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



90-91

Трилогия о любви

2

Урок ознакомления с новым материалом /

комбинированный урок

Тестовая работа



92

"Вишневый сад»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Работа в классе, Д/З



93

"Удвоенное бытие»

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



94

Песонажи: второстепенные и главные.

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



95

"Пьесу назову комедией»

1

Комбинированный урок

Работа в классе, Д/З



96

Символы: сад и лопнувшая струна.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа



97

РР. Классное сочинение по драматургии.

1

Урок развития речи

Сочинение



Итоги века. (2 ч.)

98-99

"Век девятнадцатый…": итоги века.

2

Урок обобщения и систематизации / Комбинированный урок

Участие в семинаре. Индивидуальная и групповая работа по подготовке семинара. Аргументированный выбор книг для внеклассного чтения в 11 классе.

Тестовая работа



Повторение (3 ч.)

100-102

Повторение

3








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!