Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
РАССМОТРЕНА На заседании МО _____________ __________________ «______»______________ 2020__г. | ПРИНЯТА Решением Педагогического совета ГБОУ СОШ №322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга протокол № .… от ….. ____________ г секретарь Педагогического совета __________ _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
основное общее образование
Класс: 10 а
Учитель: Гажева Т.В.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента
Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 322
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
_________ Е.Н. Лебедева
«______»______________ 2020г.
Санкт-Петербург
2020/2021 учебный год
Пояснительная записка.
1.Нормативные правовые документы.
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для 5-9 классов);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Распоряжение Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
Распоряжение Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год».
Инструктивно-методическое письмо № 03-28-3775/20-0-0 от 23.04.2020 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»;
10. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» |
11. | Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». – 2019. |
12. | Уставом ГБОУ СОШ № 322 Фрунзенского района Санкт - Петербурга |
13. | федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Литература» - образовательная программа школы; - положение о Рабочей программе; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, реализующих программы общего образования в 2019/2020 учебном году №253 В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка с требованиями ФГОС к результатам обучения; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. |
Общая характеристика учебного предмета
Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры, определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальной традиции, противостоящее этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм. Она, может быть, в большей степени, чем собственно историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам.
Настоящая программа базовой школы строится, прежде всего, как история литературы.
Во-первых, в ней применена укрупненная периодизация: не по десятилетиям или полустолетиям, а по направлениям или историко-культурным эпохам.
Во-вторых, в программе сведены к минимуму разнообразные перечисления и упоминания текстов, которые не должны и не будут прочитаны школьниками, поскольку они не входят в Стандарт общего образования и Примерную программу.
Изучать литературу как искусство необходимо, прежде всего, в процессе совместного медленного чтения. Поэтому программа строится на детальном монографическом анализе ключевых произведений русской классической литературы, входящих в «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень». Причем этот анализ должен вестись с подробным цитированием, точным указанием на источники (части, главы, действия драмы), чтобы каждый шаг, каждое утверждение было проиллюстрировано текстом изучаемого произведения.
В-третьих, традиционному обзору жизни и творчества писателя автор программы предпочитает категорию судьба, сразу же пытаясь выделить ее доминанту, центральный конфликт. Таким образом, жизнь и творчество каждого изучаемого писателя представлены своеобразными психологическими портретами - «медальонами». Фактическая часть биографии, тем не менее, будет присутствовать как в самом «медальоне», так и в вынесенных в особый раздел основных датах жизни и творчества писателя.
Поскольку биографии Пушкина, Лермонтова и Гоголя должны подробно изучаться в основной школе, биографический аспект в старших классах предполагается заменить историко-литературным: при изучении этих писателей речь пойдет, прежде всего, об их месте в историко-литературном процессе и значении их творчества.
Воспитательное, нравственное значение литературы должно проявиться как при рассмотрении содержания классических произведений, как правило, ориентированных на вечные темы, на проблемы нравственного выбора, так и в рассказе о самих писателях, биографии которых обычно полны настоящего драматизма и человеческой значительности.
Таким образом, опорными конструктивными элементами программы является целостное описание периода или эпохи как историко-культурного единства, изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества и подробный анализ ключевых программных произведений или – если речь идет о поэте – художественного мира писателя.
Содержание курса «Литература 10» на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историка - литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и обобщение изученного в 9 классе. Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историка - литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя.
Предусмотрено освоение учащимися на уроках теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Для реализации учебных задач используются следующие методы: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит осуществить контроль образовательных результатов.
Цели и задачи
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет федерального компонента. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 ч для обязательного изучения литературы в 10 классе:3 часа в неделю (34 учебные недели).
Программа составлена с учетом корректировки в связи с государственными праздниками.
Учебно-методический комплекс
Для учащихся:
Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». – 2019.
Для учителя:
Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия». – 2019.
Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыго. – М.: Эксмо, 2017.
Русская литература XIX – XX вв. в вопросах и ответах / О. Е. Гайбарян. – Ростов н/Д: Феникс, 2017
Сборник кроссвордов по литературе / И. П. Степанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Интернет-ресурсы:
http://www.slovopedia.com/
http://feb-web.ru/
http://lit.1september.ru/
http://nsportal.ru/
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать / понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой
эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы, воспроизводить содержание литературного произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс.
Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХГХ-ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы : роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
-Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки; выразительное чтение художественного текста; осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, чтение по ролям, комментированное чтение, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; устные рассказы по плану; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; анализ и интерпретация произведения; комплексный анализ текста; характеристика, описание героя; сравнительная и групповая характеристика персонажей произведения; иллюстрирование эпизода произведения; проверка умения раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам; проверка умения выявлять подтекст, тесты, составление планов и написание отзывов о произведениях, сочинения.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ по четвертям.
Учебно-тематический план
10 класс
3 часа в неделю, всего 102 часа
Раздел программы | Всего часов | В том числе |
Сочинений | Самостоятельных работ | Тестовых работ |
Повторение и обобщение изученного в 9 классе | 3 | - | 1 | - |
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. | 10 | - | 1 | - |
Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. | 2 | - | - | - |
Фёдор Иванович Тютчев. | 4 | - | - | 1 |
Афанасий Афанасьевич Фет. | 4 | - | - | 1 |
Иван Александрович Гончаров. | 5 | - | - | 1 |
Александр Николаевич Островский. | 5 | 1 | - | - |
Иван Сергеевич Тургенев. | 10 | 1 | 1 | - |
Фёдор Михайлович Достоевский. | 10 | 1 | - | 1 |
Лев Николаевич Толстой. | 15 | 1 | 1 | - |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. | 5 | - | - | 1 |
Николай Алексеевич Некрасов. | 6 | 1 | - | 1 |
Николай Семёнович Лесков. | 4 | - | 1 | - |
Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. | 2 | - | - | - |
Антон Павлович Чехов. | 12 | 1 | 1 | 1 |
Итоги века. | 2 | - | - | 1 |
Резервные уроки. | 3 | - | - | - |
ИТОГО | 102 | 6 | 6 | 8 |
содержание КУРСА
Повторение и обобщение изученного в 9 классе (3 ч.)
Литература: зачем и для кого? Литература как искусство слова.
Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство.
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. (10 ч.)
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой.
Александр Сергеевич Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры. Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. Поэма «Медный всадник». «Медный всадник»: поэма или повесть? Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы».
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман.
Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение). «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе.
Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. (2 ч.)
Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России. «Двух станов не боец…» (творчество Алексея Константиновича Толстого).
Фёдор Иванович Тютчев. (4 ч.)
Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева.
Афанасий Афанасьевич Фет. (4 ч.)
Судьба поэта: Шеншин против Фета. «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев) Художественный мир Фета. Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета.
Иван Александрович Гончаров. (5 ч.)
Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры…» (А.С. Пушкин).
«Ты – Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова). «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя.
Александр Николаевич Островский. (5 ч.)
«Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев). «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Проблема свободы и воли. Спор о «Грозе»: временное и вечное.
Иван Сергеевич Тургенев. (10 ч.)
Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи в романе. Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?
Фёдор Михайлович Достоевский. (10 ч.)
Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему». Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе. Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы». Раскольников, его двойники и антиподы. «Вечная Сонечка». Идея преумножения добра. Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв).
Лев Николаевич Толстой. (15 ч.)
«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»: «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия. «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. «1805 год». Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои». «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев.
«Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами» Анализ эпизодов второго тома. Андрей Болконский: «живая мысль». Пьер Безухов: «живая душа». Наташа Ростова: «живая жизнь». Война 1812 года: Бородинское сражение. Наполеон и Кутузов. Философия истории. «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. ВЧ Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (5 ч.)
«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…». «Сказки для детей изрядного возраста» (обзор) «История одного города»: Глупов перед судом истории (2 ч.). Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке. РР Развитие речи.
Николай Алексеевич Некрасов. (6 ч.)
Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы, любовь… «Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А. Некрасова. Муза Н.А. Некрасова. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». «Кому на Руси жить хорошо» «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор и герои.
Николай Семёнович Лесков. (4 ч.)
Слово о Лескове.Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.Праведники у Лескова. Рассказ "Однодум". "Очарованный странник". Особенности композиции и образ главного героя. Иван Флягин - один из праведников земли русской.
Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. (2 ч.)
Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов.
Антон Павлович Чехов. (12 ч.)
«Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?». Рассказы: «Я не писатель – я …» (М.А. Булгаков). Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). «Вишневый сад»: «В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…» (А.П. Чехов). «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». «Пьесу назову комедией»: проблема жанра.
Итоги века. (2 ч.)
Обобщение. Итоговый контроль.
Резервные уроки (3)
Календарно – тематическое планирование по литературе 10 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки |
Повторение и обобщение изученного в 9 классе. (3 ч.) |
1 | Литература: зачем и для кого? | 1 | Комбинированный урок | Участвовать в полемике «Роль чтения, образования в современном мире», понимать логику программного курса, принимать участие в его корректировке. | Работа в классе | | |
2 | Писатель и эпоха | 1 | Урок обобщения и систематизации | Составлять краткий хронограф (синхронистическую таблицу) «История отечественной литературы от древнерусского периода до первой половины XIX века». Презентовать портретную галерею классиков указанного периода. Проводить сопоставительный анализ фрагментов текста. Формулировать выводы о роли изученного периода культуры. | Работа в классе, Д/З | | |
3 | Общая характеристика литературы XIX века. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | | |
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. (10 ч.) |
4 | Лирика Пушкина | 1 | Урок обобщения и систематизации | Выразительно читать приготовленные самостоятельно подборки лирики А.С.Пушкина по определенной тематике. Делать самостоятельные обобщения и выводы по теме. Составлять вступительные статьи, подбирать состав стихотворений с объяснением тематики, концепции выбора, готовить выразительное чтение, исторический комментарий, анализ стихотворений, подбирать музыкальное, иллюстративное сопровождение. Готовить и проводить заочную или очную экскурсию по пушкинскому Петербургу. Составлять план проведенной экскурсии или выполнять проект рекламного буклета. | Работа в классе | | |
5 | Философская лирика Пушкина | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
6 | "Медный всадник» | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
7 | Трагический конфликт человека и истории | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
8 | Лирика Лермонтова | 1 | Урок обобщения и систематизации | Осуществлять сопоставительный анализ стихотворений. Записывать ассоциации, ключевые слова, образы, готовить чтение, исторический комментарий, анализ стихотворений. Выразительное чтение как интерпретация. Уметь аргументировать собственное мнение. | Работа в классе, Д/З | | |
9 | Баллады Лермонтова | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
10 | Образ Родины | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
11 | Н. В. Гоголь | 1 | Урок обобщения и систематизации | Самостоятельно читать и обрабатывать материалы учебно-научной и критической статьи о личности писателя, структурировать их, учитывая следующие факторы: особенности личности, социальная направленность творчества. Готовить, организовывать и проводить заочную экскурсию «Петербург Гоголя». Наносить на карту адреса Гоголя и его персонажей. | Работа в классе, Д/З | | |
12 | "Невский проспект» | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
13 | Наследие и наследники. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | | |
Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. (2 ч.) |
14 | Натуральная школа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Активно слушать и перерабатывать лекционный материал, делать конспект, формулировать вопросы и выводы. Читать и интерпретировать учебно- научную статью учебника. Маркировать текст. Обобщать пройденный материал в форме устного и письменного ответа. Создавать презентацию. | Работа в классе | | |
15 | Н. Г. Чернышевский и Н. С. Лесков: два взгляда на путь России. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
Фёдор Иванович Тютчев. (4 ч.) |
16 | Поэтическая судьба Тютчева | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выразительно читать приготовленные самостоятельно подборки лирики. Записывать ассоциации, ключевые слова, образный ряд. Работать в составе группы и индивидуально. Собирать материал об адресатах любовной лирики. Презентовать его в оптимальной форме. | Работа в классе | | |
17 | Художественный мир Тютчева | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
18 | Тема любви и природы. | 1 | Комбинированный урок | Чтение наизусть | | |
19 | Философская лирика Тютчева. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | | |
Афанасий Афанасьевич Фет. (4 ч.) |
20 | Шеншин против Фета. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Делать устный выборочный пересказ. Составлять конспект учебно-научной статьи. Производить сопоставительный анализ стихотворений. Выполнять задание исследовательского характера. Формулировать устный ответ в рамках групповых заданий. Формулировать итоговый ответ на основе модели. | Работа в классе | | |
21 | Художественный мир Фета. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
22 | Мир усадьбы | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | | |
23 | Чтение стихов поэта наизусть. | 1 | Урок контроля | Чтение наизусть | | |
Иван Александрович Гончаров. (5 ч.) |
24 | Лличность и судьба И. А. Гончарова. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Самостоятельно читать и обрабатывать информацию о биографии писателя, составлять краткий связный рассказ по теме. Составлять схему и рассказывать о системе персонажей, о композиции романа. Выразительно читать фрагменты. Осуществлять комментарий, аналитические действия. Характеризовать и сопоставлять персонажей. Анализировать и структурировать вопросы учебника. Писать сочинение, корректировать написанное. | Работа в классе | | |
25 | Роман "Обломов» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | | |
26 | Обломов и Штольц | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
27 | Испытание любовью | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
28 | Идеал и идиллия. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | | |
Александр Николаевич Островский. (5 ч.) |
29 | Островский "Гроза". | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Составление учащимися плана лекции. Читать, инсценировать, интерпретировать, анализировать фрагменты драмы «Гроза». Составлять связный ответ, используя материалы таблицы. Готовить вопросы и участвовать в полемике: «Жестокие нравы города Калинова: кто виноват?» Составить несколько связных ответов в краткой форме (5-10 предложений). | Работа в классе | | |
30 | Жанр, фабула, конфликт, язык. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
31 | "Жестокие нравы" города Калинова | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
32 | Проблема свободы и воли. | 1 | Комбинированный урок | Домашнее сочинение | | |
33 | Спор о "Грозе | 1 | Комбинированный урок | Коллективная работа | | |
Иван Сергеевич Тургенев. (10 ч.) |
34 | Тургенев "Отцы и дети". | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Аналитическая переработка текста учебно-научной статьи по предложенной модели. Выразительно читать диалоги героев в лицах. Давать устный и письменный ответ ограниченного объема на проблемный вопрос. Делать пересказ-анализ эпизода. Участвовать в дискуссии. Писать аннотацию, отзыв или заметку на одну из статей о романе. Давать исторический и реальный комментарий к тексту. Составлять пакет вопросов по прочтении романа Тургенева «Отцы и дети». Практически осуществлять анализ текста, знать алгоритмы аналитических действий. Участвовать в полемике по выявлению авторской позиции в романе. | Работа в классе, Д/З | | |
35 | Тургенев "Отцы и дети". | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
36 | И.С.Тургенев "Отцы и дети" | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
37 | Базаров и оппоненты. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | | |
38 | Базаров и его последователи | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
39 | Базаров на рандеву | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
40 | Испытание смертью | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
41 | Автор и его герой. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
42 | Полемика о главном герое | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | | |
43 | РР. Классное сочинение. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
Фёдор Михайлович Достоевский. (10 ч.) |
44 | Ф. М. Достоевский | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Составлять таблицу по материалам учебно-научной статьи. Проводить самоанализ по вопросам. Подготовить заочную экскурсию «Петербург Достоевского». Объяснять смысл теории Раскольникова, цитировать в ответе фрагменты из текста. Объяснять композицию романа, наличие детективных элементов в сюжете. Читать, анализировать ключевые эпизоды. Объяснять систему персонажей в произведении. Предлагать вопросы для дискуссии. Участвовать в полемике. Создавать письменное высказывание заданного объема. Давать ответ по теории литературы (по выбору). Развивать предложенный тезис. Создавать кластер. Создавать развернутый план сообщения. Писать и редактировать сочинение. | Творческая работа | | |
45 | Роман "Преступление и наказание | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | | |
46 | "Петербургский миф" | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
47 | "Униженные и оскорблённые" в романе. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
48 | Раскольников как человек идеологический | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
49 | Раскольников, его двойники. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
50 | "Вечная Сонечка". | 1 | Комбинированный урок | Домашнее сочинение | | |
51 | Автор и его герой. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
52 | Испытание идеи | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
53 | Р.Р.Сочинение | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | | |
Лев Николаевич Толстой. (15 ч.) |
54 | Судьба Толстого. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Собирать информацию о жизненном пути Л.Н. Толстого с использованием разных источников (лекция учителя, материалы учебника, научно-популярные и художественные фильмы, материалы Интернета). Составлять тезисный план. Составлять таблицы на основе поисковой деятельности. Участвовать в дискуссии. Формулировать особенности романа- эпопеи. Подробно и кратко пересказывать эпизоды из романа и анализировать их. Характеризовать проблематику, композицию, систему персонажей, философию истории в понимании писателя и ее отражение в романе. Проводить сопоставительный анализ персонажей. Составлять исторический комментарий. Готовить презентацию. Составлять таблицу, сравнительную характеристику. Понимать определения «мысли семейной» и «мысли народной» в романе-эпопее. Создавать письменные работы разного объема. Корректировать написанное. | Работа в классе | | |
55 | "Севастопольские рассказы". | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | | |
56 | Роман "Война и мир» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | | |
57 | "Война и мир" | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
58 | 1805 год | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
59 | "Диалектика души" | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
60 | "Настоящая жизнь людей". " | 1 | Комбинированный урок | Коллективная работа | | |
61 | Андрей Болконский | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
62 | Пьер Безухов : | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
63 | Наташа Ростова | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
64 | : Бородинское сражение. | 1 | Комбинированный урок | Творческая работа | | |
65 | Наполеон и Кутузов. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
66 | Эпилог романа. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | | |
67 | Р.Р. Классное сочинение. | 1 | Урок внеклассного чтения | Внеклассное чтение | | |
68 | Р.Р. Классное сочинение. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (5 ч.) |
69 | Салтыков -Щедрин. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Составлять план-конспект учебно - научной статьи по предложенным вопросам. Аналитическое чтение. Письменные работы ограниченного объема. Уметь выбирать, читать и комментировать фрагменты эпического произведения. Подбирать иллюстративный материал, цитатные заголовки к нему. Собирать сведения о жанре произведения. Создавать и корректировать письменные ответы. Создавать сочинение сопоставительного характера. | Работа в классе | | |
70 | Суровый сатирик | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
71 | «История одного города» | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
72 | Один город: времена и нравы. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
73 | Повествователь: маски издателя. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | | |
Николай Алексеевич Некрасов. (6 ч.) |
74 | Судьба Н. А. Некрасова. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Аналитически сопоставлять учебно - научные статьи о поэте. Создавать устное эссе и озаглавливать выступление. Выразительно читать лирические стихотворения и отрывки из поэмы. Производить целостный анализ поэтического текста. Комментировать лирические стихотворения. Выразительно читать стихотворения. Давать устный ответ ограниченного объема по предложенному плану. Выполнять письменный анализ стихотворений. Понимать и объяснять особенности композиции поэмы, объяснять авторский замысел, толковать систему персонажей. Писать, совершенствовать сочинение. Участвовать в викторине. Самостоятельно готовить композицию по предложенной модели. Представлять результаты групповой работы и презентации. | Работа в классе | | |
75 | Муза Н. А. Некрасова. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З Работа в классе, Д/З | | |
76 | "Кому на Руси жить хорошо» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | | |
77 | Автор и герои. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
78 | Современность: в поисках счастливого. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая работа | | |
79 | РР. Классное сочинение | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
Николай Семёнович Лесков. (4 ч.) |
80 | Слово о Лескове. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Познакомиться с творчеством Лескова. Готовить презентацию о жизни и творчестве писателя для класса. Сравнивать произведения разных автором на одну тему. Анализировать очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ названия. | Творческая работа | | |
81 | «Леди Макбет Мценского уезда" | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
82 | Праведники у Лескова. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
83 | Иван Флягин - один из праведников земли русской. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | | |
Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. (2 ч.) |
84-85 | Литературная ситуация 80-х гг. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Конспектирование лекции. Информационная переработка текста в соответствии с поставленной целью. Создание письменного ответа на проблемный вопрос. | Работа в классе, Д/З | | |
Антон Павлович Чехов. (12 ч.) |
86 | А.П.Чехов | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Собирать и систематизировать материал о творчестве писателя. Проводить мини-исследование. Готовить и представлять сообщение в жанре «Писатель о писателе». Анализировать и комментировать рассказы. Осуществлять аналитическое чтение комедии. Представлять, объяснять систему персонажей, особенности жанра. Создавать письменные работы по комедии. Проводить сопоставительный анализ рассказов. Отвечать на вопрос – развитие предложенного тезиса. Осуществлять творческую работу по предложенной модели: создание внутреннего монолога персонажа. Давать письменный ответ ограниченного объема на проблемный вопрос. Писать и редактировать классное сочинение. | Работа в классе | | |
87 | Рассказы Чехова | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
88 | "Ионыч» | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
89 | «Дама с собачкой» | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
90-91 | Трилогия о любви | 2 | Урок ознакомления с новым материалом / комбинированный урок | Тестовая работа | | |
92 | "Вишневый сад» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в классе, Д/З | | |
93 | "Удвоенное бытие» | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
94 | Песонажи: второстепенные и главные. | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
95 | "Пьесу назову комедией» | 1 | Комбинированный урок | Работа в классе, Д/З | | |
96 | Символы: сад и лопнувшая струна. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | | |
97 | РР. Классное сочинение по драматургии. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | | |
Итоги века. (2 ч.) |
98-99 | "Век девятнадцатый…": итоги века. | 2 | Урок обобщения и систематизации / Комбинированный урок | Участие в семинаре. Индивидуальная и групповая работа по подготовке семинара. Аргументированный выбор книг для внеклассного чтения в 11 классе. | Тестовая работа | | |
Повторение (3 ч.) |
100-102 | Повторение | 3 | | | | | |