СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9,ст. 28п. 6);

  • Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

  • приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506);

  • приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • Устава МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции приказа от 23.07.2015г. №325);

  • основной образовательной программы МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г. №217, в ред приказа от 29.08.2017 г. №250);

  • приказа МБОУ гимназия г. Зернограда от 29.08.2017 №248 «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»;

  • примерной программы по литературе 10-11 классы (базовый уровень). М.: Просвещение, 2014 г.

Изучение литературы в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Предполагается реализовать актуальные в настоящее время задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 10 классе предполагается обучение в объёме 104 часов (3 часа в неделю)

.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчестваписателей XIX века;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





Содержание учебного предмета.

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение. К истории русской литературы 19 века.

1


Литература 1 половины XIX века

2

А.С.Пушкин

4

3

М.Ю.Лермонтов

4

4

Н.В.Гоголь

4


Литература 2 половины XIX века

5

Литература 2 половины ХIХ века

1

6

А.Н.Островский

10

7

И.А.Гончаров

8

8

И.С.Тургенев

10

10

Н.А.Некрасов

7

11

Ф.И.Тютчев

4

12

А.А.Фет

5

13

Н.С.Лесков

5

14

М.Е.Салтыков-Щедрин

6

16

Л.Н.Толстой

15

17

Ф.М.Достоевский

11

18

А.П.Чехов

8

19

Итоговая контрольная работа

1


Итого

104




Тематическое планирование. 10 класс

Дата

Тема

Час

план

01.09

факт

1

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века.)

1

Из литературы первой половины 19 века

05.09


2


А.С.Пушкин. Лирика.(«Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Вновь я посетил» и др.) Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

1

06.09


3

Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы).


1

08.09


4

Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина«Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».


1

12.09


5

Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

1

13.09


6

М.Ю.Лермонтов. Лирика.(«Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва», «Я не унижусь пред тобою…», «Выхожу один я на дорогу»). Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики.

1

15.09


7

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовкой поэзии.


1

19.09


8




Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.



1

20.09




9



Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект».Реальное и фантастическое.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).


1

22.09



10

Повесть «Нос».Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.

1


26.09


11

Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.


1

Из литературы второй половины 19 века

27.09


12

Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века.

А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья»

1


29.09


13


«Свои люди – сочтемся!». Конфликт между старшими и младшими, властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии.


1

03.10


14

Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза».

1

04.10


15

Изображение «затерянного мира» города Калинова.

1

06.10


16

Драма «Гроза». Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме.

1

10.10


17

Сила и слабость характера Катерины. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

1

11.10


18

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

1

13.10


19

«Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А.Григорьев)

1

17.10


20

Роль монологов в пьесе «Гроза». Аналитическая работа с текстом.


18.10


21

Р/Р Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

1

20.10


22

И.А.Гончаров. Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов».

1

24.10


23

Быт и нравы Ильи Ильича Обломова.


1

25.10


24

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».


27.10


25

Обломов и Штольц (сравнительная характеристика)

1

07.11


26

Женские образы романа. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

1

08.11


27

Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

1

10.11


28

Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин).


1

14.11


29

Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин).


1

15.11


30

И.С.Тургенев. Цикл «Записки охотника». Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла.

1

17.11


31

История и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе.

1

21.11


32

Противостояние двух поколений русской интеллигенции. Базаров и Кирсановы.

1

22.11


33

Дуэль Базарова и Кирсанова, её истинные причины.

1

24.11


34

Любовная линия в романе, ее место в проблематике произведения. Базаров и Одинцова.



28.11


35

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.

1

29.11


36

Базаров перед лицом смерти.

1

01.12


37

Аналитическая работа с текстом эпилога романа.

1

05.12


38

Философские итоги романа, смысл его названия


1

06.12


39

Р/Р. Изложение с творческим заданием: «В чем смысл финала романа Тургенева?»

1

08.12


40

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

1

12.12


41

Н.А.Некрасов – «поэт мести и печали».


1


13.12



42

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике разных лет.

1

15.12


43

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».


1

19.12


44

Отражение коренных сдвигов в русской жизни. Душа народа русского…

1

20.12


45

Народ в споре о счастье. Проблема счастья и ее решение в поэме.

1

22.12


46

Женские образы в поэме Некрасова.

1

26.12


47

Идейный смысл рассказов о грешниках.


1

27.12


48

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

1

29.12


49

Р/Р. Сочинение на тему: «Как понимают счастье герои поэмы и автор?»


1

10.01


50

Лирика Ф.И.Тютчева. Природа, человек, Вселенная как главные объекты тютчевской лирике.


1

12.01



51

«Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность.

Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы.


1

16.01


52

Драматизм звучания любовной лирики поэта.

1

17.01


53

Лирика А.А. Фета. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики

1


19.01


54

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы.

1

23.01


55

«Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.

1

24.01


56

Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике.

1

26.01


57

Сопоставительный анализ стихотворений Фета и Тютчева

1

30.01


58

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов.

1

31.01


59

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. Очарованность героя, его стремление к подвигам.

1

02.02


60

Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

2

06.02


61

Письменная работа по повести: «Каков нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник?".

1

07.02


62

Творчество М.Е.Салтыкова-Шедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.


1

09.02


63

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках «Медведь на воеводстве», «Богатырь».

1

13.02


64

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».

1

14.02


65

Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города. (обзорно)

1

16.02


66

Р/Р Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки.


1

20.02


67

Л.Н.Толстой– человек, мыслитель, писатель. Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи«Война и мир»

1

21.02


68

«Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир)

1

27.02


69

Именины у Ростовых. Лысые Горы.

1

28.02


70

Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения


1

02.03


71

Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского.

1

06.03


72

Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев.

1

07.03


73

Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».Философия войны в романе

1

09.03


74

Изображение войны 1812 г.

1

13.03


75

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Образы Кутузова и Наполеона)

1

14.03


76

«Дубина народной войны поднялась…» «Мысль народная» в романе.

1

16.03


77

Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог).

1

20.03


78

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1

21.03


79

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины).

1

23.03


80

Обобщение и систематизация знаний по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1

03.04


81

Спорные вопросы романа в современной критике.

1

04.04


82

Р/Р Подготовка к сочинению по роману-эпопее «Война и мир»

1

06.04


83

Р/Р Написание сочинения по роману-эпопее «Война и мир»

1

10.04


84

Художественный мир Ф.М.Достоевского История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание».

1

11.04


85

Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе

1

13.04


86

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского Ф.М.


1

17.04


87

Бунт личности против жестоких законов социума

1

18.04


88

Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя.

1

20.04


89

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

1

24.04


90


Возрождение души Раскольникова.

1

25.04


91

Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

1

27.04


92

Систематизация и обобщение знаний по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1

02.05


93

Р/Р Подготовка к сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание»

1

04.05


94

Р/Р Написание сочинения по роману Достоевского «Преступление и наказание»

1

08.05


95

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч».

1

11.05


96

А.П. Чехов Трилогия. «Человек в футляре»

1

15.05


97

А.П. Чехов. Рассказ «О любви»

1

16.05


98

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

1

18.05


99

Р/Р Сочинение на тему: «Проблематика «маленькой трилогии Чехова»

1

22.05


100

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.


1

23.05


101

Анализ контрольной работы. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад».

1

25.05


102

Фигуры героев-недотеп и символический образ сада.

1

29.05


103

Функция ремарок, звука и цвета. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

1

30.05


104

Обобщение по пьесе Чехова А.П. «Вишневый сад»

1




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета №1

от 30 августа 2017 г.

______________ Годовикова Г. А.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель

директора по УВР

____________Сивенко И.В..

30 августа 2017 г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!