ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- федеральный компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; п.6ст.28 Закона от.29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МАОУ «Бронницкая СОШ», Программой развития МАОУ «Бронницкая СОШ»
-
- на основе программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы ( авторы Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев, составитель Чубуков А.В.: М. -Дрофа, 2018 г.,).,учебника «Литература.10класс.»2016(авторы:Т.Ф.Курдюмова,С.А.Леонов, О.Б.Марьина)
Рабочая программа (общеобразовательная) составлена для учащихся 10-11 классов .
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.
Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 10 класс», под редакцией Т.Ф.Курдюмовой; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 10 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.
В 10 классе углубляется представление об историко-литературном процессе. В центре курса — русская литература XIX в. и сведения по литературе зарубежной. В этом классе осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и ее роль в литературном процессе и др. При этом рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы на базе основных тем и проблем отечественной словесности. Осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. Учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
В 11 классе дается картина литературы XX века до сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений. На базе усвоенных ранее направлений и течений ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма. Формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубление и обобщение тех сведений, которые были получены при изучении русской литературы XIX века (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика, ее роль в литературном процессе). Отражение в курсе этого класса особенностей современного этапа развития русской литературы.
Изучение литературы в старшей школе на направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.
Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.
Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.
Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.
Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.
Формы организации образовательного процесса:
- уроки изучения новой темы;
- уроки-закрепления;
- уроки-обобщения;
- уроки развития речи;
- нестандартные уроки
Технологии обучения:
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- тесты;
- карточки;
- задания;
- портреты писателей;
- иллюстрации к изучаемым произведениям.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Содержание обучения по литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, литературоведческая и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
Литературоведческая компетенции – освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а также
освоение литературных произведений и формирование способности к их анализу.
Культуроведческая компетенция – представление о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни
нации и человека, осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции.
Виды контроля:
- вводный;
- текущий;
- тематический;
- итоговый;
Формы контроля:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- самостоятельные работы;
- письменный опрос;
- зачет;
- обобщение в игровой форме;
- сочинения
Предмет относится к области филологии и тесно связан с другими предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает общий для всех филологических наук предмет изучения- слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах , в том числе эстетической, и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык , и литература формируют коммуникативные умения и навыки , лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла ( музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой) : на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам , непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Место предмета в учебном плане.
В 2019-2020 учебном году 10 класс МАОУ «Бронницкая СОШ» обучается по универсальному профилю (4 вариант),который предусматривает количество часов: литература -5 часов в неделю, 170 часов в год. Дополнительное время будет отведено на более подробное изучение следующих авторов: И. А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Темы, предложенные программой, дополнены уроками внеклассного чтения, отдельными уроками регионального компонента. Для достижения предметных результатов обучения введены уроки-презентации, уроки-дискуссии, уроки-исследования, уроки-зачеты, уроки-семинары.(коррективы программы обсуждены на заседании МО учителей гуманитарного цикла 30 августа 2018г. Протокол №1).
В соответствии с требованиями к уровню освоения обучающимися программы литературы в 10 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Стандарта результаты освоения учащимися программы по литературе в 10 классе отражают достижения следующих планируемых результатов:
Личностные результаты обучения:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
эстетическое отношение к миру;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Русская история и русская литература XIXв. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и, мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.
Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в., их развитие и взаимодействие.
Методика. Установочный урок начала учебного года строится в значительной мере на материале, изученном в 9 классе. Однако он не может быть всего лишь уроком повторения: впереди очень ответственные моменты завершения и обобщения изучения творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, литературы первой половины XIX в. И эта задача должна быть обозначена на уроке, предваряющем курс 10 класса.
Русская литература первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма нерусской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
Теория. Реализм и его становление.
Методика. Повторяя общую характеристику классицизма, сентиментализма и романтизма в первой половине XIX в., нужно уделить основное внимание тому, как в процессе взаимодействия этих направлений зарождался реализм. В сильных классах в этот обзор возможно включение материалов темы «Поэты пушкинской поры» с кратким анализом творчества Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига, Д. В. Давыдова, А. В. Кольцова, Н. М. Языкова.
А. С.Пушкин. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило...»,- «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Коран у» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...^), «...Вновь я посетил...», «Пора, мой друг, пор а!..», «Из П и н д е м о н т и». Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.
«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. 06раз Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.
«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
Теория. Народность литературы.
М. Ю. Лермонтов. «М о л и т в а» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», «И скучно и грустно...», «Нищий», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Теория. Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.
Критика. В. В. Набоков. «Г о г о л ь» (фрагменты).
Теория. Образ автора в произведении.
Русская литература второй половины XIX века
Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Формирование русского национального театра.
А. Н. Островский. «Гроза», «Б е с п р и д а н ница» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции.
Критика. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; An. Григорьев. «После «Грозы» О с т р о в с к о г о. П и с ь м а к И.С. Тургеневу».
Методика. Обращение к творчеству А. Н. Островского предполагает использование материалов по истории постановок его пьес на сцене (обращение к документальным материалам, учебным и художественным фильмам), поскольку это важнейший этап в истории русского национального театра.
И. А. Гончаров. «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Срн Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «
Критика. Н. А. Добролюбов. «Что такое о б л о м о в щ и н а»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова».
Теория. Нарицательные образы — герои художественных произведений.
И. С. Тургенев. «О т ц ы и дет и». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство).
Критика. М. А. Антонович. «Асмодей нашего вре.мени»;Д. И. Писарев. «Базаров»; Н.Н.Страхов. «Отцы и дети» И.С.Тургенева».
Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.
Методика. Существует традиция в той или иной форме включать учеников в споры с Евгением Базаровым. Поскольку в романе звучат многие «вечные вопросы», а суждения героя часто совпадают с точкой зрения некоторых сегодняшних молодых людей, то такого рода споры и даже диспуты, если они вызваны реальной потребностью конкретного класса, продуктивны.
Ф.И.Тютчев. «S i 1 е n t i u m!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Эти бедные селенья...», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
А.А.Фет.«Поэтам»,«Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «Еще весныдушистой нега...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков
чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» {А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.
Теория. Теория «чистого искусства».
А.К.Толстой. «Двух станов не_ боец, а только гость случайный...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения». Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А. К. Толстого.
Теория. Влияние фольклора на лирику XIX в.
Н.А.Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам в о й н ы...», «Зине», «О Муза! я у двери гроба...», «Умру я скоро...». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Теория. Народность творчества.
К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к лирике Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Т е о р и я. Стихотворный перевод.
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60—70-х гг. XIX в. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.
Теория. Отражение жизненных коллизий в литературе.
Методика. Учитель найдет много материала по изучению произведения Н. Г. Чернышевского в школе, однако необходимо представить сегодняшний взгляд на роман. В связи с этим нужно дать учащимся материал по истории утопий в художественной литературе, который будет предпосылкой обращения к жанру антиутопии в литературе XX в.
Н. С. Лесков. «Тупейный художник», «Очарованный странник» (по выбору учителя и учащихся). Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество.
Теория. Сказ в творчестве Лескова.
Методика. Начать изучение творчества Н. С. Лескова можно с сообщений учащихся о жизненном пути писателя, а затем предложить желающим понаблюдать за словом писателя в художественном тексте, за особенностями его сказовой манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» — сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории...». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).
Методика. Учащимся будет интересна работа над созданием словаря слов эзопова языка по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина или словаря приемов, которые использует автор для сатирического изображения своих героев. Возможно создание словаря, например, гипербол из одной главы «Истории одного города».
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» *в его произведениях. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.
«И д и о т». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Христианский идеал человека в романе.
Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа.
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XXв.
Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.
Методика. Поскольку интерес к наследию Ф. М. Достоевского не утихает, то в процессе изучения его произведений нужно создать атмосферу поиска учащимися самостоятельных выводов и оценок, что способствует ответственному отношению к собственной роли читателя в этом мире. Работа с текстами писателя формирует уважительное отношение к собственным взглядам и позициям. В сильных классах возможен урок с обсуждением нравственных проблем, которые Ф. М. Достоевский ставит в своих романах.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).
«Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл резкого противопоставления этих героев. Картины войны в романе
Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.
Методика. Роман-эпопея «Война и мир»„ входя в мир читателя-старшеклассника даже в том объеме, который посилен не очень увлеченному чтением ученику, всегда представляет собой эпоху в его духовной жизни. Учителю стоит очень тщательно продумать все этапы изучения, все темы и проблемы, которые предлагает нам писатель. Огромную роль может сыграть сопоставление позиций Достоевского и Толстого. Мучительный трагизм мировосприятия одного и безукоризненное духовное здоровье другого часто многое дают для формирования самосознания учеников.
А.П. Чехов. «Студент», «Дом с м е з о н и н о м», «Ионы ч», «С т е п ь», «П ал а та № 6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека».
«В и ш н е в ы й сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи.
Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.
Методика. Можно предложить ученикам исследовательскую работу: ответ на вопрос «Почему А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада» как комедию?».
Зарубежная литература XIX века
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.
Т. А. Гофман. «Серапионовы братья». Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемирие» в отражении действительности.
Диккенс. «Записки Пиквикского к л у б а». История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста.
О. де Бальзак. «Г о б с е к». Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.
В.Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.
Э. А. По. «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика'и поведения героев.
Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.
Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.
А. Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении.
Теория. Социально-психологическая драма. Психологизм.
Методика. Знакомство с зарубежной литературой возможно и в форме общего обзора и как последовательное изучение одной-двух монографических тем, следующих за общим обзором. При этом целесообразно использовать сведения о популярности авторов и их произведений у русских читателей, а при обращении к драматургии — о популярности постановок на русской сцене.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ .
1. Оценка устных ответов .
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим: Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения: ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
2. Оценка сочинений В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5"
ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логическое и последовательное в изложении содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию; допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Отметка "3" ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей, обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Учебно-тематическое планирование по курсу литературы. 10 класс.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/13/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-literature-v-10-klasse - #http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/13/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-literature-v-10-klasse - #
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика(на уровне УУД) | Объект контроля | Вид контроля | Домашнее задание |
1 | Введение. Общая характеристика русской литературы XIX в. | 1 | Изуч.нов.матер. | Периоды развития, термины. | Вопр., инд.опрос | стр.3-6 |
2 | Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. | 1 | Сопоставлять литературные направления | Терминология | Инд.опрос, беседа | Конспект в тетр. |
3 | Поэтические предшественники Пушкина. | 1 | Использовать ресурсы интернета | Осн.законом-ти развития лит.процесса | Самост.уч.деят. | стр. 9 – 21вопросы1-5 |
| А.С. Пушкин. 7 ч | | | | | |
4 | А.С. Пушкин: личность, судьба, творчество. Урок -презентация | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Осн.факты жизни и тв-ва | Пробл.задания | стр.23 – 35 сообщения по теме |
5 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной ссылки. | 1 | Воспринимать текст поэтического пр-ия | Анализ. поэт.текста | Беседа, пробл.задания | анализ ст-ий |
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта. Философская лирика А.С. Пушкина.. | 1 | Выразительно читать наизусть | Анализ. поэт.текста | Беседа, пробл.задания | "Анчар" ""К Чаадаеву"»Вольность» «Деревня» |
7 | Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. | 1 | Воспринимать текст поэтического пр-ия | Анализ. поэт.текста | Беседа, пробл.задания | "Памятник" |
8 | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Трагические итоги жизненного пути главного героя. | 1 | Давать общую характеристику художественного мира пр-ия, писателя | Аргументир. отношение к прочит. | Инд.задания, инд. Опрос. | Перечитать драму «Борис Годунов» |
9 | Драма «Борис Годунов». | 1 | Давать общую характеристику художественного мира пр-ия, писателя | Анализ. Ид.-темат.своеобр.драмы | Пробл.вопросы, письм. Опрос. | Чит. Медный всадник»" |
10 | Народ и власть в тв-ве Пушкина .Поэма Медный всадник. | 1 | Характеризовать сюжет и прблематику пр-ия | Анализ поэмы | Пробл.вопросы | Соч. «История и ее герои на страницах пр-ий Пушкина» |
| М.Ю. Лермонтов. 5 ч. | | | | | |
11 | М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта. | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Осн.факты жизни и тв. | Беседа | Презентация о судьбе Лермонтова |
12 | Философская лирика. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. | 1 | Выразительно читать наизусть | Анализ поэт.текста | Инд.опрос, беседа | стих.наизусть «Нет не тебя так пылко ялюблю» |
13 | Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема поэта и поэзии в тв-ве Лермонтова. | 1 | Воспринимать текст поэтического пр-ия | Понятие психологизма | Анализ стих. самост. | стих.наизусть «Пророк» |
14 | Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени». | 1 | Давать общую характеристику художественного мира пр-ия, писателя | Выяить особ.композ., идеи, сюжета. | Самост.раб., инд.опрос, беседа. | главы "Журнала Печорина" |
15 | Печорин-герой своего времени. | 1 | Делать выводы о б особенностях худож.пр-ия | Характер.героя Анализ душ. сост. | Сам.р., аналит. Беседа, инд.ответ | План итогового обзора «Лирика и проза М.Ю.Лермонтова» |
| Н.В. Гоголь. 6 ч | | | | | |
16 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Художественный мир повести «Тарас Бульба». | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Осн.факты жизни и тв. | Беседа, инд.сообщ. | Работа в группах :»Тарас Бульба»» |
17 | Приёмы типизации образов помещиков в поэме «Мёртвые души». Роль детали. Урок-исследование | 1 | Соотносить содержание литер .пр-ия с принципами изображения жизни человека | Литер.термины Характер.героев, роль детали | Сам.р., инд.опрос, беседа | Перечитать главы поэмы |
18 | Чичиков – новое зло, «новый антихрист» буржуазного мира. | 1 | Составлять план характ-ки героя | Характер. героя, анализ эпизодов | Сам.р., инд.опрос, беседа | Анализ эпизода |
19 | Образ дороги в поэме. Поэма в русской критике. | 1 | Использовать критическую литературу | Роль символов | Беседа, пробл.задания | чит. Невский проспектт" |
20 21 | Повесть «Невский проспект» как картина жизни столицы. Автор как психолог и как сатирик. | 2 | Анали зировать эпизоды пр-ия, хар.героя | Сам.р., беседа, пробл.вопросы. | 243 - 246 | письм.работа «Литература середины 19 века» |
| Реализм как художественное направление. 2 ч , критика 1 ч | | | | | |
22 23 | Реализм как художественное направление. «Горе от ума» как первая реалистическая комедия. Общенациональное содержание реализма И.А. Крылова. | 2 | Соотносить содержание лит.пр-ия с реалистическими принципами изображения человека | Черты реализма в произвед. Гриб. и Крылова | Самост.р., инд.опрос, беседа | инд.задания |
24 | Русская критика и литер. процесс 2-ой пол.XIXв. Урок-дискуссия | 1 | Использовать критическую литературу | Осн.группы писат.-критиков | Тезисный план Сам.р. | конспект |
| И.А. Гончаров. 11 ч | | | | | |
25 | Основные этапы жизненного и творческого пути И.А. Гончарова. | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Традиции Пушкина и гоголя в тв-ве Гончарова | Беседа, инд.задания. | план |
26 27 28 | Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. Главный герой. «Обломовщина». «Сон Обломова», его композиционная роль. | 3 | Давать общую характеристику художественного мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Национ.идеалы автора, нац.харарктер, анализ эпиз. | Анализ эпизода Характер.героя, беседа | чтение и анализ глав романаобраз Обломова "Сон Обломова"образ Штольца |
29 | Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика . Урок-диспут | 1 | Составлять сравнительную характеристику | Сравнит.характер.героев | Сам.р., беседа, инд.опрос | письмен.сравнительная хар-ка |
30 | Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Матвеевна. | 1 | Составлять сравнительную характеристику | Женские образы, взаимоотнош.с гл.героем. | Анализ эпизодов, беседа, пробл.вопр. | образ Ольги Ильинской |
31 | Роман «Обломов» в русской критике. Урок-дискуссия | 1 | Использовать критическую литературу | Противореч.оценки романа Выявить авт.и собств.позицию по отн. к герою. | Вопросы, сам.р. | конспект |
32 | Что такое «обломовщина»? Финал романа «Обломов». Авторская оценка итогов жизненного пути героя. | 1 | Исслед., поиск. | Знать разн.т.зр.на героя, форм-ть собств.аргументир. | Анализ крит.работ | чит.дополн. лит-ру |
33 34 | Р.р. Подготовка к сочинению. Р.р. Сочинение –эссе «Мои размышления об Обломове и «обломовщине». | 2 | Р.р.составлять план сочинения подбирать материал для аргументации | Особ-ти сочинения ЕГЭ. | сочинение | сбор мат-ла план гот. к вн.чт. |
35 | Вн.чт. Романы И.А. Гончарова «Обрыв» и «Обыкновенная история». | 1 | Давать общую характеристику художественного мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Знать проблем., тематику, осн.героев романов | Самост.раб. с произв. | Презентация « А.Н.Островский-создатель театра» |
| А.Н. Островский. 12 ч | | | | | |
36 | Художественный мир А.Н. Островского. Создание р.театра.Презентация. | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Осн. факты жизни и тв-ва, гготовить сообщ. | Инд.сообщ., отбор мат-ла | чит. драму "Гроза" |
37 38 | Драма «Гроза». Смысл названия. Своеобразие конфликта. | 2 | Соотносить содержание лит.пр-ия с реалистическими принципами изображения человека | Знать сод., выявить автор.поз., систем.мат-л | Анализ характ.героев, инд.опрос, беседа | анализ 1д. |
39 40 | Обитатели города Калинова. Система образов, приёмы характеристики героев. | 2 | Соотносить содержание лит.пр-ия с реалистическими принципами изображения человека | Характер.героев | Выраз.чт. по ролям Инд.опрос | анализ 2 действия вопросы к семинару |
41 42 | Протест Катерины против «тёмного царства». Трагедия героини .Урок-семинар | 2 | Выразительно читать фрагменты пр-ия | Излагать аргумент. т.зр. на д-ия героя. | Инд.опрос, беседа | анализ 4 действия трагедия Катерины |
43 | Оценка драмы русской критикой. Урок-дискуссия | 1 | Использовать критическую литературу | Уметь сопост.мнения критиков | Отбор мат-ла, конспект, пробл.вопросы. | Отбор мат-ла, конспект, пробл.вопросы. |
44 45 | Подготовка к уроку-презентации по драме «Гроза». Р.р. Презентация творческих работ.. | 2 | Р.р.составлять план сам.работы подбирать материал для аргументации | Уметь строить высказ.-рассужд. | Творч.работа. | отбор материала,план чит.драму "Бесприданница" |
46 | Поздняя драматургия А.Н.Островского. Драма «Бесприданница». | 1 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Знать сод., героев, осн. проблем. | сам.р., рол.чт., анализ эпизодов. | Чтение в лицах |
47 | Чтение в лицах отдельных глав .Оценка театральных постановок. | 1 | Комбинир. | Знать сод., героев, осн. проблем. | сам.р., рол.чт., анализ эпизодов. | индивид.сообщения |
| И.С. Тургенев. 13 ч | | | | | |
48 | Личность и судьба И.С. Тургенева. Художественный мир писателя. Урок-презентация | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Знать осн.факты жизни и тв-ва | Сам.р., инд.сообщ. | презентация |
49 | Своеобразие цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Образы русских крестьян и помещиков. | 1 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Ид.-темат.своеобр., автор.позиция | Сам.р., пересказ, беседа | задания по группам |
50 | Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Урок-обзор | 1 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику . | Знать сод., героев, осн. проблем. | Сам.р., пересказ, беседа, инд.сообщ. | индив.задания |
51 52 | Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия. Диспут «Проблема отношения поколений как основа сюжета. | 2 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Приёмы системат.мат-ла, автор.позиц. | Беседа, пробл.вопр., сам.р. | образ братьев Кирсановых |
53 | Мир «отцов» в романе. | 1 | Соотносить содержание литер .пр-ия с реалистич. принципами изображения жизни человека | Анализ произв., опора на истор.свед. | Сам.р., инд.опрос, анализ эпиз. | образ Базарова по данному плану |
54 55 | Образ Базарова в романе. Идеологический спор «отцов» и «детей» .Урок-размышление. | 2 | Анали зировать эпизоды пр-ия, хар.героя | Анализ произв., опора на истор.свед. | Сам.р., инд.опрос, анализ эпиз. | Поисковые задания в группах |
56 | Любовь и счастье в романе. Четыре взгляда на проблему любви в романе. | 1 | Характеризовать проблематику ,идейно-эмоциональное сод-ие | Сод-е произв., выявить авт.позиц. | Анализ эпиз., пробл.вопр., беседа | образ Одинцовой |
57 | Смерть Базарова. Эпилог романа, его философский смысл. | 1 | Давать собственную оценку ключевым проблемам | «сквозные» темы, ключ.проблемы, собств.оценка | Сам.р., анализ эпиз., проб.вопр. | Анализ эпизода последней встречи Базарова и Одинцовой |
58 | Роман «Отцы и дети» в русской критике. Споры вокруг романа. Урок-диспут. | 1 | Использовать критическую литературу, высказывать собственное мнение | Сопост.т.зр. критиков, собств.мнение | Сам.р., конспект, пробл.вопр. | конспект |
59 60 | Р.р. Подготовка к зачету по роману «О тцы и дети». Зачет. | 2 | Р.р.составлять план сам.работы подбирать материал для аргументации | Уметь строить высказ.-рассужд. | Творч.работа. | главы романа "Что делать?" |
| Н.Г. Чернышевский. 2 ч | | | | | главы романа |
61 62 | Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» | 2 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Особ.композ., новаторство жанра | Работа с конспектом | сообщения о судьбе Некрасова |
| Н.А. Некрасов. 11 ч | | | | | |
63 64 65 | Н.А. Некрасов. Личность и судьба.Урок-презентация. Художественный мир поэта. Основные темы и идеи лирики. Р.К.Некрасов на новгородской земле. | 3 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Знать осн.факты жизни и тв-ва, темы лирики | Анализ.стих., автор.позиц., инд. сообщ., пробл.вопр. | анализ 2 ст-ий.наизусть |
66 67 68 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция. Анализ глав. Образы крестьян и помещиков. | 3 | Понимать связь лит.пр-ия с эпохой его написания. | Знать сод., героев, осн. проблемы, анализ эпиз. | Сам.р., беседа, аналит.чт. | чит.поэму,анализ глав |
69 | Образы крестьянок. | 1 | Сопоставлять героев пр-ия | Системат.мат-л, анализ.эпиз., обобщ. | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз. | образы крестьян по плану |
70 71 | Образы народных заступников. Урок-анализ. | 2 | Составлять план хар-ки героя,строить сообщения в устной форме | Системат.мат-л, анализ.эпиз., обобщ. | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз. | народные заступники в поэме письменная работа |
72 | Р.р. Особенности языка поэмы. Фольклорное начало.Урок-исследование | 1 | Делать выводы об особенностях языка | Системат.мат-л, анализ.эпиз., обобщ. | Сам.р., творч.раб. | Гот.к сочинению |
73 | Р.р. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | Р.р.составлять план сочинения подбирать материал для аргументации | Системат.мат-л, анализ.эпиз., обобщ. | сочинение | сообщения о Тютчеве |
| Ф.И. Тютчев. 3 ч | | | | | |
74 | Ф.И. Тютчев. Очерк жизни и творчества. Художественный мир поэта. | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Знать осн.факты жизни и тв-ва, темат. лирики | Сам.р., инд.опрос, сообщ., беседа, анализ стихий, чт.наиз. | конспект |
75 | Тема поэта и поэзии. Тема России. | 1 | Понимать и формулировать тему и идею ст-ия | Анализ стих-й | | анализ стих-ия "Умом Россию не понять""День и ночь" "Проблеск" |
76 | Образно-стилистическое богатство лирики Тютчева.Семинар. | 1 | Понимать и формулировать тему и идею ст-ия | Анализ стих-й | | наизусть "О,как убийственно мы любим" |
| А.А. Фет. 2 ч | | | | | |
77 | А.А. Фет. Художественный мир поэта. Основные темы поэзии. | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Знать осн.факты жизни и тв-ва, темат. лирики | Сам.р., инд.опрос, сообщ., беседа, анализ стихий, чт.наиз. | сообщения о тв-ве Фета |
78 | Философия природы в лирике А. Фета. | 1 | Выразительно читать наизусть | Анализ стих-й | | наизусть "Шепот,робкое дыхание..." |
| А.К. Толстой. 2 ч | | | | | |
79 80 | А.К. Толстой. Художественное своеобразие творчества А.К. Толстого. | 2 | Раскрывать идейно-худож.своеобразие тв-ва писателя | Знать осн.факты жизни и тв-ва, темат. лирики. Анализ стих-й. | Сам.р., инд.опрос, сообщ., беседа, анализ стихий, чт.наиз. | анализ 2 ст-ов |
| М.Е. Салтыков-Щедрин. 2 ч | | | | | |
81 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика сказок. | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Знать осн.факты жизни и тв-ва, темат. произв-й | Сам.р., пересказ, беседа, пробл.вопр. | 184 -201Главы романа "История одного города" |
82 | Обзор глав романа «История одного города» | 1 | Понимать связь лит.пр-ия с эпохой его написания. | Знать сод., героев, осн. проблем. | Анализ произв., опора на истор.свед., сам.р., пробл.вопр. | Презентация "Личность и судьба Ф.М.Достоевского" |
| Ф.М. Достоевский. 20 ч | | | | | |
83 84 | Ф.М. Достоевский. Личность, судьба. Художественный мир писателя-философа и психолога. Р..К. Достоевский в Старой Руссе. | 2 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Знать осн.факты жизни и тв-ва, темат.творчества | Инд.сообщ., сам.р., беседа | инд.сообщения |
85 86 | История создания романа «Преступление и наказание». Проблема «наполеонизма». Главный конфликт. | 2 | Подбирать материал об истории создания пр-ия | Ид.-нр.проблем., знач.термина «полифония» | Беседа, пробл.вопр., сам.р., беседа | чит. главы романа о Петербурге |
87 88 | Петербург Достоевского – действующее лицо романа. | 2 | Анали зировать эпизоды пр-ия, хар.героя | Знать сод., героев, осн. проблем., анализ. эпизоды | Сам.р., пересказ, беседа, анализ эпизодов | чит.главы романа Сам.р., пересказ, беседа, анализ эпизодов |
89 | Мир «униженных и оскорблённых» в романе. Художественное время. | 1 | Давать собственную оценку ключевым проблемам | Знать сод., героев, осн. проблем., анализ. эпизоды | Сам.р., пересказ, беседа, анализ эпизодов | семья Мармеладовых |
90 91 | Родион Раскольников, его идея и бунт. Отношение автора к герою. Нравственно-филосовский смысл преступления и наказания Раскольникова. Урок-размышление | 2 | Составлять план хар-ки героя,строить сообщения в устной и письменной форме | Строить рассуждение, авт.позиц., анализ теории, анализ эпизодов. Характ.героя | Инд.опрос, пробл. вопр., беседа, анализ эпизодов. Характ. героя | Творческая работа |
92 | Раскольников и Порфирий Петрович. Урок-исследование | 1 | Сопоставлять героев пр-ия | Психологизм сцен, хар.героев | Анализ эпиз., пробл.вопр. | анализ эпизодов , сравнить Раскольникова и Порфирия Петровича |
93 94 | Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина. | 2 | Сопоставлять героев пр-ия | Системат.мат-л, анализ.эпиз., обобщ., делать вывод | Сам.р., пробл.вопр., беседа, анализ эпиз. | работа в группах-образ Свидригайлова Лужина |
95 96 | Значение образа Сонечки Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа. | 2 | Составлять план хар-ки героя,строить сообщения в устной и письменной форме | Анализ и интерпрет.произв., анализ эпиз., характ.героини | Сам.р., пробл.вопр., беседа, анализ эпиз. | работа в группах-образ Сонечки Мармеладовой письм.работа |
97 | Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове. | 1 | | Анализ. эпизод, психол.состояние героя | Сам.р., пробл. вопр., анализ эпиз. | Перечитать эпилог |
98 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание». Сочинение. | 2 | Использовать критическую литературу, высказывать собственное мнение | Сопост.т.зр.на роман и его героя | Сам.р., беседа | план, сбор материала к сочинению гот. к вн.чт. роман "Идиот", "Подросток". |
99 100 | Вн.чт. Романы Ф.М. Достоевского «Идиот», «Подросток». | 2 | Р.р.составлять план сочинения подбирать материал для аргументации | Отбор мат-ла, составлять высказ.-рассужд. | сочинение | гот. к вн.чт. роман «Братья Карамазовы» |
101 102 | Вн.чт. Романы Ф.М. Достоевского , Р.К.«Братья Карамазовы». | 2 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Составлять отзыв, конспект | Сам.р., сообщ., конспект. | Тест анализ глав |
| Л.Н. Толстой. 30 ч | | | | | |
103 104 | Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь, художественный мир писателя. «Севастопольские рассказы» - суровая правда войны. | 2 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Факты жизни и тв., понятие ложного и ист.патр-ма, своеобразие «С.р-зов». | Сам.р., пробл.вопр., пересказ, инд.сообщ. | Презентация история создания романа "Война и мир" |
105 | Роман-эпопея «Война и мир».История создания. Особенности жанра. Композиция, проблематика. Урок-лекция | 1 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Знать термины, истрию созд., композ. | Инд.опрос, беседа, сам.р. | салон Шерер |
106 107 108 | Светское общество Москвы и Петербурга. Салон Шерер. «Породы» в изображении Толстого (Болконские, Ростовы, Курагины). | 3 | Сопоставлять героев пр-ия | Знать сод.романа, анализ. эпизоды, хааракт-ть героев | Инд.опрос, пробл.вопр., беседа, анализ эпизодов | семья Ростовы Болконские,Курагины гот.к пров.работе |
109 110 111 | Изображение войны 1805-1807гг. Смотр под Браунау, Шенграбенское сражение. Аустерлиц. Урок-исследование. | 3 | Понимать связь лит.пр-ия с эпохой его написания. | Знать сод.романа, анализ. эпизоды, хааракт-ть героев | Инд.опрос, пробл.вопр., беседа, анализ эпизодов | вопросы по войне 1805-1807гописание Шенграбинского сражения по плану |
112 113 114 | «Мысль семейная» в романе (именины у Ростовых, Лысые Горы: сцена охоты, святочные развлечения; любовь героев. | 3 | Давать собственную оценку ключевым проблемам | Знать сод.романа, анализ. эпизоды, хааракт-ть героев | Инд.опрос, пробл.вопр., беседа, анализ эпизодов | сочинениет.2ч.4 гл.3-7т.2ч.4гл.9-12 |
115 | Пьер Безухов- «любимый герой»Толстого.. | 1 | Составлять план хар -ки героя ,строить сообщения в устной и письменной форме | Знать сод.романа, анализ. эпизоды, хааракт-ть героя | Инд.опрос, беседа, пробл.вопр., анализ эпизодов, чт.наиз. | отрывок наизусть анализ эпизодов |
116 117 | . Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок-семинар. | 2 | Составлять план хар -ки героя ,строить сообщения в устной и письменной форме | Сопост-ть нр. искания двух героев, знать сод., анализ.эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., пересказ, анализ эпиз. | работа в группах:анализ внутрен.монолога инд.задания по карточкам |
118 119 | Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой. | 2 | Сопоставлять героев пр-ия | Сравнить героинь, характ-ть, авт.позиц. | Сам.р., пробл.вопр., пересказ, анализ эпиз. | гот.к пров.работегл.10,14-16,эпилог |
120 121 | Отечественная война 1812 г. в романе. | 2 | Понимать связь лит.пр-ия с эпохой его написания. | Знать сод., анализ.эпизоды, авт.поз., собств.т.зр | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | анализ сцен оставления русскими своих земель |
122 123 | «Мысль историческая» в романе. Кутузов и Наполеон.Урок-исследование. | 2 | Сопоставлять героев пр-ия | Знать сод., сравнить героев, авт.поз., анализ.эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | Бородинское сражение сравнительная хар-ка |
124 125 | «Мысль народная» в романе. Платон Каратаев, Тихон Щербатый. Партизанское движение. | 2 | Сопоставлять героев пр-ия | Знать сод., сравнить героев, авт.поз., анализ.эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | хар-ка героев цитаты гот. К тестированию |
126 | Р.р. «Философия истории в романе». Историческая и художественная правда в романе. | 1 | Понимать авторскую позицию | Сопост.разные т.зр.на истор. правду в романе | Сам.р., пробл.вопр., беседа | подг.к викторине |
127 128 | Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге. | 2 | | Знать сод., сравнить героев, авт.поз., анализ.эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | пересмотреть эпилог |
129 130 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману «Война и мир». Сочинение. | 2 | Давать собственную оценку ключевым проблемам | Уметь строить рассужд. | сочинение | сост.план сочинения роман «Анна Каренина» |
131 132 | Романы Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение». | 2 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Знать сод., сравнить героев, авт.поз. анализ.эпизоды, | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | «Воскресенье» |
| Н.С. Лесков. 7 ч | | | | | |
133 | Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Знать факты жизни и твор-ва | Сам.р., беседа, сообщ. | чит."Тупейный художник" |
134 | Н.С. Лесков «Тупейный художник». | 1 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Знать сод, пробл.произв., хар.героя | Сам.р., пересказ, анализ эпизодов | чит."Очарованный странник» |
135 136 | Повесть «Очарованный странник». Праведник в изображении Лескова. | 2 | Понимать авторскую позицию | Знать сод, пробл.произв., хар.героя | Сам.р., пересказ, анализ эпизодов | анализ эпизодов |
137 | Герой-рассказчик и автор-рассказчик в повести. | 1 | Составлять план хар -ки героя ,строить сообщения в устной и письменной форме | Уметь различать «голоса» героев-расск-в | Пересказ, пробл.вопр. | образ праведника |
138 139 | Две Катерины: «Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет» Мценского уезда» Н.С. Лескова. Урок-зачет. | 2 | Сопоставлять героев пр-ия | Сопост-ть героинь, характ-ть, анализ-тьэпизоды | Сам.р., пробл. вопр., пересказ | образ Катерины Лескова сравнительная хар-ка |
| А.П. Чехов. 18 ч | | | | | |
140 | Художественный мир А.П. Чехова. | 1 | Подбирать материал о биографии и тв-ве писателя, использовать ресурсы интернета | Знать факты жизни и тв-ва, пробл.р-зов | Сам.р., инд.сообщ., пересказ, беседа | презентация работа в группах |
141 142 143 | Рассказы А.П. Чехова «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Палата № 6», «Студент» Презентация творческих работ. | 3 | Характеризовать проблематику ,идейно-эмоциональное сод-ие | Знать сод., сравнить героев, авт.поз. анализ. эпизоды | Пробл.вопр., пересказ, анализ эпиз. | чит."Палата №6""Студент""Человек в футляре" "Крыжовник" |
144 145 146 | Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Духовная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 3 | Соотносить содержание литер .пр-ия с реалистич. принципами изображения жизни человека | Знать сод., сравнить героев, авт.поз. анализ. эпизоды | Пробл.вопр., пересказ, анализ эпиз. | "О любви» «Ионыч» «Дама с собачкой» |
147 | Повесть «Дама с собачкой». | 1 | Характеризовать проблематику ,идейно-эмоциональное сод-ие | Знать сод., анализ. психол.героев, авт.поз., собств.т.зр. | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | Ибсен "Кукольный дом"вопросы 2,4,5 ,8 |
148 149 | Принципы «новой драмы». Г. Ибсен «Кукольный дом». | 2 | | Знать принципы «новой драмы», её услов-ти, анализ-ть и интерпрет-ть драму | Сам.р., анализ пр-ия, рол.чт., пробл. вопр. | Письменная работа |
150 151 | Драматургия Чехова. История создания пьесы «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта. | 2 | Давать общую харак-ку худож. мира пр-ия, ,характеризовать проблематику и композицию. | Знать особ-ти драмы, сод. пьесы, анал-ть 1 акт | Пробл.вопр., пересказ, анализ сцены. | чит."Вишневый сад"анализ 2 действия |
152 153 | Два сюжета пьесы, «подводное течение». Особенности диалога. | 2 | Давать собственную оценку ключевым проблемам | Интерпр-ть пьесу, анал-ть речь и д-я героев | Пробл.вопр., анализ сцен, пересказ | чит.3 действие анализ диалогов |
154 155 | Система образов в пьесе. Вишнёвый сад как символ комедии. | 2 | Сопоставлять героев пр-ия | | | образы героев работа в группах. гот.к проверочной работе |
156 157 | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству А.П. Чехова. Сочинение. | 2 | Р.р.составлять план сочинения подбирать материал для аргументации | Умение строить рассужд. | сочинение | план сочинения |
| Повторение. 5 ч | | | | | |
158 159 160 | Русская литература XIX века. Обобщающий семинар | 3 | Давать собственную оценку ключевым проблемам | Знать «сквозные» темы, типич. характеры, ключ.проблемы | Пробл.вопр., инд. опрос, сам.р. | записи лекции сообщения по данной теме |
161 162 | Р.р. Подготовка к сочинению. Сочинение-рецензия на произведение русской литературы XIX века. | 2 | Давать собственную оценку ключевым проблемам | Уметь строить высказыв. На заданную тему | сочинение | сбор материала к сочиненю |
| Зарубежная литература. 8 ч | | | | | |
163 164 | Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа». Два «мистических предмета»: портрет у Гоголя и талисман у Бальзака. | 2 | Соотносить содержание литер .пр-ия с реалистич. принципами изображения жизни человека | Знать сод., сравнить героев, авт.поз. анализ. эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | чит."Шагреневая кожа"анализ эпизодов |
165 166 | Стендаль «Красное и чёрное». Культ Наполеона двух героев: Раскольникова и Жюльена Сореля. | 2 | Сопоставлять героев пр-ия | Знать сод., сравнить героев, авт.поз. анализ. эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | чит."Красное и черное"сравн.хар-ка |
167 168 | Виктор Гюго «Отверженные». Мир «отверженных» у Достоевского и Гюго. | 2 | Сопоставлять авторские позиции пр-ий | Знать сод., сравнить героев, авт.поз. анализ. эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | анализ эпизода |
169 | Г. Ибсен «Кукольный дом». «Новая драма» Ибсена и Чехова. | 1 | Сопоставлять авторские позиции пр-ий | Знать сод., хар-ть героев, авт.поз. анализ. эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | Гот.к зачету |
170 | Урок-зачет по зарубежной литературе. | | Составлять характеристику героев | Знать сод., хар-ть героев, авт.поз. анализ. эпизоды | Сам.р., пробл.вопр., анализ эпиз., пересказ | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материальная база
Компьютер.
Мультимедиа проектор.
Экран.
Принтер.
УМК для обучающегося.
Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
УМК для учителя
Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А. Литература: 10 класс: методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.
Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А. Литература: 11 класс: методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.
Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX- начала XX века. М.,1984г
Смирнова Л.А. Художественные открытия в литературе Серебряного века. М., 1995
Наследие Горького и современность. М. 1998г.
Михайлов О. Куприн. М. 1981
Русская литература.XX век: справочные материалы. Сост. Смирнова Л.А. М., 1995
Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии., Л., 1990
Марченко Алла. Поэтический мир Есенина М., 1989
Захаров А.Н.Поэтика Есенина. М., 1995
Михайлов А.И. Мир Маяковского. М., 1990
Скороспелова Е.Б.Русская проза 20-30 гг. М.,1985
Яновская Л. Творческий мир Михаила Булгакова. М., 1983
Саакянц А.Марина Цветаева. М., 1986
Павловский А.И. Анна Ахматова М, 1991
Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон» М., 1995
Македонов А. Творческий путь Твардовского. М, 1981
Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дне. М.1983
Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1994
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.; Л., 1964.
Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. - М., 1984.
Анненков П. В. Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.
Афанасьев В. В. Жуковский. - М., 1986.
Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1995.
II. Демонстрационные пособия
Художественный фильм по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
Художественный фильм по роману И. А. Гончарова «Обломов».
Художественный фильм по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Художественный фильм по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
Интернет-ресурсы:
www.ilibrary.ru
www.lib.rus.ec
www.loveread.ec
www.ruslib.org
www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/32/4/htm,
http://schoolcollection.edy.ru