СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 10-11 классы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Литература» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 10-11 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Покровка Бековского района Пензенской области



Принято

Решением педагогического

совета МБОУ СОШ с. Покровка

Протокол №__

от «___» ________________ 2021

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с.Покровка


______________ Л.В. Моночкова

Приказ №_ от «__» _____ 2021






Рабочая программа учебного курса

«Литература»

__ 10 - 11_ классы, базовый уровень




Разработана

_Орловой Ниной Геннадьевной_

учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории












с. Покровка, 2021





  1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Литература».

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • об историко-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.



  1. Содержание учебного курса «Литература».

10 класс


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА.(2ч). 

Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.

Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.

Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ. направление.»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. (3 ч.)

Расстановка общественных сил в 1860 годы.

Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.-критическая статья. Мемуары, лит. Мемуары, мемуаристика.

Рр. Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых признаков.

Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.

Иван Сергеевич Тургенев (12 ч).

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.

Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на предложенные темы. Написание сообщения и реферата.

Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (дискуссия).

Николай Гаврилович Чернышевский. 2 ч.

Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»

Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация четырех снов Веры. (диспут)

Иван Александрович Гончаров. 10 ч.

Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Роман «Обрыв» в оценке русской критики.

Теория. Очерк. Портрет, речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента. Написание сочинения. Написание реферата.

Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада»»(выразит. чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,обсуждение.

Александр Николаевич Островский. 12 ч.

Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия.

Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».

Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание реферата. Написание сочинения.


Федор Иванович Тютчев. 3ч.

Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Рр. Подготовка сообщения о литер. судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения. Реферат.

Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.

Николай Алексеевич Некрасов. 11 ч.

О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.

Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.

Литерат.практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стих-ями других поэтов. Характеристика эпизодов поэмы.

Пр.д.ть. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.

Афанасий Афанасьевич Фет. 2 ч

Русский дворянин А.Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий. Метафоричность лирики Фета.

Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.

Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование критич. статьи. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ стихотворений.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.

Алексей Константинович Толстой. 4 ч

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».

Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.

Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.

Лит.практикум. Анализ стих-й.

Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К.Толстого. Коллективный проект «Универсальный талант».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 2 ч.

Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен.»Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).»Общественный » роман «Господа Головлевы».

Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.

Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.

Лит.практикум. Характеристика героев.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.

Страницы истории западноевропейского романа 19 века. 1 ч.

Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».

Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть. Святочный рассказ.

Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе 19 века. Сообщение о соц.-сатирических произведениях У.Теккерея.

Лит. Практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и творчестве Бальзака.


Федор Михайлович Достоевский. 10 ч.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».

Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.

Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание сочинения. Реферат.

Лит. Практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.

Лев Николаевич Толстой 15 ч.

Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого. «Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.

Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»

«Мысль народная» в романе –эпопее.

Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне. Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.

Лит.практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о событиях войны .

Николай Семенович Лесков 5 ч.

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.

Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка сообщения. Написание сочинения. Реферат.

Лит. Практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.

Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 2 ч.

Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. Де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. «Пигмалион».

Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».

Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.

Лит.практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.

Пр.д-ть. Презентации о биографиях писателей.

Антон Павлович Чехов. 5 ч

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.

Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание сочинения. Реферат.

Лит. Практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о семье Чехова.

Максим Горький. 6 ч.

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Александр Александрович Блок.5 ч.

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. Теория литературы.Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).


Новокрестьянская поэзия. (12 ч.)

Новокрестьянская поэзия начала XX века. Отличие новокрестьянской поэзии от крестьянской поэзии XIX века. Трагическая судьба новокрестьянских поэтов.

Николай Алексеевич Клюев. 1ч.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. 5ч.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).


Заключение. О мировом значении русской литературы. 1 ч.

Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.

Теория. Русская классическая литература.

Рр. Подготовка научных сообщений.

Лит.практикум. Анализ статьи учебника.

Пр.д-ть. Коллективный проект.




11 КЛАСС

Введение. 3ч.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Изучение языка художественной литературы.

Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка.
Из мировой литературы.
Недолгое прощание с XIX веком. Поэзия Т.-С. Элиота: «Люди 14 года» Э.-М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»: «потерянное поколение» Ф. Кафка. «Превращение»: абсурд бытия.

Проза и поэзия XX века. 22 ч.

Уникальность литературы Русского зарубежья. Литературные центры, издательства, газеты и журналы, в которых печатались произведения писателей-эмигрантов.

Иван Алексеевич Бунин.

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн.

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). По этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Леонид Николаевич Андреев.

Леонид Николаевич Андреев. Жизнь и творчество. Раннее творчество. На перепутьях реализма и модернизма. Л. Андреев и символизм. Писатель-экспрессионист. Художественное своеобразие произведений писателя.

Иван Сергеевич Шмелёв.

Иван Сергеевич Шмелёв. Жизнь и творчество писателя. Трагедия отца. «Солнце мёртвых», «Богомолье», «Лето Господне». Язык произведений Шмелёва. Неравноценность творчества.

Борис Константинович Зайцев.

Борис Константинович Зайцев. Жизнь и творчество. Память о России. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский». Серия беллетризованных биографий.

Аркадий Тимофеевич Аверченко.

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Жизнь и творчество. Журнал «Сатирикон». Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. «Дюжина ножей в спину революции».

Теффи.

Теффи. Художественный мир Теффи. Юмористические образы рассказов Теффи. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками.

Владимир Владимирович Набоков.

Владимир Владимирович Набоков. Начало творчества. Классические традиции в романах писателя. Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность.

Особенности поэзии начала XX века.

Особенности поэзии начала XX века. Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века.

Символизм.

Истоки русского символизма. В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников). Жизнь и творчество (обзор). Темы и образы поэзии.

А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

Акмеизм.

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. И.Ф.Анненский. Жизнь и творчество (обзор). Творческие искания. «Кипарисовый ларец». И. Северянин.Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. В. Ф. Ходасевич. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастливый домик». Книга «Путем Зерна».Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь».

Владимир Владимирович Маяковский. 6 ч.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 20-х годов XX века. 6 ч.

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева, «Железный поток» А. Серафимовича ). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы). Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова). Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Литература 30-х годов XX века. 26 ч.

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

Андрей Платонович Платонов.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Сокровенный человек». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Характерные черты времени в повести "Котлован". Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Михаил Афанасьевич Булгаков.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Марина Ивановна Цветаева.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Осип Эмильевич Мандельштам.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Алексей Николаевич Толстой.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Автобиографическая повесть «Детство Никиты». Память детства и чувство Родины. Роман-эпопея «Хождение по мукам» Работа над романом. Историзм и злободневность. Композиция романа. Образ Петра Первого. Становление личности.

Михаил Михайлович Пришвин.

Жизнь и творчество. Путевые очерки. «Черный араб». Особенности художественного мироощущения Пришвина. Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень». Сказки о Правде. «Кладовая солнца». Дневник как дело жизни.

Борис Леонидович Пастернак.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Анна Андреевна Ахматова.

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Николай Алексеевич Заболоцкий.

Жизнь и творчество. Первые поэтические публикации. Сборник «Столбцы». Философский характер произведений писателя. Человек и природа в поэзии Н. А.Заболоцкого.

Михаил Александрович Шолохов.

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Из мировой литературы 30-х годов. 1 ч.

О. Хаксли «О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин.

Александр Трифонович Твардовский.

Жизнь и творчество. Личность. Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью — даль», «Тёркин на том свете», «По праву памяти».

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). 

Литература период  Великой Отечественной войны. 9 ч.

Писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Поэзия, проза и драматургия военного времени.

Александр Исаевич Солженицын.

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Лагерные университеты» Солженицына – путь к главной теме. Романы «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) и «В круге первом» (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Из мировой литературы.

А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э.Хемингуэй: «человек выстоит. «Старик и море».

Полвека русской поэзии.

Время «поэтического бума». Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. Сохранение классических традиций в 1970-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм.

Современность и «постсовременность» в мировой литературе.

Внеклассное чтение. Ф. Саган. «Немного солнца в холодной воде»: «молодежные» шестидесятые. Г.-Г. Маркес: магический реализм в романе «Сто лет одиночества». У. Эко. «Имя розы»: постмодернизм. (Обзор.)

Русская проза в 50—2000-е годы.

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Повести о войне 1940—1970 гг. Виктор Платонович Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда» «Оттепель»— начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. «Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека от земли.
«Горит село, горит родное». Проза Валентина Распутина. Первая повесть В. Распутина «Деньги для Марии». Повесть «Последний срок». Повесть «Живи и помни». Повести «Прощание с Матёрой» и «Пожар». Характеры и сюжеты Василия Шукшина. Александр Вампилов и литературный перекрёсток 1960—1970-х гг. Василий Шукшин и Александр Вампилов: общее понимание сложности современного быта. Крест бесконечный Виктора Петровича Астафьева. Фёдор Александрович Абрамов. На войне остаться человеком. («Лейтенантская» проза — окопная земля.) Юрий Васильевич Бондарев. Повести «Батареи просят огня», «Последние залпы». Повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой», В. Кондратьева«Сашка», Е. Носова «Усвятские шлемоносцы». Юрий Трифонов и новый персонажный ряд городской прозы, самопознание личности в прозе Андрея Битова, фантастика городского и барачного быта в повестях Вл. Маканина.

Итоговые уроки.

Проблемы и уроки литературы XX века. От реализма к постмодернизму. Контрольное тестирование


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



10 класс

№ пп

Тема урока

Кол-во часов


Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века (2ч.)

1

Исторические причины особого развития русской классической лит-ры.

1

2

Реализм как лит. Направление. Национальное своеобразие, эволюция русского реализма.

1


Русская литературная критика второй половины 19 века. (3 часа)


3

Расстановка общественных сил в 1860-е годы.

«Эстетическая критика» либеральных западников.

1

4

«Реальная критика» революционеров-демократов.

Литературно-критическая программа нигилистов.

1

5

Литературно-критическая программа славянофилов и позиция почвенников.

1


И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (12ч.)

6

Судьба писателя. Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева

1

7

Творчество И.С. Тургенева. «Записки охотника», роман «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

1

8

Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров

1

9

Споры Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

1

10

Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой

1

11

Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью

1

12

Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений

1

13

Мировоззренческий кризис Базарова.

1

14

Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова.

1

15

Творчество И.С.Тургенева в конце 1860- начале 1880 г.

1

16

Сочинение по Произведениям И.С. Тургенева.

1

17

Анализ сочинения

1

Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество (2ч.)

18

Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского.

1

19

Творческая история, жанровое своеобразие, значение романа «Что делать?».

1

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество (10 часов)


20

Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова

1

21

Роман « Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада»»

1

22

Роман «Обломов». Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин о романе.

1

23

Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя

1

24

Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе.

1

25

Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью.

1

26

Историко-философский смысл произведения

1

27

Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

28

Анализ сочинения

1

29

Роман «Обрыв»

1

А.Н.Островский. Жизнь и творчество (12ч.)

30

Личность и творчество А.Н.Островского. Обзор «Свои люди – сочтемся!», «Бедность не порок».

1

31

Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Система образов пьесы.

1

32

Нравы города Калинова

1

33

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера.

1

34

Суть конфликта героини с «тёмным царством».

1

35

Смысл названия пьесы. Катерина в системе образов драмы «Гроза»

1

36

Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского.

1

37

Н.А. Добролюбов и А.А. Григорьев о «Грозе»

1

38

Сочинение по пьесе «Гроза» А.Н. Островского

1

39

Анализ сочинения.

1

40

Обзор. Драматургия Островского конца 1860-1870-х годов.

1

41


1

Поэзия Ф.И.Тютчева (3ч.)


42

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Мир природы в поэзии Тютчева.

1

43

Любовь в лирике Ф.И.Тютчева

1

44

Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве.

1

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (11ч.)


45

Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова

1

46

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова

1

47

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка

1

48

«Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения. Жанр и композиция.

1

49

Первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков.

1

50

Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин

1

51

Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий.

1

52

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения.

1

53

Творческая история «Пира на весь мир»

1

54

Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

55

Анализ сочинения

1


Поэзия А.А.Фета (2ч.)

56

А.А.Фет. Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты

1

57

Любовная лирика Фета. Природа в лирике поэта.

1


А.К.Толстой. Жизнь и творчество. (4ч.)

58

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика, баллады и былины .

1

59

Произведения А.К. Толстого. Трилогия «Смерть Иоанна Грозного»

1

60

Обзор «Царь Федор Иоанович» и «Царь Борис».

1

61

Сатирические произведения А.К. Толстого

1


М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (2ч.)

62

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

1

63

Проблематика и поэтика сатиры «История одного города»

1


Страницы истории западноевропейского романа 19 века. (1 ч)

64

Обзор. Фредерик Стендаль. Оноре де Бальзак. Чарльз Диккенс.

1


Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество (10ч.)

65

Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение.

1

66

Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание»

1

67

Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе.

1

68

Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе

1

69

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя

1

70

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании

1

71

Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя

1

72

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского

1

73

Сочинение по произведениям Ф.М. Достоевского

1

74

Анализ сочинения

1


Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество (15ч.)

75

Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве

1

76

Лев Толстой как мыслитель. «Севастопольские рассказы»

1

77

«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения

1

78

Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества

1

79

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов

1

80

Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского

1

81

Образ Наташи Ростовой

1

82

Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н.Толстым народного характера войны

1

83

Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории

1

84

Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев

1

85

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова

1

86

Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»

1

87

Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов

1

88

Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

89

Обзор. «Анна Каренина». «Воскресение»

1


Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. (5ч.)

90

Художественный мир Н.С.Лескова

1

91

Обзор. «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне»

1

92

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни в произв. «Очарованный странник»

1

93

Сочинение по произведениям Н.С. Лескова

1

94

Анализ сочинения

1


Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века (обзор) (2ч.)

95

Генрих Ибсен. «Кукольный дом». Ги де Мопассан. «Ожерелье»

1

96

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца»

1


А.П.Чехов. Жизнь и творчество (5ч.)

97

Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения.

1

98

Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова

1

99

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе.

1

100

Сочинение по произведениям А.П. Чехова

1

101

Анализ сочинения

1

М. Горький (6 ч.)

102

М.Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы М.Горького

1

103

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции произведения

1

104

Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения

1

105

Спор о назначении человека в пьесе М.Горького «На дне»: «три правды» и их трагическое столкновение

1

106

Своеобразие публицистики и мемуарных очерков М.Горького

1

107

Контрольное сочинение по творчеству М.Горького



1


А.А.Блок (5 ч.)

108

Жизнь, творчество, личность А.А.Блока. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

1

109

Тема «страшного мира» в лирике А.А.Блока

1

110

Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока

1

111

Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция и проблематика произведения

1

112

Контрольное сочинение по творчеству А.А.Блока

1


Новокрестьянская поэзия. (12 ч.)


Н.А.Клюев (1 ч.)

113

Н.А.Клюев: истоки и художественный мир поэзии Н.А.Клюева

1


С.А.Есенин (5 ч.)

114

С.А.Есенина. Жизнь, творчество, ранняя лирика поэта

1

115

Тема Родины и природы в поэзии С.А.Есенина

1

116

Тема любви в лирике С.А.Есенина

1

117

Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина»: анализ лиро-эпического произведения

1

118

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина

1

119

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века.

1



11 класс


Название раздела

Тема урока

Кол-во часов


Введение . (3 ч.)


1

Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста

1

2

Мировая литература рубежа XIX-XX веков

1

3

Русская литература начала XX века

1


Проза и поэзия 20 века (22 ч.)

4

И.А.Бунин. Изображение России в повести И.А.Бунина «Деревня»

1

5

Образ греха в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

6

Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

7

Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

1

8

Новаторство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

1

9

А.И.Куприн. Мир духовный и мир цивилизованный в повести А.И.Куприна «Олеся»

1

10

А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер повести

1

11

Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

1

12

Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

1

13

Творчество Л.Н.Андреева

1

14

Творчество И.С.Шмелева

1

15

Творчество Б.К.Зайцева

1

16

Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи.

1

17

Творчество В.В.Набокова

1

18

Модернизм поэзии Серебряного века

1

19

Символизм.

В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма

1

20

Своеобразие художественного творчества К.Д.Бальмонта

1

21

Основные темы и мотивы лирики И.Ф.Анненского, Ф.Сологуба, А.Белого

1

22

Русский акмеизм и его истоки

1

23

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева

1

24

Футуризм. Лирика И.Северянина, В.Ф.Ходасевича

1

25

Контрольное сочинение по произведениям поэтов Серебряного века.

1

В.В.Маяковский (6 ч.)

26

Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Ранняя лирика поэта. Маяковский и футуризм

1

27

Тема любви и поэзии В.В.Маяковского

1

28

Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах»

1

29

Тема революции в творчестве В.В.Маяковского

1

30

Сатира В.В.Маяковского. Пьесы «Клоп», «Баня»

1

31

Контрольное сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.В.Маяковского

1

Литература 1920-х годов (6 ч.)

32

Характеристика литературного процесса 1920-х годов. Обзор творчества А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича

1

33

Творчество А.А.Фадеева. Проблематика и идейная сущность романа А.А.Фадеева «Разгром»

1

34

Тема революции и Гражданской войны в прозе И.Э.Бабеля

1

35

Творчество Е.И.Замятина. Обзор романа-антиутопии «Мы»

1

36

Творчество М.М.Зощенко

1

37

Зачетная работа за I-е полугодие

1

Литература 1930-х годов (26 ч.)


38

Общая характеристика литературы 1930-х годов

1

39

А.П.Платонов. Обзор повести «Сокровенный человек». Герои и проблематика повести А.П.Платонова «Котлован»

1

40

М.А.Булгаков. Обзор романа «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных»

1

41

Сатира М.А.Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор)

1

42

История создания, проблематика, жанр и композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

43

Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов романа

1

44

Тема любви, творчества и вечности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

45

Контрольное сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

46

М.И.Цветаева. Основные темы творчества

1

47

О.Э.Мандельштам. Основные темы творчества

1

48

А.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Детство Никиты», романа-эпопеи «Хождение по мукам» (обзор)

1

49

Тема русской истории в романе А.Н.Толстого «Петр I»

1

50

М.М.Пришвин. Обзор художественного наследия писателя.

1

51

Б.Л.Пастернак. Основные мотивы его поэзии

1

52

Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении

1

53

А.А.Ахматова. Основные темы лирики

1

54

Поэзия женской души. Тема Родины, тема любви в лирике А.А.Ахматовой

1

55

Поэмы А.А.Ахматовой (анализ поэм «Реквием», «Поэма без героя»)

1

56

Н.А.Заболоцкий. Основная тематика лирических произведений

1

57

М.А.Шолохов. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»

1

58

М.А.Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. История создания произведения, специфика жанра

1

59

Первая мировая война в изображении М.А.Шолохова

1

60

Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1

61

Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1

62

Трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды героем)

1

63

Контрольное сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»


1

Из мировой литературы 1930-х годов.( 4 ч.)

64

О.Хаксли «О дивный новый мир». О.Хаксли и Е.Замятин.

1

65

А.Т.Твардовский. Поэма «Страна Муравия»

1

66

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

1

67

Лирика А.Т.Твардовского

1

Литература периода Великой Отечественной войны (9 ч.)

68

Проза, поэзия, драматургия периода ВОВ

1

69

А.И.Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

1

70

Малая проза А.И.Солженицына. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор»

1

71

А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий

1

72

Символический смысл повести Э.Хемингуэя «Старик и море»

1

73

«Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников ВОВ. (Обзор поэзии Л.Н.Мартынова, С.П.Гудзенко, А.П.Межирова, Ю.В.Друниной, Е.М.Винокурова)

1

74

Русская советская поэзия 1960-1970-х годов: время «поэтического бума», период после «поэтического бума» (урок-обзор)

1

75

Общая характеристика русской поэзии 1980-1990-х годов. Лирика И.А.Бродского

1

76

Современность и «постсовременность» в мировой литературе

1


Русская проза 1950-2000-х годов (9 ч.)

77

В.П.Некрасов. «В окопах Сталинграда»

1

78

Обзор повестей Б.А.Можаева «Живой», В.И.Белова «Привычное дело»

1

79

В.Г.Распутин: жизнь, творчество, личность. Проблематика повести «Прощание с Матёрой»

1

80

В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность. Обзор литературного творчества

1

81

А.В.Вампилов. Анализ пьесы «Утиная охота»

1

82

Ф.А.Абрамов. Проблематика повестей «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька»

1

83

К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой», В.Кондратьева «Сашка», Е.И.Носов «Усвятские шлемоносцы»

1

84

Ю.В.Трифонов, А.Г.Битов, Вл.С.Маканин. Анализ повести Ю.В.Трифонова «Обмен».

1

85

Итоговый урок. Контрольная работа за курс 11 класса

1



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!