СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10-11 классы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10-11 классы»

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа учебного курса литературы для 10, 11 классов (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции от 31.07.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413) с изменениями (утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г., от 31 декабря 2015 г., от 29 июня 2017 г., от 24 сентября, от 11 декабря 2020 г.);

  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 01.01.2021 г.;

  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з));

  • Авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2016. для общеобразовательных учреждений с базовым уровнем изучения литературы в 10-11 классах;

  • Учебного плана МОБУ «Мухинская СОШ».


Рабочая программа в 10 классе рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – на 102 часа (з часа в неделю)


Целями программы среднего общего образования и обучения литературе в 10,11классах являются:

- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда;

- приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитие их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отражённые в них явления жизни, и на этой основе формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.

Основные задачи обучения:

- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после школы исходя из сложившихся культурно-исторических, экономико-географических, экологических и геополитических особенностей региона, страны;

- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края на основе умелого владения способами самоорганизации своей жизнедеятельности;

- создание условий для национально-культурного самоопределения выпускника средней школы.

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, изучаемых в 10, 11 классах и повторение ранее изученных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета;

- систематическая подготовка к ЕГЭ.

Формы проведения занятий: лекции, различные формы беседы, аналитическая работа с текстами художественных произведений и его элементами, практикумы, комбинированные уроки, тестирование,урок контроля в форме письменных творческих работ.

Для осуществления поставленных целей и задач в обучении предмету в данном классе используются элементы коммуникативно-деятельностной и проблемной технологий, личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.


Виды контроля (промежуточный и итоговый):

- устные сообщения обучающихся;

- промежуточные письменные проверочные работы, выявляющие знания учащегося теоретического материала и содержания изучаемого произведения; показывающие умение десятиклассника анализировать и интерпретировать художественное произведение; выявлять авторскую позицию и формулировать свою.

- письменный ответ на проблемный вопрос;

- тестовые задания, проверяющие знание биографии и творчества писателей, теоретико-литературные знания и знание изучаемых литературных произведений;

- сочинение на основе литературного произведения.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

10 - 11 КЛАССОВ


Требования к уровню подготовки учащихся

1) сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

2) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

3) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

4) владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

5) владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;

6) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

7) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;

8) сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;

9) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

10) способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

11) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

12) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; развитие собственного стиля и применение полученных знаний в речевой практике.


Результатами освоения предмета «Литература» являются

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- планирования и регуляции своей деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

- понимание ключевых проблем изученных произведений

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 КЛАСС

  1. Введение. (1 ч.)

Общая характеристика русской классической литературы XIX века:

- золотой век русской поэзии (первая треть столетия);

- эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);

- роль литературы в духовной жизни русского общества.

Общее понятие об историко-литературном процессе

  1. Русская литература первой половины XIX века (10 ч.)

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» («IX.И путник усталый на бога роптал…»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «(Из Пиндемонти)»

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы.

«Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.

Для самостоятельного чтения

Поэты пушкинской поры: стихотворения К.Н. Батюшкова, Е.А.Баратынского и др.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В.Г.Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.

Для самостоятельного чтения

«Демон».

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века – романтизм и реализм (общая характеристика).

  1. Русская литература второй половины XIX века (84 ч.)

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

Проза

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание.

Для самостоятельного чтения

«Обыкновенная история».

А.Н.Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «тёмного царства» в пьесах драматурга).

Для чтения и изучения

«Гроза». Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». Символика заглавия пьесы.

Для самостоятельного чтения

«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твёрдая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

Для самостоятельного чтения

«Дворянское гнездо», «Рудин».

Из поэзии середины XIX века

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»).

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Её композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

Для чтения и бесед

«В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О Муза! Я у двери гроба…».

Лирика Некрасова – воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворённости собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком предназначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанровс прозаическими; широкое использование фольклора.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Silentium», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим…», «Не то, что мните вы, природа…», «Предопределение», «Она сидела на полу», «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…») (по выбору).

Для чтения и бесед

«Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Осенний вечер» (по выбору).

Тютчев – поэт-философ. Трагическое ощущение мимолётности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.

А.А. Фет. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Шёпот, робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Это утро, радость эта…», «Ласточки пропали…» (по выбору).

Для чтения и бесед

«Ещё майская ночь», «Я пришёл к тебе с приветом…», «В лунном сиянии…» (по выбору).

Традиционные поэтические темы – природа, любовь, творчество – и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А.А.Фет). Изображение мимолётных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

А.К. Толстой. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Средь шумного бала, случайно…», «Коль любить, так без рассудку…», «Ты не спрашивай, не распытывай…», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…», «Ты не спрашивай, не распытывай…».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А.К.Толстого. Стихия любви в лирике поэта.

«Сон Попова». Козьма Прутков.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.

Для самостоятельного чтения

«Идиот».

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и бесед

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н.С.Лесков). Язык рассказа.

Для самостоятельного чтения

«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Война и мир» - роман-эпопея. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных её героев – простых солдат – как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.

Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

Для самостоятельного чтения

«Севастопольские рассказы».

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

  1. Зарубежная литература (10 ч.)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.)

Д,Г.Байрон «Корсар», Ч.Диккенс «Большие надежды», О Уайльд. Сказки, О де Бальзак «Отец Горио», Стендаль «Красное и чёрное», П.Мериме «Кармен», В.Гюго «Собор Парижской богоматери», Г.Флобер «Госпожа Бовари», Э.Т.А.Гофман «Крошка Цахес, по прозванию Цинновбер», Г Гейне. Лирика, Э. По «Убийство на улице Морг».



11 КЛАСС

    1. На рубеже столетий. (5 часов)

XIX век. Завершение классического периода русского реализма.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество ( с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой»

Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.

Для чтения и изучения

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад желаний и стремлений героев, с одной стороны, и реальностей жизни – с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?

Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст(роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.

Для самостоятельного чтения

«Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей», «Невеста».

    1. XX век. Литература первой половины ХХ века. (26часов)

Проблема наследства русской классики. Поиски путей обновления искусства (литература, живопись, музыка). Художественные обретения литературы ХХ века.

Человек на перепутьях истории – одна из сквозных тем литературы эпохи планетарных драм и трагедий.

Основные потоки русской литературы ХХ века после Октябрьской революции: литература, создававшаяся на родине, и литература русского зарубежья.

Идея «преображённой» свободной личности, прозревающей тайны бытия. Проблема индивидуализма и «единичности» человека как выражения свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции.

Литературные направления в поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм).

Серебряный век русской литературы

Для чтения и бесед

И.Ф.Анненский.«Мучительный сонет», «Снег», «Бронзовый поэт», «Петербург» «Тоска мимолётности», «старые эстонки», «Петербург», «Старая шарманка» (по выбору)

К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Завет бытия», «Я в это мир пришёл, чтоб видеть солнце», «Безглагольность», «Осенняя радость», «Камыши», « Я не знаю мудрости» (по выбору).

В.Я.Брюсов. «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Родной язык», «Сумерки», «Работа» (по выбору).

А. Белый «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Родине», «Отчаянье» ( по выбору).

Ф.К. Сологуб.«Я – бог таинственного мира…», «в поле не видно ни зги…», «Недотыкомка серая», «Когда я в море бурном плавал…»( по выбору).

Н.С.Гумилёв. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Жираф», «память» ( по выбору)..

Игорь Северянин. «Июльский полдень», «Поэза вне абонемента», «Родник», «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!..»), «Поэза последней надежды» ( по выбору). .

А.А.Блок. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,«На поле Куликовом» («Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»), «Россия», «На железной дороге», «Коршун». ««Фабрика», ««На железной дороге», «О,Я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Вхожу я в тёмные храмы…»,. Многогранность любовной лирики. Изящество, музыкальность стиха.

Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А.А.Якобсон). Композиция, язык поэмы.

Для чтения и бесед

«Коршун», «О доблестях, о подвигах, о славе…», Вхожу я в тёмные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…»»Мне страшно с тобою встречаться», стихотворения из цикла «Кармен».

Отражение в поэзии А. Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. Трагическое мироощущение лирического героя. Россия – центральная тема поэзии Блока.

Многогранность любовной лирики. Символика образов. Изящество, музыкальностьстиха.

И.А. Бунин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Лёгкое дыхание», «Поздний час».

Проникнутые грустью картины угасания «дворянских гнёзд». Светлые и тёмные стороны деревенской жизни. Мотивы очищающего влияния родной природы. Обличение фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждениями. Трагичность любви в произведениях Бунина. «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина.

Для чтения и бесед

«»Сапсан», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Слово» (по выбору)

Тонкость передачи чувств и настроений, экономность и выразительность художественных средств в лирике Бунина..

Для самостоятельного чтения

«Деревня», «Суходол», «Грамматика любви», «Чаша жизни», «Роза Иерихона», «Митина любовь».

А.И.Куприн. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Трагическая история любви «маленького человека». Желткова как своеобразный ответ на эти споры.

Для самостоятельного чтения

«Поединок», «Листригоны», «Гамбринус», «Олеся».

Л.А.Андреев. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Иуда Искариот».Проблема любви и предательства. Изображение противоречий и сложности бытия. Выразительное и изобразительное в художественных образах повести.

М.Горький. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чте6ния и изучения

«На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения. Споры о предназначении человека. Гуманизм – милосердие - жалость. Композиция пьесы, афористичность языка.

Для чтения и бесед

М.Горький. «Несвоевременные мысли» (обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции. Послереволюционное творчество Горького (общая характеристика).

Для самостоятельного чтения.

«Фома Гордеев», «Коновалов», «По Руси», «Лев Толстой».

    1. Первые десятилетия советской литературы. (36 часов)

Для чтения и бесед (2-3 произведения по выбору)

Б.А.Лавренёв «Сорок первый». Трагизм столкновений вовлечённых в гражданскую войну людей.

И.Э. Бабель «Коноармия». Исключительные ситуации и противоречивые характеры героев рассказов. Сочетание высокой романтики и будничного реализма в их изображении.

А.А.Фадеев «Разгром». Драматические ситуации и трагическая развязка романа. Оптимистический пафос финала.

А.Н. Толстой «Гадюка» Неистовая ярость Гражданской войны, сформировавшая жестокие характеры героев.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», «Облако в штанах», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся», «Лиличка! Вместо письма», «Про это», « Письмо Кострову… о сущности любви».

Для чтения и бесед

«Адище города», «Ночь», «Нате!», «Письмо Татьяне Яковлевой» (по выбору)

Для самостоятельного чтения

«Хорошо!», «Баня», «Клоп».

С.А.Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Гой ты, Русь, моя родная…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…»,«Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»,» Русь Советская», «Спит ковыль, равнина дорогая…» (по выбору).

Для чтения и бесед

«Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность».

Для самостоятельного чтения

Цикл «персидские мотивы», «Анна Снегина».

А.А.Ахматова. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Песня последней встречи»,»Ты знаешь, ятомлюсь в неволе…», «Перед весной бывают дни такие…» «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я не знаю, ты жив или умер…», «Заплаканная осень как влова…», «Мне не к чему одические рати…» ( из цикла «Тайны ремесла»), «Мне голос был. Он звал утешно…»,«Клятва», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля».

«Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы.

Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в более поздней лирике. Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха.

Для самостоятельного чтения

«Я пришла к поэту в гости…», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Читатель», « А вы,друзья последнего призыва!,» все души милых на высоких звёздах..», «Летний сад», «Городу Пушкина».

О.Э.Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«За гремучую доблесть грядущих веков», «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», « Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

Для чтения и бесед

«Образ твой мучительный и зыбкий…», «Декабрист», «Сёстры-тяжесть и нежность, одинаковые ваши приметы…», «Довольно кукситься, бумаги в стол засунем…», «твой зрачок в небесной корке…», «петербургские строфы», «Домби и сын» (по выбору).

Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культурными и историческими ассоциациями. Её тяготение к высокому одическому стилю, к традициям русской философской лирики.

М.И.Цветаева. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Имя твоё – птица в руке…» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Моим стихам, написанным так рано..»,»Родина», «Рас-стояние: вёрсты, мили…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…»

Для чтения и бесед

Писала я на аспидной доске», «Проста моя осанка…», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», «Вчера ещё в глаза глядел…», «Поэт – издалека заводит речь…» (из цикла «Поэты»), «Над синевой подмосковных рощ…» ( из цикла «Стихи о Москве» (по выбору).

Поэзия Цветаевой – напряжённый монолог на личные и гражданские темы. Обострённая искренность её лирики. Интонационно-ритмическая экспрессивность стиха.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Сокровенный человек». Герой повести – правдоискатель и народный философ. Значение образа Пухова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.

Для самостоятельного чтения

«Фро», «Река Потудань», «Старый механизм», « В прекрасном и яростном мире», «Возвращение».

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Мастер и Маргарита». Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» (в сравнении с произведениями Гёте и Гоголя). Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Для самостоятельного чтения

«Белая гвардия»

М.А. Шолохов.Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения.

«Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий дон» - роман-эпопея. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. Яркость. Многоцветность языка, роль диалектизмов.

    1. Литература русского зарубежья (5 часов)

Три «волны» литературной эмиграции. Значение литературы русского зарубежья.

В.В. Набоков. Сведения о жизни писателя

Для чтения и изучения

«Машенька». Тема времени. Двоемирие: призрачность настоящего и реальность прошлого. Счастье в понимании героя и автора. Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа.

Для чтения и бесед.

И.С. Шмелёв. «Богомолье», «Лето Господне».

Г.В. Иванов. «Холодно бродить по свету…», «Закроешь глаза на мгновенье…», «Напрасно пролита кровь…», «Россия счастие. Россия свет…», «Не о любви прошу, не о весне пою…», «Погляди: бледно-синее небо покрыто звёздами…», «Ликование вечной, блаженной весны…», «Над розовым морем вставала луна…» (по выбору).

5. Тема Великой Отечественной войны в литературе (7часов)

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.

Поэзия

Для чтения и бесед

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Родина»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; М.В. Исаковский. «Ой, туманы мои, растуманы!..», «Враги сожгли родную хату…»; М.А. Светлов «Итальянец»; Я.В. Смеляков «Милые красавицы России», «Там, где звёзды светятся в тумане…»; О.Ф. Берггольц. «Февральский дневник»; М.А. Дудин. «Соловьи»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; П.Д. Коган. «Нам лечь, где лечь…»; Д.Б. Кедрин. «Красота»; Д.С.Самойлов«Сороковые»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане», «Мои товарищи»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; Е.М. Винокуров. «Москвичи» (по выбору).

Проза

В.П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»;К.Д. Воробьёв. «Это мы, Господи!..», «Убиты под Москвой»; В.П. Астафьев «Где-то гремит война», «Пастух и пастушка»; В.В. Быков «Сотников»; Ю.В. Бондарев «Горячий снег»; А.А.Бек «Волоколамское шоссе»; В.Л. Кондратьев «Сашка».

Драматургия

В.С. Розов. «Вечно живые».

6. Из литературы середины XX века (11часов)

Поэзия

Б.Л. Пастернак.Сведения о жизни и творчестве поэта.

Для чтения и изучения.

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Никого не будет в доме…», «Определение поэзии», «На ранних поездах», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» (из книги «Когда разгуляется»).

Для чтения и бесед

Стихотворения Юрия Живаго из романа «Доктор Живаго», «Гефсиманский сад», «Чудо», «Светает», «Любить иных – тяжёлый крест…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Ночь».

Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Поиски простоты и ясности стиля. Жизнеутверждающее начало в поэзии. Философская углублённость, ассоциативность, зримость, пластичность образов, их тяготение к символам.

Н.А. Заболоцкий Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения.

«Я не ищу гармонии в природе», «Венчание плодами», «Старая актриса», «Некрасивая девочка», «Портрет», «Противостояние Марса» (по выбору).

Философичность лирики Заболоцкого, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

Наблюдательность и острота поэтического зрения.

А.Т. Твардовский Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения.

«Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери».

Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих.

Народность поэзии Твардовского.

Трагические конфликты эпохи.

А.И. Солженицын Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения.

«Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова. Простота, обыденность повествования как приём воплощения трагизма происходящего.

«Случай на станции Кочетовка». Композиция рассказа. Споры о героях и проблемах.

В.Т. Шаламов Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В.Т. Шаламов). Противостояние человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачёва» и «Почерк».

«Деревенская» проза

Для чтения и изучения.(1-2 произведения по выбору)

Мир, отражённый в «деревенской» прозе. Объективный смысл произведений писателей-«деревенщиков».

В.Г. Распутин «Последний срок».

В.М. Шукшин «Срезал»

7. Литература последних десятилетий XX века (7 часов)

Поэзия

Гражданственность и публицистичность, устремлённость к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии.

Для чтения и бесед

Л.Н. Мартынов. «Замечали – по городу ходит прохожий»..», «Первый снег», «Вода», «След», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтоб никто не умирал…», «Успокоился воздух…», «Люди», «Свобода».

В.Н. Соколов. «Стихи о Пушкине», «Художник должен быть закрепощён…», «Ученический зимний рассвет», «Новоарбатская баллада».

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья…», «Граждане, послушайте меня…», «Шестидесятники», «На смерть абхазского друга».

Б.А. Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг…», «жилось мне весело и шибко…», «По улице моей который год…», «Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание, «Озноб», «Варфоломеевская ночь».

А.А. Вознесенский. «Пожар в Архитектурном институте», «Прощание с Политехническим»,«Лобная баллада», «Антимиры»(«Живёт у нас сосед Букашкин»), «Тишины!», «Роща», «Сага», «Сон».

Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим», «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Надежды маленький оркестрик», «Союз друзей».

Н.М. Рубцов. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Добрый Филя», «Звезда полей», «Неизвестный», «Я люблю судьбу свою», «Виденья на холме», «В горнице».

В.С. Высоцкий. «Охота на волков», «Памятник» и другие произведения.

И.А. Бродский. «Стансы», «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам…», «На смерть Жукова», «Ниоткуда с любовью, надцатогомартобря», «Тёмно-синее утро в заиндевевшей раме…» (из цикла «Часть речи»), «К Урании», «Примечания папоротника».



Проза

Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности.

Тема вековых устоев в жизни крестьянина («деревенская» проза). Человек и природа.

Стремление по-новому осмыслить проблемы человека и общества, общества и государства, народа и власти. Трагические страницы советской истории в литературе этих лет.

Жанровое многообразие литературы.

Для чтения и бесед(по выбору).

Г.Н. Владимов. «Верный Руслан».

Ю.П. Казаков. Рассказы и повести.

В.Г. Распутин. «Живи и помни».

Ю.В. Трифонов. «Старик».

В.М. Шукшин. Рассказы.

Драматургия

Для чтения и бесед

А.В. Вампилов. «Старший сын».

Для самостоятельного чтения (по всему курсу)

Русская литература

Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей. (В.С.Маканин, Л.С. Петрушевская, Т.Н.Толстая).Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов, реминисценции.(В.В. Ерофеев, А.Г. Битов, Е.А. Попов, В.О.Пелевин).

8. Зарубежная литература (5 часов)

Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца»; Ф. Кафка. «Превращение»; А. Камю. «Посторонний»; К. Чапек «Поэт», «Ореол»; У. Фолкнер «Поджигатель»;Э.М.Ремарк «На западном фронте без перемен»;Б.Брехт«Мамаша Кураж и её дети»;Ф. Гарсия Лорка. Лирика;Дж. Оруэлл «1984»;У.Голдинг«Повелитель мух»; Э. Хемингуэй. «Старик и море»; Г. Бёлль «Глазами клоуна»



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

п\п

по теме

Тема занятия

Дата

план

факт

Введение 1 час




1

1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы




Русская литература первой половины XIX века (10 часов)




2

1

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы.



3

2

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы.



4

3

«Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью.



5

4

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы.




6

5

М.Ю. Лермонтов. Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта.



7

6

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества как основные мотивы лирики.



8

7

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести.



9

8

Литературные направления первой половины XIX века: романтизм и реализм.



10

9

Обобщение изученного по теме «Русская литература первой половины XIX века».



11

10

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по русской литературе первой половины XIX века.



Русская литература второй половины XIX века 84 часа




12

1

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.




13

2

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова.




14

3

Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской.



15

4

Трагический колорит в изображении судьбы Обломова.




16

5

Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции.



17

6

Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание.



18

7

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.Гончарова «Обломов».



19

8

А.Н.Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «тёмного царства»).



20

9

«Гроза». Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира.



21

10

Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством».



22

11

Символика заглавия пьесы.




23

12

Добролюбов о пьесе «Гроза».




24

13

Р.р. Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза».



25

14

Р.р. Написание сочинения по пьесе А.Н.Островского «Гроза».



26

15

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.




27

16

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц.




28

17

Ум, твёрдая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя.



29

18

Нигилизм и нравственный максимализм Базарова.




30

19

Отношение автора к герою




31

20

Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе.



32

21

Своеобразие композиции. Споры вокруг романа.




33

22

Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева.




34

23

Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».



35

24

Р.р. Написание сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».



36

25

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.




37

26

Лирика Некрасова – воплощение страданий, дум и чаяний народа.«Вчерашний день, часу в шестом…»



38

27

Некрасов о высоком назначении поэзии. «Поэт и гражданин»



39

28

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создании поэмы.



40

29

Народно-поэтическая основа поэмы. Композиция и стиль




41

30

Философия народной жизни («Крестьянка»).




42

31

Тема судьбы России («Пир на весь мир»).




43

32

Новаторство Некрасова.




44

33

Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Трагическое ощущение мимолётности бытия.



45

34

Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека.«Не то, что мните вы, природа…»



46

35

Пластическая точность образов, их символический смысл.




47

36

Любовная и философская лирика Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»



48

37

А.А.Фет. Традиционные поэтические образы – природа, любовь, творчество.




49

38

Фет и теория «чистого искусства»




50

39

Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. «Шепот, робкое дыханье…»



51

40

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А.К.Толстого.



52

41

«Средь шумного бала, случайно…». Стихия любви в лирике поэта



53

42

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.




54

43

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность конфликта в романе



55

44

Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции.



56

45

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.




57

46

Смысл теории Раскольникова.




58

47

Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира



59

48

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони.




60

49

Р.р. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из 8 части 6 главы романа).



61

50

«Двойники» Раскольникова и их художественная роль.




62

51

Итоговый урок по творчеству Ф.М.Достоевского.




63

52

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».



64

53

Р.р. Написание сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».



65

54

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.




66

55

«История одного города».Замысел, проблематика и жанр произведения



67

56

Собирательные образы градоначальников и «глуповцев»




68

57

Гротеск, черты антиутопии в произведении




69

58

И.С.Лесков. Жизнь и творчество




70

59

Тема праведничества в рассказе «Однодум».




71

60

Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности». Язык рассказа



72

61

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы.



73

62

«Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.



74

63

Народ и личность – одна из главных проблем романа




75

64

Р.р. Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер» (т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25).



76

65

Изображение судеб отдельных людей. Именины у Ростовых. Лысые горы.



77

66

Поиски смысла жизни П.Безухова и А.Болконского.




78

67

Правдивое изображение войны 1805-1807 годов.




79

68

Быт поместного дворянства. Богатая внутренняя жизнь главных героев.



80

69

Правдивое изображение войны 1812 года и её героев как художественное открытие Толстого.



81

70

Р.р. Переправа через Неман. (Анализ эпизода, гл.2, ч.1, том 3).



82

71

Кутузов и Наполеон.




83

72

Партизанская война.




84

73

Бегство французов из России.




85

74

«Мысль народная» в романе.




86

75

Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя.



87

76

Эпилог романа.




88

77

Образ Наташи Ростовой.




89

78

Психологизм романа («диалектика души» главных героев, роль внутренних монологов).



90

79

Картины природы в романе




91

80

Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого. Мировое значение его творчества.



92

81

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».



93-94

82-83

Р.р. Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».



95

84

Итоговый контрольный тест за курс 10 класса.




Обзор зарубежной литературы (10 часов)




96

1

Дж. Г. Байрон «Корсар»




97

2

«Корсар». Образ лирического героя




98

3

Ч.Диккенс. «Большие надежды»




99

4

О. Уайльд. Сказки. Жанровая специфика литературной сказки



100

5

Проблематика сказок О. Уайльда




101

6

Э.Т.А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»




102

7

Принципы романтического жанра в новелле




103

8

Нравственные и социальные идеи произведения




104

9

Э. По «Убийство на улице Морг»




105

10

Подведение итогов






11 класс


п\п

по теме

Тема занятия

Дата

план

факт

XIX век

Завершение классического периода русского реализма (5 часов)



1

1

Введение. Общая характеристика конца 19 –начала 20 века




2

2

А.П.Чехов. Жизнь и творчество




3

3

Чехов- враг пошлости, фальши, бездуховности. «Ионыч»




4

4

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений героев повести



5

5

Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в пьесе



XXвек

Литература первой половины XXвека (26 часов)



6

1

И.А.Бунин. Жизнь и творчество писателя




7

2

Традиции русской классики в поэзии и лирической прозе Бунина



8

3

Образ надвигающейся катастрофы в рассказе «Господин из Сан-Франциско»



9

4

Неприятие Буниным бездуховного благополучия буржуазного мира



10

5

«Чистый понедельник». Искания героев рассказа




11

6

«Легкое дыхание». Трагическая судьба Оли Мещерской и ее неумирающая красота



12

7

А.И.Куприн. Жизнь и творчество писателя. Продолжение традиций



13

8

«Гранатовый браслет». История любви чиновника Желткова к княгине



14

9

Мастерство Куприна-художника: многоцветье и полнозвучие изображения



15

10

М.Горький. Творческий путь писателя в 20 веке




16

11

Пьеса «На дне»: система образов




17

12

Ночлежка и ее обитатели




18

13

Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость



19

14

Композиция пьесы, афористичность языка




20

15

Р.Р. Сочинение по творчеству М. Горького




21

16

Поэзия и проза Серебряного века (общая характеристика).



22

17

Поэзия Серебряного века.




23

18

Символизм. Творчество К.Бальмонта и В.Брюсова.




24

19

Акмеизм. Творчество Н.С.Гумилева.




25

20

Футуризм. Творчество И.Северянина.




26

21

Р.Р. Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века



27

22

Личность и поэтический мир Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов



28

23

Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. «Незнакомка», «На поле Куликовом»



29

24

Россия – центральная тема поэзии Блока




30

25

«Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. Композиция, язык поэмы



31

26

Р.Р. Сочинение по творчеству А.А. Блока




Первые десятилетия советской литературы (36 часов )




32

1

Личность, творчество, судьба Маяковского.




33

2

Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего



34

3

Личное и общественное в лирике. Сатира Маяковского




35

4

Личность, творчество, судьба С.А.Есенина.




36

5

Стихотворения последних лет Есенина.




37

6

Чувство любви к родине, к природе родного края




38

7

Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений



39

8

Лирика А.А.Ахматовой.




40

9

Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в более поздней лирике



41

10

Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием».




42

11

Личность и судьба О.Э.Мандельштама.




43

12

Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культурными и историческими ассоциациями



44

13

Личность, творчество, судьба М.И.Цветаевой.






45

14

Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы




46

15

Р.Р. Сочинение по творчеству поэтов начала XX века.




47

16

Личность, творчество, судьба А.П.Платонова.




48

17

«Сокровенный человек». Герой повести – правдоискатель и народный философ. Значение образа Пухова



49

18

Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка




50

19

Личность, творчество, судьба М.А.Булгакова.




51

20

Композиция романа «Мастер и Маргарита», его проблематика.



52

21

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе.




53

22

Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Трагическая любовь героев. Булгаков-сатирик.



54

23

Фантастика в романе. Изображение «нечистой силы». Проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.



55

24

Р.Р. Классное сочинение по роману «Мастер и Маргарита»



56

25

Р.Р. Классное сочинение по роману «Мастер и Маргарита»



57

26

Основные факты жизни и творчества М.А.Шолохова.




58

27

Роман-эпопея «Тихий Дон». Своеобразие жанра. Духовный мир донского казачества. Характер Григория Мелехова.



59

28

Функции портрета, пейзажа, массовых сцен. Система персонажей романа.



60

29

Поиски правды. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе.



61

30

Приёмы создания и значение массовых сцен.



62

31

Проблема «общей» и «частной» правды. Характер и функции шолоховского пейзажа.



63

32

Своеобразие языковой манеры Шолохова. Драматургические принципы в эпическом произведении.



64

33

Трагедия Григория Мелехова. Особенности шолоховского портрета.



65

34

«Мысль семейная» в романе. Женские образы. Тема материнства.



66

35

Р.Р. Тестовая работа




67

36

Р.Р. Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».




Литература русского зарубежья (5 часов )





68

1

«Машенька» Набокова – роман о потерянной России.






69

2

Счастье в понимании героя и автора




70

3

Своеобразие художественного мира романа «Машенька».





71

4

Творчество Г.В.Иванова.




72

5

Творчество И.С.Шмелева




Тема Великой Отечественной войны в литературе (7 часов )




73

1

Произведения о Великой Отечественной войне (обзор).




74

2

Военная лирика К.М. Симонова, А.А.Суркова, .В.Исаковского, Я.В.Смелякова



75

3

Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка»




76

4

Повесть К.Д.Воробьева «Это мы, господи!»




77

5

Повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка»




78

6

Гуманистический пафос послевоенных произведений.




79

7

В.С.Розов «Вечно живые»




Литература середины XX века ( 11 часов)




80

1


Личность, творчество, судьба Б.Л.Пастернака.



81

2

Стихотворения Юрия Живаго.




82

3

Творчество Н.А.Заболоцкого.




83

4

Лирика А.Т.Твардовского.




84

5

Цикл стихотворений «Памяти матери».




85

6

Личность, творчество, судьба А.И.Солженицына.




86

7

Герой и его судьба в «Одном дне Ивана Денисовича».




87

8

«Случай на станции Кочетовка». Споры о героях и проблемах



88

9

«Деревенская» проза в русской литературе второй половины XX века.



89

10

Мир, отраженный в «деревенской» прозе (Ф.Абрамов, В.М.Шукшин, В Г.Распутин).



90

11

В.Г. Распутин. «Последний срок». Проблематика повести




Литература последних десятилетий XX века (7 часов )




91

1

Многообразие поисков в поэзии второй половины XX века. Л.Н. Мартынов, В.Н. Соколов




92

2

Поэты-барды. Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий




93

3

Новые тенденции в русской литературе. Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов



94

4

Поиски новых форм поэзии. И.А. Бродский




95

5

Постановка важных социальных и нравственных проблем. Ф.А. Абрамов «Деревянные кони»



96

6

Человек и природа. В.П. Астафьев «Царь-рыба»




97

7

Трагические страницы советской истории. Г.Н. Владимов «Верный Руслан»



Зарубежная литература XX века (5 часов )




98

1

Общая характеристика зарубежной литературы XX века.




99

2

Английская литература XX века. Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».



100

3

Американская литература XX века.Э.Хемингуэй. «Старик и море».



101

4

Э.М.Ремарк. «На Западном фронте без перемен»




102

5

Обобщающий урок по курсу литературы XX века. Подведение итогов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!