Рабочая программа предмета «Всеобщая история» для 5-8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования филиала МБОУ СОШ р.п. Шемышейка в селе Старая Яксарка.
Предмет «Всеобщая история» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 180 часов (при 34 неделях учебного года), в 5 классе изучается курс «История Древнего мира» – 68 часов, в 6 классе – «История Средних веков» –28 часов, в 7-8 классах – «История Нового времени» – 56 часов.
1. Планируемые результаты изучения предмета
1.1. Личностные результаты
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса всеобщей истории на уровне основного общего образования включают в соответствии ФГОС ООО три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
1.3. Предметные результаты освоения всеобщей истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося будут сформированы
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. (6 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в средневековых государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени. (7–8 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности.
2. Содержание учебного предмета «Всеобщая история»
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки. Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История Нового времени
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV — начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния.
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Тематическое планирование
История Древнего мира 5 класс 68 часов)
№п.п. | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов) | | |
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 |
2 | Древнейшие люди. | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | |
4 | Возникновение искусства и религии. | |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 2 |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | |
6 | Появление неравенства и знати. | |
7 | Тема 3. Счет лет в истории. | 1 |
Раздел II. Древний Восток. (18 часов) | | |
| Тема 4. Древний Египет | 7 |
8 | Государство на берегах Нила. | |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | |
10 | Жизнь египетского вельможи. | |
11 | Военные походы фараонов. | |
12 | Религия древних египтян. | |
13 | Искусство Древнего Египта. | |
14 | Письменность и знания древних Египтян. | |
15 | ПОУ «Достижения древних египтян» | 1 |
| Тема 5. Западная Азия в древности | 7 |
16 | Древнее Двуречье. | |
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | |
18 | Финикийские мореплаватели | |
19 | Библейские сказания. | |
20 | Древнееврейское царство. | |
21 | Ассирийская держава. | |
22 | Персидская держава «царя царей». | |
| Тема 6. Индия и Китай в древности | 4 |
23 | Природа и люди Индии. | |
24 | Индийские касты. | |
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | |
26 | Первый властелин единого Китая. | |
27 | ПОУ: «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру». | 1 |
Раздел III. Древняя Греция (20 часов) | | |
| Тема 7. Древнейшая Греция | 5 |
28 | Греки и критяне. | |
29 | Микены и Троя. | |
30 | Поэма Гомера «Илиада». | |
31 | Поэма Гомера «Одиссея». | |
32 | Религия древних греков. | |
| Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 |
33 | Земледельцы Аттики теряют свою землю и свободу. | |
34 | Зарождение демократии в Афинах. | |
35 | Древняя Спарта. | |
36 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | |
37 | Олимпийские игры в древности. | |
38 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | |
39 | Нашествие персидских войск на Элладу. | |
| Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. | 5 |
40 | В гаванях афинского порта Пирей. | |
41 | В городе богини Афины. | |
42 | В афинских школах и гимнасиях. | |
43 | В театре Диониса. | |
44 | Афинская демократия при Перикле. | |
| Тема 10. Македонские завоевания | 3 |
45 | Города Эллады подчиняются Македонии. | |
46 | Поход Александра Македонского на Восток. | |
47 | В Александрии Египетской. | |
48 | ПОУ по теме: «Вклад эллинов в мировую культуру». | 1 |
Раздел 4. Древний Рим (17 часов) | | |
| Тема 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией. | 3 |
49 | Древнейший Рим. | |
50 | Завоевание Римом Италии. | |
51 | Устройство Римской республики. | |
| Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 |
52 | Вторая война Рима с Карфагеном. | |
53 | Установление господства Рима во всем Средиземноморья. | |
54 | Рабство в Древнем Риме. | |
| Тема 13. Гражданские войны в Риме. | 4 |
55 | Земельный закон братьев Гракхов. | |
56 | Восстание Спартака. | |
57 | Единовластие Цезаря. | |
58 | Установление империи. | |
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | 5 |
59 | Соседи Римской империи. | |
60 | Рим при императоре Нероне. | |
61 | Первые христиане и их учение. | |
62 | Расцвет империи во II веке. | |
63 | «Вечный город» и его жители. | |
| Тема 15. Падение Западной Римской империи. | 2 |
64 | Римская империя при Константине. | |
65 | Взятие Рима варварами. | |
| Итоговое повторение | 3 |
66 | ПОУ по теме: «Особенности цивилизации Греции и Рима». | |
67-68 | Вклад народов древности в мировую культуру. | |
| | |
История Средних веков (28 ч.) 6 класс
| Тема | Кол-во часов |
Тема 1. | Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 5 |
| Введение. Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. | |
| Христианская церковь в раннее Средневековье. | |
| Возникновение и распад империи Карла Великого. | |
| Феодальная раздробленность Западной Европы в IX XI вв. | |
| Англия в раннее Средневековье. | |
Тема 2. | Византийская империя и славяне VI-XI вв. | 3 |
| Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | |
| Культура Византии. | |
| Образование славянских государств. | |
Тема 3. | Арабы в VI-XI вв. | 2 |
| Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | |
| Культура стран халифата. | |
Тема 4. | Феодалы и крестьяне. | 2 |
| Средневековая деревня и её обитатели. | |
| В рыцарском замке. | |
Тема 5. | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 |
| Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | |
| Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни. | |
Тема 6. | Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. | 2 |
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | |
| Крестовые походы. | |
Тема 7. | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | 6 |
| Как происходило объединение Франции. | |
| Что англичане называют началом своих свобод. | |
| Столетняя война. | |
| Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. | |
| Реконкиста и образование централизованных государств на пиренейском полуострове. | |
| Государства, оставшиеся раздробленными: германия и Италия в XII-XV веках. | |
Тема 8. | Славянские государства и Византия в XIV-XV веках. | 2 |
| Гуситское движение в Чехии. | |
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | |
Тема 9. | Культура Западной Европы в Средние века. | 4 |
| Образование и философия. Средневековая литература. | |
| Средневековое искусство. | |
| Культура раннего Возрождения в Италии. | |
| Научные изобретения и открытия. | |
Тема 10. | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 2 |
| Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | |
| Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | |
История Нового времени XV–XVII вв. (28 ч.)
7класс
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени | 1 |
| Раздел 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 19 |
2 | Технические открытия и выход к мировому океану. | 1 |
3-4 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 2 |
5-6 | Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. | 2 |
7 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 |
8 | Европейское общество в раннее Новое время | 1 |
9 | Повседневная жизнь | 1 |
10-11 | Великие гуманисты Европы. | 2 |
12-13 | Мир художественной культуры Возрождения. | 2 |
14 | Рождение новой европейской науки | 1 |
15-16 | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | 2 |
17 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 |
18 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. | 1 |
19 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 |
20 | ПОУ | 1 |
| Раздел 2. Первые революции нового времени. Международные отношения. | 6 |
21 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций | 1 |
22 | Парламент против короля. Революция в Англии. | 1 |
23 | Путь к парламентской монархии. | 1 |
24-25 | Международные отношения в XVI–XVII вв. | 2 |
26 | ПОУ | 1 |
| Раздел 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 2 |
27 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1 |
28 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | 1 |
История Нового времени. 8 класс
№ урока | Количество часов | Раздел, темы уроков |
1 | 1 | Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. |
2 | 1 | Становление индустриального общества (7 часов). Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. |
3 | 1 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. |
4 | 1 | Наука: создание научной картины мира. |
5 | 1 | ХІХ век в зеркале художественных исканий. Литература. |
6 | 1 | Искусство в поисках новой картины мира. |
7 | 1 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. |
8 | 1 | Строительство новой Европы (7 часов). Консульство и образование наполеоновской империи. |
9 | 1 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. |
10 | 1 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. |
11 | 1 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. |
12 | 1 | Германия: на пути к единству. |
13 | 1 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». |
14 | 1 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. |
15 | 1 | Страны Западной Европы на рубеже ХІХ –ХХ веков. Успехи и проблемы индустриального общества (5 часов). Германская империя: Борьба за место под солнцем. |
16 | 1 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. |
17 | 1 | Франция: Третья республика. |
18 | 1 | Италия: время реформ и колониальных захватов. |
19 | 1 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. |
20 | 1 | Две Америки (3часа). США в ХІХ в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. |
21 | 1 | США: империализм и вступление в мировую политику. |
22 | 1 | Латинская Америка в ХІХ веке: время перемен. |
23 | 1 | Традиционные общества в ХІХ в.: новый этап колониализма (4 часа). Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». |
24 | 1 | Китай: традиции против модернизации |
25 | 1 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. |
26 | 1 | Африка: континент в эпоху перемен. |
27 | 1 | Международные отношения: обострение противоречий (1 час). Международные отношения: дипломатия или войны? |
28 | 1 | Итоговый урок. |