СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Деньги в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности способствуют становлению начального экономического образования. Реалии нашего времени требуют,  чтобы уже младший подросток знал что такое экономические потребности и понимал ограниченность возможности их удовлетворения, умел делать осознанный (рациональный) экономический выбор, представлял назначение денег, знал из чего складывается семейный бюджет, источники его пополнения, умел распоряжаться карманными деньгами. Данная программа расширяет и углубляет вопросы рассматриваемые на уроках обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Деньги в жизни человека"»

Аттестационное задание № 9

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«ДЕНЬГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

(программа по современной экономике)

в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Направление: социальное

Автор программы: учитель истории и обществознания Тимощук Ирина Владимировна

Возраст обучающихся: 11 -13 лет

Срок реализации: 3 года

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (п.18.2.2.), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Деньги в жизни человека»

1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2010г.), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с письмом департамента образования и молодежной политики Ханты - Мансийского автономного округа – Югры (№4695/12 от 01.06.2012 года) основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Белоярская СОШ №1», Положения о внеурочной деятельности в МАОУ «Белоярская СОШ №1», с использованием книг серии «Деньги? Деньги… Деньги!», автор Джерри Бейли, Фелиция Ло; пер. с англ. В.А. Мананкова. – М.: Мнемозина, 2012г., а так же с учетом социального заказа родителей и пожелания детей на основе проведённого анкетирования.

Программа рассчитана на три года обучения (102 часа), по одному часу в неделю в 5,6,7 классе. Возраст детей: 11 -13 лет.

Содержание курса учитывает требования образовательной программы – воспитать личность, способную к адаптации в современных условиях, на основе развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации.

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший подросток (10-14 лет) знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство, как им возможно распорядиться.

Программа по современной экономике направлена на формирование активной жизненной позиции и представления о современной валютной системе, становления гражданского самосознания личности, осознания учениками финансово-экономических ценностей. Она призвана сформировать у школьников основы экономических знаний, разумное отношение к деньгам, научить младших подростков умению рационально распоряжаться карманными деньгами.

Программой предусматривается развитие и совершенствование психологических процессов, соответствующих возрастным особенностям, таких, как познание, аналитическое мышление, воображение, память, эмоциональное состояние, формирование здорового образа жизни.

Настоящая программа предусматривает использование при подготовке к практическим заданиям современных образовательных ИКТ технологий, также использование мультимедиа экрана и проектора, видеороликов, презентаций по различным темам курса.

В программе уделено внимание и современным средствам обучения таким как: учебные фильмы, презентации, ИКТ, экскурсии, проекты, коллекции.

Введение в содержание курса региональной составляющей позволяет школьникам пополнить сведения информацией из истории денег Сибири и развитии золотодобывающей отрасли, о сибирских кладах, банковском деле (на примере социального партнера - филиала Ханты-Мансийского банка), профессиях людей, связанных с деньгами, на основе привлечения местного материала.

Форма организации занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.

Освоение курса можно проверить при помощи современных оценочных средств, таких как: тренажеры в Power Point, интерактивные тесты в Microsoft  Excel, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу, через создание проектов.

Цель курса: формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные отношения к деньгам как ценности.

Задачи курса: сформировать разумное отношение детей к деньгам; развивать навыки самостоятельной работы с книгой, компьютером, схемами, таблицами; умения формулировать свою точку зрения, делать и обосновывать выводы; рационально распоряжаться карманными деньгами.

Составлен конструктор занятий по курсу. Занятия запланированы в виде эвристических бесед, игр, дебатов, дискуссий.

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение социальных знаний: дети смогут применять полученные знания о деньгах в реальной жизни (сознательно выполнять социальную роль покупателя и продавца, участвовать в работе биржевых и банковских структур, защищать права потребителя и т.д.).

  • Формирование ценностного отношения к социальной реальности: приобретение умения планировать и распоряжаться денежными средствами, рационально потратить деньги, совершать шопинг во время туристических поездок.

  • Получение опыта самостоятельного общественного действия: детские исследовательские проекты, конференции, экскурсии.

2.Содержание изучаемого курса

5 класс

Раздел 1. История денег (20 часов)

Что такое деньги, бартер. История возникновения денег. Первые монеты. Пиктограммы, клинопись, взвешивание наличности, счётные устройства. Информация о способах изготовления денег, нумизматика, части монеты, изобретение Леонардо, процесс чеканки денег. Кто собирает монеты? Как ухаживать за коллекцией. Знаменитые коллекции монет. Верования, связанные с золотом, легенда об «Эльдорадо». Великие пираты прошлого. Добыча золота. Золотоносные районы мира; кто добывает золото. Остров сокровищ. Что такое слиток? Хранение слитков. Пробирная палата. Алхимия. Золотой запас страны. Китай - родина бумажных денег. Старинные банкноты. Бумажные деньги. Процесс создания банкноты. Срок жизни банкноты. Искусство подделок, знаменитые подделки. Почтовая система. Процесс изготовления марок. Коллекции марок. Знаменитые марки. Понятие чек. История появления чека. Денежный перевод. Почтовый перевод. Как работают чеки. Кредит. Зарождение и становление кредита. Рассрочка платежа. Банкоматы. Пластиковые карты.

Денежные единицы других стран. Мировые деньги. Обмен валюты. Обменный курс. Общеевропейские деньги. Дорожный чек. Невидимые деньги. Межбанковские переводы. Электронные деньги. Электронный кошелёк. Смарт– карта.

Раздел 2. Твои деньги (14 часов)

Бюджет. Семейный бюджет. Правила составления бюджета. Личный бюджет. Стоимость жизни.

Карманные деньги. Постоянный доход. Их назначение. Траты с умом. Как лучше обращаться с деньгами?

Время расплаты, юридическая сторона, «рука помощи».

Деньги на день рождения. Трасты. Наследство. Гранты. Подарки судьбы. «Мужская линия».

Оценка кредитоспособности. Какую работу выбрать? Закон о занятости подростков, налоги, социальное страхование.

Кто такие предприниматели? Твой бизнес-план. Профессиональное оборудование. Твой товар.

Рабочее место, штат сотрудников, оборудование, должностные обязанности, оплата, договор о найме.

Техника продаж. Бумажные дела.

Юные правонарушители. Последствия правонарушений.

Игровые долги. Игры в Интернете. Лотереи.

Твоя личная помощь. Сбор денег. Налоговые отчисления. Благотворительность. Филантропы. Спонсорство.

6 класс

Введение (1 час)

Актуализация знаний за прошлый год обучения (игра) (1 час).

Раздел 1. Как заставить деньги расти (19 часов)

Оборот денег. Инфляция. Банковское дело. Разные виды банков. Великие банкиры. Как получить прибыль в банке. Банковский счет. Защита банков и банковской информации. Инвестиции и инвестирование. Инвестирование по интернету. Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа. Всемирный банк и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Международный валютный фонд. Инвестирование в себя. Инвестирование в будущую пенсию.

Раздел 2. Богатые и бедные (14 часов)

Что значит быть богатым или бедным? Какие они богатые? Как быстро разбогатеть? Люди, которые сумели разбогатеть. Как заработать состояние? Злоупотребление богатством. Богатые и бедные страны. Перераспределение богатства. Что такое бедность? Как теряют деньги? Безработица. Благотворительные организации. Авторское право. Авторский гонорар.

Итоговое занятие.

7 класс

Раздел 1. Как потратить деньги с умом.

Деньги ходят по кругу. Азбука торговли. Что такое рынок? Спрос и предложение, обозначение цены товара. Торговля как творец истории. Места для торговли. Правила торговли (Памятка будущему торговцу). Магазины. Мировые бренды (Интернет – магазины). Как лучше обращаться с деньгами? Как нас завлекают в торговый зал. Рекламные технологии. Устраиваемся на работу по найму.

Раздел 2. Они работают с деньгами.

Как заработать на жизнь? Хочу работать с деньгами. Работа бухгалтера. Работа кассира. Банковское дело. Работа в магазине. Налогообложение. Работа инспектора налоговой службы. Продажа и маркетинг. Риелтор. Коммерсант - маркетолог. Сотрудник почтового отделения. Работа страхового агента. Министр финансов. Аукционист, торговля антикваром. Как сохранить свои деньги? Как делают деньги? Как нас завлекают в игры в лотерею. Криминальные деньги. Международная торговля. Вкладчики банков. Благотворительность в России. Инвестирование: учи правила. Ценные бумаги. Инвестируй в себя. Экономическая конференция «Деньги в нашей жизни».

3. Учебно – тематический план для 6 класса

п/п

Тема занятия

Сроки

план

/факт

Кол-во часов

В том числе

Форы организации деятельности учащихся при проведении занятий

Теория

(не более 50%)

Практика

(не менее 50%)

1

Игра «Что? Где? Когда?» по теме

«История

возникновения

денег».


1

История возникновения денег. Банкноты. Монеты. Чеканка денег. Верования, связанные с деньгами.

Участие в игре: распределение участников, ролей, поведение в соответствие с ролью.

Игровая

Раздел 1. Как заставить деньги расти (19 часов)

2

Ходят денежки по кругу…


1

Работа с понятием «деньги растут». Оборачиваемость денег. Способы «роста денег».

Разыгрывание схемы-сценки «Ходят денежки по кругу…». Игра «Выбираем процентную ставку в банке»

Парная, коллективная

3

Эта страшная инфляция


1

Что такое инфляция? Причины инфляции. Цена денег.

Игра- предположение «История о свинье-копилке».

Инсценирование сказки «Сокровище скряги»

Групповая, индивидуальная

4

Банки – это бизнес


1

История зарождения банков. История возникновения кредитов. Банкир. Кассир. Финансовый менеджер. Коллектор. Вкладчики банков.

Представление презентаций, видеороликов на тему «Банки нашего поселка»

Парная

5

Великая семья банкиров


1

История семьи Медичи.

Поиск информации в интернете, её оформление в виде газеты, буклета или презентации. Выделение главного доказательства деятельности Медичи

Групповая

6

Как получить прибыль?


1

История появления банковского процента

Игра обмен мнениями «Справедливо ли брать процент с кредита?».

Создание экспозиции «Выдающиеся банкиры» в виртуальном музее «История банковского дела»

Коллективная, индивидуальная

7

Разные типы банков


1

Коммерческие банки. Частные банки. Семейные банки. Центральные банки.

Составление проекта «Мой банк».

Создание презентации «Здания банков»

Индивидуальная и групповая

8

Открываем банковский счет


1

Что такое банковский счет? Условия открытия банковского счета. Выбор банковского счета.

Составление рекомендаций-советов человеку, который решил открыть счет в банке.

Групповая

9

Банк молодых американцев


1

История появления и особенности деятельности американского банка для молодежи

Игра обмен мнениями « Нужен ли российским молодым людям такой банк для молодёжи»

Индивидуальная, коллективная

10

Защита банков и банковской информации


1

Что угрожает банкам. Способы борьбы с банковскими грабежами

Сообщения «Самые известные случаи ограбления банков».

Практикум «Я иду в банкомат».

Групповая

11

Инвестиции и инвестирование


1

Что такое инвестирование? Что такое «акция» и «доля»? Рынок акций.

Виртуальная экскурсия «Лондонская биржа», « Уолл-стрит».


Коллективная,

групповая

12

Твой портфель ценных бумаг


1

Правила инвестирования.

Диспут «Инвестирование – это развлечение или серьезная «игра»?»

Групповая, индивидуальная

13

Охота за акциями


1

Как выбирать акции. Что такое Доу, Футси, Никкей.

Составление памятки «Полезная информация» для человека,

который решил приобрести акции.

Парная

14

Фондовая биржа


1

Кассир, принимающий ставки. Букмекер. Игрок. Крупье. Инспектор игорных заведений.

Брокер. Трейдеры. Инвестор.

Игра «Биржа».

Заочная экскурсия на Лондонскую биржу и Уолл-стрит.

Групповая

15

Рынок ценных бумаг


1

Искусство (правила) инвестирования.

Что такое Доу, Футси, Никкей? Советы Уоррена Баффета

Составление советов для человека, решившего стать инвестором.

Коллективная, индивидуальная

16

Инвестирование по интернету


1

«Игра» в инвестирование – онлаин-игры. Сайты для начинающих.

Практическая работа «Информация, размещенная на интернет-сайтах».

Индивидуальная и групповая

17

Всемирный банк и Европейский центральный банк (ЕЦБ)


1

История возникновения ВБ. Девиз ВБ. Основной вид деятельности ВБ.

Что такое ЕЦБ?

Поиск информации в интернете, её оформление в виде газеты, буклета или презентации

Групповая

18

Международный валютный фонд


1

История создания МВФ. Основная задача МВФ. «Отмывание» денег.

Поиск информации в интернете, её оформление в виде газеты, буклета или презентации

Индивидуальная, коллективная

19

Инвестируй в себя. Инвестируй свою пенсию


1

Что значит инвестировать в себя? Способы инвестирования в себя. Как обеспечить себе безбедную старость?

Участие в дебатах «Надо ли думать о будущей пенсии»

Групповая

20

Презентация проектов

« Мой бизнес- план»


1

Что я могу сделать уже сегодня, чтобы обеспечить себе надежное будущее

Презентация проектов и их обсуждение

Коллективная,

индивидуальная

Раздел 2. Богатые и бедные (14 часов)

21

Что значит быть богатым или бедным?


1

Понятие «бедность» и «богатство». Идеи Махатмы Ганди

Подбор и анализ пословиц о богатстве и бедности у разных народов

Коллективная, индивидуальная

22

Какие – они богатые?


1

История появления богатых людей. Ротшильд

Упражнение «Свободный микрофон» по теме занятия

Индивидуальная и групповая

23

Как быстро разбогатеть?


1

Способы быстрого получения богатства: наследство, брак по расчету, выигрыш (лотерея, биржа), клад…

Участие в игре «Смелые и трусливые мыслишки»

Групповая

24

Люди, которые сумели разбогатеть


1

Известные богатые люди и их истории богатства

Ролевая игра «Мини-интервью».

Дискуссия «Легко ли быть богатым?»

Индивидуальная, коллективная

25

Как заработать состояние?


1

Факты из биографий людей, которые нашли в себе силы пережить первые неудачи и впоследствие прославиться и разбогатеть

Составление памятки «Рецепт успеха состоятельных людей»

Групповая

26

Как стать миллионером!?


1

Практические советы «Как заработать миллион». Можно ли заработать миллион в детстве?

Мозговой штурм «Можно ли заработать миллион в детстве?»


Коллективная,

групповая

27

Злоупотребление богатством


1

Страсть к накопительству. Порок стяжательства. Жадность. Гордыня. Зависть (смертные грехи)

Инсценирование притчи «Как не стать скрягой?»

Групповая, индивидуальная

28

Богатые страны


1

Понятие «богатые страны». ВВП. «Большая восьмерка». Рейтинг богатейших стран мира.

Деловая игра «Компетентность» (поиск информации в интернете и участие в игре)

Парная

29

Что такое бедность? Как теряют деньги?


1

Уровень (порог) бедности. Прожиточный минимум в России на сегодняшний день. Потребительская корзина и ее наполнение.

Чтение и обсуждение сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками» (Прием «Извлеки информацию»). Дебаты «Как теряют деньги?»

Групповая

30

Безработица


1

Понятие «безработный». Причины безработицы. Помощь безработным со стороны государства

Прием «Паучок» (признаки безработного человека).

Прием «Один ум хорошо,- а два лучше» (как помочь безработным)

Коллективная, индивидуальная

31

Бедные страны. Перераспределение богатства


2

Понятие «бедные страны» и причины этого явления. Список беднейших стран. Перераспределение богатства. Глобальная проблема «Юг-Север».

Долги стран третьего мира.

Упражнение «Свободный микрофон». Игра «Компетентность».

Ток – шоу «Договор» (Робин Гуд – супервор или борец за права человека?)

Индивидуальная и групповая

32

Благотворительные организации


1

ЮНИСЕФ, Красный крест, Оксфам, фонд «Спасения детей», Всемирный фонд дикой природы, «Международная амнистия»…

Составление личного плана «Благотворительных акций» в семье, разовая работа, животные, развлечения для других …( Прием «Похвала самому себе»)

Групповая

33

Авторское право. Авторский гонорар


1

Понятие «авторское право», «авторский гонорар». Талант и вознаграждение. Примеры из жизни: Ван Гог, Моцарт …

Прием «Недостаток знания» (поиск дополнительной информации в Интернете, книгах, СМИ). Дебаты «Надо ли вознаграждать талант?»

Индивидуальная, коллективная

34

Итоговое занятие.

Круглый стол «Богат – значит счастлив?»


1

Богатство и бедность. Счастливый человек – кто он? Составляющие человеческого счастья

Составление синквейна «СЧАСТЬЕ».

Сборник практических советов «Как заработать состояние»

Групповая


4. Результаты освоения курса

Программа курса направлена на формирование следующих УУД:

  1. Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к обучению и познанию;

  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

  • сформированность социальных компетенций;

  • сформированность основ гражданской идентичности.

  1. Метопредметные результаты:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в группе;

  • поиск и сбор информации;

  • принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5.Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности

Уровни

Показатели

Инструментарий


Сроки проведения

Первый уровень.

Усвоение школьником социально значимых знаний

Знание: что такое деньги; история возникновения денег; деньги разных стран; что такое семейный бюджет; правила составления семейного бюджета; что такое личные и карманные деньги; отношение к деньгам народов разных стран

Игра «Что? Где? Когда?».

Игра «Аукцион знаний».

Игра «Путешествие в страну Денег».

Игра «Лото».

Групповое тестирование

После изучения глав курса

Один раз в полугодие

Второй уровень.

Развитие социально значимых отношений учащегося


Разумное отношение детей к деньгам; формулирование своей точки зрения по теме курса, делают и обосновывают выводы по вопросам, связанным с деньгами; рационально распоряжаются карманными деньгами; составляют личный бюджет; сознательно выполняют социальную роль покупателя; составляют личный бюджет

Наблюдение.

Выполнение практических работ.

Анализ участия в тематических играх.

Индивидуальное тестирование


В течение всего изучения курса.


Третий уровень. Приобретение школьником опыта осуществления социально значимых действий

Дети организуют конференции и диспуты по теме курса; дают советы и рекомендации младшим школьникам, как рационально распоряжаться карманными деньгами, как составить личный бюджет; как защитить права потребителя, как не стать объектом обмана

Наблюдение.

Анализ итоговых «продуктов» деятельности учащихся (презентаций, рисунков, газет, создание виртуальных экспозиций, рекламных проспектов, видеороликов, организация акций …)

В течение всего изучения курса


6. Итоги реализации программы


Год реализации программы/

Форма итогового мероприятия (проект, концерт, презентация, выставка, фильм, книга, выступление и т.д.)

Место представления

1 год


Диспут «Приносят ли деньги счастье?».

Проект «Деньги стран, в которых мы бывали»

Кирилло-мефодиевские чтения

2 год


Сборник практических советов «Как заработать состояние»

Районный семинар

3 год


Выставка-презентация «Профессиограммы профессий, связанных работой с деньгами»

Итоговое занятие по курсу


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Технические средства обучения:

  • телевизор;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран проекционный;

  • принтер.

Учебно-практическое оборудование:

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью, с подъёмным механизмом;

  • штатив для карт и таблиц;

  • шкафы для хранения печатных пособий.

Специализированная учебная мебель.

8.Список литературы.

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 2010 г.

  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  4. Методические рекомендации Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по разработке учебного плана образовательного учреждения, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в пилотном режиме от 1 июня 2012 г. № 4696/12.

  5. Методические материалы Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждения реализующих основную общую программу основного общего образования, в условиях пилотного введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 4 сентября 2012 г. №7706.

  6. Рекомендации Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ханты – Мансийского автономного округа - Югры» от 4 сентября 2012 г.

№7706.

  1. П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность. М. Просвещение 2014.

  2. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение. 2012г.

  3. История денег /Джерри Бейли, Фелиция Ло; - М.:Мнемозина, 2012.

  4. Они работают с деньгами. / Джерри Бейли, Фелиция Ло; - М.: Мнемозина, 2012.

  5. Богатые и бедные. / Джерри Бейли, Фелиция Ло; - М.: Мнемозина, 2012.

  6. Твои деньги / Джерри Бейли, Фелиция Ло; - М.: Мнемозина, 2012.

  7. Как потратить деньги с умом. / Джерри Бейли, Фелиция Ло; - М.: Мнемозина, 2012.

  8. Заставь деньги расти. / Джерри Бейли, Фелиция Ло; - М.: Мнемозина, 2012.






Учитель истории и обществознания И.В.Тимощук


Директор школы Т.М Соколова
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!