развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
№ п/п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
1. | Введение. Зачем нужна речь? | Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация. |
2. | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | Урок - практикум |
3. | В мире слов или Что такое лексика? | Семинары – практикумы. |
4. | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | Урок - практикум. Составление словарной статьи. |
5. | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. | Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени» |
6. | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | Презентация. Фразеологический КВН. |
7. | Путешествие по России. Диалектные слова. | Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. |
8. | Можно ли самим придумать слово (неологизмы)? | Урок-практикум. Работа с текстом |
9. | Метаграммы, или Превращение мухи в слона. | Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв. |
10. | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум» |
11. | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | Урок-практикум. Лингвистический диктант. |
12. | Морфемы-иностранки. | Лекции с составлением алгоритмов по темам |
13. | Смотри в корень! | Работа с текстом. Игра «Словесный мяч» |
14. | Когда без словаря не обойтись? | Презентация. Работа со словарем |
15. | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | Составление теста |
16. | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | Лекция. Практическое применение правил |
17. | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | Урок-практикум |
18. | Суффиксы-волшебники. | Урок-практикум |
19. | Морфемы, которые могут изменяться в слове | Урок-практикум |
20. | О, Е, Ё после шипящих | Семинары - практикумы |
21. | Роль Ъ и Ь знаков в слове | Лекция. Практическое применение правил |
22. | И и Ы после Ц | Практическое применение правил |
23. | Путешествие в город существительных | Лекция учителя. Тренировочные задания |
24. | Страна Глаголия | Лекция учителя. Тренировочные задания |
25. | «Вместо имени». Разряды местоимений. | Лекция учителя. Тренировочные задания. Работа с текстом. |
26. | «Описательные» слова | Лекция учителя. Тренировочные задания |
27. | В гостях у наречия | Лекция учителя. Тренировочные задания |
28. | Особое деепричастие. | Семинары-практикумы |
29. | Из истории русской пунктуации. | Лекция учителя. Презентация |
30. | Коварные знаки препинания. | Семинары-практикумы |
31. | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | Компьютерное тестирование |
32. | Стилистика. Типы и стили речи. | Работа с текстом. |
33. | Долой однообразие! | Работа с текстом. Анализ средств выразительности. |
34. | Для чего нужно изучать русский язык? | Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала. |
35. | Итоговое занятие. | |
№ п/п | Тема раздела, темы занятий | Количество часов |
1 | Введение. Зачем нужна речь | 1 час |
1. | Введение. Зачем нужна речь? | 1 |
2 | Фонетика. | 1 час |
1. | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | 1 |
3 | Лексика. Фразеологизмы. | 7 часов |
1. | В мире слов, или что такое лексика? | 1 |
2. | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | 1 |
3. | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. | 1 |
4. | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | 1 |
5. | Путешествие по России. Диалектные слова. | 1 |
6. | Можно ли самим придумать слово (неологизмы)? | 1 |
7. | Метаграммы, или Превращение мухи в слона. | 1 |
4 | Орфоэпия | 1 час |
1. | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | 1 |
5 | Морфемика. Орфография. | 12 часов |
1. | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | 1 |
2. | Морфемы-иностранки. | 1 |
3. | Смотри в корень! | 1 |
4. | Когда без словаря не обойтись? | 1 |
5. | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
6. | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | 1 |
7. | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | 1 |
8. | Суффиксы-волшебники. | 1 |
9. | Морфемы, которые могут изменяться в слове | 1 |
10. | О, Е, Ё после шипящих | 1 |
11. | Роль Ъ и Ь знаков в слове | 1 |
12. | И и Ы после Ц | 1 |
6 | Морфология. | 6 часов |
1. | Путешествие в город существительных | 1 |
2. | Страна Глаголия | 1 |
3. | «Вместо имени». Разряды местоимений. | 1 |
4. | «Описательные» слова | 1 |
5. | В гостях у наречия | 1 |
6. | Особое деепричастие. | 1 |
7 | Пунктуация. | 2 часа |
1. | Из истории русской пунктуации. | 1 |
2. | Коварные знаки препинания. | 1 |
8 | Синтаксис. Текст. Стилистика. | 4 часа |
1. | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | 1 |
2. | Стилистика. Типы и стили речи. | 1 |
3. | Долой однообразие! | 1 |
4. | Для чего нужно изучать русский язык? | 1 |
9 | Итоговое занятие. | 1 час |
1 | Заключительное занятие. | 1 |
Итого | 35 часов |