Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО естественно-математического цикла Протокол № 4 От 24.08.2021 г. ____________ С.П. Шелуха | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ________ В.Н. Сорокин «25» августа 2021 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ Орловский УВК _____ Р.М. Шеремет Приказ № 250 «25» августа 2021 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Основы налоговой грамотности»
на 2021-2022 учебный год – 8 класс
Составлена
учителем физики
Колбасюк Ж. Е
Рекомендована
педагогическим советом
№ 7 от 25.08.2021 г.
с. Орловское, 2021 г.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностным результатом обучения курса «Основы налоговой грамотности» являются:
-ответственное отношение к роли налогоплательщика, осознание социальной значимости добросовестного исполнения обязанностей по своевременной уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;
-осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
-умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансово-экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть налог, вести диалог нормах, правилах и принципах поведения налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налоговых отношений;
- понимание необходимости собственной налоговой культуры и мотивации к её развитию;
- способность к самообразованию в области налоговой грамотности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельное планирование действий по изучению налогового законодательства;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области налогообложения;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению правильности исчисления налогов, своевременности и полноты выполнения налоговых обязательств;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Познавательные УУД:
-способность к самостоятельному поиску и анализу правовой информации в сфере налогообложения;
-умение планировать возникновение налоговых обязательств в зависимости от вида и особенностей своей деятельности;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в целях расчета налоговых обязательств и уплаты налогов и сборов;
- умение определять назначение и функции различных органов системы налогового администрирования.
Коммуникативные УУД:
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам в сфере налоговых отношений;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области формирования налоговой культуры и налоговых отношений;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Основы налоговой грамотности».
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
-владение базовыми навыками интерпретации правовых норм Налогового кодекса Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных правовых актов по вопросам налогообложения физических лиц при анализе конкретных экономических ситуаций;
-умение рассчитывать суммы налогов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет (внебюджетные фонды) физическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- наличие представлений о международном налогообложении и взаимодействии налоговых юрисдикций.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Основы налоговой грамотности» в 5 классе ученики должны:
знать/понимать:
-историю возникновения и развития первых налогов;
-историю развития налогообложения на территории России;
-налоговую систему современной России;
-понимать сущность налога, связь налогов и бюджета, для чего нужны налоговые органы;
-знать состав элементов, присущих каждому налогу;
-знать перечень налогов, уплачиваемых гражданами;
-понимать сущность понятия благосостояния семьи.
Уметь:
-определять различие между налоговой и бюджетной системами;
- понимать, что элементы по каждому налогу различны и установлены законодательно;
-уметь различать заработную плату до уплаты налога на доходы физических лиц и после его уплаты;
-знать о влиянии налоговых льгот на бюджет семьи;
-проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.
Приобретут навыки:
-различать виды налогов в налоговой системе РФ;
- производить расчет налогов, используя знания об их элементах;
- понимать влияние налогов, уплачиваемых со всех доходов семьи на ее бюджет;
- различать налоговые льготы по видам налогов;
-заполнить декларацию о налогах членов семьи (форма 3-НДФЛ) с помощью электронных сервисов ФНС.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Рабочая программа для 8 класса разработана на основе:
- Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Налогового кодекса РФ [действующая редакция]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10900200/
- Распоряжения Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/rasporjazheniepravitelstva-rf-ot-30012014-n-93-r/#100069
- Распоряжения Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/
- Приказа ФНС России от 21.01.2020 № ЕД-7-17/35 «О Ведомственном плане ФНС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=344042&fld= 134&dst=100280,0&rnd=0.9632402633476358#03044038353462539
-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерных основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/5);
-Методические рекомендации по интеграции налоговой грамотности в систему общего образования / Н.Н. Алиев, Э.В. Рогатенюк, Г.Г. Находкина. – Симферополь : ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2021. – 27 с.
-В соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Учебное пособие: С налогом живи в ладу – не попадешь в беду. Основы налоговой грамотности для среднего школьного возраста: / В.В. Бородин, О.В. Булат, Н.П. Войцещук, Д.Р. Дмитрийчук, Е.В. Кравченко, С.П. Кузнецов, Т.В. Кузьменко, М.В. Луговская, О.В. Майстренко, Е.Н. Нестерова, Т.В. Трипотень; под общей редакцией Р.Б. Наздрачева. – Симферополь, 2020. – 53 с.
2. Чтобы Россия была сильна – плати налоги сполна! Основы налоговой грамотности для старшего школьного возраста и студентов / В.Ю. Антонюк, М.В. Луговская, О.В. Майстренко, Е. А. Минаева, И. В. Рыбенкова, О.О. Тохтаева, Т. В. Трипотень; под общей редакцией Р.Б. Наздрачева. – Симферополь, 2020. – Симферополь, 2020. – 59 с.
Литература.
1. Алиев, Б. Х. Теория и история налогообложения: учебник / Б.Х. Алиев – М. : Вузовский учебник, 2008. – 240 с 27
2. Леонова, Н.Г. История и теория налогообложения: учеб. пособие / Н. Г. Леонова − Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос ун-та, 2016 – 83 с.
3. Налоги и налогообложение : учебник / М.М. Шадурская, Е.А. Смородина, Т.В. Бакунова и др.. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2019. – 216 с.
4. Теория и история налогообложения: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин – М. : Дело и Сервис, 2011. – 368 с.
5. Торопыгин, Г.С. Теория и история налогообложения: учебник / Г. С. Торопыгин. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2009. – 156 с.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/
3. Официальный сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fmc.hse.ru/
4. Финансовая грамота – образовательный портал РЭШ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgramota.org/about/project/
5. Финансовая культура – образовательный портал ЦБ РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fincult.info/
6. Финансы просто – интернет-портал ПАО «Сбербанк». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.finprosto.ru/
7. Хочу. Могу. Знаю – образовательный портал Роспотребнадзора. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://хочумогузнаю.рф
Программа курса рассчитана на 17 часов в год, по 1 ч в неделю во втором полугодии.
Введение
Раздел I. Экономическая природа налогов.
Тема 1. Что такое налоги и кто такой налоговик? Налоги в системе экономических отношений. Основные характеристики налогов. Налоговые органы РФ. Сотрудники налоговых органов – налоговики. Функции сотрудников налоговых органов.
Раздел II. Налоги и бюджет государства.
Тема 2. История возникновения и развития первых налогов. Возникновение и развитие системы налогообложения. История налогообложения в Древнем Риме. История налогообложения в Средневековой Западной Европе. История налогообложения в Великобритании. История налогообложения в Германии.
Тема 3. История развития налогообложения на территории России. Налоговая система в Древней Руси. Налоговая система с начала XVIII века по 1861 г. Налоговая система на рубеже XIX−XX в. Налоговая система в период 1918 - 1991 гг.
Тема 4. Налоговая система современной России. Налоги как основа доходной части бюджетов различных уровней. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Региональные налоги: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.
Раздел III. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 5. Налог на доходы физических лиц – основной налог для граждан. Налогообложение доходов физических лиц. Кто является плательщиком НДФЛ? Ставка НДФЛ для граждан РФ. Ставка НДФЛ для иностранных граждан. Порядок уплаты НДФЛ.
Раздел IV. Налоги и благосостояние семьи.
Тема 6. Налоги в семейном бюджете. Декларация о размере полученных доходов (форма 3-НДФЛ). Налоговые вычеты. Стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные и профессиональные налоговые вычеты. Личный кабинет налогоплательщика.
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Раздел I. Экономическая природа налогов. Тема 1. Что такое налоги и кто такой налоговик? | 4 |
2 | Раздел II. Налоги и бюджет государства. Тема 2. История возникновения и развития первых налогов. Тема 3. История развития налогообложения на территории России. Тема 4. Налоговая система современной России. | 8 2 2 4 |
3 | Раздел III. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 5. Налог на доходы физических лиц – основной налог для граждан. | 2 |
4 | Раздел IV. Налоги и благосостояние семьи. Тема 6. Налоги в семейном бюджете. | 2 |
5 | Всего | 17 |
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п | Название раздела. Темы уроков. | Кол-во ч | Сроки выполнения | Прим-ние |
план | факт |
1 | Введение. | 1 | 13.01 | | |
| Раздел I. Экономическая природа налогов. | 4 | | | |
2 | Что такое налоги и кто такой налоговик? | 1 | 20.01 | | |
3 | Основные характеристики налогов. | 1 | 27.01 | | |
4 | Налоговые органы РФ. | 1 | 03.02 | | |
5 | Сотрудники налоговых органов и их функции. | 1 | 10.02 | | |
| Раздел II. Налоги и бюджет государства. | 8 | | | |
6 | История возникновения и развития первых налогов в Древнем Риме, Египте и Индии. | 1 | 17.02 | | |
7 | История налогообложения в Средневековой Западной Европе, Великобритании и Германии | 1 | 24.02 | | |
8 | Налоговая система в Древней Руси и с начала XVIII века по 1861 г. | 1 | 03.03 | | |
9 | Налоговая система на рубеже XIX−XX в. и в период 1918 - 1991 гг | 1 | 10.03 | | |
10 | Современная налоговая система РФ | 1 | 17.03 | | |
11 | Местные налоги. | 1 | 31.03 | | |
12 | Региональные налоги. | 1 | 07.04 | | |
13. | Федеральные налоги. | 1 | 14.04 | | |
| Раздел III. Налоги, уплачиваемые гражданами. | 2 | | | |
14 | Кто является плательщиком НДФЛ? | 1 | 21.04 | | |
15 | Порядок уплаты налогов. | 1 | 28.04 | | |
| Раздел IV. Налоги и благосостояние семьи. | 2 | | | |
16. | Декларация о размере полученных доходов (форма 3-НДФЛ). | 1 | 05.05 | | |
17. | Обобщение знаний. | 1 | 12.05 | | |
Формы организации учебных занятий по налоговой грамотности.
В ходе организации учебной деятельности рекомендуется использовать различные формы уроков:
урок-лекция: основная задача учителя – рассказать о проблемах, с которыми учащийся будет иметь дело в будущем или уже встречается сейчас, объяснить, к чему может привести незнание элементарных основ налоговой грамотности;
урок-планирование: основная задача урока (вернее, его части, посвященной планированию) – определить, что именно необходимо знать для решения практических задач определенного типа, и спланировать изучение данного материала. Главное – научить учащихся ставить цели и планировать их достижение;
урок-практикум: данный урок может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и самостоятельное решение поставленной практической задачи;
урок-игра: данный урок осуществляется в форме моделирования какой-либо жизненной ситуации с целью отработать модели поведения в подобных ситуациях, приобрести опыт такого рода деятельности;
урок-семинар: назначение семинара – обсуждение каких-либо сложных проблем, связанных с поведением в сфере налогов, формулирование и высказывание учащимися собственного мнения;
урок-контроль: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция
Педагогические технологии, используемые при обучении налоговой грамотности учащихся школьного возраста.
К эффективным педагогическим технологиям, используемым при обучении налоговой грамотности учащихся школьного возраста можно отнести:
1.Блочно-модульная технология обучения:
учебный материал разбит на модули;
каждый модуль объединен общим содержание и практической задачей или группой практических задач;
изучение учебного материала имеет логическое начало – проблему в сфере личных финансов и логическое завершение – решение;
проблемы (или группы проблем, освоение способа решения подобного рода проблем);
завершение изучение модуля может проходит в различных формах презентации учебных достижений.
2. Игровые технологии.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. По характеру педагогической деятельности и ее целям:
обучающие (например, заполнение налоговой декларации
тренинговые (например, расчеты налоговых обязательств по различным налогам);
обобщающие (например, планирование бюджета семьи с учетом налогов);
контролирующие (презентация проектов, оптимизирующих налогообложение доходов семьи). По игровой технологии:
настольные («Будь честным налогоплательщикам!», «Налоговая игротека»);
интеллектуальные (экономические загадки, кроссворд «Налоги в Простоквашино»);
деловые (разработка модели использования налоговых льгот);
имитационно-ролевые (сказки «Приключения маленькой Копеечки», «Как Колобок пошел платить налоги», «Лесной бюджет», «Сказка про то, как внучка Бабы-Яги налоги платить не хотела», кейс-игра для профильной смены).
3. Кейс-технология – интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений.
Особенности кейсов на занятиях по налоговой грамотности:
направлены на исследование и разработку решений относительно будущих возможных событий, а не уже свершившихся;
имеют ярко выраженный личностно-значимый характер;
вариант решения зависит от личных предпочтений и финансовых установок обучающегося; имеют большой воспитательный потенциал (формирование налоговой культуры).
4. Технология творческой мастерской.
Мастерская – это технология, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, включение учащихся в продуктивную деятельность, в которой ученик может проявить себя как творец. Особенности технологии творческой мастерской на занятиях по налоговой грамотности:
знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а выстраиваются самими учениками в паре или группе с опорой на свой личный опыт, или новые знания ими добываются самостоятельно;
учитель – мастер направляет, предоставляет ученикам необходимый материал в виде заданий и возможных способов их выполнения;
должен быть материализованный конечный продукт учебной деятельности (плакат, фильм, сказка, рассказ, манифест, театральная постановка и др.).
Педагогические приемы и методы, используемые при обучении налоговой грамотности учащихся школьного возраста.
Педагогические приемы:
использование актуальной для обучающегося тематики (например, налоговый вычет на обучение ребенка);
использование инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);
использование сайтов для поиска информации;
привлечение знаний из других областей знания;
театрализация, использование художественных образов;
включение духа соревнования в учебную деятельность (кто больше сэкономит на налоговых вычетах, найдет больше нарушений при уплате налогов и др.);
моделирование содержания темы (позволяет удерживать общий смысл);
анализ материалов СМИ;
исправление ошибок в тексте налогового характера;
создание какого-то творческого продукта своими руками (плакаты, буклеты и др
подбор иллюстраций к налоговой проблеме;
подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок;
разработка алгоритмов грамотного налогового поведения;
придумывание проблемных ситуаций (как положительных, так и отрицательных);
анализ или поиск налоговых вопросов (тем, моделей поведения и др.) в фильмах, мультфильмах, литературе;
трансформация налогового текста в таблицу, график, диаграмму;
написание эссе;
разработка вопросов, заданий для других команд.
Методы обучения определяются целью обучения, способом усвоения учебного материала, характером взаимодействия учеников.
Репродуктивные методы:
рассказ учителя по налоговой тематике;
рассказ-беседа с актуализацией опыта учащихся;
работа с учебным текстом (смысловое чтение, пересказ);
иллюстрация / демонстрация знаний о налогах;
решение репродуктивных тестов, задач, заданий.
Продуктивные методы:
проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы, найти ответ на практическую задачу);
исследовательско-поисковые (проведение соцопросов, замеров, наблюдений, расчетов и др.)
проектные (создание проекта в области личных, семейных финансов с учетом расчетов по всем обязательным выплатам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя Колбасюк Жанны Евгеньевны
по курсу внеурочной деятельности «Основы налоговой грамотности»
в 8 (класс)
№ п\п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующее Мероприя-тие | Дата проведе-ния по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |