СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы налоговой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы налоговой грамотности" разработана в соответствии с программой курса "Финансовая грамотность" и " Методическими рекомендациями по интеграции налоговой грамотности в систему общего образования" Центра финансовой грамотности ГБОУ ДПО РК КРИППО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы налоговой грамотности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орловский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО естественно-математического цикла

Протокол № 4

От 24.08.2021 г.

____________ С.П. Шелуха


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе


________ В.Н. Сорокин


«25» августа 2021 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

Орловский УВК


_____ Р.М. Шеремет

Приказ № 250

«25» августа 2021 г.









Рабочая программа


по курсу внеурочной деятельности

«Основы налоговой грамотности»

на 2021-2022 учебный год – 8 класс








Составлена

учителем физики

Колбасюк Ж. Е






Рекомендована

педагогическим советом

№ 7 от 25.08.2021 г.






с. Орловское, 2021 г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.


Личностным результатом обучения курса «Основы налоговой грамотности» являются:

-ответственное отношение к роли налогоплательщика, осознание социальной значимости добросовестного исполнения обязанностей по своевременной уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;


-осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;

-умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансово-экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть налог, вести диалог нормах, правилах и принципах поведения налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налоговых отношений;

- понимание необходимости собственной налоговой культуры и мотивации к её развитию;

- способность к самообразованию в области налоговой грамотности.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

- самостоятельное планирование действий по изучению налогового законодательства;

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области налогообложения;

- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению правильности исчисления налогов, своевременности и полноты выполнения налоговых обязательств;

- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Познавательные УУД:

-способность к самостоятельному поиску и анализу правовой информации в сфере налогообложения;

-умение планировать возникновение налоговых обязательств в зависимости от вида и особенностей своей деятельности;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в целях расчета налоговых обязательств и уплаты налогов и сборов;

- умение определять назначение и функции различных органов системы налогового администрирования.


Коммуникативные УУД:

- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам в сфере налоговых отношений;

- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области формирования налоговой культуры и налоговых отношений;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Основы налоговой грамотности».


Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

-владение базовыми навыками интерпретации правовых норм Налогового кодекса Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных правовых актов по вопросам налогообложения физических лиц при анализе конкретных экономических ситуаций;

-умение рассчитывать суммы налогов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет (внебюджетные фонды) физическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- наличие представлений о международном налогообложении и взаимодействии налоговых юрисдикций.


Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения курса «Основы налоговой грамотности» в 5 классе ученики должны:


знать/понимать:

-историю возникновения и развития первых налогов;

-историю развития налогообложения на территории России;

-налоговую систему современной России;

-понимать сущность налога, связь налогов и бюджета, для чего нужны налоговые органы;

-знать состав элементов, присущих каждому налогу;

-знать перечень налогов, уплачиваемых гражданами;

-понимать сущность понятия благосостояния семьи.

Уметь:

-определять различие между налоговой и бюджетной системами;

- понимать, что элементы по каждому налогу различны и установлены законодательно;

-уметь различать заработную плату до уплаты налога на доходы физических лиц и после его уплаты;

-знать о влиянии налоговых льгот на бюджет семьи;

-проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.



Приобретут навыки:

-различать виды налогов в налоговой системе РФ;

- производить расчет налогов, используя знания об их элементах;

- понимать влияние налогов, уплачиваемых со всех доходов семьи на ее бюджет;

- различать налоговые льготы по видам налогов;

-заполнить декларацию о налогах членов семьи (форма 3-НДФЛ) с помощью электронных сервисов ФНС.



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Рабочая программа для 8 класса разработана на основе:


- Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);


- Налогового кодекса РФ [действующая редакция]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10900200/


- Распоряжения Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/rasporjazheniepravitelstva-rf-ot-30012014-n-93-r/#100069


- Распоряжения Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/


- Приказа ФНС России от 21.01.2020 № ЕД-7-17/35 «О Ведомственном плане ФНС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=344042&fld= 134&dst=100280,0&rnd=0.9632402633476358#03044038353462539


-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Примерных основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/5);

-Методические рекомендации по интеграции налоговой грамотности в систему общего образования / Н.Н. Алиев, Э.В. Рогатенюк, Г.Г. Находкина. – Симферополь : ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2021. – 27 с.

-В соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК.



Учебно-методическое обеспечение:



1.Учебное пособие: С налогом живи в ладу – не попадешь в беду. Основы налоговой грамотности для среднего школьного возраста: / В.В. Бородин, О.В. Булат, Н.П. Войцещук, Д.Р. Дмитрийчук, Е.В. Кравченко, С.П. Кузнецов, Т.В. Кузьменко, М.В. Луговская, О.В. Майстренко, Е.Н. Нестерова, Т.В. Трипотень; под общей редакцией Р.Б. Наздрачева. – Симферополь, 2020. – 53 с.

2. Чтобы Россия была сильна – плати налоги сполна! Основы налоговой грамотности для старшего школьного возраста и студентов / В.Ю. Антонюк, М.В. Луговская, О.В. Майстренко, Е. А. Минаева, И. В. Рыбенкова, О.О. Тохтаева, Т. В. Трипотень; под общей редакцией Р.Б. Наздрачева. – Симферополь, 2020. – Симферополь, 2020. – 59 с.

Литература.

1. Алиев, Б. Х. Теория и история налогообложения: учебник / Б.Х. Алиев – М. : Вузовский учебник, 2008. – 240 с 27

2. Леонова, Н.Г. История и теория налогообложения: учеб. пособие / Н. Г. Леонова − Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос ун-та, 2016 – 83 с.

3. Налоги и налогообложение : учебник / М.М. Шадурская, Е.А. Смородина, Т.В. Бакунова и др.. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2019. – 216 с.

4. Теория и история налогообложения: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин – М. : Дело и Сервис, 2011. – 368 с.

5. Торопыгин, Г.С. Теория и история налогообложения: учебник / Г. С. Торопыгин. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2009. – 156 с.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.minfin.ru

2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/

3. Официальный сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fmc.hse.ru/

4. Финансовая грамота – образовательный портал РЭШ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgramota.org/about/project/

5. Финансовая культура – образовательный портал ЦБ РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fincult.info/

6. Финансы просто – интернет-портал ПАО «Сбербанк». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.finprosto.ru/

7. Хочу. Могу. Знаю – образовательный портал Роспотребнадзора. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://хочумогузнаю.рф

Программа курса рассчитана на 17 часов в год, по 1 ч в неделю во втором полугодии.



Введение

Раздел I. Экономическая природа налогов.

Тема 1. Что такое налоги и кто такой налоговик? Налоги в системе экономических отношений. Основные характеристики налогов. Налоговые органы РФ. Сотрудники налоговых органов – налоговики. Функции сотрудников налоговых органов.

Раздел II. Налоги и бюджет государства.

Тема 2. История возникновения и развития первых налогов. Возникновение и развитие системы налогообложения. История налогообложения в Древнем Риме. История налогообложения в Средневековой Западной Европе. История налогообложения в Великобритании. История налогообложения в Германии.

Тема 3. История развития налогообложения на территории России. Налоговая система в Древней Руси. Налоговая система с начала XVIII века по 1861 г. Налоговая система на рубеже XIX−XX в. Налоговая система в период 1918 - 1991 гг.

Тема 4. Налоговая система современной России. Налоги как основа доходной части бюджетов различных уровней. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Региональные налоги: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.

Раздел III. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 5. Налог на доходы физических лиц – основной налог для граждан. Налогообложение доходов физических лиц. Кто является плательщиком НДФЛ? Ставка НДФЛ для граждан РФ. Ставка НДФЛ для иностранных граждан. Порядок уплаты НДФЛ.

Раздел IV. Налоги и благосостояние семьи.

Тема 6. Налоги в семейном бюджете. Декларация о размере полученных доходов (форма 3-НДФЛ). Налоговые вычеты. Стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные и профессиональные налоговые вычеты. Личный кабинет налогоплательщика.


3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела

Количество

часов


Введение

1

1

Раздел I. Экономическая природа налогов.

Тема 1. Что такое налоги и кто такой налоговик?

4

2



Раздел II. Налоги и бюджет государства.

Тема 2. История возникновения и развития первых налогов.

Тема 3. История развития налогообложения на территории России.

Тема 4. Налоговая система современной России.


8


2


2



4

3

Раздел III. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 5. Налог на доходы физических лиц – основной налог для граждан.

2

4

Раздел IV. Налоги и благосостояние семьи.

Тема 6. Налоги в семейном бюджете.

2

5

Всего

17































4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

п/п

Название раздела.

Темы уроков.

Кол-во

ч

Сроки выполнения

Прим-ние

план

факт

1

Введение.

1

13.01




Раздел I. Экономическая природа налогов.

4




2

Что такое налоги и кто такой налоговик?

1

20.01



3

Основные характеристики налогов.

1

27.01



4

Налоговые органы РФ.

1

03.02



5

Сотрудники налоговых органов и их функции.

1

10.02




Раздел II. Налоги и бюджет государства.

8




6

История возникновения и развития первых налогов в Древнем Риме, Египте и Индии.

1

17.02



7

История налогообложения в Средневековой Западной Европе, Великобритании и Германии

1

24.02



8

Налоговая система в Древней Руси и с начала XVIII века по 1861 г.

1

03.03



9

Налоговая система на рубеже XIX−XX в. и в период 1918 - 1991 гг

1

10.03



10

Современная налоговая система РФ

1

17.03



11

Местные налоги.

1

31.03



12

Региональные налоги.

1

07.04



13.

Федеральные налоги.

1

14.04




Раздел III. Налоги, уплачиваемые гражданами.

2




14

Кто является плательщиком НДФЛ?

1

21.04



15

Порядок уплаты налогов.

1

28.04




Раздел IV. Налоги и благосостояние семьи.

2




16.

Декларация о размере полученных доходов (форма 3-НДФЛ).

1

05.05



17.

Обобщение знаний.

1

12.05














Формы организации учебных занятий по налоговой грамотности.

В ходе организации учебной деятельности рекомендуется использовать различные формы уроков:

 урок-лекция: основная задача учителя – рассказать о проблемах, с которыми учащийся будет иметь дело в будущем или уже встречается сейчас, объяснить, к чему может привести незнание элементарных основ налоговой грамотности;

 урок-планирование: основная задача урока (вернее, его части, посвященной планированию) – определить, что именно необходимо знать для решения практических задач определенного типа, и спланировать изучение данного материала. Главное – научить учащихся ставить цели и планировать их достижение;

 урок-практикум: данный урок может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и самостоятельное решение поставленной практической задачи;

 урок-игра: данный урок осуществляется в форме моделирования какой-либо жизненной ситуации с целью отработать модели поведения в подобных ситуациях, приобрести опыт такого рода деятельности;

 урок-семинар: назначение семинара – обсуждение каких-либо сложных проблем, связанных с поведением в сфере налогов, формулирование и высказывание учащимися собственного мнения;

 урок-контроль: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция



Педагогические технологии, используемые при обучении налоговой грамотности учащихся школьного возраста.

К эффективным педагогическим технологиям, используемым при обучении налоговой грамотности учащихся школьного возраста можно отнести:

1.Блочно-модульная технология обучения:

 учебный материал разбит на модули;

 каждый модуль объединен общим содержание и практической задачей или группой практических задач;

 изучение учебного материала имеет логическое начало – проблему в сфере личных финансов и логическое завершение – решение;

 проблемы (или группы проблем, освоение способа решения подобного рода проблем);

 завершение изучение модуля может проходит в различных формах презентации учебных достижений.

2. Игровые технологии.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. По характеру педагогической деятельности и ее целям:

 обучающие (например, заполнение налоговой декларации

 тренинговые (например, расчеты налоговых обязательств по различным налогам);

 обобщающие (например, планирование бюджета семьи с учетом налогов);

 контролирующие (презентация проектов, оптимизирующих налогообложение доходов семьи). По игровой технологии:

 настольные («Будь честным налогоплательщикам!», «Налоговая игротека»);

 интеллектуальные (экономические загадки, кроссворд «Налоги в Простоквашино»);

 деловые (разработка модели использования налоговых льгот);

 имитационно-ролевые (сказки «Приключения маленькой Копеечки», «Как Колобок пошел платить налоги», «Лесной бюджет», «Сказка про то, как внучка Бабы-Яги налоги платить не хотела», кейс-игра для профильной смены).

3. Кейс-технология – интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений.

Особенности кейсов на занятиях по налоговой грамотности:

 направлены на исследование и разработку решений относительно будущих возможных событий, а не уже свершившихся;

 имеют ярко выраженный личностно-значимый характер;

 вариант решения зависит от личных предпочтений и финансовых установок обучающегося;  имеют большой воспитательный потенциал (формирование налоговой культуры).


4. Технология творческой мастерской.

Мастерская – это технология, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, включение учащихся в продуктивную деятельность, в которой ученик может проявить себя как творец. Особенности технологии творческой мастерской на занятиях по налоговой грамотности:

 знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а выстраиваются самими учениками в паре или группе с опорой на свой личный опыт, или новые знания ими добываются самостоятельно;

 учитель – мастер направляет, предоставляет ученикам необходимый материал в виде заданий и возможных способов их выполнения;

 должен быть материализованный конечный продукт учебной деятельности (плакат, фильм, сказка, рассказ, манифест, театральная постановка и др.).


Педагогические приемы и методы, используемые при обучении налоговой грамотности учащихся школьного возраста.


Педагогические приемы:

 использование актуальной для обучающегося тематики (например, налоговый вычет на обучение ребенка);

 использование инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);

 использование сайтов для поиска информации;

 привлечение знаний из других областей знания;

 театрализация, использование художественных образов;

 включение духа соревнования в учебную деятельность (кто больше сэкономит на налоговых вычетах, найдет больше нарушений при уплате налогов и др.);

 моделирование содержания темы (позволяет удерживать общий смысл);

 анализ материалов СМИ;

 исправление ошибок в тексте налогового характера;

 создание какого-то творческого продукта своими руками (плакаты, буклеты и др

 подбор иллюстраций к налоговой проблеме;

 подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок;

 разработка алгоритмов грамотного налогового поведения;

 придумывание проблемных ситуаций (как положительных, так и отрицательных);

 анализ или поиск налоговых вопросов (тем, моделей поведения и др.) в фильмах, мультфильмах, литературе;

 трансформация налогового текста в таблицу, график, диаграмму;

 написание эссе;

 разработка вопросов, заданий для других команд.


Методы обучения определяются целью обучения, способом усвоения учебного материала, характером взаимодействия учеников.


Репродуктивные методы:

 рассказ учителя по налоговой тематике;

 рассказ-беседа с актуализацией опыта учащихся;

 работа с учебным текстом (смысловое чтение, пересказ);

 иллюстрация / демонстрация знаний о налогах;

 решение репродуктивных тестов, задач, заданий.

Продуктивные методы:

 проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы, найти ответ на практическую задачу);

 исследовательско-поисковые (проведение соцопросов, замеров, наблюдений, расчетов и др.)

 проектные (создание проекта в области личных, семейных финансов с учетом расчетов по всем обязательным выплатам





















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орловский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым



ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учителя Колбасюк Жанны Евгеньевны

по курсу внеурочной деятельности «Основы налоговой грамотности»

в 8 (класс)


№ п\п

Название раздела, темы

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующее

Мероприя-тие

Дата проведе-ния по факту














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!