Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Волшебный пластилин»
(общекультурное направление)
1-4 классы
Результаты освоения курса
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Содержание курса
Первый год обучения
№ | Раздел | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1 | Вводный блок. | индивидуальная групповая выставка экскурсия | Знакомство с правилами техники безопасности, рабочими инструментами и материалами. |
2 | Выполнение изделий самых простых объёмных форм. | Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии. |
3 | Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм. | Выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. |
4 | Выполнение сложных изделий. | Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей. |
Второй год обучения
№ | Раздел | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1 | Вводный блок. | Комбинированные и практические занятия; экскурсии, игры, праздники, конкурсы, соревнования, организация выставок. Составление фотоальбома лучших работ. | Повторяют правила техники безопасности, назначение рабочих инструментов и материалов. |
2 | Выполнение изделий простых объёмных форм. | Выполняют изделия самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учатся видеть правильную геометрическую форму разного размера и воплощают ее в изделии. |
| Выполнение сложных изделий. | Выполняют более сложные изделия, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. |
Третий год обучения
№ | Раздел | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1 | Вводный блок. | индивидуальная групповая выставка экскурсия творческий конкурс | Повторяют правила техники безопасности, назначение рабочих инструментов и материалов. |
2 | Выполнение изделий плоских форм. | Продолжают знакомство с техникой смешивания различных цветов пластилина. Выполняют изделия плоских форм. Учатся приёму вливания одного цвета в другой. Закрепляют навыки отщипывания небольших кусочков пластилина, размазывания не выходя за контур рисунка. |
3 | Изделия из трафаретов и формочек. | Учатся использовать в работе трафареты и формочки. Фантазируют, соотносят выполненное задание с образцом. |
4 | Выполнение объемных работ. | Продолжают выполнять более сложные объёмные работы. Осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
5 | Выполнение более сложных форм. | Учатся создавать композицию. |
6 | Лепка по памяти и представлению. | Представляют, фантазируют, соотносит выполненное задание с образцом. Выполняют пластилиновую аппликацию на картоне с использованием семян, камешек, листьев. |
7 | Композиция. | Учится составлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Развивают композиционные умения, учатся правильно, со вкусом располагать предметы. |
Четвёртый год обучения
№ | Раздел | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
1 | Вводный блок. | индивидуальная групповая выставка экскурсия творческий конкурс оформление фотоальбома индивидуальных и групповых работ | Повторяют правила техники безопасности, назначение рабочих инструментов и материалов. |
2 | Лепка с натуры. | Учатся создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Продолжают знакомство с расписыванием готового силуэта пластилином, в стиле дымковской росписи. |
3 | Лепка по памяти и представлению. | Знакомятся с новым способом изображения, используя пластилин. Закрепляют умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. |
4 | Композиция. | Овладевают навыками лепки композиции на заданную тему. Учатся видеть красоту родного края, наблюдают за природой. |
5 | Выполнение более сложных форм. | Продолжают учиться навыкам использования бросового материала для придания изделию завершенности и выразительности. |
Тематическое планирование
Первый год обучения
Раздел 1 " Вводный блок" ( 1 час)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | | | |
Раздел 2 " Выполнение изделий самых простых объёмных форм" ( 3 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
2 | Исходная форма-шар. Изделие «Неваляшка». | | | |
3 | Исходная форма-цилиндр.Изделие - дерево. | | | |
4 | Исходная форма-конус. Изделие-пирамидка. | | | |
Раздел 3 " Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм." ( 15 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
5 | «Урожай». Изделия «Апельсин» и «Лимон» | | | |
6 | Изделия «Вишня» и «Виноград» | | | |
7 | Изделие «Корзина». Коллективная работа. Композиция по теме. | | | |
8 | «Большой праздник». Изделие «Торт». | | | |
9 | Изделие «Пирог». | | | |
10 | «Дары леса». Изделия «Подосиновик» и «Травка». | | | |
11 | Изделия «Мухомор» и «Лисичка». Коллективная работа. Композиция по теме. | | | |
12 | «Подарок маме». Изделия «Ваза» и « Нарцисс». | | | |
13 | Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Коллективная работа. Композиция по теме. | | | |
14 | «С Новым годом!». Изделие «Снеговик». | | | |
15 | Изделие «Ёлочка пушистая». | | | |
16 | Изделие «Снегурочка». | | | |
17 | Изделие Дед Мороз». Коллективная работа. Композиция по теме. | | | |
18 | «Кто на листике живёт?». Изделия «Гусеница» и Сороконожка». | | | |
19 | Изделия «Улитка» и «Бабочка». | | | |
Раздел 4 " Выполнение сложных изделий" ( 14 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
20 | «Озеро». Изделия «Утка» и «Гусь». | | | |
21 | Изделие «Лебедь» и «Улитки». Коллективная работа. Композиция по теме. | | | |
22 | «Пасха». Изделие «Кулич» | | | |
23 | Изделие «Яйцо». | | | |
24 | «Птичий двор». Изделие «Курица с цыплятами». | | | |
25 | Изделия «Петушок» и «Индюк».Коллективная работа. Композиция по теме. | | | |
26 | «Море». Изделия «Морская звезда» и «Осьминог». | | | |
27 | Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Коллективная работа. Композиция по теме. | | | |
28 | «Джунгли». Изделие «Слон». | | | |
29 | Изделие «Черепаха». | | | |
30 | Изделие «Пальма». Коллективная работа. Композиция по теме. | | | |
31 | Создание картин. Картина «Ночное небо». | | | |
32 | Картина «Портрет». | | | |
33 | Картина «Портрет». | | | |
Второй год обучения
Раздел 1 " Вводный блок" ( 1час)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | | | |
Раздел 2 " Выполнение изделий простых объёмных форм" (16 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
2 | Лепка шара, цилиндра, вытягивание пластилина. | | | |
3 | Лепка мелких элементов. Примазывание. | | | |
4 | Осеннее дерево. | | | |
5 | Ёжик с грибочками. | | | |
6 | Дары осени. | | | |
7 | Цветик-семицветик. | | | |
8 | Лебедь. | | | |
9 | Лепка игрушки «свистулька». | | | |
10 | Лепка посуды. | | | |
11 | Декоративная тарелка. Налепление узоров. | | | |
12 | Неваляшка. | | | |
13 | Робот. | | | |
14 | Светофор. | | | |
15 | Новогодняя ёлочка. | | | |
16 | Смешарики. | | | |
17 | Лепка по желанию. | | | |
Раздел 3 " Выполнение сложных изделий." ( 18 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
18 | Морские обитатели. | | | |
19 | Панно «Зоопарк». | | | |
20 | Панно «Зоопарк». | | | |
20 | Лепка по сказкам. | | | |
21 | Лепка Дымковских игрушек. | | | |
22 | Лепка барыни, петушка. | | | |
23 | Лепка панно «Цветы». | | | |
24 | Мимозы для мамы. | | | |
25 | Лепка с использованием техники «жгуты». | | | |
26 | Лепка пасхального яйца. | | | |
27 | Лепка подставки. | | | |
28 | Лепка подсвечника. | | | |
29 | Панно «Берёзовая роща». | | | |
30 | Панно «Берёзовая роща». | | | |
31 | Герои любимых мультфильмов. | | | |
32 | Панно «Весенний пейзаж». | | | |
33 | Поделки с использованием природного материала. | | | |
34 | Поделки с использованием природного материала. | | | |
Третий год обучения
Раздел 1 " Вводный блок" ( 1час)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | | | |
Раздел 2 " Выполнение изделий плоских форм" (2 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
2 | Смешение цветов. «Небо». | | | |
3 | Смешение цветов. «Лес» | | | |
Раздел 3 " Изделия из трафаретов и формочек. " ( 4 часа)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
4 | Изделие из трафарета «Цветок». | | | |
5 | Изделие из трафарета «Бабочка». | | | |
6 | Изделие из формочки «Слон». | | | |
7 | Изделие из формочки «Корзина». | | | |
Раздел 4 " Выполнение объёмных работ" ( 7 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
8 | Изделие «Торт». | | | |
9 | Изделие «Пирог». | | | |
10 | Изделие «Салат». | | | |
11 | Изделие «Астра». | | | |
12 | Изделие «Ромашка». | | | |
13 | Изделие «Подсолнух». | | | |
14 | Изделие «Роза». | | | |
Раздел 5 " Выполнение более сложных форм" (6 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
15 | Декоративное панно «Яблоки». | | | |
16 | Декоративное панно «Сливы». | | | |
17 | Декоративное панно «Груши». | | | |
18 | Декоративное панно «Виноград». | | | |
19 | Декоративное панно «Персики». | | | |
20 | Сборка декоративного панно «Фрукты». | | | |
Раздел 6 " Лепка по памяти и представлению" ( 7 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
21 | Рисование пластилином. «Дерево». | | | |
22 | Рисование пластилином. «Горы». | | | |
23 | Рисование пластилином. «Радуга». | | | |
24 | Рисование пластилином. «Яблоня». | | | |
25 | Рисование пластилином. «Спокойной ночи!». | | | |
26 | Рисование пластилином. «Клоун». | | | |
27 | Рисование пластилином. «Рыбки». | | | |
Раздел 7 " Композиция" ( 7 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
28 | Оформление краёв рамочки. | | | |
29 | Создание картины «Осеннее небо». | | | |
30 | Создание картины «Портрет». | | | |
31 | Создание картины «Букет». | | | |
32 | Создание картины «Поляна». | | | |
33 | Создание картины «Летние каникулы». | | | |
34 | Подведение итогов работы. Выставка работ учащихся. | | | |
Четвёртый год обучения
Раздел 1 " Вводный блок" ( 1 час)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | | | |
Раздел 2 "Лепка с натуры" ( 7 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
2 | Русский сувенир «Птичка». | | | |
3 | Русский сувенир «Хохломская матрешка». | | | |
4 | Русский сувенир «Хохломская матрешка». | | | |
5 | Русский сувенир «Дымковская игрушка». | | | |
6 | Русский сувенир «Дымковская игрушка». | | | |
7 | Русский сувенир «Городецкая посуда». | | | |
8 | Русский сувенир «Городецкая посуда». | | | |
Раздел 3 "Лепка по памяти и представлению" ( 8 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
9 | «Маленькие человечки». | | | |
10 | «Маленькие человечки». | | | |
11 | Любимые персонажи мультипликационных фильмов. | | | |
12 | Любимые персонажи мультипликационных фильмов. | | | |
13 | Лепка на свободную тему. | | | |
14 | Лепка автомобиля. | | | |
15 | Лепка дома. | | | |
16 | Лепка дворцов. | | | |
Раздел 4 "Композиция" ( 8 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
17 | Лепка сказочных персонажей. Русская народная сказка «Теремок». | | | |
18 | Лепка сказочных персонажей. Русская народная сказка «Теремок». | | | |
19 | Лепка сувенира. | | | |
20 | Лепка на свободную тему. | | | |
21 | Создание картины «Осенний лес». | | | |
22 | Создание картины «Осенний лес». | | | |
23 | Создание картины «Натюрморт». | | | |
24 | Создание картины «Натюрморт». | | | |
Раздел 5 "Выполнение более сложных форм" ( 10 часов)
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
25 | Декоративное панно. « Ромашка». | | | |
26 | Декоративное панно. « Василёк». | | | |
27 | Декоративное панно. « Лютик». | | | |
28 | Декоративное панно. « Клевер». | | | |
29 | Декоративное панно. « Одуванчик». | | | |
30 | Сборка декоративного панно «Букет». | | | |
31 | Лепка на свободную тему. | | | |
32 | Лепка на тему «Летнее настроение». | | | |
33 | Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества. | | | |
34 | Подведение итогов работы. Выставка работ учащихся. | | | |