СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире логики» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире логики» для 3 класса»

Пояснительная записка


Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире логики» для 3 класса разработана в соответствии: –с Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576, - ООП НОО МБОУ «Березовская СОШ №2» и составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «В мире логики» С.С. Еферина. М., Планета, 2018.


Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Появление курса «В мире логики» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность выбора курса «В мире логики» определена следующим фактором: на основе диагностических фактов выявлено, что у учеников 2 «д» класса слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.


Цели и задачи курса внеурочной деятельности «В мире логики»


Цели :

Познавательные:

• Формирование основ логического мышления.

• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

• формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающие :

• создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

• способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитательные:

• воспитание системы межличностных отношений, взаимопонимания; развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления)

Воспитание ответственности, аккуратности.


Задачи:


1.Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2.Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3.Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4.Развивать способности логически мыслить, уметь использовать логическое мыщление при изучении учебных предметов.

5.Формировать универсальные учебные действия.


Место курса


Курс «В мире логики» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет, определяет содержание и структуру занятий внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

Программа распределена на 16 занятий: одно занятие в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания программы во внеурочной деятельности.

  • Формирование основ логического мышления, формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • развитие пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

  • воспитание системы межличностных отношений, взаимопонимания; развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления).


Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

  1. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

  2. Работа в парах.

  3. Групповые формы работы.

  4. Дифференцированная работа.

  5. Фронтальная проверка и контроль.

  6. Самооценка выполненной работы.

  7. Дидактическая игра.


Структура занятий едина:

  1. «Мозговая гимнастика»

  2. Разминка

  3. Тренировочные упражнения для развития памяти и внимания.

  4. Изучение нового материала.

  5. Итог занятия.


Формы контроля:


-В начале года «Тесты способностей» (вводные тесты) позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных познавательных процессов.

-В конце изучения курса «Тесты достижений» (итоговые ) ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

-Устные опросы, позволяющие определить уровень усвояемости конкретных тем занятий.

- Самостоятельные работы, позволяющие проконтролировать умение выполнять задания без посторонней помощи.



Критерии оценки результатов деятельности.


 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

 поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно, кто из детей нуждается в помощи. Кто не может выполнить самостоятельно большую часть заданий.

 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «В мире логики» в третьем классе:

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.


Содержание курса внеурочной деятельности


  1. Свойства, признаки и составные части предметов (1 час)

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение (1 час)

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика (1 час)

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов (2 часа)

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (1 час)

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики (7 часов)

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения (1 час)

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал (2 часа)

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.



Тематическое планирование


п/п

Тема занятий

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Конт

роль

1.

Входной тест. Закономерности в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку.

1


1 С использованием мультимедиа

Тест №1

2.

Сравнение предметов по признакам.

Состав предметов.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

Найди отличия. Симметрия. Симметричные фигуры.

1


1 С использованием мультимедиа


3.

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

Функциональные признаки предметов.

1




4.

Порядок действий, последовательность событий. Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1


1 Игра – соревнование


5.

Результат действия предметов.

Обратные действия.

1


1


6.

Решение логических задач и задач-шуток. Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Тест «Отношения».

1


1 Исследование

Тест №2

7.

Логическая операция «и».

Координатная сетка.

1


1 Исследование


8.

Множество. Элементы множества.

1


1


9.

Классификация по одному свойству.

1


1


10.

Способы задания множества.

1


1


11.

Сравнение множеств. Высказывания со связками «и», «или».

1


1


12.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1


1


13.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

Выражения и высказывания. Тест «Классификация».

1


1

Тест №3

14.

Составление загадок, чайнвордов

1


1 Викторина


15.

Логические задачи. Итоговый тест.

1



Тест №4

16.

Работа над ошибками. Викторина.

1


1 Викторина



Итого:

16 часов






Учебно-методическая литература для учителя

  1. Светлана Еферина: В мире логики. 3 класс. Программа внеурочной деятельности. Методическое пособие. М., Планета, 2018.

  2. О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ — книга, 2011.

  3. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2014 г.

  4. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону. 2012г.


Приложение

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы


Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  • мальчик, девочка, бабушка - … .

  • сметана, кефир, майонез - … .

  • Земля, Луна, Венера, юпитер - … .

  • дуб, баобаб, береза, осина - … .

  • предательство, доброта, честность - … .

б) Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.


1 группа

2 группа

3 группа




г) Аналогия.

  • Вверх – вниз

  • Говорил - …

  • Думать – размышлять

  • Ломать - …

  • Брюки – штанина

  • Рубашка - …

  • 1 2 3 – 2 3 4

  • 3 4 5 - …

3. Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К


Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.

  • Коза, корова, лось, лошадь - … .

  • в, з, ш, д - … .

  • Апельсин, груша, малина, яблоко - … .

  • Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .

  • Добрый, жадный, честный, голодный - … .

  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).

  • Ель ромашка шиповник

  • Клен ландыш смородина

  • Береза колокольчик сирень


  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

    Посуда

  2. Произведи классификацию самостоятельно.

    Геометрические фигуры

  3. Исправь ошибки в классификации.

  • Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.

  • Деревья делятся на хвойные и фруктовые.

  • Водоемы делятся на океаны и моря.

  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.

  • Люди делятся на детей и взрослых.

  • Машины делятся на грузовые и легковые.

  • Год делится на зиму, лето, осень, весну.

  • Горы делятся на старые и молодые.

  • Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.

  • Час состоит из минут и секунд.


Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:

  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;

  2. 8, 17, 24, 32, 2;

  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;

  2. _____________;

  3. _____________ .

  1. Укажи родовое понятие:

  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;

  2. Пятиугольник, круг, квадрат;

  3. Пчела, муха, бабочка;

  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________

  2. ______________

  3. ______________

  4. ______________ .

  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)



Итоговый тест за курс 3 класса

  1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:

  • быстрая, бурная, горная, … .

  • крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .

  • летняя, теплая, звездная, … .

  • меткая, поучительная, мудрая, … .

  1. Вычеркни неверные сравнения.

  • У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.

  • Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.

  • В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.

  • Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.

  1. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3





  1. Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на … .

б) Всех зверей можно разделить на … .

  1. Дай группе слов родовое понятие.

  • Яблоко, желудь, шишка - … .

  • Тополь, кошка, мухомор - … .

  • Шелк, ситец, вельвет - … .

  1. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  1. Что это?

… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

… - одна сторона листа.

… - знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Составь определение.

Чемодан – это … .

  1. Напиши противоположное понятие.

  • Замерз - … .

  • Огорчить - … .

  1. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .

  1. Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что … .

  1. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!