МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
142960 Московская область тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232 г.о. Серебряные Пруды 8 - 496 – 67 – 36 – 166 с. Узуново, мкрн Северный, д.13 |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания школьного методического объединения № 1 от 30.08.2020 г. | СОГЛАСОВАНО. ЗД по УВР Г.К. Лихачева ______________ | УТВЕРЖДЕНО. Директор ____________Н.С. Иванова Приказ № 217 в 31.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
________«Развитие речи»________
НАЗВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
_____Внеурочная деятельность____
Общеинтеллектуальное направление
_____________3 б______________
КЛАСС, ПАРАЛЛЕЛИ
Учитель:
Щетинникова Маргарита Сергеевна
ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО
2020 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (1-4), ООП НОО МОУ «Узуновская СОШ», на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и примерной программы О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом», с использованием учебных пособий:
Чтение. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1 / О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2020.
Количество рабочих недель – 34
Количество часов в неделю – 1
Всего часов – 34
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей (служение России, милосердие, творчество, мужество и т. д.), факты бытовой и духовной культуры;
- соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное);
- воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения;
- находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации;
- составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
- применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть, участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать текст по аналогии с прочитанными;
- выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
- составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу;
- самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей под руководством взрослого.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтение
Чтение вслух.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.
Формы организации и виды деятельности:
- Работа в группе, в паре.
- Индивидуальная работа.
- Фронтальная работа.
- Учебная дискуссия.
- Тестирование.
- Учебная игра.
- Урок-путешествие.
- Наблюдение.
- Практическая работа.
- Исследование.
- Творческая работа.
- Практическая работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Работа с текстом | 25 |
3 | Комплексный анализ текста | 8 |
Всего: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Кол-во часов | Тема занятий | Корректировка |
по плану 3Б | фактически 3Б |
1 | 1 р.н. | | 1 | Вводное занятие | |
Работа с текстом (25 ч) |
2 | 2 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Синица» | |
3 | 3 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Птицы» | |
4 | 4 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Фламинго» | |
5 | 5 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Грызуны» | |
6 | 6 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Бактерии» | |
7 | 7 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Волчиха» | |
8 | 8 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Ответ» | |
9 | 9 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Диковинное дерево» | |
10 | 10 р.н. | | 1 | Работа с научно-популярным текстом «Воздух» | |
11 | 11 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Олени» | |
12 | 12 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Змеи» | |
13 | 13 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Синички» | |
14 | 14 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Дрессировка» | |
15 | 15 р.н. | | 1 | Работа с текстом «И так бывает» | |
16 | 16 р.н. | | 1 | Работа с научно-популярным текстом «Радуга» | |
17 | 17 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Конец лета» | |
18 | 18 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Сосновый бор» | |
19 | 19 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Дельфины» | |
20 | 20 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Башмачки» | |
21 | 21 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Немецкая овчарка» | |
22 | 22 р.н. | | 1 | Работа с текстом « Осёл и бобр» | |
23 | 23 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Весна» | |
24 | 24 р.н. | | 1 | Работа с текстом «На катке» | |
25 | 25 р.н. | | 1 | Работа с научно-популярным текстом «Растения» | |
26 | 26 р.н. | | 1 | Работа с текстом «Калина» | |
Комплексный анализ текста (8 ч) |
27 | 27 р.н. | | 1 | Комплексный анализ текста «Третье место в стиле баттерфляй» | |
28 | 28 р.н. | | 1 | Комплексный анализ текста «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?» | |
29 | 29 р.н. | | 1 | Комплексный анализ текста по рассказу Л. Толстого. | |
30 | 30 р.н. | | 1 | Комплексный анализ текста «Космическая одежда» | |
31 | 31 р.н. | | 1 | Комплексный анализ текста «Коньки купили не напрасно» | |
32 | 32 р.н. | | 1 | Комплексный анализ текста «Каждому из нас нужна пара зорких глаз» | |
33 | 33 р.н. | | 1 | Комплексный анализ текста «В театре» | |
34 | 34 р.н. | | 1 | Итоговое занятие | |
Всего: | 34 | |