Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» является приложением к АООП ООО ГБОУ «Трубчевская школа-интернат» и составлена на основе:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 31.12.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599;
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Трубчевская школа-интернат», вариант 1
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида: 5- 9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой. -
Просвещение, 2007.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
Цель курса: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимого для жизни в обществе духовно-нравственного опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Задачи курса:
(базовых) ценностях;
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
развивать элементарные представления о своей стране;
воспитывать уважение к защитникам Родины;
формировать элементарные представления о национальных героях и
важнейших событиях истории страны;
воспитывать уважительное отношение к труду, развивать начальные
представления о предметах народного творчества;
формировать положительное отношение к семейным традициям и устоям;
приобщаться к чувству патриотизма (любовь к своей семье, к своей малой
родине, доверие к людям).
Основными принципами организации и реализации данного курса внеурочной
деятельности являются следующие:
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Общая характеристика коррекционного курса
Курс «Я и моё Отечество» предполагает формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях, развитие чувства патриотизма (любовь к своей малой родине, доверие к людям), формирование элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России.
В процессе реализации курса обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приобретут начальные представления об истории и традициях русского народа, познакомятся с семейными традициями и устоями.
Данный курс направлен на создание такой воспитывающей среды, которая обеспечит развитие интересов ребенка в разных видах деятельности в свободное время, расширит круг общения, поможет получить начальный опыт самостоятельного действия (моделях поведения в обществе) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общественной среде.
При проведении занятий по программе курса внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» используются следующие формы работы:
Для подготовки и проведения занятий используются разнообразные средства,
включающие в себя, как использование традиционных форм работы: игры и упражнения на поддержание психоэмоционального фона, развитие коллективистских взаимоотношений, так и с использованием современных электронных образовательных ресурсов – презентации в программе PowerPoint.
Содержание и используемые формы работы соответствуют возрастным
особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также предусматривают учет психофизиологических особенностей и возможностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные методы и технологии, используемые в организации и реализации данного курса внеурочной деятельности:
информационно-коммуникативные технологии;
здоровье-сберегающие технологии;
технология развивающего обучения;
технология обучения в сотрудничестве.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения с целью развития личностных качеств обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В основе содержания курса внеурочной деятельности «Я и моё
Отечество» лежит система базовых национальных ценностей российского общества:
гражданственность (ответственность за свои поступки, желание соблюдать
права, подчиняться правилам и социальным нормам;
социальная солидарность (ребенок проявляет внимание к окружающим,
готов к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками);
патриотизм (любовь к семье, к своей малой родине, доверие к людям);
уважение к истории своей Родины;
уважение к защитникам Родины, национальным героям;
творчество (для ребенка характерно положительное отношение к себе, открытость внешнему миру).
Программа курса внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» предусматривает
усвоение обучающимися с умственной отсталостью на доступном для них уровне следующих духовно-нравственных ориентиров:
почитание родителей, забота о старших и младших;
любовь к близким, к школе, своей стране;
элементарные представления о своей стране;
уважение к защитникам Родины, элементарные представления о национальных
героях;
воспитание культуры поведения, «отрицательное» отношение к нарушениям
правил поведения в общественных местах.
Место коррекционного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на один год изучения в 5 классе из расчета 1 час в неделю, всего – 35 часов
Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я и моё Отечество»
В результате реализации программы курса внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных и предметных результатов.
Достижение личностных результатов:
первоначальный опыт уважительного отношения к родителям, заботливого
отношения к старшим и младшим;
положительное отношение к семейным традициям и устоям;
начальные представления о ближайшем окружении и о себе;
опыт участия в делах класса, школы, семьи;
опыт умения отвечать за свои поступки, отрицательного отношения к
нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению своих обязанностей;
проявление доброжелательности, чувства заботы, внимания;
уважительное отношение к труду;
начальные знания устного народного творчества (прибаутки, сказки,
приговорки);
начальные знания и опыт участия в фольклорных праздниках;
элементарные представления о своей стране;
уважение к защитникам Родины,
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
получат также начальные личностные навыки:
лучше»;
нравственные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»,
а также установку поступать «хорошо».
Достижение предметных результатов:
Обучающиеся научатся:
региона;
различать прошлое, настоящее, будущее;
определять родственные связи в семье;
соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке школы;
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе
сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву,
свой регион и его главный город Брянск.
Содержание коррекционного курса
Вводное занятие.
Цели, задачи и содержание программы «Я и моё Отечество». Особенности
работы. Организация занятий. Понятие «родной край»,
краеведение, экология.
Раздел 1. Я и я
Я – личность. Мое имя. Проект «Я и мое имя». Лента времени моей жизни.
Мои увлечения. Мое хобби. Кем бы я хотел стать.
Раздел 2. Я и семья.
Понятия «род», «семья», «родословная». Выделение общих моментов в
родословных различных семей. Что такое семья? Моя фамилия. Моё отчество. Мои
родители. Моя бабушка. Мой дедушка. Моя родословная. Конкурс рисунков (или
фотоколлажей) «Загляните в семейный альбом». Профессии моих родителей.
Увлечения моей семьи.
Раздел 3. Я и культура.
Культурное наследие моего города. Значимость искусства в жизни каждого
человека. Знаменитые писатели и поэты города Трубчевска, Брянской области. Народные ремесла города.
Раздел 4. Я и школа.
Что такое школа? История и традиции моей школы. Мой класс. Я – ученик
моего класса. Моя первая учительница.
Раздел 5. Я и мое Отечество.
Страна, в которой мы живем. Символика Российской Федерации. Президент
Российской Федерации. Географическое положение Российской Федерации. Работа
с картой.
Раздел 6. Я и природа родного края.
Природные богатства моего края. Вводное занятие. Географическое
положение и рельеф Брянского края. Практическая работа с картой. Климатические
условия края. Водоёмы края (естественные и искусственные). Растительный мир
(общие понятия). Животный мир (общие понятия).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 класс
№ п\п | Раздел | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Вводное занятие. Основные понятия «Я и моё Отечество» | 2 | Рассказывают правила поведения ученика на уроке. Объясняют понятия «родной край», «Родина». |
2 | Я и я | 5 | Называют свои имя, отчество, фамилию. Называют дату своего рождения, в какое время года родился. Различают прошлое, настоящее, будущее. Рассказывают о своих увлечениях. |
3 | Род, семья и Я. | 7 | Рассказывают о членах своей семьи, называют имя, отчество родителей, бабушек, дедушек. Рассказывают о своих близких, друзьях, их интересах. Рассказывают о профессиях своих родителей. Рассказывают о любимом животном. |
4 | Я и культура | 4 | Выразительно читают отрывки из стихотворений поэтов-земляков. Рассказывают о народных ремёслах нашей области. Пересказывают самую простую сказку. |
5 | Я и школа | 4 | Рассказывают о своей школе, основных школьных традициях, праздниках. Рассказывают о своём классе, учителях. Читают и повторяют обязанности ученика и объясняют необходимость их выполнения Объясняют понятия «хорошо» и «плохо». |
6 | Я и мое Отечество | 5 | Проговаривают название нашей страны, столицы, имя, отчество и фамилию нашего президента, название нашей области и областного центра. Находят на картинках государственную символику нашей страны. Находят нашу страну на карте. |
7 | Я и природа родного края | 8 | Рассказывают о природе нашего края (элементарные понятия). Рассказывают о животных нашего края (элементарные понятия) |
| Итого | 35 | |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида: 5- 9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой. -
Просвещение, 2007.
Материально-техническое обеспечение:
технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
Географические и исторические карты.
Изобразительные наглядные пособия – таблицы, репродукции картин местных художников, портрет президента нашей страны, изображение государственных символов нашей страны и нашего края и др.
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Натуральные живые объекты – комнатные растения.
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её
хозяйства, повседневной и праздничной жизни и многое другое из жизни
общества.
Методическая литература:
Агапова И., Давыдова М. Детям о памятных датах и культурных ценностях
России. - М.:Учитель, 2015. - 160 с.
Агапова И., Давыдова М. Встречи с героями книг. Библиотечные уроки,
сценарии мероприятий, инсценировки. - М.:Учитель,2015. - 376 с.
Будникова О.Л., Кузнецова Н.П., Лебедева А.В. Воспитательная система
гражданско-патриотическое воспитание в школе. -М.:Учитель, 2015. - 168с.
Волосовец Т.В. Образование детей с ОВЗ. -М.:Национальное
образование,2016. -240с.
Карлина Р.П.Система воспитательной работы в коррекционном учреждении.
Планирование, развивающие программы. -М.: Учитель,2016. -311с.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Приложение
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | К-во час. | Дата по плану | Дата по факту |
Введение |
1 | Вводное занятие. Правила безопасности на занятиях. | 1 | | |
2 | Понятие «родной край», краеведение, экология. | 1 | | |
Раздел I. Я и я 1 |
3 | Я – личность. Мое имя. | 1 | | |
4 | Проект «Я и мое имя». | 1 | | |
5 | Лента времени моей жизни. | 1 | | |
6 | Мои увлечения. Мое хобби. | 1 | | |
7 | Кем бы я хотел стать. | 1 | | |
Раздел II. Род, семья и Я |
8 | Понятия «род», «семья», «родословная». | 1 | | |
9 | Моя родословная. Выделение общих моментов в родословных различных семей. | 1 | | |
10 | Что такое семья? Моя фамилия. Моё отчество. | 1 | | |
11 | Мои родители. Моя бабушка. Мой дедушка. | 1 | | |
12 | Моя родословная. Конкурс рисунков (или фотоколлажей) «Загляните в семейный альбом». | 1 | | |
13 | Профессии моих родителей. | 1 | | |
14 | Увлечения моей семьи. | 1 | | |
Раздел III. Я и культура |
15 | Культурное наследие моего города. | 1 | | |
16 | Значимость искусства в жизни каждого человека. | 1 | | |
17 | Знаменитые писатели и поэты Брянщины. | 1 | | |
18 | Народные ремесла моего города. | 1 | | |
Раздел IV. Я и школа |
19 | Что такое школа? | 1 | | |
20 | История и традиции моей школы. | 1 | | |
21 | Мой класс. Я - ученик моего класса. | 1 | | |
22 | Моя первая учительница. | 1 | | |
Раздел V. Я и мое Отечество |
23 | Страна, в которой мы живем. Символика Российской Федерации. | 1 | | |
24 | Президент Российской Федерации. | 1 | | |
25 | Географическое положение Российской Федерации. | 1 | | |
26 | Работа с картой России. | 1 | | |
27 | Работа с картой России. | 1 | | |
Раздел VI. Я и природа родного края |
28 | Природные богатства моего края. Вводное занятие. | 1 | | |
29 | Географическое положение и рельеф Брянского края. Практическая работа с картой. | 1 | | |
30 | Климатические условия края. | 1 | | |
31 | Водоёмы края (естественные и искусственные). | 1 | | |
32 | Растительный мир (общие понятия). | 1 | | |
33 | Животный мир (общие понятия). | 1 | | |
34 | Что мы узнали? | 1 | | |
35 | Что мы узнали? | 1 | | |
Приложение
Контрольно-измерительные материалы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования
творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности:
экскурсии;
рисунки;
коллажи;
ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.