СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» для обучающихся по программе VIII вида

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» для обучающихся по программе VIII вида»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» является приложением к АООП ООО ГБОУ «Трубчевская школа-интернат» и составлена на основе:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 31.12.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;  

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373;

  3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599;  

  4. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Трубчевская школа-интернат», вариант 1

  5. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждений VIII вида: 5- 9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой. -

Просвещение, 2007.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.

Цель курса: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимого для жизни в обществе духовно-нравственного опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Задачи курса:

  • формировать первоначальные представления о некоторых общечеловеческих

(базовых) ценностях;

  • воспитывать элементарные представления о правах и обязанностях

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • развивать элементарные представления о своей стране;

  • воспитывать уважение к защитникам Родины;

  • формировать элементарные представления о национальных героях и

важнейших событиях истории страны;

  • воспитывать уважительное отношение к труду, развивать начальные

представления о предметах народного творчества;

  • формировать положительное отношение к семейным традициям и устоям;

  • приобщаться к чувству патриотизма (любовь к своей семье, к своей малой

родине, доверие к людям).

Основными принципами организации и реализации данного курса внеурочной

деятельности являются следующие:

  • принцип учёта возрастных особенностей обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм работы с

обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • принцип доступности и наглядности воспитания.







  1. Общая характеристика коррекционного курса

Курс «Я и моё Отечество» предполагает формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях, развитие чувства патриотизма (любовь к своей малой родине, доверие к людям), формирование элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России.

В процессе реализации курса обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приобретут начальные представления об истории и традициях русского народа, познакомятся с семейными традициями и устоями.

Данный курс направлен на создание такой воспитывающей среды, которая обеспечит развитие интересов ребенка в разных видах деятельности в свободное время, расширит круг общения, поможет получить начальный опыт самостоятельного действия (моделях поведения в обществе) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общественной среде.

При проведении занятий по программе курса внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» используются следующие формы работы:

  • занятия в классе;

  • просмотр презентаций и видеофильмов;

  • уроки – путешествия;

  • занятия – игры.

Для подготовки и проведения занятий используются разнообразные средства,

включающие в себя, как использование традиционных форм работы: игры и упражнения на поддержание психоэмоционального фона, развитие коллективистских взаимоотношений, так и с использованием современных электронных образовательных ресурсов – презентации в программе PowerPoint.

Содержание и используемые формы работы соответствуют возрастным

особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также предусматривают учет психофизиологических особенностей и возможностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные методы и технологии, используемые в организации и реализации данного курса внеурочной деятельности:

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • здоровье-сберегающие технологии;

  • технология развивающего обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и

индивидуализации обучения с целью развития личностных качеств обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В основе содержания курса внеурочной деятельности «Я и моё

Отечество» лежит система базовых национальных ценностей российского общества:

  • гражданственность (ответственность за свои поступки, желание соблюдать

права, подчиняться правилам и социальным нормам;

  • социальная солидарность (ребенок проявляет внимание к окружающим,

готов к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками);

  • патриотизм (любовь к семье, к своей малой родине, доверие к людям);

уважение к истории своей Родины;

  • уважение к защитникам Родины, национальным героям;

  • творчество (для ребенка характерно положительное отношение к себе, открытость внешнему миру).



Программа курса внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» предусматривает

усвоение обучающимися с умственной отсталостью на доступном для них уровне следующих духовно-нравственных ориентиров:

  • почитание родителей, забота о старших и младших;

  • любовь к близким, к школе, своей стране;

  • элементарные представления о своей стране;

  • уважение к защитникам Родины, элементарные представления о национальных

героях;

  • воспитание культуры поведения, «отрицательное» отношение к нарушениям

  • правил поведения в общественных местах.



  1. Место коррекционного курса в учебном плане


Рабочая программа рассчитана на один год изучения в 5 классе из расчета 1 час в неделю, всего – 35 часов


  1. Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я и моё Отечество»



В результате реализации программы курса внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных и предметных результатов.


Достижение личностных результатов:

  • первоначальный опыт уважительного отношения к родителям, заботливого

отношения к старшим и младшим;

  • положительное отношение к семейным традициям и устоям;

  • начальные представления о ближайшем окружении и о себе;

  • опыт участия в делах класса, школы, семьи;

  • опыт умения отвечать за свои поступки, отрицательного отношения к

нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению своих обязанностей;

  • проявление доброжелательности, чувства заботы, внимания;

уважительное отношение к труду;

  • начальные знания устного народного творчества (прибаутки, сказки,

приговорки);

  • начальные знания и опыт участия в фольклорных праздниках;

  • элементарные представления о своей стране;

  • уважение к защитникам Родины,


Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

получат также начальные личностные навыки:

  • мотивацию универсальной нравственной компетенции - «становиться

лучше»;

  • нравственные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»,

а также установку поступать «хорошо».




Достижение предметных результатов:


Обучающиеся научатся:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего

региона;

  • различать прошлое, настоящее, будущее;

  • определять родственные связи в семье;

  • соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной

обстановке школы;

  • использовать правила поведения в общественных местах и на улице.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе

сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву,

свой регион и его главный город Брянск.






































  1. Содержание коррекционного курса



Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы «Я и моё Отечество». Особенности

работы. Организация занятий. Понятие «родной край»,

краеведение, экология.

Раздел 1. Я и я

Я – личность. Мое имя. Проект «Я и мое имя». Лента времени моей жизни.

Мои увлечения. Мое хобби. Кем бы я хотел стать.

Раздел 2. Я и семья.

Понятия «род», «семья», «родословная». Выделение общих моментов в

родословных различных семей. Что такое семья? Моя фамилия. Моё отчество. Мои

родители. Моя бабушка. Мой дедушка. Моя родословная. Конкурс рисунков (или

фотоколлажей) «Загляните в семейный альбом». Профессии моих родителей.

Увлечения моей семьи.

Раздел 3. Я и культура.

Культурное наследие моего города. Значимость искусства в жизни каждого

человека. Знаменитые писатели и поэты города Трубчевска, Брянской области. Народные ремесла города.

Раздел 4. Я и школа.

Что такое школа? История и традиции моей школы. Мой класс. Я – ученик

моего класса. Моя первая учительница.

Раздел 5. Я и мое Отечество.

Страна, в которой мы живем. Символика Российской Федерации. Президент

Российской Федерации. Географическое положение Российской Федерации. Работа

с картой.

Раздел 6. Я и природа родного края.

Природные богатства моего края. Вводное занятие. Географическое

положение и рельеф Брянского края. Практическая работа с картой. Климатические

условия края. Водоёмы края (естественные и искусственные). Растительный мир

(общие понятия). Животный мир (общие понятия).





















  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5 класс

п\п

Раздел

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Вводное занятие. Основные понятия «Я и моё Отечество»

2

Рассказывают правила поведения ученика на уроке.

Объясняют понятия «родной край», «Родина».

2

Я и я

5

Называют свои имя, отчество, фамилию.

Называют дату своего рождения, в какое время года родился.

Различают прошлое, настоящее, будущее.

Рассказывают о своих увлечениях.

3

Род, семья и Я.

7

Рассказывают о членах своей семьи, называют имя, отчество родителей, бабушек, дедушек.

Рассказывают о своих близких, друзьях, их интересах.

Рассказывают о профессиях своих

родителей.

Рассказывают о любимом животном.

4

Я и культура

4

Выразительно читают отрывки из стихотворений поэтов-земляков.

Рассказывают о народных ремёслах нашей области.

Пересказывают самую простую сказку.

5

Я и школа

4

Рассказывают о своей школе, основных школьных традициях, праздниках.

Рассказывают о своём классе, учителях.

Читают и повторяют обязанности ученика и объясняют необходимость их выполнения

Объясняют понятия «хорошо» и «плохо».

6

Я и мое Отечество

5

Проговаривают название нашей страны, столицы, имя, отчество и фамилию нашего президента, название нашей области и областного центра.

Находят на картинках государственную символику нашей страны.

Находят нашу страну на карте.

7

Я и природа родного края

8

Рассказывают о природе нашего края (элементарные понятия).

Рассказывают о животных нашего края (элементарные понятия)


Итого

35







  1. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Программно-методические материалы:

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждений VIII вида: 5- 9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой. -

Просвещение, 2007.


Материально-техническое обеспечение:

  • технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);

  • Географические и исторические карты.

  • Изобразительные наглядные пособия – таблицы, репродукции картин местных художников, портрет президента нашей страны, изображение государственных символов нашей страны и нашего края и др.

  • Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

  • Натуральные живые объекты – комнатные растения.

  • Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её

хозяйства, повседневной и праздничной жизни и многое другое из жизни

общества.

Методическая литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Детям о памятных датах и культурных ценностях

России. - М.:Учитель, 2015. - 160 с.

  1. Агапова И., Давыдова М. Встречи с героями книг. Библиотечные уроки,

сценарии мероприятий, инсценировки. - М.:Учитель,2015. - 376 с.

  1. Будникова О.Л., Кузнецова Н.П., Лебедева А.В. Воспитательная система

гражданско-патриотическое воспитание в школе. -М.:Учитель, 2015. - 168с.

  1. Волосовец Т.В. Образование детей с ОВЗ. -М.:Национальное

образование,2016. -240с.

  1. Карлина Р.П.Система воспитательной работы в коррекционном учреждении.

Планирование, развивающие программы. -М.: Учитель,2016. -311с.


Информационное обеспечение образовательного процесса

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites

  • Учительский портал http://www.uchportal.ru

  • Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september

  • Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru








Приложение

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема урока

К-во час.

Дата по плану

Дата по факту

Введение

1

Вводное занятие.

Правила безопасности на занятиях.

1



2

Понятие «родной край»,

краеведение, экология.

1



Раздел I. Я и я 1

3

Я – личность. Мое имя.

1



4

Проект «Я и мое имя».

1



5

Лента времени моей жизни.

1



6

Мои увлечения. Мое хобби.

1



7

Кем бы я хотел стать.

1



Раздел II. Род, семья и Я

8

Понятия «род», «семья», «родословная».

1



9

Моя родословная. Выделение общих моментов в родословных

различных семей.

1



10

Что такое семья? Моя фамилия. Моё отчество.

1



11

Мои родители. Моя бабушка. Мой дедушка.

1



12

Моя родословная. Конкурс рисунков (или фотоколлажей)

«Загляните в семейный альбом».

1



13

Профессии моих родителей.

1



14

Увлечения моей семьи.

1



Раздел III. Я и культура

15

Культурное наследие моего города.

1



16

Значимость искусства в жизни каждого человека.

1



17

Знаменитые писатели и поэты Брянщины.

1



18

Народные ремесла моего города.

1



Раздел IV. Я и школа

19

Что такое школа?

1



20

История и традиции моей школы.

1



21

Мой класс. Я - ученик моего класса.

1



22

Моя первая учительница.

1



Раздел V. Я и мое Отечество

23

Страна, в которой мы живем. Символика Российской Федерации.

1



24

Президент Российской Федерации.

1



25

Географическое положение Российской Федерации.

1



26

Работа с картой России.

1



27

Работа с картой России.

1



Раздел VI. Я и природа родного края

28

Природные богатства моего края. Вводное занятие.

1



29

Географическое положение и рельеф Брянского края. Практическая работа с картой.

1



30

Климатические условия края.

1



31

Водоёмы края (естественные и

искусственные).

1



32

Растительный мир (общие понятия).

1



33

Животный мир (общие понятия).

1



34

Что мы узнали?

1



35

Что мы узнали?

1











































Приложение

Контрольно-измерительные материалы

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения

программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования

творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм

деятельности:

  • экскурсии;

  • рисунки;

  • коллажи;

  • ролевые игры.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!