СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Земля во Вселенной"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Земля во Вселенной"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ"












Составитель: учитель Г.В. Голушко




Планируемые результаты освоения курса

1.личностные результаты:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2. метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

3.предметные результаты

Выпускник научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

понимать роль эксперимента в получении научной информации;

анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать ценность научных исследований, роль астрономии и физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

1.Введение.

Ознакомление с программой и формами проведения занятий

2.Звездное небо.

Околополюсные созвездия (Большая Медведица, Волопас, Кассиопея, Северная Корона, Малая Медведица, Геркулес, Дракон, Цефей) и их наиболее яркие звезды. Шкала звездных величин. Небесная сфера. Вращение небесной сферы. Изменение вида звездного неба в течение года. Осенние (Лебедь, Лира, Пегас, Персей, Кит) и зимние (Большой Пес, Орион, Малый Пес, Близнецы, Возничий, Телец) созвездия и их наиболее яркие звезды. Звездная карта. Ориентировка по звездам.

Практические работы

1.Распознавание ярких звезд и созвездий (без звездной карты и с помощью звездной карты).

2.Изготовление подвижной звездной карты.

3.Ориентировка с помощью ярких звезд и созвездий.

3.Движения Луны.

Обращения Луны вокруг Земли. Движения Луны по небу и смена фаз. Ориентировка по Луне. Солнечные и лунные затмения.

Практические работы

1.Наблюдения и зарисовка фаз Луны.

4. Солнце и его движение.

Видимое суточное движение Солнца по небу. Ориентировка по Солнцу. Годичное движение Солнца среди звезд, зодиакальные созвездия. Солнце - рядовая звезда.

Практические работы

1.Ориентировка по Солнцу.

2.Наблюдение зодиакальных созвездий.

5.Календарь.

Календарные системы различных народов мира. История календаря в России.

6. Планета Земля.

Форма и размеры Земли. Ее внутреннее строение и атмосфера. История гелиоцентризма. Закон всемирного тяготения. Строение и состав Солнечной системы. Исследование Земли с помощью ИСЗ. Спутник Земли - Луна.

7.Планеты.

Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Карликовые планеты.

8.Малые тела Солнечной системы.

Кометы, их движение и природа. Метеоры и их связь с кометами.

9. Солнце.

Солнце, его физическая природа и строение. Солнечная энергия и ее использование.

Практические работы

1.Наблюдение солнечного спектра.

10.Солнечная система.

Место Солнечной системы в Галактике и Вселенной. Современные космогонические гипотезы.

11.Экскурсия в планетарий (виртуальная).


. Тематическое планирование

всего 36 час в год, 1 час в неделю

№ занятия

Основное содержание

Кол-во час

1

1.Введение (1 ч)

1


2.Звездное небо (8 ч)


2

Околополюсные созвездия и их наиболее яркие звезды.

1

3

Шкала звездных величин.

1

4

Небесная сфера. Вращение небесной сферы

1

5

Изменение вида звездного неба в течение года.

1

6

Осенние созвездия и их наиболее яркие звезды.

1

7

Зимние созвездия и их наиболее яркие звезды.

1

8

Звездная карта. Распознавание ярких звезд и созвездий

1

9

Ориентировка по звездам. Изготовление подвижной звездной карты

1


3.Движения Луны (4 ч)


10

Обращения Луны вокруг Земли

1

11

Движения Луны по небу и смена фаз. Наблюдения и зарисовка фаз Луны.

1

12

Ориентировка по Луне.

1

13

Солнечные и лунные затмения.

1


4. Солнце и его движение (4 ч)


14

Видимое суточное движение Солнца по небу.

1

15

Ориентировка по Солнцу. Ориентировка по Солнцу.

1

16

Годичное движение Солнца среди звезд, зодиакальные созвездия. Наблюдение зодиакальных созвездий

1

17

Солнце - рядовая звезда.

1


5.Календарь (2 ч)


18

Календарные системы различных народов мира.

1

19

История календаря в России.

1


6. Планета Земля (6 ч)


20

Форма и размеры Земли. Ее внутреннее строение и атмосфера.

1

21

История гелиоцентризма.

1

22

Закон всемирного тяготения.

1

23

Строение и состав Солнечной системы.

1

24

Исследование Земли с помощью ИСЗ.

1

25

Спутник Земли - Луна.

1


7.Планеты (3 ч)


26

Планеты земной группы.

1

27

Планеты - гиганты.

1

28

Карликовые планеты.

1


8.Малые тела Солнечной системы (2 ч)


29

Кометы, их движение и природа.

1

30

Метеоры и их связь с кометами.

1


9. Солнце (3 ч)


31

Солнце, его физическая природа и строение.

1

32

Солнечная энергия и ее использование.

1

33

Наблюдение солнечного спектра.

1


10.Солнечная система (2 ч)


34

Место Солнечной системы в Галактике и Вселенной.

1

35

Современные космогонические гипотезы.

1

36

11.Экскурсия в планетарий (виртуальная) (1 ч)

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!