государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ"
Составитель: учитель Г.В. Голушко
Планируемые результаты освоения курса
1.личностные результаты:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2. метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3.предметные результаты
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль астрономии и физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
1.Введение.
Ознакомление с программой и формами проведения занятий
2.Звездное небо.
Околополюсные созвездия (Большая Медведица, Волопас, Кассиопея, Северная Корона, Малая Медведица, Геркулес, Дракон, Цефей) и их наиболее яркие звезды. Шкала звездных величин. Небесная сфера. Вращение небесной сферы. Изменение вида звездного неба в течение года. Осенние (Лебедь, Лира, Пегас, Персей, Кит) и зимние (Большой Пес, Орион, Малый Пес, Близнецы, Возничий, Телец) созвездия и их наиболее яркие звезды. Звездная карта. Ориентировка по звездам.
Практические работы
1.Распознавание ярких звезд и созвездий (без звездной карты и с помощью звездной карты).
2.Изготовление подвижной звездной карты.
3.Ориентировка с помощью ярких звезд и созвездий.
3.Движения Луны.
Обращения Луны вокруг Земли. Движения Луны по небу и смена фаз. Ориентировка по Луне. Солнечные и лунные затмения.
Практические работы
1.Наблюдения и зарисовка фаз Луны.
4. Солнце и его движение.
Видимое суточное движение Солнца по небу. Ориентировка по Солнцу. Годичное движение Солнца среди звезд, зодиакальные созвездия. Солнце - рядовая звезда.
Практические работы
1.Ориентировка по Солнцу.
2.Наблюдение зодиакальных созвездий.
5.Календарь.
Календарные системы различных народов мира. История календаря в России.
6. Планета Земля.
Форма и размеры Земли. Ее внутреннее строение и атмосфера. История гелиоцентризма. Закон всемирного тяготения. Строение и состав Солнечной системы. Исследование Земли с помощью ИСЗ. Спутник Земли - Луна.
7.Планеты.
Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Карликовые планеты.
8.Малые тела Солнечной системы.
Кометы, их движение и природа. Метеоры и их связь с кометами.
9. Солнце.
Солнце, его физическая природа и строение. Солнечная энергия и ее использование.
Практические работы
1.Наблюдение солнечного спектра.
10.Солнечная система.
Место Солнечной системы в Галактике и Вселенной. Современные космогонические гипотезы.
11.Экскурсия в планетарий (виртуальная).
. Тематическое планирование
всего 36 час в год, 1 час в неделю
№ занятия | Основное содержание | Кол-во час |
1 | 1.Введение (1 ч) | 1 |
| 2.Звездное небо (8 ч) | |
2 | Околополюсные созвездия и их наиболее яркие звезды. | 1 |
3 | Шкала звездных величин. | 1 |
4 | Небесная сфера. Вращение небесной сферы | 1 |
5 | Изменение вида звездного неба в течение года. | 1 |
6 | Осенние созвездия и их наиболее яркие звезды. | 1 |
7 | Зимние созвездия и их наиболее яркие звезды. | 1 |
8 | Звездная карта. Распознавание ярких звезд и созвездий | 1 |
9 | Ориентировка по звездам. Изготовление подвижной звездной карты | 1 |
| 3.Движения Луны (4 ч) | |
10 | Обращения Луны вокруг Земли | 1 |
11 | Движения Луны по небу и смена фаз. Наблюдения и зарисовка фаз Луны. | 1 |
12 | Ориентировка по Луне. | 1 |
13 | Солнечные и лунные затмения. | 1 |
| 4. Солнце и его движение (4 ч) | |
14 | Видимое суточное движение Солнца по небу. | 1 |
15 | Ориентировка по Солнцу. Ориентировка по Солнцу. | 1 |
16 | Годичное движение Солнца среди звезд, зодиакальные созвездия. Наблюдение зодиакальных созвездий | 1 |
17 | Солнце - рядовая звезда. | 1 |
| 5.Календарь (2 ч) | |
18 | Календарные системы различных народов мира. | 1 |
19 | История календаря в России. | 1 |
| 6. Планета Земля (6 ч) | |
20 | Форма и размеры Земли. Ее внутреннее строение и атмосфера. | 1 |
21 | История гелиоцентризма. | 1 |
22 | Закон всемирного тяготения. | 1 |
23 | Строение и состав Солнечной системы. | 1 |
24 | Исследование Земли с помощью ИСЗ. | 1 |
25 | Спутник Земли - Луна. | 1 |
| 7.Планеты (3 ч) | |
26 | Планеты земной группы. | 1 |
27 | Планеты - гиганты. | 1 |
28 | Карликовые планеты. | 1 |
| 8.Малые тела Солнечной системы (2 ч) | |
29 | Кометы, их движение и природа. | 1 |
30 | Метеоры и их связь с кометами. | 1 |
| 9. Солнце (3 ч) | |
31 | Солнце, его физическая природа и строение. | 1 |
32 | Солнечная энергия и ее использование. | 1 |
33 | Наблюдение солнечного спектра. | 1 |
| 10.Солнечная система (2 ч) | |
34 | Место Солнечной системы в Галактике и Вселенной. | 1 |
35 | Современные космогонические гипотезы. | 1 |
36 | 11.Экскурсия в планетарий (виртуальная) (1 ч) | 1 |