МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОДРОЩИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена на заседании школьного МО учителей протокол от _______2022г. № 1 Руководитель школьного МО __________ Л.А. Голосова | Принята на педагогическом совете, протокол от ______2022г. № 1 | Утверждена приказом директора МБОУ Подрощинской ОШ от _________2022 г. № _____________И.А.Зуева |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Школа добрых дел»
для 2-3 классов
(проектная деятельность)
Учитель технологии:
Нестерова Т.В.
Квалификационная категория: первая
2022год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программе школы (ООП НОО) и составлена на основе авторской программы: «Проектная деятельность». 2 – 4 классы / Н.Ю. Пахомова. - М., 2016.
Учебный курс «Школа добрых дел» реализуется при использовании УМК.
Проектная деятельность. Оценивание достижений, обучающихся: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс. / Н.Ю. Пахомова, Н.В Дмитреева, Е.В.Кузмина; под ред. Н.Ю. Пахомовой. - М., 2017.
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: раздаточный материал. 2 класс. - М., 2017. (эл носитель)
Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 3 класс / Н.Ю. Пахомова, И.В. Денисова, И.В. Суволокина. - М., 2017.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Подрощинской ОШ. на изучение курса «Школа добрых дел» отводится 0,5 часа: 2 класс —17 ч. в год, 3 класс —17 ч. в год. (занятия проводятся через неделю в каждом классе).
Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальная, групповая, коллективная.
Раздел 1.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельностиза курс 2-3 класса
Планируемые личностные результаты
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Планируемые метапредметные результаты и универсальные
учебные действия (УУД)
Метапредметные результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия.
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаково-символические: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологическое высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.
Основные требования к уровню подготовленности обучающиегося.
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и отношениях;
обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Раздел 2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 класс
Тема 1. «Украшение коробки».
Проблемное введение понятий «план» и «планирование» при планировании количества деталей изделия.Развивать речь, умение видеть проблему.Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 2. «Яблоки на яблоне».
Учить осуществлять самостоятельное групповое планирование количества, качества и расположения деталей при работе в паре; использовать форму записи плана в виде таблицы; выполнять работу в соответствии с планом.
Уметь составлять план по количеству и расположению деталей на изделии и осуществлять его.
Тема 3. «Цветок желаний».
Самостоятельное групповое планирование распределения работы по деталям; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять и рефлексировать результат работы.
Тема 4. «Зоопарк».
Анализировать условия задания, имеющиеся знания, делать выбор по условию; осуществлять самостоятельное групповое планирование выполнения работы по деталям; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы. Умение работать с условием выбора ресурсов: сопоставление двух множеств и выбор двух пар. Умение планировать распределение работы по изготовлению деталей, записывать план в виде таблицы. Умение презентовать произвольно с показом деталей на изделии.
Тема 5. «Мозаика из частей квадрата».
Формировать умения составлять план по порядку сборки (алгоритм) и фиксировать его на эскизе. Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 6. «Аппликация из геометрических фигур».
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки с фиксацией на заданном эскизе в парно индивидуальной работе. Выполнять работу в соответствии с планом.
Тема 7. «Украшение елочки».
Закрепление умений планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом. Записать план с помощью символов
Тема 8. «Гирлянда».
Работа с понятиями «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи; формирование умения анализировать проблемную ситуацию, проблему и цель, вытекающую из проблемы, определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; составление инструкции и ее выполнение; введение понятия «повторение» в инструкции. Как составить инструкцию изготовления гирлянды и сделать образец?
Тема 9. «Аппликация человечка».
Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 10. «Поздравительная открытка».
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы
Тема 11. «Дом моей мечты».
Осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки с фиксацией на эскизе; выполнять работу в соответствии с планом.
Тема 12. «Поезд».
Понятие способа оптимального по времени планирования и знакомство с понятием «оптимальный план». Умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом. Умение предъявлять результат работы.
Тема 13. «Машина».
Самостоятельная работа.
Задание: Спланировать работу с учетом фактора времени — на выполнение каждой операции отводится 1 минута. Все в группе должны работать синхронно, без простоев, чтобы осуществить по плану контрольное задание: оптимизировать по времени изготовление картинки «Машина» с помощью двух шаблонов (корпуса автомобиля и колеса), вырезая и приклеивая их детали на лист в тетради.
Тема 14. «Винегрет».
Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Рассмотреть ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие действия возможны в данных условиях. Определить последовательность выполнения действий для решения проблемы, составить инструкцию — план.
Тема 15. «Безопасный переход улицы».
Ведение «понятия правило». Рассмотреть ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие действия возможны в данных условиях. Определить последовательность выполнения действий для решения проблемы, составить план-инструкцию, записать ее, используя сокращенные обозначения.
Тема 16. «Любимый бутерброд».
Составление плана работы над проектом
Тема 17. Обсуждение итогов года.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
3 класс
Тема 1.«Грибы в лукошке».
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 2.«Домашнее животное».
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Анализировать проблемную ситуацию, представлять ход и результат проделанной работы
Тема 3.«Здоровый образ жизни».
Составление плана работы над проектом.
Тема 4.«Безопасный переход улицы».
Работа над актуальностью выбранной проблемы. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 5.«Маршрут».
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 6.«Рукавицы для Пети».
Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.
Работать с понятиями «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи»;
Составление плана работы — план действий, алгоритм;
Тема 7. «Новогодний праздник».
Анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формировать умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять план — последовательность этих действий.
Тема 8. «Рефлексия -1».
Личностная рефлексия знаний, умений и предпочтений в проектных действиях; формирование методологической базы проектных уроков
Тема 9. «Пригласительный билет».
Составление плана работы и записывать его в виде макета.
Тема 10. «Коврик».
Определять состав действий и операций, составлять план по действиям и операциям, распределять работу в группе и выполнять ее в соответствии с планом, работать с назначенным лидером.
Тема 11. «Ленивые вареники».
Анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять проект;фиксировать проект в виде алгоритма и эскиза
Тема 12 -13 «Школьное экскурсионное бюро».
Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.
Тема 14.Фитодизайн класса.
Формулировать проблему и цель; определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; оформлять проект в виде эскиза и информационной таблицы; проводить коллективную презентацию с демонстрацией плаката.
Тема 15-16. «Профессии наших родителей».
Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации.
Тема 17. Обсуждение итогов года.
Анализ проектной деятельности. Выводы.
Раздел 2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 класс
№ урока | Тема занятия | Задания, цели и задачи | формы организации | Формируемые понятия и умения, виды планирования, контроль |
1. | «Украшение коробки» | Задание Для получения результата необходимо обклеить боковые стороны снаружи и донышко картонной коробки цветной бумагой, (Внутренние стороны коробки обклеивать не надо.) На каждую боковую сторону коробки приклеить по одному украшению, выполняя операции: обвести шаблоны, вырезать детали, приклеить. Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, один набор шаблонов, листок для плана, ножницы, карандаши, клей и коробка (предварительно склеенная). Цель: проблемное введение понятий «план» и «планирование» при планировании количества деталей изделия. Задачи: получить «разрыв» — проблемную ситуацию необходимости планирования; обсудить необходимость планирования; учиться составлять план; учиться работать по плану | групповая | Понятия «план» и «планирование». Умение планировать количество деталей изделия. Запись плана с помощью символов |
2. | «Яблоки на яблоне» | Задание Спланировать и осуществить следующее: обвести по шаблонам и вырезать из цветной бумаги яблоки двух разных размеров, размеров, разместить их на панно «Яблоки на яблоне». Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, один набор шаблонов, ножницы, карандаши, клей и основа изделия (панно с яблоней без яблок), лист для плана в форме таблицы. Цель: контроль степени сформированности умений планировать и действовать в соответствии с планом при самостоятельной парной работе. Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование количества, качества и расположения деталей при работе в паре; использовать форму записи плана в виде таблицы; выполнять работу в соответствии с планом | коллективная | Умения составлять план по количеству и расположению деталей на изделии и осуществлять его. Форма записи плана по операциям в виде таблицы. Материал для анализа сформированности умения планировать и работать по плану |
3. | «Цветок желаний» | Задание Спланировать и осуществить следующее: обвести по шаблонам, вырезать и приклеить 7 лепестков цветка и его сердцевину, на лепестках сделать надписи желаний, рассказать о них во время презентации. Для работы каждой группе даются: цветная бумага, один набор шаблонов (лепесток и сердцевина), ножницы, карандаши, клей, основа изделия (картинка со стеблем и листочками цветка), листок с планом. Цель: формирование умения планирования распределения работы в группе по деталям, рефлексия распределения работы и предъявление ее результата. Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование распределения работы по деталям; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять и рефлексировать результат работы. | коллективная | Умения составлять план по деталям на изделии и осуществлять его. Форма записи плана по операциям в виде таблицы |
4. | «Зоопарк» | Задание Спланировать и осуществить следующее: выбрать две пары животных (взрослого и детеныша одного вида), затем вырезать и наклеить на приготовленные вольеры в зоопарке. Надписать название животного в табличке. Каждой группе даются: листы с нарисованными животными, ножницы, карандаши, клей, основа изделия с надписью «Зоопарк» и разметкой на 2 вольера, листок с планом. Цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умения планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы. Задачи: анализировать условия задания, имеющиеся знания, делать выбор по условию; осуществлять самостоятельное групповое планирование выполнения работы по деталям; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы | групповая | Умение работать с условием выбора ресурсов: сопоставление двух множеств и выбор двух пар. Умение планировать распределение работы по изготовлению деталей, записывать план в виде таблицы. Умение презентовать произвольно с показом деталей на изделии. |
5. | «Мозаика из частей квадрата» | Задание Спланировать и осуществить следующее: с помощью шаблонов изготовить части квадрата и собрать на отдельном листе картинку из этих деталей, показанную в тетради (по выбору учителя), предварительно спланировав порядок сборки. Вырезать из цветной бумаги квадрат размером 4x4 см, разметить и разрезать его на 7 частей по линиям. Выбрать другую картинку из тетради. Определить порядок сборки на эскизе, собрать свою картинку, приклеить ее рядом с первой. Цели: • формирование умения составлять план по порядку сборки и фиксировать его на эскизе; Задачи: актуализировать и применять имеющиеся знания о геометрических фигурах на плоскости; осуществлять самостоятельное групповое планирование выполнения работы; составлять план по порядку сборки с фиксацией на эскизе и выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы | индивидуальная | Умение составлять план по порядку сборки с обозначениями на эскизе. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение предъявлять изделие и ход работы группы |
6. | «Аппликация из геометрических фигур» | Задание Д ан эскиз-схема аппликации из геометрических фигур. Необходимо ее проанализировать и определить, каких и сколько необходимо деталей, записать в план подготовки деталей № 1. Определить порядок выкладывания фигур при сборке аппликации, проставив номера на схеме. Записать в план №2 с помощью изображения геометрической фигурки и буквенного обозначения размера детали сверху вниз в порядке сборки. Работа по анализу и планированию осуществляется в парах, а выполнение ее по плану проводится индивидуально. Материалы для работы даются на пару: листы разноцветной бумаги, набор шаблонов геометрических фигур, ножницы, карандаши, клей и листок для составления планов, эскиз- схема аппликации из геометрических фигур. Цели: закрепление умений «оставлять план по количеству деталей, порядку сборки и выполнять работу в соответствии с планом; выполнение контрольной парно-индивидуальной работы. Задачи: осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки с фиксацией на заданном эскизе в парно индивидуальной работе; выполнять работу в соответствии с планом. | индивидуальная | Умения составлять план по виду и количеству деталей в соответствии с заданным видом аппликации, порядку сборки. Умение выполнять работу в соответствии с планом. |
7. | «Украшение елочки» | Задание Спланировать и осуществить следующее: обвести по шаблонам и вырезать из цветной бумаги различные елочные игрушки, разместить их на картинке с елкой. Для работы каждой группе даются: цветная бумага, шаблоны елочных украшений, листок с планом, ножницы, карандаши, клей и основа изделия — картинка с елкой без игрушек. Цель: закрепление умений планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом. Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование количества, качества и расположения деталей; выполнять работу в соответствии с планом. | групповая | Умения составлять и осуществлять план по количеству деталей и их расположению на изделии. Запись плана с помощью символов |
8. | «Гирлянда» | Задание Написать инструкцию (план) по изготовлению гирлянды из двух деталей, определив, какие операции для этого нужно выполнить. Сделать образец изделия. Ввести сокращенные обозначения для записи инструкции. Ситуация: набор для рукоделия состоит из шаблона, листов цветной бумаги, но нет образца изделия и инструкции по его изготовлению. Как составить инструкцию изготовления гирлянды и сделать образец? Для работы каждой группе даются: листы цветной бумаги, шаблон звена гирлянды, ножницы, карандаши, листок для записи плана. Цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию; развитие умений планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; введение понятия «повторение» в инструкции. Задачи: понимать суть проблемной ситуации, ее составляющих (условия и проблема) по тексту и рассказу; выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать ее в виде вопроса | групповая | Понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи. Понятие «повторение» в инструкции. Умение составлять план-инструкцию для решения проблемы. |
9. | «Аппликация человечка» | Задание Спланировать и осуществить следующее: из 9 человечков, изображенных с помощью геометрических фигур, необходимо выбрать одного, составить план подготовки деталей, определить порядок сборки, распределить работу, кто какую деталь изготавливает, внести в план необходимые данные. Выполнить работу, отмечая в плане изготовление каждой детали. Для работы каждой группе даются: шаблоны геометрических фигур, картинка, где нарисованы 9 фигур человечков; листы цветной бумаги, листок для записи плана, ножницы, карандаши, фломастеры и клей. Цель: закрепление умений составлять план по количеству деталей, порядку сборки, распределять работу по изготовлению деталей и выполнять ее в соответствии с планом. Задачи: по выбранному эскизу сделать отбор необходимых шаблонов; осуществить самостоятельное планирование в групповой работе по виду и количеству деталей и порядку сборки с фиксацией на эскизе; распределить работу по изготовлению деталей; выполнить работу в соответствии с планом | групповая | Умения составлять план по виду и количеству деталей, порядку сборки, распределять работу по изготовлению деталей. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение делать отбор необходимых шаблонов по картинке |
10. | «Поздравительная открытка» | Задание Спланировать и осуществить следующее: обсуждая группой, сделать выбор темы и атрибутов праздника из набора картинок, расположить вырезанные картинки и наклеить на открытке, надписать название праздника. Показать открытку, рассказать о празднике и его атрибутах. Для работы каждой группе даются листы с нарисованными атрибутами различных праздников, ножницы, цветные карандаши, клей и лист формата А4, согнутый пополам, — заготовка открытки. Цели: формирование умения анализировать свои знания и условия выбора для последующего принятия решения; развитие умений планировать и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; формирование умения предъявлять результат работы. Задачи: анализировать условия задания, имеющиеся знания, делать выбор по условию; осуществлять самостоятельное групповое планирование выполнения работы; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы. | групповая | Умение работать с условием при усложнении выбора. Умение составлять план по распределению операций между членами группы. Умение предъявлять изделие и ход работы группы |
11. | «Дом моей мечты» | Задание Сделать эскиз дома своей мечты на листе формата А4, используя трафареты геометрических фигур (частей ромба, квадратов большого и малого, треугольника большого и малого и круга большого и малого), записать в тетради вид и количество деталей, пронумеровать на эскизе порядок сборки. Записать в тетради план подготовки деталей. Отметить в плане приклеивание каждой детали: 1 палочка — одна деталь. Цель: закрепление умений составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия; выражать замысел в виде эскиза; выполнять работу в соответствии с планом при самостоятельной работе. Задачи обучения: создавать эскиз из частей геометрических фигур в виде аппликации; осуществлять самостоятельное планирование количества деталей и порядка сборки с фиксацией на эскизе; выполнять работу в соответствии с планом | индивидуальная | Умение выражать замысел в виде эскиза. Умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Умение выполнять работу в соответствии с планом. Материал для анализа сформированности этих умений. |
12. | «Поезд» | Задание Спланировать работу с учетом фактора времени — на выполнение каждой операции отводится 1 минута. Все в группе должны работать синхронно, без простоев, чтобы успеть осуществить по плану следующее: на картинку «поезд» с уже нарисованным паровозиком приклеить вагоны, собранные из деталей (корпус вагона, колеса и сцепки), вырезанных по шаблонам. Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, шаблоны деталей вагона, листок для плана, ножницы, карандаши, клей и картинка с паровозом. Цели: формирование умений планировать синхронную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом; введение понятия «оптимальный план»; развитие умения предъявлять результат работы. Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование синхронной по операциям работы членов группы; выполнять работу в соответствии с планом; предъявлять результат работы | групповая | Понятие способа оптимального по времени планирования и знакомство с понятием «оптимальный план». Умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом. Умение предъявлять результат работы |
13. | «Любимый бутерброд» | Задание Самостоятельно разрешить проблему описания рецепта своего любимого бутерброда, определив все необходимые условия и действия. Цели: • формирование умения формулировать проблемную ситуацию по заданной проблеме с добавлением условия; формирование умения определять состав действий и последовательность их выполнения для решения проблемы; закрепление понятий. «рецепт» и «план- инструкция в рецепте». Задачи: обсудить состав проблемной ситуации; определить, какие условия могут быть в данной проблемной ситуации; конкретизировать состав необходимых действий; самостоятельно записать рецепт «Любимый бутерброд» | индивидуальная | Понятия «ситуация», «проблема», «условия» и «цель» в их взаимосвязи. Умение составлять план-инструкцию (рецепт) для решения проблемы |
14. | «Машина» | Задание Спланировать работу с учетом фактора времени — на выполнение каждой операции отводится 1 минута. Все в группе должны работать синхронно, без простоев, чтобы осуществить по плану контрольное задание: оптимизировать по времени изготовление картинки «Машина» с помощью двух шаблонов (корпуса автомобиля и колеса), вырезая и приклеивая их детали на лист в тетради. Цель: контроль степени сформированности умений планировать синхронно по операциям работу двух членов группы и осуществлять деятельность в соответствии с планом. Задачи: осуществлять самостоятельное групповое планирование синхронной по операциям работы для двух членов группы; выполнять работу в соответствии с планом самостоятельно | групповая | Умения составлять план синхронной по операциям работы членов группы и осуществлять его. Контрольная индивидуальная работа. Материал для анализа сформированности этих умений |
15. | «Винегрет» | Задание Рассмотреть ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие действия возможны в данных условиях. Определить последовательность выполнения действий для решения проблемы, составить инструкцию — план. Ситуация: необходимо приготовить винегрет, имея все необходимые продукты и кухонную утварь. Записать ход работы в виде инструкции. Цели: различение понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи; формирование умения формулировать условия проблемной ситуации и проблемы в виде вопроса; формирование умения формулировать цель как ожидаемый результат; развитие умений планировать, составлять план-инструкцию. Задачи: • понимать суть проблемной ситуации, ее составляющих (условия и проблема) по тексту и рассказу; • выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать ее в виде вопроса; • формулировать цель как ожидаемый результат, как способ решения проблемы; • осуществлять планирование, составлять инструкцию для решения проблемы | индивидуальная | Понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи. Умение составлять план-инструкцию для решения проблемы |
16. | «Безопасный переход улицы» | Задание Рассмотреть ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие действия возможны в данных условиях. Определить последовательность выполнения действий для решения проблемы, составить план-инструкцию, записать ее, используя сокращенные обозначения. Ситуация: нужно перейти на другую сторону улицы с двусторонним движением по пешеходному переходу «зебра», не нарушая правил дорожного движения. Цели: закрепление понятий «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью: составлять план-инструкцию; введение понятий «правило», «алгоритм». Задачи: анализировать и понимать проблемную ситуацию, ее составляющие (условия и проблему) по тексту и рассказу; выделять проблему из проблемной ситуации, формулировать ее в виде вопроса; формулировать цель как ожидаемый результат — способ решения проблемы; составлять инструкцию для решения проблемы; формулировать правило | индивидуальная | Понятия «ситуация», «проблема» и «цель» и их взаимосвязь. Понятия «правило», «алгоритм». Умение составлять план-инструкцию для решения проблемы |
17. | Рефлексия | | | |
Содержание учебного курса
3 классе
№ урока | Тема занятия | Задания, цели и задачи | формы организации | Формируемые понятия и умения, виды планирования, контроль |
1. | «Грибы в лукошке» | Задание Спланировать и осуществить следующее: изготовить панно «Грибы в лукошке» (обвести по шаблонам, вырезать из цветной бумаги грибы; приклеить их на места, обозначенные при разметке на основе изделия с нарисованным лукошком). Для работы каждой группе даются: листы разноцветной бумаги, набор шаблонов шляпок и ножек различных видов грибов, ножницы, карандаши, клей и основа изделия — картинка с лукошком без грибов. Цели: актуализация и закрепление умения составлять план по размещению деталей на изделии и их количеству, распределять работу в группе, выполнять ее в соответствии с планом, оформлять план в виде таблицы. Задачи: • понимать важность планирования и первоочередность создания плана перед собственно выполнением изделия; планировать групповую работу; распределять работу в группах, установив взаимопонимание; выполнять работу в соответствии с планом; презентовать (представлять) план и изделие, получить публичное оценивание проделанной работы | групповая | Умение планировать количество и расположение деталей на изделии. Умение использовать форму записи плана в виде таблицы. Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом. |
2. | «Домашнее животное» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для работы группы: выделить проблему, поставить цель, определить задачи для достижения цели. Действуя по намеченному порядку, доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы-подсказки. Ситуация: дети заводят себе домашних питомцев, которым нужна забота, ласка и внимание. Что должны знать дети, имеющие домашних животных или желающие их завести? Как заботиться о домашнем животном, чтобы оно было здоровым и счастливым? Составить инструкцию по уходу и содержанию домашних животных. Записать меморандум о защите прав домашних животных. Цели: закрепление умений анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения представлять ход и результат проделанной работы. Задачи: анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формулировать проблему и цель; ставить задачи для достижения цели; составлять инструкцию по уходу за выбранным видом животного; представлять ход и результат проделанной работы; обобщать результат работы в форме меморандума | индивидуальная | Понятие «меморандум». Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и задачи для достижения цели. Умения представлять ход и результат проделанной работы. Умение переходить на более высокий уровень обобщения полученных результатов. |
| |
3. | «Здоровый образ жизни» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для познавательной работы: выделить проблему, поставить цель, определить задачи для достижения цели. Действовать по намеченному порядку и доложить о полученных результатах на презентации, используя вопросы-подсказки. Написать отчет. Ситуация: школьники сами должны заботиться о своем здоровье, вести здоровый-образ жизни, то есть выполнять правила сохранения и укрепления здоровья. А как узнать, соблюдаешь ли ты правила здорового образа жизни? Как вести здоровый образ жизни? Какие необходимы меры для выполнения правил здорового образа жизни? Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи, представлять ход и результат проделанной работы. Задачи: • анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; самостоятельно формулировать задачи в процессе проектирования; выделять главное в тексте во время работы с текстами, проводить самоанализ и сравнение; осознавать и формулировать свои недостатки в организации здорового образа жизни; рефлексировать в отчете проделанную работу; презентовать результаты работы | индивидуальная | Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и задачи для достижения цели. Умения представлять ход и результат проделанной работы. Умение выделять главное в тексте. Умения проводить самоанализ и сравнение. Умение рефлексировать в отчете проделанную работу. Умения представлять ход и результат проделанной работы |
| |
4. | «Безопасный переход улицы» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для составления плана в виде инструкции по безопасному переходу улицы, записать ее с помощью сокращенных обозначений и алгоритмического языка. Ситуация 1: нужно перейти на другую сторону улицы с двусторонним движением. Как перейти улицу по «зебре», не нарушая правила дорожного движения? Ситуация 2: как перейти улицу, не нарушая правила дорожного движения, если имеется пешеходный переход «зебра» и светофор пешехода? Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель, формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию; закрепление умения составлять план по действиям, план-инструкцию, правило. Задачи: работать с понятиями «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи»; анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формулировать проблему и цель; выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию; составлять план по действиям и операциям, план-инструкцию, правило; использовать конструкции алгоритмического языка для записи плана-алгоритма | индивидуальная | Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве. Понятие «правило». Понятие «запись на алгоритмическом языке». Умения анализировать ситуацию, выделять в ней проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и задачи для достижения цели. Умение выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию. Умение записывать план — алгоритм, используя конструкции алгоритмического языка |
5. | «Маршрут» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание для составления плана-схемы маршрута от школы до поликлиники по крат чайшему пути, соблюдая правила дорожного движения. Ситуация: имея карту-схему района с указанием всех нужных объектов, пешеходных переходов и светофоров, объяснить с помощью маршрута на плане-схеме, как пройти от школы до поликлиники по кратчайшему пути, соблюдая правила дорожного движения. Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, формулировать проблему и цель; формирование умения определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; формирование умения выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию; закрепление умения составлять план по действиям; введение составления плана как схемы и инструкции. Задачи: работать с понятиями «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи»; анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формулировать проблему и цель; выделять действия того, кто будет осуществлять инструкцию; составлять план как схему и инструкцию | индивидуальная | Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения формулировать проблему и цель. Умение выделять действия того, кто будет осуществлять план (инструкцию). Умение составлять план по действиям. Умения составлять план как схему и инструкцию |
6. | «Рукавицы для Пети» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: помогите из вороха разных рукавиц, варежек и перчаток разного размера, сделанных из разного материала, выбрать и найти ту пару, которая нужна третьекласснику Пете (рукавицы 5 размера на меху). Напишите алгоритм поиска рукавиц. Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения вычленять проблему и ставить цель, формулировать ожидаемый результат — план действий, алгоритм; определять возможные действия и составлять план — последовательность этих действий. Задачи: работать с понятиями «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи»; анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формулировать проблему и цель; формулировать ожидаемый результат — план действий, алгоритм; | индивидуальная | Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве. Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения формулировать проблему и цель. Умение выделять действия того, кто будет осуществлять план (инструкцию). Умение составлять план-алгоритм |
7. | «Новогодний праздник» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: необходимо организовать праздник «Новый год» своими силами, составив план подготовки и программу проведения, определив дополнительные условия (что умеют дети делать для концерта, маскарада, в какие игры любят играть, какие угощения предпочитают, как будет украшена классная комната к празднику). Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять план — последовательность этих действий. Задачи: анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; уточнять условия, в которых рассматривается проблема; формулировать проблему и цель; определять возможные действия; формулировать ожидаемый результат составлять план подготовки и программу проведения праздника «Новый год». | индивидуальная | Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умение уточнять условия, в которых рассматривается проблема. Умения определять возможные действия и составлять план — последовательность этих действий |
8. | «Рефлексия -1» | Цели: личностная рефлексия знаний, умений и предпочтений в проектных действиях; формирование методологической базы проектных уроков | индивидуальная | Понятие «рефлексия». Понятия проектных действий |
9. | «Пригласительный билет» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: чтобы всем сообщить о празднике «Новый год» в классе, нужно раздать пригласительные билеты. Как составить текст, чтобы приглашение было приятным, понятным и содержало всю необходимую информацию? Какую информацию сообщить и как ее расположить на открытке? Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; составлять план и записывать его в виде макета. Задачи: анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; уточнять условия, в которых рассматривается проблема; формулировать проблему и цель; формулировать ожидаемый результат; составлять план и записывать его в виде макета | индивидуальная | Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умение уточнять условия, в которых рассматривается проблема. Умения составлять план и записывать его в виде макета |
10. | «Коврик» | Задание Спланировать и осуществить следующее: изготовить коврик, определив действия и операции и их последовательность. Распределить работу в группе и выполнить ее в соответствии с предварительно составленным планом. Цели: формирование умений определять состав действий и операций, составлять план по действиям и операциям, распределять работу в группе и выполнять ее в соответствии с планом. Задачи: определять состав действий и операций; составлять план по количеству действий и операций; распределять работу в группе; выполнять ее в соответствии с планом; работать с назначенным лидером | групповая | Умение определять состав действий и операций. Умение составлять план по действиям и операциям. Умение распределять работу в группе. Умение выполнять работу в соответствии с планом |
11. | «Ленивые вареники» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: необходимо оборудовать автоматизированную линию для приготовления и подачи порционного блюда «Ленивые вареники» с соблюдением технологии рецепта. Цели: формирование умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять проект формирование умения фиксировать проект в виде алгоритма и эскиза. Задачи: анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять возможные действия и составлять проект; фиксировать проект в виде алгоритма и эскиза | индивидуальная | Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умения определять возможные действия и составлять проект. Умение фиксировать проект в виде алгоритма и эскиза |
12.-13. | «Школьное экскурсионное бюро» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: необходимо сделать экскурсионную программу, рассказывающую о школе, и буклет в соответствии с требованиями конкурса. Придумать и представить экскурсионный маршрут по школе и экскурсионное бюро (в устной и письменной формах — буклет). Экскурсия может длиться не более 1,5 часа. Цели: формирование умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия; формирование умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять задачи по составлению проекта; формирование умения фиксировать проект в виде схемы и макета буклета. Задачи: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, в которых рассматривается проблема; вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять задачи по составлению проекта и составлять проект; фиксировать проект в виде схемы и макета буклета | индивидуальная | Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умения определять возможные действия и составлять проект. Умения фиксировать проект в виде схемы и макета буклета. Умения представлять ход и результат проделанной работы |
14. | Фитодизайн класса. | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: для фитодизайна класса были отобраны: кактус, пеларгония, спатифиллум, традесканция, фиалки, фикус, хлорофитум. Как расставить предложенные цветы в классе так, чтобы были учтены их биологические особенности и декоративные свойства, и составить инструкцию для дежурного по классу па ежедневному уходу за этими растениями? Цели: закрепление умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; умения вычленять проблему и ставить цель; определять задачи для достижения цели; формирование умения фиксировать проект в виде эскиза и информационной таблицы; закрепление умения коллективной презентации с демонстрацией плаката. Задачи: анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; формулировать проблему и цель; определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели; оформлять проект в виде эскиза и информационной таблицы; проводить коллективную презентацию с демонстрацией плаката | индивидуальная | Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умение формулировать проблему, цель и ожидаемый результат. Умения представлять ход и результат проделанной работы |
| |
15-16. | «Профессии наших родителей» | Задание Рассмотреть ситуацию и сформулировать задание на решение проблемы в этой ситуации. Ситуация: чтобы выбрать профессию, необходимо узнать как можно больше интересной информации о профессиях родителей. Как рассказать о них своим одноклассникам? Цели: контроль и закрепление проектных умений; формирование представления о проектировании социологического исследования, формирование умения представлять результат исследования в виде экспозиции. Задачи: фронтально контролировать усвоение методологии учебного проектирования; анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия; проектировать решение проблемы социологического исследования; выборочно контролировать самостоятельное формулирование проблемы, цели и задач проектирования для решения проблемы; презентовать результат с продуктом в виде экспозиции | индивидуальная | Понятие «социологическое исследование». Умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия. Умения представлять ход и результат проделанной работы с использованием экспозиции |
|
17. | Рефлексия | | индивидуальная | |
Раздел 3.
Календарно - тематическое планирование во 2 классе
№ урока | Тема занятия | Дата проведения |
1. | «Украшение коробки» | |
2. | «Яблоки на яблоне» | |
3. | «Цветок желаний» | |
4. | «Зоопарк» | |
5. | «Мозаика из частей квадрата» | |
6. | «Аппликация из геометрических фигур» | |
7. | «Украшение елочки» | |
8. | «Гирлянда» | |
9. | «Аппликация человечка» | |
10. | «Поздравительная открытка» | |
11. | «Дом моей мечты» | |
12. | «Поезд» | |
13. | «Любимый бутерброд» | |
14. | «Машина» | |
15. | «Винегрет» | |
16. | «Безопасный переход улицы» | |
17. | Рефлексия | |
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ урока | Тема занятия | Дата проведения |
1. | «Грибы в лукошке» | |
2. | «Домашнее животное» | |
3. | «Здоровый образ жизни» | |
4. | «Безопасный переход улицы» | |
5. | «Маршрут» | |
6. | «Рукавицы для Пети» | |
7. | «Новогодний праздник» | |
8. | «Рефлексия -1» | |
9. | «Пригласительный билет» | |
10. | «Коврик» | |
11. | «Ленивые вареники» | |
12. | «Школьное экскурсионное бюро» | |
13. | «Школьное экскурсионное бюро» | |
14. | Фитодизайн класса. | |
15 | «Профессии наших родителей» | |
16. | «Профессии наших родителей» | |
17. | Обсуждение итогов года | |