СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по культуре общения ,5 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует требования ФГОС,пояснительная записка соответствует требованиям

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по культуре общения ,5 класс»



Пояснительная записка


Рабочая программа «Культура общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373,зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. № 15785 с изменениями и дополнениями 2010г., 2011г. И 2012г.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.



2.Общая характеристика учебного предмета

Данная рабочая программа реализуется в 5 классе в рамках образовательной области «Филология» наряду с русским и иностранными языками. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения. В рамках предмета «Русский язык» основное внимание в школе уделяется обучению учащихся письменной речи. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы профессора И.А. Стернина, рекомендована научно-методическим советом по преподаванию предмета «Культура общения» Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Данная рабочая программа разработана в соответствии с программой «Культура общения 5-9 классы» (Воронеж, 2008) кафедры теории и практики коммуникации ВОИПК и ПРО.

Программа «Культура общения» имеет блочную структуру: 5 класс - понятие речевого этикета, этикета поведения и внешнего вида.

Целью обучения является формирование коммуникативной грамотности учащихся, навыков правильного построения линии поведения, речевых оборотов, соблюдения этикета внешнего вида.

Цель обучения учащихся предмету «Культура общения».

Целью обучения предмета «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

-устойчивых риторических навыков;

-устойчивых навыков культуры устной речи;

-навыков эффективного общения.

Для реализации заявленных целей и задач в рамках программы используются уроки, уроки-практикумы, уроки-конференции, семинары, дискуссии, тестирование, практические и творческие задания.

Основными методическими принципами, положенными в основу преподавания культуры общения, являются следующие:

1. От простого к сложному (от освоения норм этикета и речевого этикета к навыкам ведения диалога и эффективному монологу).

2. От более конкретного к более абстрактному (от повседневных правил этикета и речевого этикета к общим правилам и принципам коммуникации).

3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.

4. Концентрический (цикловой) принцип изучения материала: этикет и речевой этикет – диалог – монолог (циклы повторяются с учетом возрастной специфики учащихся трижды – в начальном, среднем и старшем звене).

3.Место учебного предмета «Культура общения,5 класс» в учебном плане

На изучение «Культуры общения» отводится 0,5 ч из регионального компонента учебного плана, т.е. « Культура общения» изучается в 1 полугодии в количестве 17 часов.

Программа ориентирована на базовый курс обучения культуре общения.

4. Ценностные ориентиры содержания предмета.

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

5. Планируемые результаты освоения курса «Культура общения, 5класс»

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.



Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения предмета «Культура общения» :

  • овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности;

  • приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения;

  • освоение норм и правил повседневного общения и поведения,

  • способность применять правила повседневного общения и поведения для эффективного общения;

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее культурологическую ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления норм коммуникативного поведения,

  • готовность применять правила этикета поведения и общения (как надо? как принято?), и правила эффективного общения (как лучше? как эффективней?);

.уметь развернуто высказываться, применяя речевые формулы и речевые образцы;

6.Содержание программного материала

I. Этикет. Понятие этикета. История этикета.-3 час.

Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.

Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.

Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека. Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия.

Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет.

История этикета. Возникновение этикета. Этикет в первобытном обществе. Этикет в средневековый период. Особенности и назначение придворного этикета. Расширение понятия «этикет» в Новое время.

Этикет в России. Книга «Юности честное зерцало» как первый опыт обобщения этикетных норм в России. Современный этикет.

Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Обращение к незнакомым людям, приветствие, гостеприимство, поведение в гостях и дома в разных странах. Русские пословицы об общении.

• В результате изучения курса обучающийся должен

знать

основные понятия вежливости и воспитанности, этапы развития этикета, понимать вопросы различия норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах;

уметь:

– отгадывать загадки;

– различать загадки народные и авторские;

– участвовать в диалоге при обсуждении темы урока, составлять свои загадки.

формулировать принципы правильного общения: кому? как? что? – говорить,

принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать.

2. Этикет внешнего вида -1час

Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида' для отношений с людьми. Важность первого впечатления.. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека.

Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда.

Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Украшения. Соответствие внешнего вида ситуации общения.

Гигиена как составляющая культуры человека.

3. Речевой этикет – 2 час.

Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. Понятие тактичности. «Волшебные слова».

Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление.

Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, па уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

Практикум по речевому этикету.

Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми. «Языковой паспорт», культура речи, речевой этикет.

Практикум по культуре речи.

Понятие интеллигентности, интеллигентного человека.

4.Этикет личной переписки.-2час. Способы передачи информации: барабанный бой, «язык дыма», узелковый язык, язык цветов. Появление письменности как великое достижение культурного развития человека. Значение слова «письмо». Передача информации как важнейшая функция письма. Речевая форма писем.

Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем.

Правила оформления писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт. Основные части письма: обращение, содержание письма (обсуждение проблем переписки; рассказ о себе, о жизни, каких-либо событиях, новостях; вопросы или просьбы к тому, кому адресовано письмо), концовка (добрые пожелания, в праздничных письмах - поздравления); прощание; подпись. Понятие адресата и адресанта (отправителя).

Правила написания писем: аккуратность почерка, чистый и ровный лист бумаги, грамотность, единство стиля. Основные элементы поздравительного письма: вежливое и эмоциональное обращение, поздравление с событием, пожелания, подпись. Виды пожеланий.

Понятие анонимного письма. Запрещение чтения чужих писем без разрешения автора письма.

Практикум по написанию писем

5.Правила и законы общения- 2 час.

6.Понятие ролевого поведения-5 час.

7.Поведение в гостях-2час.

8.Поведение на природе-1час


7.Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса


К концу 5-го класса учащиеся должны знать:

  • понятия вежливость, воспитанность, тактичность, эти­кет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;

  • принципы этикетного поведения и общения;

  • функции и виды этикета;

  • национальные особенности этикета

  • составляющие внешнего вида человека;

  • функции одежды, виды одежды гю назначению;

  • функции речевого этикета;

  • формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);

  • функции письма, виды писем;

  • правила оформления и написания писем;

  • правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, до­чери, внука, брата, сестры, друге, подруги, одноклассника, маль­чика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.

  • причины конфликтов с ровесниками.

К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:

  • анализировать чужое и собственное поведение с точки зре­ния соблюдения и нарушения норм этикета;

  • строит; собственное поведение в стандартных коммуника­тивных ситуациях в соответствия с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных си­туациях;

  • определять и исправлять нарушения в этикете своего внеш­не-то вида;

  • соотносить внешний вид и ситуацию общения;

  • произнести похвалу, комплимент и ответить на них;

  • правильно оформлять письма различных типов в соответст­вии с адресатом и поводом;

  • четко произносить не менее 25 скороговорок;

  • не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-кпассника;

  • правильно ставить ударение в словах: баловать, балует, из­балованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите. включат, договор, задал, задали, за­дета, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, на­чаться, началась, начался, начал, начали, начала, облегчить, по­нял, поняли, поняла, создан, создали, создала, туфля, шарфы, шо­фер, шоферы;

  • различать значение слов и правильно их употреблять: неве­жа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить- заплатить;

  • определять родовую отнесенность слов: шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;

  • уметь образовывать форму множественного числа родитель­ного падежа существительных: букет георгинов; купить апельси­нов, мандаринов, помидоров, яблок, макарон; пара ботинок, вале­нок, сапог, чулок, носков;

  • уметь образовывать форму множественного числа существи­тельных: инженер, свитер, столяр, шофер;

  • уметь правильно образовывать глагольные формы: поезжай, положить, ляг (лягте), мерить (мерю, меришь, мерит, мерим, ме­рите, мерят);

  • объяснять смысл поговорок и пословиц:

В гостях хорошо, а дома лучше. В своем болоте и лягушка по­ет. В тихом омуте черти водятся. В чужой монастырь со своим ус­тавом не ходи. Видно птицу по полету. Глаза - зеркало души. Да­реному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Держать язык за зубами. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. До­рога ложка к обеду. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Ищи ветра в поле. Когда рак на горе свистнет. Кончил дело - гуляй смело. Ласковое слово и кошке приятно. Лучше позд­но, чем никогда. Любишь кататься - люби и саночки возить. На языке медок, а на сердце ледок. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Недруг поддакивает, друг спорит. Первый блин комом. По секрету всему свету. Порядок время бережет. С волками жить - по-волчьи выть. С миру по нитке - голому рубашка. Сам заварил кашу, сам и расхлебывай. Слово не воробей, вылетит - не пойма­ешь. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Старый друг лучше новых двух. Тебя только за смертью посылать. У короткого ума длинный язык. Утро вечера мудренее. Хорошее слово всегда к месту. Что с возу упало, то пропало. Язык до Киева доведет. Язык мой - враг мой

8. Критерии и нормы оценки знаний учащихся

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного материала

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного материала

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание изученного материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание изучаемогоматериала, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

9. Материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

  1. УМК для учащихся: Е.И.Грищук, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. Культура общения. 5 класс: Пособие. Воронеж, 2015.

  2. УМК для учителя: Культура общения. 5 класс. Книга для учителя. Вып. 1-4 /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2009.


Календарно-тематическое планирование по культуре общения 5 класс


Тема урока


Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата


Пл.

Факт.

Понятие этикета(1ч)


1

(§1-3)

Мы живём среди людей.

Этикет и этикетка.


Понятие вежливости и воспитанности.

Знать: принципы этикетного поведения и общения;

  • функции и виды этикета;


чтение и анализ текстов, беседа

этикетки



История этикета(1ч)

2 (§4)

Как возник этикет

История этикета

Понятие и функции этикета.


Знать: историю этикета

речевая зарядка, чтение и анализ текстов, беседа




Национальные особенности этикета(1ч)

3(§5)

Этикет народов мира

Национальные особенности этикета

  • национальные особенности этикета


речевая зарядка, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации



Этикет внешнего вида(1ч)

4 (§6-8)

Этикет внешнего вида.

Правила моды.

Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида' для отношений с людьми

  • составляющие внешнего вида человека;


функции одежды, виды одежды по назначению

речевая зарядка, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации



Понятие речевого этикета(2ч)

5(§9,10)

Понятие речевого этикета

Понятие и функции речевого этикета. Вежливость. Нарушение норм речевого этикета и их последствия.

функции речевого этикета


иллюстрации



6(§11,12)

Языковой паспорт человека

Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего.

  • формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях:приветствие, прощание,просьба, звинение, отказ,благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);


самостоятельная работа

тест



Этикет личной переписки(2ч)

7(§13,14)

Зачем, о чём и как писать письма

Этикет личной переписки. Способы передачи информации

  • функции письма, виды писем;

нарисовать поздрав. открытку



8(§15,16)

Поздравительные письма. Практикум по написанию писем

Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные.

  • правила оформления и написания писем;


речевая зарядка, чтение и анализ текстов, беседа,

конверты, открытки



Правила и законы общения(2ч)

9(§17)

Почему нужны правила общения

Правила и законы общения

Уметь строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета,

речевая зарядка, чтение и анализ текстов, беседа



10(§18,19)

Законы общения

Законы общения

Уметь строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета,

речевая зарядка, чтение и анализ текстов, беседа, тест



Понятие ролевого поведения(3ч)

11(§20-22)

Понятие ролевого поведения. Взрослые и дети.

правила выполнения стандартных ролей

  • правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, до­чери, внука, брата, сестры.


инсценирование,

карточки с тестом



12(§23-25)

Роль друга и подруги. Общение с одноклассниками

Роль друга и подруги. Общение с одноклассниками

правила выполнения стандартных ролей -, друга, подруги, одноклассника

карточки с анкетой, фото с друзьями



13(§26)

Общение с младшими. Роль брата, сестры


Общение с младшими. Роль брата, сестры

правила выполнения стандартных ролей - брата, сестры,

карточки с анкетой, фото из семейного альбома



Ролевое поведение в общественных местах(2ч)

14(§27,28)

Поведение на улице, в транспорте, в магазине

Поведение на улице, в транспорте, в магазине

Знать правила поведения на улице, в транспорте, в магазине

речевая зарядка, слово учителя,




15(§29)

Поведение в театре

Поведение в театре

Знать правила поведения в театре

речевая зарядка,

карточки с тестом



Поведение в гостях(2ч.)

16(§30,31)

Мы принимаем гостей. Мы приходим в гости

Мы принимаем гостей. Мы приходим в гости


Знать этикет встречи гостей, представления гостей родителям

речевая зарядка,

карточки с тестом



17(§32,33)

Как развлечь гостей.

Как развлечь гостей.

Обобщение.

Знать этикет встречи гостей

анкетирование



Поведение на природе (1ч)

18(§34)

На отдыхе, в походе, на экскурсии

На отдыхе, в походе, на экскурсии

Знать правила поведения на природе.

речевая зарядка, чтение и анализ текстов, беседа













































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!