СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку " Музейное дело" для Новигатора

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку " Музейное дело" для Новигатора»


Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11»




Принята на заседании

методического (педагогического)

совета

от «___» __________ 2023 г.

Протокол № ___________

Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 11»

_________ О.А.Пиманова.

Приказ № ___ от _________ г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристко-краеведческого направленности

« Музейное дело»




Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель: Кондукова Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания.






Смоленск

2023

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело» является программой историко-краеведческой направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБОУ «СШ № 11».









Актуальность программы:

Современная действительность выдвигает перед образованием задачу возрождения традиций духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Справиться с решением этой проблемы помогает краеведение и  школьные музеи, которым издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в приобщении к ним людей разных поколений.  Краеведение и школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Российский академик Д.С. Лихачев, верно, отметил, что только “любовь    к родному краю, знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.

Педагогическая целесообразность:

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

Новизна программы:

заключается в совмещении истории, археологии, пешеходного туризма

(экскурсии) и краеведения. К тому же, программа рассматривает вопросы истории развития родного края – Смоленской области.

Обучающиеся получат знания по истории своего края на занятиях не

только в ходе изложения педагогом учебного материала теоретического характера или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской деятельности.



Адресат программы: подростки в возрасте 12-15 лет.

















Доступность программы для различных категорий детей



Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.

Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.



Объем программы 68 часа.



Срок освоения программы: 1 год.



Режим занятий: 1 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью 40 минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание.



Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.



Виды занятий:

• лекции;

• экскурсии;

• консультации;

• литературные и исторические гостиные;

• киносеансы;

• встречи с интересными людьми;

• исторические игры, викторины;

• проектная и исследовательская деятельность;

• использование интернет – технологий;

• создание видео презентаций;

• посещение школьных музеев и музеев города и области;

• оформление выставок, обновление экспозиций;

• встречи с ветеранами войны, участниками СВО.







Цель программы:



создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;



Задачи

  • образовательные:

-формирование специальных знаний в области краеведения, фотографирования, музейного дела,

компьютерных технологий;

-расширение и углубление знаний о истории и культуре родного края и России в целом;

  • развивающие:

-развитие организаторских навыков;

-расширение сферы интересов подростков по направлениям, которые в будущем могут стать их

профессией;

-развитие мотивационной сферы личности

  • воспитательные:

-воспитание ценностного отношения к своей малой родине, к человеку и природе;

• -воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской взаимопомощи;

- формирование коммуникативных навыков работы в коллективе для решения задач совместной

работы;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности;

- формирование и закрепление навыков бережливого отношения к общественной собственности;



Планируемые результаты

  • личностные

  • - укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного города, России как основополагающим ценностям;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.





  • метапредметные:

- учащийся умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умеет адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей;

- учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;



  • предметные

- приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.


Условия реализации программы:



- музей, ноутбук;

Виды и формы контроля



  • Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения.



  • Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ.


  • Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра.



  • Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания, выставки.









II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН





п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Научно-исследовательская (поисковая) работа



30

20

10

тест

Экспозиционно-выставочная деятельность.

30

15

15

Письменный опрос

Экскурсионная деятельность

8

2

6

зачет

Итого:

68

37

31










III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Тема 1. Научно-исследовательская (поисковая) работа (30 часов)

Знакомство с помещением музея, экспонатами. Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами.

Основные понятия и термины музееведения.

Основные понятия: вернисаж, фонды, экскурсия, экспозиция)

Изучение экспозиций школьного музея.

Изучение экспозиций школьного музея.

Экспозиции музея школы № 11(временные, постоянные)

Изучение документации школьного музея.

Основная документация музея: паспорт, инвентарная книга, книги поступлений №1,2, тематико-экспозиционные планы и т.д

Изучение истории средней школы № 11

Обзорная экскурсия по музею.

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ .Положение, устав, права и обязанности юных музееведов.

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Социальные функции школьного музея

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)

Коллие в античную эпоху. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Музеи и картинные галереи Западной Европы

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

Первые музеи в России: Кунсткамера, Эрмитаж, Иркутский музеем. Знать первые музеи в России, уметь рассказывать о них.

Тема 2. Экспозиционно-выставочная деятельность (30 часов)

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

Первые музеи в России: Кунсткамера, Эрмитаж, Иркутский музеем. Знать первые музеи в России, уметь рассказывать о них.

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Принципы классификации музеев в России. Взаимодействие госмузеев с частными и общественными. Профили школьных музеев. План работы, отчет школьного музея.

Фонды музея. Работа с фондами.

Научная организация фондов музея. Понятия: «музейный предмет», «экспонат», «артефакт», «фонды музея».Учет фондов, использование фондов для организации выставочной работы.

Знать состав фондов школьного музея, уметь составлять учетную карточку.

22-23. Музейная экспозиция и её виды.

Понятия: экспозиция, экспонат, экспозиционный материал (музейные предметы, копии, тексты, указатели).Обновление экспозиций, тематические экспозиции по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музеев, комплектование фондов, изучение предметов и коллекций, реставрация, хранение и охрана фондов

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

Организация стационарных, переносных и выездных выставок.


Тема 3. Экскурсионная деятельность (8 часов)

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

Организация стационарных, переносных и выездных выставок.

Культурно - образовательная деятельность музея.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея.

Знать основные требования к экскурсии: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.

Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы(краеведческие походы, Экспедиции, работа в библиотеке, архиве, встреча с участником событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов.

Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые, коллективные.

Уметь соблюдать научную культуру и этику исследовательской деятельности. Знать и соблюдать личную гигиену и ТБ в экспедиции.

Уметь составлять программу выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление дневника индивидуального исследования в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

Подведение итогов.

Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело

Подготовка докладов, оформление выставок, презентаций, создание видеофильмов. Участие в конференциях



IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

Сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж. Инвентаризация.

Сообщение новых знаний

1

Текущий контроль

Сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж. Инвентаризация.

комбинированное

1

Текущий контроль

Сентябрь

Основные понятия и термины музееведения

комбинированное

1

Текущий контроль

Сентябрь

Основные понятия и термины музееведения

комбинированное

1

тест

Сентябрь

Основные понятия и термины музееведения

Самостоятельная работа

1

Текущий контроль

Сентябрь

Основные понятия и термины музееведения

обобщение

1

устный опрос

Сентябрь

Изучение экспозиций школьного музея.

Сообщение новых знаний

1


Сентябрь

Изучение экспозиций школьного музея.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Октябрь

Изучение экспозиций школьного музея.

Совместная деятельность

1

викторина

Октябрь

Изучение экспозиций школьного музея.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Октябрь

Изучение экспозиций школьного музея.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Октябрь

Изучение экспозиций школьного музея.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Октябрь

Изучение экспозиций школьного музея.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Октябрь

Изучение экспозиций школьного музея.

обобщение

1

Зачетная практическая работа

Октябрь

Изучение документации школьного музея.

Изучение нового

1

Текущий контроль

Октябрь

Изучение документации школьного музея.

Творчество

1

Творческая работа

Ноябрь

Изучение документации школьного музея.

Комбинированный

1


Ноябрь

Изучение документации школьного музея.

Проблемный

1

Текущий контроль

Ноябрь

Изучение документации школьного музея.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Ноябрь

Изучение истории средней школы № 11

Изучение нового

1

Текущий контроль

Ноябрь

Изучение истории средней школы № 11

Совместная деятельность

1

Составление альбома

Ноябрь

Изучение истории средней школы № 11

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Ноябрь

Изучение истории средней школы № 11

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Ноябрь

Изучение истории средней школы № 11

Совместная деятельность

1

тест

Декабрь

Изучение истории средней школы № 11

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Декабрь

Изучение истории средней школы № 11

Исследование

1

Текущий контроль

Декабрь

Изучение истории средней школы № 11

Исследование

1

Творческая работа

Декабрь

Изучение истории средней школы № 11

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Декабрь

Изучение истории средней школы № 11

Обобщение

1

Текущий контроль

Декабрь

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Декабрь

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Декабрь

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Январь

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Совместная деятельность

1

Оформление выставки

Январь

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Беседа

1

Текущий контроль

Январь

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Изучение нового

1

Текущий контроль

Январь

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Комбинированный

1

зачет

Январь

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Комбинированный

1

Текущий контроль

Январь

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Проект

1

Текущий контроль

Январь

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Беседа

1

Текущий контроль

Январь

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)

Изучение нового

1

Составление кроссворда « Музеи мира»

Январь

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Февраль

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Февраль

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)

Совместная деятельность

1

беседа

Февраль

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 19 в.)

Исследование

1

Текущий контроль

Февраль

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

Творчество

1

зачет

Февраль

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Февраль

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

Изучение нового

1

Текущий контроль

Февраль

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

Совместная деятельность

1

Фронтальный опрос

Февраль

История музейного дела в России. Коллекционирование (17-19 век)

Совместная деятельность

1


Март

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Комбинированный

1

тест

Март

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Комбинированный

1

Текущий контроль

Март

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Совместная деятельность

1

презентация

Март

Фонды музея. Работа с фондами.

Изучение нового

1

Текущий контроль

Март

Фонды музея. Работа с фондами.

Комбинированный

1

Текущий контроль

Март

Фонды музея. Работа с фондами.

Комбинированный

1

Текущий контроль

Апрель

Музейная экспозиция и ее виды.

Совместная деятельность

1

зачет

Апрель

Музейная экспозиция и ее виды.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Апрель

Музейная экспозиция и ее виды.

Беседа

1

Текущий контроль

Апрель

Музейная экспозиция и ее виды.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Апрель

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Изучение нового

1

Текущий контроль

Апрель

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Совместная деятельность

1

проект

Апрель

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Апрель

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

Совместная деятельность

1

Текущий контроль

Апрель

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

Комбинированный

1

проект

Май

Культурно- образовательная деятельность музея.

Комбинированный

1

Текущий контроль

Май

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.

Изучение нового

1

Текущий контроль

Май

Организация краеведческой работы в экспедициях

Совместная деятельность

1

зачет

Май

Подведение итогов

Совместная деятельность

1

Текущий контроль





V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

Оборудование



Электронные диски с видео записями и презентациями

Сайты Интернет

Дидактический материал

Архивный материал

Тесты

Фрагменты источников

Статистические данные

Анкеты и опросники





Описание общей методики работы



Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.

Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.

Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу. Так, на занятии краеведческого кружка в нашей школе основное внимание было уделено изучению истории города Смоленска.


Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края.


Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д.

Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.


Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.


Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.


После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений . Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты.


Методы обучения



1. репродуктивный;



2.словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.



3. методы практической работы;



4.метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;



5.исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.



6.методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;



7. проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;



8.метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;



9. наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;



10. использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.





Технологии обучения

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

здоровьесберегающие;

игровые,

ИКТ-технологии,

личностно-ориентированного обучения,

проблемного обучения,

проектного обучения,

дифференцированного обучения





Контрольно-измерительные (оценочные) материалы



Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:

  • Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);






VI. ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2011.

2. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.

4. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.





VII . ПРИЛОЖЕНИЕ






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!