Муниципальное образовательное учреждение
Сосновская средняя школа
Ульяновская область Тереньгульский район
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ СОШ _________/Л.А.Томило/ «____»августа 2020 г. | | УТВЕРЖДЕНО Приказом №_____ от «___» апреля 2020 г. Директор МОУ Сосновская СОШ _________/С.А.Виноходова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой деятельности
Направление социальное, общеинтеллектуальное
Вид деятельности За страницами учебника математики
Ступень обучения (класс) начальное общее образование ,3 класс
Количество часов 34 срок реализации май-август 2020 г
Учитель Алмаева Елизавета Михайловна,
РАССМОТРЕНО
на онлайн заседании МО
учителей начальных классов
Руководитель МО
________/Н.Ю.Шингарева/
Протокол № __
от «____»августа 2020г
2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться; и концепции системы «Перспективная начальная школа», на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.Л. Чекина «За страницами учебника математики»: Академкнига/Учебник, 2016 и учебного плана внеурочной деятельности МОУ Сосновская ская СОШ на 2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программа курса «За страницами учебника математики» Чекин А.Л. 2016
Актуальность программы
Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе, расширяет спектр математической активности (занятий) обучающихся за пределами урока в ходе выполнения логических и арифметических задач, обеспечивает математическое просвещение младших школьников и популяризацию математики в кружковой деятельности
Программа кружковой работы «За страницами учебника математики», в соответствии с ФГОС (приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373), в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет общеинтеллектуальное направление. Программа связана с предметной областью учебного плана «Математика и информатика».
Цель программы — обеспечить в ходе кружковой деятельности овладение обучающимися 3 классов логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
На изучение курса в 3классах начальной школы отводится по 2 часа в неделю, всего 34 часа,
Срок реализации программы 2020 учебный год
1.Содержание курса внеурочной деятельности
Освоение программы внеурочной деятельности начинается с раздела «цепочки» (3 класс).
Обучающиеся вместе с педагогом на вводном занятии обсуждают общие представления о цепочках, используя понятия:
начало и конец, элементы цепочки и их расположение, длина цепочки, равные цепочки и др.
Далее последовательно рассматриваются темы: «Собираем
пирамидки», «Составляем гирлянды», «Цепочки букв», «Цепочки
цифр», «Цепочки слов», «Цепочки команд».
Введение (1 ч). Обсуждение обучающимися и педагогом общих представлений о цепочках с помощью понятий: начало и конец, элементы цепочки и их расположение, длина цепочки, равные цепочки и др.
1. Собираем пирамидки (3 ч). Обучающиеся выполняют задания:
1.1–1.4. Раскрась пирамидки.
1.5*1. Первое и последнее колечки пирамидки раскрась красным цветом, а для остальных используй только два цвета: синий и зеленый. Покажи, какие возможные варианты раскрашивания существуют, если:
а) обязательно нужно использовать оба цвета (синий и зеленый);
б) можно использовать как оба цвета, так и один (синий или зеленый).
2. Составляем гирлянды (4 ч).
Обучающиеся выполняют задания:
2.1. Раскрась гирлянды.
2.2. Собери гирлянду из шариков в определенной последовательности.
2.3. Раскрась гирлянды, состоящие из 5 шариков.
2.4. Раскрась 3 гирлянды, как тебе нравится.
2.5. Раскрась гирлянды так же, как ими украшена елочка.
2.6. Выбери на каждой гирлянде любые 3 шарика и раскрась их зеленым цветом. Остальные 2 шарика раскрась желтым цветом. Раскрашивай гирлянды так, чтобы не было одинаковых. Сколько гирлянд тебе удалось получить?
2.7. Выбери на каждой гирлянде любые 2 шарика и раскрась их желтым цветом. Остальные 3 шарика раскрась зеленым цветом. Раскрашивай гирлянды так, чтобы не было одинаковых. Сколько гирлянд тебе удалось получить?
3. Цепочки букв (6 ч).
Обучающиеся выполняют задания:
3.1. Из предложенных букв составь цепочку, чтобы получилось знакомое тебе слово.
3.2. В цепочке букв поменяй местами 2 буквы, чтобы получилось знакомое тебе слово.
3.3. В цепочке букв потерялись 3 буквы. Восстанови эти буквы так, чтобы получилось знакомое тебе слово.
3.4. Из предложенных букв построй цепочку длины 10 так, чтобы получилось знакомое тебе слово.
3.5. Из предложенных букв выбери и запиши такие буквы, чтобы получилось знакомое тебе слово.
3.6. Одинаковые цепочки букв обведи одинаковым цветом, а разные — разным цветом.
3.7. Построй цепочку из 7 букв, каждая из которых удовлетворяет сразу нескольким предлагаемым условиям.
3.8. При помощи линии собери таблички с буквами в гирлянду, чтобы можно было прочитать знакомое слово.
3.9. Составь свою гирлянду.
3.10. Соревнование с одноклассниками.
3.11–3.15. Составь цепочки.
4. Цепочки цифр (номер, шифр, код) (5 ч).
Обучающиеся выполняют задания:
4.1. Из цифр 0, 1, 2, 3 составь цепочку, которая является записью наименьшего возможного числа.
4.2. Из цифр 0, 1, 2, 3 составь цепочку, которая является записью наибольшего возможного числа.
4.3. Из цифр 0, 1, 2 составь все возможные цепочки, которые являются записью различных чисел.
4.4. Расположи числа в порядке возрастания.
4.5. В записи числа 3555 можно переставлять цифры. Запиши все возможные числа, которые можно получить такой перестановкой.
4.6. Обведи цветным карандашом 2 одинаковые цепочки цифр.
4.7. Выбери и соедини 2 данные цепочки цифр так, чтобы получилась запись наибольшего возможного числа.
4.8. Выбери и соедини 2 данные цепочки цифр.
4.9–4.10. Из предложенных цифр составь все возможные цепочки.
4.11. Составь из номеров цепочки, а из цепочек номера машин.
5. Цепочки слов (4 ч).
Обучающиеся выполняют задания:
5.1. Из данных слов составь и запиши 2 разных предложения.
5.2–5.3. Составь и запиши цепочки из 3 (5) слов.
5.4*–5.5. Составь и запиши цепочку из 4 слов.
5.6. Продолжи цепочку из названий городов.
6. Цепочки команд (7 ч).
Обучающиеся выполняют задания:
6.1. Раскрась клеточку, где должна находиться фишка после выполнения цепочки команд. Запиши с помощью стрелок цепочку команд.
6.2–6.9. Запиши цепочки команд.
7. цепочки чисел (3 ч).
7.1–7.3. Расположи числа в цепочки.
7.4–7.11. Запиши цепочки чисел.
Заключительная групповая работа (задания 1, 2, 3) (2 ч).
2.Тематический план внеурочной деятельности
№ | Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Содержание деятельности |
1 | Введение | 1 | 1 | Теоретическая работа |
2 | Собираем пирамидки | 3 | 4 | Теоретическая работа Практическая работа |
3 | Составляем гирлянды | 4 | 5 | Практическая работа |
4 | Цепочки букв | 6 | 6 | Теоретическая работа Практическая работа |
5 | Цепочки цифр (номер, шифр, код) | 5 | 5 | Практическая работа |
6 | Цепочки слов | 4 | 4 | Теоретическая работа |
7 | Цепочки команд | 7 | 7 | Теоретическая работа Практическая работа |
8 | Заключительная групповая работа | 2 | 2 | Практическая работа |
| | Итого 32 ч | Итого 34 ч | |
3.Результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса «За страницами учебника математики», в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса предусматривают:
— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение основами логического, алгоритмического и комбинаторного мышления, пространственного воображения и математической речи;
— использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Планируемые результаты | ФОПД |
| | | | предметные | метапредметные | личностные | |
1 | | | Введение | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы | Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям. | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, индивидуальная |
2,3 | | | Собираем пирамидки | Моделировать ситуацию. Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, парная, индивидуальная |
4 | | | Собираем пирамидки | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, парная, индивидуальная |
5,6 | | | Составляем гирлянды | Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции | Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
7 | | | Составляем гирлянды | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, парная, индивидуальная |
8,9 | | | Составляем гирлянды | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы | Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, искать научное обоснование необычным природным явлениям. | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, индивидуальная |
10 | | | Цепочки букв | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, индивидуальная |
11,12 | | | Цепочки букв | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). | Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, искать научное обоснование необычным природным явлениям. | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, горупповая |
13 | | | Цепочки букв | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, парная, индивидуальная |
14,15 | | | Цепочки букв | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы | Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, парная, групповая |
16 | | | Цепочки цифр (номер, шифр, код) | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, парная, индивидуальная |
17,18 | | | Цепочки цифр (номер, шифр, код) | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). | Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, искать научное обоснование необычным природным явлениям. | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, групповая |
19 | | | Цепочки цифр (номер, шифр, код) | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, индивидуальная |
20 | | | Цепочки цифр (номер, шифр, код) | Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции | Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, групповая |
22 | | | Цепочки слов | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, парная, индивидуальная |
23,24 | | | Цепочки слов | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы | Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям. | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, групповая |
25 | | | Цепочки команд | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, индивидуальная |
26,27 | | | Цепочки команд | Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). | Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, парная |
28 | | | Цепочки команд | Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, парная, индивидуальная |
29 | | | Цепочки команд | Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции | Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, парная |
30 | | | Цепочки команд | Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, парная, индивидуальная |
31 | | | Цепочки команд | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). | Использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям. | Оказание помощи друг другу | Групповая, индивидуальная |
32 | | | Цепочки команд | Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, индивидуальная |
33 | | | Заключительная групповая работа | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы | Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях | Оказание помощи друг другу | Фронтальная, парная, индивидуальная |
34 | | | Заключительная групповая работа | Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Фронтальная, индивидуальная |
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата , № приказа) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
6