СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 11 класса (углубленный уровень)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 11 класса (углубленный уровень)»

Негосударственная общеобразовательная автономная

некоммерческая организация

«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 212.2– АДМ

от ___ августа 2020 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ

10-11 классов

учителя химии Веселовой Л.А.







«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО


Протокол №___ от __.__.2020 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора АНО «Павловская гимназия»


_______________ /Е.Ю. Васюкова /

__.__.2020 г.









2020 г.


Пояснительная записка

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии обучающихся 10-11 классов с углубленным изучением химии в рамках естественно-научного профиля АНО «Павловская гимназия». Представленная программа реализуется в 2019-2021 учебном году.

Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно- методических документов:

- Закона «Об образовании РФ»;

- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта

- Авторской программы курса химии 8-11 класс для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин (10-11 кл.). Профильный уровень: учебник для 10 класса - Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин. Профильный уровень: учебник для 11 класса - Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин. Химия: рабочая программа учителя: 8-11 классы / [Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара]; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана -Граф, 2017г.

- Учебного плана АНО «Павловской гимназии» на 2020-2021 уч. г.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Е. Кузнецовой. Но в ее содержание внесены некоторые изменения. Так, некоторые темы содержат дополнительный учебный материал, а количество часов увеличено в связи с тем, что на изучение органической химии по естественно-научному профилю выделено 4 часа, в отличие от авторской программы, предлагающей 3 часа в неделю.

Программа рассчитана на 2 года в размере 238 часов, из них 136 часов в год (4 часа в неделю) в 10 классе и 102 часа в год (3 часа в неделю) в 11 классе и соответствует Фундаментальному ядру содержания общего образования и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представленным в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, и примерной программы по химии среднего (полного) общего образования.

Место учебного предмета в учебном плане

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологи.

Условия реализации

Обучение производится в специально оборудованных аудиториях и лабораториях, что позволяет полноценно проводить процесс обучения, в т.ч. химический эксперимент. Имеются кабинет для занятий с классом, оснащенный вытяжным шкафом для проведения демонстрационных экспериментов, и два кабинета-лаборатории для групповых занятий. Кабинеты оснащены проекционным техническим оборудованием, компьютером, средствами наглядности и необходимым химическим оборудованием.

АНО «Павловская гимназия» является школой полного дня, что даёт возможность повысить эффективность освоения образовательной программы и достичь планируемых результатов.

Цели изучения

1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.

2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.

  1. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.

  2. Развитие интереса и внутренней мотивации обучающихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего мира веществ.

  3. Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.

  1. Формирование умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнение лабораторных опытов и проведение простых экспериментальных исследований, интерпретация химических формул и уравнений, оперирования ими.

  2. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.

  3. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры обучающихся.

  4. Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального развития личности,

10. Развитие стремления школьников к продолжению естественно-научного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире


Общая характеристика курса органической химии (10 класс)

Программа курса химии для 10 класса профильного уровня отражает материал четырех крупных разделов: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».

В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. А также закономерности протекания и механизмы органических реакций.

При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией. На примерах изучения разных классов органических веществ анализируются биологические функции отдельных химических соединений, необходимых для жизнедеятельности организма человека, что является мотивацией сознательного усвоения предмета учащимися. Этому способствует и материал, раскрывающий социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания и др.). В курсе органической химии содержатся важные сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы.

Общая характеристика курса химии 11 класса

Программа курса общей химии для 11 класса профильного уровня представлена шестью крупными разделами: «Теоретические основы общей химии», «Химическая статика», «Учение о химических реакциях», «Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы », «Взаимосвязь органических и неорганических соединений», «Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии», а также развернутым заключением.

Первые три раздела посвящены универсализации теоретических основ общей и органической химии, развитию теоретических систем знаний о веществах и химических реакциях на основе обобщения и теоретического объяснения, опирающихся на фундаментальные понятия, законы и теории химии. Ведущая роль в раскрытии содержания этих разделов принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе элементов как наиболее общим научным основам химии.

Здесь же показывается их значение в познании мира веществ и их превращений, в развитии науки, производства и прогресса общества. После основ неорганической химии даются разделы, раскрывающие взаимосвязь органических и неорганических веществ и химических реакций.

В курсе химии 11 класса усилена методология химии, что выражено в раскрытии функций теоретических знаний, уровней химического познания и теоретических и экспериментальных методов исследования веществ и их свойств. Особое внимание уделено химическому эксперименту, раскрытию роли экспериментального анализа и синтеза, моделированию химических объектов.

Обобщение и углубление теоретических знаний в области химической статики и динамики позволяет усилить реализацию триединого подхода к изучению веществ и комплексному использованию структурного, энергетического и кинетического подходов к изучению реакции, а также системному оформлению знаний о веществах и реакциях.

Программа данного курса предполагает более глубокое изучение закономерностей протекания обменных окислительно-восстановительных реакций в водных растворах, рассмотрение объясняющих их теорий (электролитической диссоциации и др.), а также демонстрации научного и практического значения приобретенных знаний.

С позиций единства фактов и объясняющих их теории, а так же с помощью сравнительного обобщения дается обзор и систематика химических элементов и их соединений, раскрывают особенности строения и свойств металлов и неметаллов. К изучаемым ранее классам добавлены сведения о комплексных и металлорганических соединениях, дающие новые современные представления о строении и многообразии веществ. Раскрытие классификации и взаимосвязи органических и неорганических веществ и реакций, их роли в живой и неживой природе способствует формированию химической картины природы и естественнонаучной картины мира как основы научного мировоззрения. Важным условием этого познавательного процесса является межпредметная интеграция, обобщение и систематизация знаний о веществе и химической реакции, подтверждающих существование общих законов природы (закон сохранения массы и энергии, периодический закон и др.) и категорий (материя, взаимодействие и др.).

Прикладной аспект химии, ее роль в жизни человека наиболее полно отражены в последнем разделе курса. Здесь дано обобщение технологических основ современного производства на примере отдельных производств и отраслей промышленности, показана роль химии в решении глобальных проблем человечества. Практическая направленность содержания этой темы, раскрывающей связь химии с жизнью, показана па примере синтеза новых веществ и материалов, необходимых производству, современному обществу и человеку. Огромная роль химии в жизни человека раскрыта на примерах химических процессов, протекающих в живых организмах , связи химии со здоровьем человека, создания лекарственных препаратов, средств бытовой химии и др. Вместе с тем в курсе 11 класса отражены проблемы социально-экологического характера, вызванные загрязнением окружающей среды химическими производствами и бытовыми отходами, а также меры, позволяющие снизить эти негативные воздействия. Обсуждение этих вопросов направлено на понимание причин напряженных экологических ситуаций, на развитие ценностного отношения учащихся к природе и здоровью человека.

В развернутом заключении к курсу 11 класса отражены вопросы непрерывности образования и информации как общечеловеческих ценностей и раскрыты источники получения химической информации, в том числе и из сети Интернет.

Резервное время, предусмотренное программой (15 часов) используется на более расширенное изучение основных тем курса, понятий, входящих в обязательный минимум знаний по химии в соответствии с ФГОС, необходимых для подготовки учащихся к экзамену в форме ЕГЭ.


Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Выпускник научится:

- понимать роль химии в естествознании, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, радикал, атомные s-. р-,  d- орбитали,  химическая связь, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;

- объяснять основные теории химии: химической связи, строения органических соединений (включая стереохимию);

- разъяснять классификацию и номенклатуру органических соединений;

- описывать природные источники углеводородов и способы их переработки;

- комментировать важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты (уксусная кислота), углеводороды, фенол, анилин, бензол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла, моющие средства;

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые химические эксперименты;

- объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;

- обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

- структурировать учебную информацию;

- интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность;

- объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;

- объяснять строение атомов элементов I-IV периодов с использованием электронных конфигураций атомов;

- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Выпускник получит возможность:

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

- характеризовать: строения и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот, углеводов);

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу  и способы образования химической связи, зависимость скорости химической реакции  от  различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

- осуществлять самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

- самостоятельно получать новые для себя химические знания, используя для этого доступные источники информации;

- прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметные результаты

Выпускник научится:

- определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Выпускник получит возможность:

- развивать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- овладеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- сформировать навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты должны включать в себя:

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уроню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологически направленной деятельности.

Планируемые предметные результаты оцениваются в ходе тематического контроля по завершении раздела или темы. Промежуточный контроль позволяет осуществлять формирующее оценивание и корректировать работу по достижению обучающимися планируемых результатов. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Формы контроля в 10-ом и 11-ом классе: тестирование, проверочная работа, практическая и контрольная работа, также диагностическая работа.

Оценка метапредметных и личностных результатов осуществляется в ходе наблюдения за деятельностью учеников при выполнении групповой работы, проектных работ, презентации результатов своей работы или работы группы в рамках урочной деятельности и участии в школьных мероприятиях.


Учебно-тематический план

Название темы (раздела)

Количество часов

общее

теория

Пр. раб.

11 класс


Раздел I Теоретические основы общей химии

10

10

-

1.

Основные понятия и законы химии. Теория строения атома

10

10

-


Раздел II Химическая статика (учение о веществе)

16

15

1

2.

Строение вещества

8

8

-

3.

Вещества и их системы

8

7

1


Раздел III Химическая динамика (Учение о химических реакциях)

26

24

2

4.

Химические реакции и их общая характеристика. Основы химичес- кой энергетики

6

6

-

5.

Кинетические понятия и законо мерности протекания хим. реакций

8

7

1

Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов

12

11

1


Раздел IV. Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы (32 часа)

27

21

6

7.

Неметаллы и их характеристика

15

12

3

8.

Металлы и их важнейшие соединения

8

5

3

9.

Обобщение знаний о металлах и неметаллах

4

4

-


Раздел V. Взаимосвязь неорганичес ких и органических соединений

5

4

1

10.

Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ

5

4

1


Раздел VI. Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии

8

8

-

11.

Технологические основы получения веществ и материалов

6

6

-

12.

Химия и медицина. Химия в быту

2

2

-

13.

Повторение. Подготовка к ЕГЭ

10

10

-

Итого:

102

92

10


Содержание курса общей химии 11 класса

Раздел I Теоретические основы общей химии (10 ч)

Тема 1 Основные понятия и законы химии. Теория строения атома (10 ч)

Основные понятия химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. 5-, р-, d-, f- элементы. Основные законы химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро.

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Теория строения атома — научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.

Демонстрация. Модели атомов и молекул, схемы, таблицы, набор ЦОР «Теоретические основы общей химии» и «Периодическая система».

Лабораторные опыты. 1 . Нагревание стекла в пламени спиртовки. 2. Растворение хлорида натрия. 3. Прокаливание медной проволоки. 4. Действие соляной кислоты на мел или мрамор

Раздел II Химическая статика (учение о веществе) (16 часов)

Тема 2. Строение вещества (8 ч)

Химическая связь и ее виды. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки и их типы.

Комплексные соединения. Строение, номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия, изоморфизм и полиморфизм.

Демонстрации. Образцы веществ. Модели молекул, кристаллических решеток. Эксперимент по получению и изучению свойств комплексных соединений меди и кобальта.

Лабораторный опыт. Изучение моделей кристаллических решеток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит).

Выпускник научится:

- составлять схемы образования веществ с ионной, ковалентной (полярной и неполярной) связями;

- объяснять причины электропроводности расплавов солей и щелочей; сущность ионной, ковалентной и металлической связей; причины различий свойств веществ с различным типом химической связи и с различной кристаллической решеткой; причины общности физических свойств металлов.

Выпускник получит возможность:

- определять возможный тип химической связи между атомами на основании на основании состава вещества; тип кристаллической решетки на основании физических свойств вещества

Тема 3. Вещества и их системы (8 часов)

Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и коллоидные системы. Лиофильные и лиофобные дисперстные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи. Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный, макромолекулярный. Система знаний о веществе.

Демонстрации. Дисперсные системы. Истинные и коллоидные растворы. Таблицы и схемы классификации дисперсных систем.

Практическая работа. 1. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.

Раздел III Химическая динамика (Учение о химических реакциях) (26 часов)

Тема 4. Химические реакции и их общая характеристика.

Основы химической энергетики (6 час)

Химические реакции в системе природных взаимодействий, Реагенты и продукты реакций. Реакционная способность веществ. Классификации органических и неорганических реакций: экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; электронодинамические и электроностатические. Виды окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярные, внутримолекулярные. Тепловые эффекты реакции Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия. Энтропия. Стандартная, молярная энтропия. Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы. Термодинамическая вероятность. Прогнозирование направлений реакции.

Система знаний о химической реакции. Закон Гесса, его следствия и практическое значение. Первый и второй законы термодинамики. Энергетические закономерности протекания реакций.

Демонстрации. Экзо- и эндотермические реакции. Схемы. Таблицы.

Лабораторные опыты. Осуществление химических реакций разных типов (по выбору).

Тема 5. Кинетические понятия и закономерности протекания

химических реакций (8 часов)

Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы, влияющие па скорость реакции. Константа скорости. Катализ и катализаторы. Гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Равновесные концентрации. Константа химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс. Основы теорий активных столкновений и образования переходных комплексов. Простые и сложные реакции.

Демонстрации. Схемы. Таблицы. Опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры.

Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 2. Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной серной кислотой.

Практическая работа. 2. Влияние условий на скорость химической реакции.

Выпускник научится:

- составлять уравнения электролитической диссоциации солей, щелочей и кислот; уравнения реакций ионного обмена в молекулярной, полной ионной и краткой ионной формах; схемы электронного баланса окислительно-восстановительных реакций; уравнения окислительно-восстановительных реакций.

- давать характеристику влияния различных факторов на скорость химической реакции.

- объяснять возможность протекания реакции ионного обмена; степени окисления химических элементов в бинарных соединениях; существенные признаки окислительно-восстановительных реакций; окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях; процесс окисления и восстановления; тип химической реакции по различным основаниям.

Выпускник получит возможность:

- объяснять причины влияния различных факторов на скорость химической реакции; причины протекания реакции ионного обмена до конца; причины протекания окислительно-восстановительной реакции; возможность самопроизвольного протекания химической реакции.

- проводить экспериментально реакции ионного обмена в растворах; изученные окислительно-восстановительные реакции в растворе.

- соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей.

Тема 6. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов (12 час)

Теория электролитической диссоциации. Протолитическая теория кислотно-основного взаимодействия Бреистеда-Лоури. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Электрофил. Нуклеофил. Реакция нейтрализации. Протолиты. Протолитические реакции. Амфотерность. Ионное произведение воды.

Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений. Степень гидролиза. Окислительно-восстановительные реакции. Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Прогнозирование направлений ОВР. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Электролиз растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Демонстрации: Диссоциация и электропроводность различных веществ. Схема устройства гальванического элемента и аккумулятора. Опыты, показывающие электропроводность. расплавов и растворов веществ различного строения и электрохимическую коррозию. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Амфотерность и закономерности протекания реакций обмена.

Лабораторные опыты. 1. Определение pH биологических жидкостей с помощью универсального индикатора, одноцветные и двухцветные индикаторы. 3. Окраска индикаторов в различных средах. 4. Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия.

Практическая работа. 3. Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы).

Расчетные задачи. Определение направления окислительно-восстановительных реакций.

Раздел IV. Обзор химических элементов и их соединений

на основе Периодической системы химических элементов (27 часа)

Тема 7. Неметаллы и их характеристика (15 часов)

Водород. Строение атома. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами, характеристика их свойств. Вода: строение молекулы и свойства. Пероксид водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности.

Галогены. Общая характеристика галогенов — химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды, Кислородсодержащие соединения хлора.

Общая характеристика элементов VIA группы: строение атома, физические и химические свойства, получение и применение. Озон: строение молекулы, свойства, применение. Оксиды и пероксиды. Сера: строение атома, аллотропные модификации, свойства. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. Их основные свойства и области применения.

Общая характеристика элементов VA группы. Азот: строение молекулы, свойства. Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислота и их соли: физические и химические свойства, способы получения и применение. Фосфор: аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты: свойства, способы получения и области применения.

Общая характеристика элементов IVA группы. Сравнительная характеристика f- элементов IVA группы и форм их соединений. Углерод: аллотропные видоизменения: графит, алмаз, поликумуллен, фуллерен. Физические и химические свойства углерода. Оксиды углерода: строение молекул и свойства. Угольная кислота и ее соли . Кремний: аллотропные модификации, физические и химические свойства. Силан, оксид кремния (IV), кремниевые кислоты, силикаты. Производство стекла.

Демонстрации. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе,

получения и применения соединений неметаллов. Опыты по электролизу воды, электропроводности водопроводной воды, разложению пероксида водорода, вытеснению галогенов из их солей, получению аллотропных модификаций кислорода, серы и фосфора. Реакции , иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода, фосфора. Растворение серной кислоты в воде, гигроскопические свойства серной кислоты, взаимодействие концентрированной и разбавленной серной кислот с металлами. Получение и наблюдение растворимости аммиака. Разложение солей аммония при нагревании. Гидролиз солей аммония. Образцы соединения кремния, цемента, изделия из разных видов керамики.

Лабораторные опыты. 1. Качественная реакция на галогенид-ионы. 2. Качественная реакция на нитраты (проведение кольцевой пробы).

Практические работы. 4. Распознавание азотных, калийных и фосфорных удобрений. 5.

Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач. 6. Получение аммиака и оксида углерода (IV) и изучение их свойств.

Выпускник научится:

- давать название изученным соединениям элементов IV-VII групп А;

- составлять: уравнения изученных реакций в молекулярной форме; уравнения изученных реакций ионного обмена в молекулярной, полной и краткой ионных формах; уравнения изученных окислительно-восстановительных реакций;

- давать характеристику форм нахождения изученных элементов в природе и их распространенности; изученным химическим элементам по положению в периодической системе; физическим и химическим свойствам простых веществ, оксидов, кислот и солей элементов IV-VII А групп.

- определять: степень окисления изученных химических элементов в веществах; среди изученных химических реакций - окислительно-восстановительные реакции, а также окислитель и восстановитель и процесс окисления и восстановления.

- объяснять причину изменения свойств химических элементов групп IV-VII А групп и веществ ими образованных; возможность протекания изученных реакций ионного обмена; возможность протекания изученных окислительно-восстановительных реакций; причину применения изученных веществ; необходимость внесения в почву азотных и фосфорных удобрений;

Выпускник получит возможность:

- проводить расчеты по формулам изученных веществ и уравнениям изученных реакций;

массы полученного вещества при известном выходе реакции.

- проводить экспериментально ряд изученных химических реакций.

- соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей.

Тема 8. Металлы и их важнейшие соединения (7 часов)

Общая характеристика металлов IA-группы. Щелочные металлы и их соединения (пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.

Общая характеристика металлов IIA-группы. Щелочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Краткая характеристика элементов IIIА-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерностъ оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.

Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа II и III. Качественные реакции на катионы железа.

Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк , ртуть, хром, марганец, железо) и их соединений. Особенности строения атомов и свойств металлов. Комплексные соединения переходных металлов. Сплавы металлов и их практическое значение.

Демонстрации. Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с водой, лития с азотом воздуха, натрия с неметаллами. Схема получения натрия электролизом расплава щелочи. Гашение негашеной извести. Взаимодействие алюминия с водой, бромом, иодом. Гидролиз солей алюминия. Качественные реакции на ионы железа Fe+2 и Fe+3, Образцы сплавов железа. Образцы металлов f-элементов и их сплавов, а также некоторых соединений. Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов.

Лабораторные опыты. Получение и изучение свойств комплексных соединений f-элементов.

Практические работы. 7. Жесткость воды и способы её устранения, 8. Исследование свойств соединений алюминия и цинка. 9. Соединения меди и железа.

Тема 9. Обобщение знаний о металлах и неметаллах (5 часов)

Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях и их классификации: по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления элементов, по числу фаз в реакционной системе, по признаку молекулярное, по обратимости и способу воздействия на скорость реакции, по видам частиц, участвующих в элементарном акте реакции, по числу направлений осуществления реакций.

Выпускник научится:

- давать название изученным соединениям элементов I-II групп А, алюминия и железа.

- составлять уравнения изученных реакций в молекулярной форме; уравнения изученных реакций ионного обмена в молекулярной, полной и краткой ионных формах; уравнения изученных окислительно-восстановительных реакций;

- давать характеристику форм нахождения металлов в природе и их распространенности; изученным химическим элементам по положению в периодической системе; физическим и химическим свойствам простых веществ, оксидов, оснований и солей элементов I-II групп, алюминия, и железа.

- определять степень окисления изученных химических элементов в веществах; среди изученных химических реакций - окислительно-восстановительные реакции, а также окислитель и восстановитель и процесс окисления и восстановления.

Выпускник получит возможность:

- объяснять причину окрашивания пламени солями щелочных и щелочноземельных металлов; причину изменения свойств химических элементов групп I и II А и веществ ими образованных; возможность протекания изученных реакций ионного обмена; возможность протекания изученных окислительно-восстановительных реакций; причину применения металлов и сплавов; необходимость внесения в почву калийных удобрений;

- проводить расчеты по формулам изученных веществ и уравнениям изученных реакций; массы полученного вещества, если известно содержание примеси в исходном веществе.

- проводить экспериментально ряд изученных химических реакций.

- соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей.

Раздел V. Взаимосвязь неорганических и органических соединений (5 часов)

Тема 10. Классификация и взаимосвязь неорганических

и органических веществ (5 часов)

Неорганические вещества. Органические вещества. Их классификация. Взаимосвязь неорганических и органических реакций. Органические и неорганические вещества в живой природе. Строение, элементарный состав и взаимосвязи объектов живой и неживой природы. Элементы-органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе. Неорганические и органические соединения живой клетки: вода, минеральные соли, липиды, белки, углеводы, аминокислоты, ферменты. Обмен веществ и энергии в живой клетке. Элементоорганические соединения и их роль в жизни человека.

Практическая работа. 10. Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ.

Раздел VI. Технология получения неорганических и органических веществ.

Основы химической экологии (8 часов)

Тема 11. Технологические основы получения веществ и материалов (6 часов)

Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия; металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.

Демонстрации. Образцы металлических руд и другого сырья для металлургических производств. Модель колонны синтеза для производства аммиака. Схемы производства чугуна и стали.

Тема 12. Химия и медицина. Химия в быту (2 часа)

Биогенные элементы. Биологически активные вещества. Химические процессы в живых организмах. Химия в медицине. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства.

Информация, образование и культура как общечеловеческие ценности. Источники химической информации. Компьютерные программы базы данных. Интернет как источник информации.

Резерв (подготовка к ЕГЭ) – 10 часов.

Выпускник научится:

- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник получит возможность:

- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

- наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент;

- умению интерпретировать химическую информацию, полученную из разных источников.


Примерное тематическое планирование в 11 классе

п/п

Наименование раздела и тем урока

Кол-во

часов


Раздел I Теоретические основы общей химии

10 ч


Тема 1. Основные понятия и законы химии. Теория строения атома

10 ч

Основные понятия химии. Стехиометрические законы

1

Решение расчетных задач

1

Теория строения атома как научная

основа изучения химии

Принципы заполнения электронами атомных орбиталей

1

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете электронной теории

1

Общая характеристика s-, p-, d-, f-элементов

1

Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева

1

Проверочная работа по теме 1

1

Диагностическая работа по органической химии

1

Диагностическая работа по органической химии

1

Анализ проверочных работ

1


Раздел II Химическая статика (учение о веществе)

16 ч


Тема 2. Строение вещества

8 ч

Виды химической связи и пространственное строение веществ

1

Аморфное и кристаллической состояние веществ. Кристаллические решетки

1

Комплексные соединения

1

Решение практико-ориентированных заданий

1

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия

1

Причины многообразия веществ: изотопия, изоморфизм, полиморфизм

1

Обобщение и закрепление изученного материала

1

Контрольная работа № 1 по теме 1 и 2

1


Тема 3. Вещества и их системы

8 ч

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы и коллоидные растворы.

1

Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс.

1

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества

1

Способы выражения концентрации растворов: молярная и моляльная концентрации.

1

Практическая работа № 1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»

1

Уровни химической организации веществ. Система знаний о веществе

1

Обобщение и систематизация знаний по теме 3

1

Контрольная работа№ 2 по теме «Вещества и их системы»

1


Раздел III Химическая динамика

(Учение о химических реакциях)

26 ч


Тема 4. Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической энергетики

6 ч

Классификация неорганических и органических реакций

1

Тепловые эффекты реакций. Энтальпия. Термохимические уравнения реакций

1

Закон Гесса

1

Энтропия

1

Энергия Гиббса. Прогнозирование возможностей осуществления реакций

1

Проверочная работа по теме 5

1


Тема 5. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций

8 ч

Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее

1

Закон действующих масс

1

Катализ и катализаторы

1

Химическое равновесие. Константа равновесия.

1

Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье

1

Практическая работа № 2 «Влияние условий на скорость реакций»

1

Решение практико-ориентированных заданий

1

Простые и сложные реакции

1


Тема 6. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов

12

Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации

1

Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия

1

Ионное произведение воды. Понятие о рН раствора

1

Гидролиз неорганических и органических соединений

1

Окислительно-восстановительные реакции в водных растворах

1

Методы составления ОВР

1

Химические источники тока. Электродные потенциалы

1

Электролиз как электрохимический процесс

1

Коррозия металлов и способы защиты от нее

1

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач»

1

Теория кислот и оснований и их эволюция. Обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме «Химические реакции»

1

Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции»

1


Раздел IV. Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы

32 ч


Тема 7. Неметаллы и их характеристика

15 ч

Водород и его соединения. Вода как растворитель

1

Общая характеристика галогенов и их соединений

1

Общая характеристика VIА группы. Кислород и Озон. Соединения Кислорода. Биогенная роль Кислорода.

1

Сера. Сероводород и сульфиды.

1

Кислородные соединения серы.

1

Общая характеристика VА группы. Азот. Нитриды

1

Аммиак. Соли аммония.

1

Кислородные соединения Азота.

1

Общая характеристика фосфора и его соединений

1

Практическая работа № 4 «Распознавание азотных, фосфорных и калийных удобрений»

1

Общая характеристика IVА группы. Особая роль углерода. Неорганические соединения углерода

1

Практическая работа № 5 «Получение аммиака и оксида углерода (II) и изучение их свойств»

1

Практическая работа № 6 «Распознавание карбонатов. Решение экспериментальных задач»

1

Кремний и его важнейшие соединения

1

Проверочная работа «Неметаллы в природе и жизни человека. Соединения неметаллов»

1


Тема 8. Металлы и их важнейшие соединения

8 ч

Общая характеристика IА группы, их соединений.

1

Общая характеристика IIА группы и их соединений. Жесткость воды

1

Практическая работа № 7 «Жесткость воды и способы ее устранения»

1

Краткая характеристика элементов IIIА группы. Алюминий и его соединения.

1

Практическая работа № 8 «Исследование свойств алюминия и цинка»

1

Железо. Соединения железа. Производство чугуна и стали

1

Характеристика d-элементов и их соединений

1

Практическая работа № 9 «Исследование свойств соединений железа и меди»

1


Тема 9. Обобщение знаний о металлах и неметаллах

4 ч

Сравнительная характеристика металлов, неметаллов и их соединений

1

Основные классы неорганических соединений и взаимосвязь между ними

1

Решение комбинированных задач

1

Контрольная работа № 4 по теме «Металлы и неметаллы, их соединения»

1


Раздел V. Взаимосвязь неорганических и органических соединений

5 ч


Тема 10. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ

5 ч

Общая характеристика органических и неорганических соединений. Их классификация.

1

Неорганические и органические реакции. Их классификация.

1

Органические и неорганические вещества в живой природе

1

Практическая работа № 10 «Распознавание неорганических и органических веществ»

1

Проверочная работа «Взаимосвязь неорганических и органических веществ»

1


Раздел VI. Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии



Тема 11. Технологические основы получения веществ и материалов

6 ч

Химическая технология

1

Металлургия. Общие способы получения металлов.

1

Химическая технология получения аммиака

1

Экологические проблемы химических производств. Новые вещества и материалы.

1

Обобщение, систематизация учебного материала.

1

Итоговая (годовая) контрольная работа № 5.

1


Тема 12. Химия и медицина. Химия в быту

2 ч

Биологически активные вещества. Химия в медицине

1

Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства

1


Повторение. Подготовка к ЕГЭ

10 ч

Решение заданий в формате ЕГЭ

1

Решение заданий в формате ЕГЭ

1

Решение заданий в формате ЕГЭ

1

Решение заданий в формате ЕГЭ

1

Решение заданий в формате ЕГЭ

1

Решение вариантов ЕГЭ

1

Решение вариантов ЕГЭ

1

Решение вариантов ЕГЭ

1

Решение вариантов ЕГЭ

1

Решение вариантов ЕГЭ

1


Учебно-методическое обеспечение

1. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н. Химия.11 класс. Учебник (профильный уровень).

2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: Учебное пособие для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. -144с.

3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену. Органическая химия. Пособие для учащихся. М.: «Русское слово», 2013.

4. Левкин А.Н. Кузнецова Н.Е. Задачник по химии 11 класс.- М.:»Вентана-Граф», 2013.

5. Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. Общая и неорганическая химия. Вопросы, упражнения, задачи, тесты.- СПб.: СМИО Пресс, 2013.

6. Злотников Э.Г., ТолетоваМ.К. Химия: пособие для подготовки к Единому Государственному экзамену. — СПб.: Сага; Невский проспект, 2004.

7. Левкин А.Н., Карцева А.А. Школьная химия. Самое необходимое пособие для школьников и абитуриентов. — СПб.: Авилон; Азбука классика, 2004.

8. Радвцкий A.M., Горшкова В.П., Кругликова Л. П. Дидактичекий материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. —М.: Просвещение, 1999.

9. Титова И.М. Малый тренажер технологии организации адаптивно-развивающих диалогов: комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы. — М.: Вентана-Граф, 2001.

10. Единый государственный экзамен. Контрольно-измерительные материалы. Химия. — М.: Просвещение, 2019.

11. Богданова Н.Н., Васюкова Е.Ю. «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия. 10-11 класс», М.: «Интеллект-центр», 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!