СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 10-11 классов (углубленный уровень)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по химии для 10-11 классов с углубленным изучением предмета составлена на основе УМК Кузнецовой  Н.Е., Гара Н.Н. и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 10-11 классов (углубленный уровень)»

Негосударственная общеобразовательная автономная

некоммерческая организация

«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 212.2– АДМ

от 29 августа 2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ

10-11 классов

учителя химии Веселовой Л.А.







«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО


Протокол №1 от 27.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора АНО «Павловская гимназия»


_______________ /Е.Ю. Васюкова /

29.08.2019 Г.









2019 г.


Пояснительная записка

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии обучающихся 10-11 классов с углубленным изучением химии в рамках естественно-научного профиля АНО «Павловская гимназия». Представленная программа реализуется в 2019-2021 учебном году.

Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно- методических документов:

- Закона «Об образовании РФ»;

- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта

- Авторской программы курса химии 8-11 класс для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин (10-11 кл.). Профильный уровень: учебник для 10 класса - Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин. Профильный уровень: учебник для 11 класса - Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин. Химия: рабочая программа учителя: 8-11 классы / [Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара]; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана -Граф, 2017г.

- Учебного плана АНО «Павловской гимназии» на 2019-2020 уч. г.

- Учебного плана АНО «Павловской гимназии» на 2020-2021 уч. г.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Е. Кузнецовой. Но в ее содержание внесены некоторые изменения. Так, некоторые темы содержат дополнительный учебный материал, а количество часов увеличено в связи с тем, что на изучение органической химии по естественно-научному профилю выделено 4 часа, в отличие от авторской программы, предлагающей 3 часа в неделю.

Программа рассчитана на 2 года в размере 238 часов, из них 136 часов в год (4 часа в неделю) в 10 классе и 102 часа в год (3 часа в неделю) в 11 классе и соответствует Фундаментальному ядру содержания общего образования и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представленным в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, и примерной программы по химии среднего (полного) общего образования.

Место учебного предмета в учебном плане

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологи.

Условия реализации

Обучение производится в специально оборудованных аудиториях и лабораториях, что позволяет полноценно проводить процесс обучения, в т.ч. химический эксперимент. Имеются кабинет для занятий с классом, оснащенный вытяжным шкафом для проведения демонстрационных экспериментов, и два кабинета-лаборатории для групповых занятий. Кабинеты оснащены проекционным техническим оборудованием, компьютером, средствами наглядности и необходимым химическим оборудованием.

АНО «Павловская гимназия» является школой полного дня, что даёт возможность повысить эффективность освоения образовательной программы и достичь планируемых результатов.

Цели изучения

1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.

2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.

  1. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.

  2. Развитие интереса и внутренней мотивации обучающихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего мира веществ.

  3. Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.

  1. Формирование умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнение лабораторных опытов и проведение простых экспериментальных исследований, интерпретация химических формул и уравнений, оперирования ими.

  2. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.

  3. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры обучающихся.

  4. Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального развития личности,

10. Развитие стремления школьников к продолжению естественно-научного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире


Общая характеристика курса органической химии

Программа курса химии для 10 класса профильного уровня отражает материал четырех крупных разделов: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».

В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. А также закономерности протекания и механизмы органических реакций.

При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией. На примерах изучения разных классов органических веществ анализируются биологические функции отдельных химических соединений, необходимых для жизнедеятельности организма человека, что является мотивацией сознательного усвоения предмета учащимися. Этому способствует и материал, раскрывающий социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания и др.). В курсе органической химии содержатся важные сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы.


Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- понимать роль химии в естествознании, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, радикал, атомные s-. р-,  d- орбитали,  химическая связь, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;

- объяснять основные теории химии: химической связи, строения органических соединений ( включая стереохимию);

- разъяснять классификацию и номенклатуру органических соединений;

- описывать природные источники углеводородов и способы их переработки;

- комментировать важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты(уксусная кислота),  углеводороды, фенол, анилин, бензол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон,  глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла, моющие средства;

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые химические эксперименты;

- объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;

- обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

- структурировать учебную информацию;

- интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность;

- объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;

- объяснять строение атомов элементов I-IV периодов с использованием электронных конфигураций атомов;

- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Обучающийся получит возможность:

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи,  пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

- характеризовать: строения и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот, углеводов);

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу  и способы образования химической связи, зависимость скорости химической реакции  от  различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

- осуществлять самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

- самостоятельно получать новые для себя химические знания, используя для этого доступные источники информации;

- прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Обучающийся получит возможность:

- развивать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- овладеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- сформировать навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты должны включать в себя:

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уроню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностейреализации собственных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологически направленной деятельности.

Содержание курса химии

10 класс

Раздел I. Теоретические основы органической химии

Тема 1. Введение в органическую химию (5 часов)

Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ.

Дополнительный материал. История зарождения и развития химии.

Тема 2. Теория строения органических соединений (3 часа)

Теория химического строения А.М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений.

Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова.

Тема3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (5 часов)

Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация атомных орбиталей. Типы гибридизации атомных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентная связь. Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о гомологических рядах органических соединений.

Методы исследования органических соединений.

Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений (5 часов)

Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Катализ. Катализаторы. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций.

Обучающийся научится:

- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

- раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

Обучающийся получит возможность:

- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;


Раздел II. Классы органических соединений

Тема 5. Углеводороды (25 часов)

Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Электронное и пространственное строение алканов. Конформеры (конформации). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алкановв природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенопроизводных алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформациициклоалканов.

Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковникова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.

Алкадиеиы. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Резина.

Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомо­логи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Резонансная энергия. Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Генетическая связь углеводородов.

Применение углеводородов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.

Галогенопроизводные предельных углеводородов (галогеналканы). Строение, номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства галогеналканов. Применение. Галогеналкены.

Тема 6. Спирты. Фенолы (10 часов)

Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Простые эфиры. Состав, физические свойства, применение. Диэтиловый эфир.

Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Фенолы. Состав, особенности строения молекулы, физико-химические свойства фенола. Получение и применение фенола и его соединений. Их токсичность.

Тема 7. Альдегиды и кетоны (4 часа)

Альдегиды. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Качественная реакция с фуксинсернистой кислотой. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия кетонов.

Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.

Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (12 часов)

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение. Способность кислот образовывать водородную связь. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.

Высшие жирные кислоты. Краткие сведения о распространении в природе пальмитиновой и стеариновой кислот, их составе, строении, свойствах и применении. Мыла.

Одноосновные непредельные карбоновые кислоты. Состав, строение, распространение в природе акриловой, олеиновой кислот. Реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия.

Краткие сведения о некоторых двухосновных, ароматических и других карбоновых кислотах.

Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченых атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла

Тема 9. Азотсодержащие соединения (10 часов)

Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Физические и химические свойства аминов. Реакция окисления аминов. Применение и получение.

Анилин - представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения.

Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул.

Табакокурение и наркомания - угроза жизни человека.

Тема 10. Вещества живых клеток(15 часов)

Классификация жиров. Жиры - триглицериды: состав, физические и химические свойства жиров. Промышленный гидролиз жиров.

Жиры в жизни человека и человечества.

Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.

Глюкоза. Физические свойства глюкозы. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства глюкозы. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека.

Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз сахарозы.

Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины.

Гликоген. Пектин.

Целлюлоза - природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксилин. Хитин.

Краткие сведения о некоторых моно- и олигосахаридах.

Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона, α-амино-кислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.

Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.

Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение белков. Физические свойства. Методы изучения структуры белков (УФ-спектроскопия и метод анализа концевых групп). Характеристика химических связей, поддерживающих пространственную структуру. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.

Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген.

Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.

Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплиментарности.

Общие представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код.

К истории открытия «двойной спирали».

Обучающийся научится:

- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

- проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

- владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

- приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

- приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

- проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав

Обучающийся получит возможность:

- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

- находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.


Раздел III. Органическая химия в жизни человека

Тема 11. Природные источники углеводородов (5 часов)

Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина.

Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.

Промышленный органический синтез. Синтез метанола и этанола. Производство уксусной кислоты. Научные принципы химического производства.

Тема 12. Промышленное производство органических соединений (5 часов)

Промышленный органический синтез. Производство и применение метанола. Производство и применение этанола. Производство уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты. Промышленный синтез, органический синтез, катализаторы, ингибиторы, технологический процесс.

Тема 13. Полимеры и полимерные материалы (9 часов)

Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый.

Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон. Пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи. Красители.

Тема 14. Защита окружающей среды

от воздействия вредных органических веществ (3 часа)

Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды. Меры предотвращения экологических последствий. Влия­ние на окружающую среду производных углеводородов.

Обучающийся научится:

- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Обучающийся получит возможность:

- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

- наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент;

- умению интерпретировать химическую информацию, полученную из разных источников.


Обобщение знаний по органической химии. Тестирование в форме и по материалам ЕГЭ (20 часов)


Планируемые предметные результаты оцениваются в ходе тематического контроля по завершении раздела или темы. Промежуточный контроль позволяет осуществлять формирующее оценивание и корректировать работу по достижению обучающимися планируемых результатов. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Формы контроля в 8-ом и 9-ом классе: тестирование, проверочная работа, практическая и контрольная работа.

Оценка метапредметных и личностных результатов осуществляется в ходе наблюдения за деятельностью учеников при выполнении групповой работы, проектных работ, презентации результатов своей работы или работы группы в рамках урочной деятельности и участии в школьных мероприятиях.


Учебно-тематическое планирование

п/п


Наименование раздела и тем урока

Кол-во

часов

Практич/лабор. работы

Формы контроля


Раздел I Теоретические основы органической химии

Тема 1. Введение в органическую химию

18 ч



5 ч.




Пр.р. - 1

  1. 1

Предмет и значение органической химии. История зарождения и развития химии

1



  1. 2

Отличительные признаки органических соединений

1



  1. 3

Практическая работа № 1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах»

1

Пр-1


  1. 4

Решение задач: нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания

1



  1. 5

Решение задач: нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Зачет

1


Проверочная работа

Тема 2. Теория строения органических соединений

3 ч.



  1. 6

Зарождение и развитие теоретических представлений о строении орг-х соединений

Теория химического строения A.M. Бутлерова

1



  1. 7

Современные представления о строении органических соединений

Химический язык — средство описания и метод познания органических соединений

1



  1. 8

Обобщение знаний по темам 1, 2. Проверочная работа

1


Проверочная работа


Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация

5 ч.

Л.Р.-1


9

Электронная природа химических связей в органических веществах

Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей

1



10

Классификация органических соединений

1



11

Номенклатура органических соединений

1


Проверочная работа

12

Методы изучения свойств органических соединений

1

Лаборатор-ная работа


13

Зачет по теме № 3

1


Зачет


Тема 4. Классификация химических реакций


5 ч.



КР-1

14

Химические реакции между органическими соединениями

1



15

Механизмы протекания химических реакций в органической химии

1



16

Классификация химических реакций с участием органических веществ

1



17

Обобщение знаний по темам 1-4

1



18

Контрольная работа № 1 «Классификация химических реакций»

1


КР - 1


Раздел II. Классы органических соединений

Тема 5. Углеводороды



25 ч.


Л.Р.-3

Пр.Р.-1



КР- 1

19

Понятие о предельных углеводородах. Алканы

1



20

Изомерия алканов

Номенклатура алканов

1

Лаборатор-ная работа


21

Получение и физические свойства алканов

1



22

Химические свойства алканов, их применение.

1

Лаб. работа


23

Циклоалканы, строение

1


Проверочная работа

24

Циклоалканы, свойства

1



25

Понятие о непредельных углеводородах. Алкены

1



26

Изомерия и номенклатура алкенов

1


Проверочная работа

27

Получение и физико-химические свойства алкенов

1

Лаборатор-ная работа


28

Практическая работа № 2 Получение этилена и изучение его свойств

1

Пр-2


29

Алкадиены: строение, свойства, применение.

1



30

Каучук. Резина

1



31

Алкины. Изомерия и номенклатура алкинов. Применение.

1



32

Получение и физико-химические свойства алкинов

1


Проверочная работа

33

Арены. Бензол.

1



34

Получение и физико-химические свойства бензола

1



35

Гомологи бензола. Действие заместителей в бензольном кольце.

1



36

Углеводороды в природе и жизни человека

1



37

Генетическая взаимосвязь классов углеводородов

1



38

Получение и физико-химические свойства бензола

1


Проверочная работа

39

Решение задач различных типов

1



40

Обобщение знаний по теме «Углеводороды»

1



41

Контрольная работа № 2 «Углеводороды» в форме ЕГЭ

1


КР-2

42

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач различных типов в формате ЕГЭ

1



43

Галогеналканы. Галогеналкены.

1




Тема 6. Спирты и фенолы

10 ч.

Пр.Р. - 1


44

Понятие о спиртах. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов

1



45

Предельные одноатомные спирты. Строение, получение и физические свойства одноатомных спиртов.

1



46

Химические свойства одноатомных спиртов.

1


Проверочная работа

47

Простые эфиры

1



48

Многоатомные спирты. Спирты в природе и жизни человека

1



49

Понятие об ароматических спиртах и фенолах.

1



50

Получение, физико-химические свойства фенола. Применение фенолов

1



51

Практическая работа № 3 «Спирты и фенолы»

1

Пр-3


52

Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений

1



53

Зачет по теме 6 «Спирты и фенолы»

1





Тема 7. Альдегиды и кетоны


4 ч.

Лаб. р - 1

Пр. р - 1


54

Понятие об альдегидах. Классификация, номенклатура, особенности строения. Получение альдегидов

1



55

Физико- химические свойства. Применение.

1

Лаб. работа


56

Кетоны, ацетон.

1



57

Практическая работа № 4 «Альдегиды и кетоны»

1

Пр-4



Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры

12 ч.

Пр.Р. – 2


К.Р.- 1

58

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот

1



59

Физико-химические свойства карбоновых кислот

1

Лаб. работа


60

Отдельные представители одноосновных карбоновых кислот. Мыла.

1



61

Практическая работа № 5 «Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств»

1

Пр-5


62

Непредельные одноосновные карбоновые кислоты

1


Проверочная работа

63

Сложные эфиры

1



64

Практическая работа № 6 «Получение сложного эфира»

1

Пр-6


65

Альдегиды, карбоновые кислоты и сложные эфиры в природе и жизни человека

1



66

Обобщение знаний по теме: «Кислородсодержащие углеводороды»

1



67

Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений

1



68

Решение задач

1



69

Контрольная работа № 3 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры»

1


КР-3


Тема 9. Азотсодержащие органические соединения

10 ч.

Пр. р. – 2

Лаб. р. – 1

КР-1

70

Анализ контрольной работы. Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины

1



71

Анилин — представитель ароматических аминов

1



72

Аминокислоты. Особенности строения, номенклатура, изомерия, получение.

1



73

Свойства аминокислот. Полипептиды

1

Лаб. работа


74

Практическая работа № 7 «Свойства аминокислот»

1

Пр-7


75

Ароматические гетероциклические соединения

1



76

Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека

1



77

Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач»

1

Пр-8


78

Обобщение знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения».

1



79

Контрольная работа № 4 по теме «Азотсодержащие органические соединения»

1


КР-4


Раздел III. Вещества живых клеток

Тема 10- 14. Жиры. Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты

15 ч.

Пр.р.-3

Л.р.-3

К.р. - 1

80

Жиры: состав, строение, свойства, значение.

1



81

Практическая работа № 9 «Получение мыла из жиров»

1

Пр-9


82

Понятие об углеводах. Моносахариды. Глюкоза.

1



83

Моносахариды. Фруктоза. Значение моносахаридов в природе и жизни человека.

1

Лаб. работа


84

Дисахариды. Сахароза, мальтоза.

1



85

Полисахариды. Крахмал.

1

Лаб. работа


86

Полисахариды. Целлюлоза.

1



87

Значение полисахаридов в жизни человека.

1


Проверочная работа

88

Белки: классификация, строение, значение

1



89

Практическая работа № 10 «Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними»

1

Пр-10


90

Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка

1



91

Обобщение знаний по темам 10-14. Единство биохимических функций изученных веществ

1



92

Практическая работа № 11 «Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»

1

Пр-11


93

Контрольная работа № 5 «Вещества живых клеток»

1


КР-5

94

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

1




Раздел IV. Органическая химия в жизни человека

Тема 15. Природные источники углеводородов, их переработка

5 ч.



95

Нефть. Нефтепродукты

1



96

Попутный нефтяной газ

1



97

Природный газ

1



98

Коксо-химическое производство

1



99

Семинар «Альтернативные виды топлива»

1


Проверочная работа


Тема 16. Промышленное производство органических соединений

5 ч.



100

Промышленный органический синтез. Производство и применение метанола

1



101

Производство уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты

1



102

Решение задач различных типов

1



103

Обобщение: «Природные источники углеводородов», «Промышленное производство органических соединений»

1



104

Проверочная работа по теме «Промышленное производство органических соединений»

1


Проверочная работа


Тема 17. Полимеры и полимерные материалы

9 ч.

Пр.р.- 2


105

Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях

1



106

Пластмассы

1



107

Практическая работа № 12 «Распознавание пластмасс»

1

Пр-12


108

Синтетические каучуки

1



109

Синтетические волокна

1



110

Практическая работа № 13 «Распознавание волокон»

1

Пр-13


111

Анализ практических работ № 12-13

1



112

Композиционные материалы. Краски, лаки, клеи

1



113

Семинар по теме «Значение высокомолекулярных соединений»

1


Проверочная работа


Тема 18. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ


3 ч.



КР-1

114

Понятие о химической экологии. Углеводороды, вредные для природы и здоровья человека

1



115

Влияние производных углеводородов на окружающую среду. Обобщение знаний

1


Проверочная работа

116

Контрольная работа № 6 «Природные источники углеводородов»

1


КР-6


Раздел V. Обобщение и закрепление пройденного материала за курс 10 класса.

20 ч.



117

Повторение и обобщение знаний. Классификация и номенклатура органических веществ

1



118

Повторение и обобщение знаний. Классификация и номенклатура органических веществ

1



119

Повторение и обобщение знаний. Свойства предельных и непредельных органических веществ

1



120

Повторение и обобщение знаний. Свойства предельных и непредельных органических веществ

11


Проверочная работа

121

Повторение и обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения. Спирты»

1



122

Повторение и обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения. Фенолы»

1


Проверочная работа

123

Повторение и обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения. Альдегиды, кетоны»

1



124

Повторение и обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения. Карбоновые кислоты, эфиры»

1


Проверочная работа

125

Повторение и обобщение знаний по теме: «Углеводы»

1



126

Повторение и обобщение знаний по теме: «Углеводы»

1


Проверочная работа

127

Повторение и обобщение знаний по теме: «Природные источники углеводородов»

1



128

Повторение и обобщение знаний по теме: «Природные источники углеводородов»

1



129

Повторение и обобщение знаний по теме: «Азотсодержащие органические соединения»

1



130

Повторение и обобщение знаний по теме: «Азотсодержащие органические соединения»

1


Проверочная работа

131

Решение задач на нахождение формул органических веществ

1



132

Повторение и обобщение знаний свойств органических веществ

1



133

Повторение и обобщение знаний свойств органических веществ

1



134

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ (1 вариант)

1


КР-7

135

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ (2 вариант)

1


КР-7

136

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

1




Учебно-методическое обеспечение

  1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 10 класс (профильный уровень). Издательский центр «Вентана-Граф»:

  2. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н. Химия.11 класс (профильный уровень).

  3. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: Учебное пособие для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. -144с.

  4. Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия: Дидактические материалы:

          10-11 кл. –М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. -198 с.

5. Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007

6.  Иванов В.Г. . Химия в  формулах 8-11 класс: справочные  материалы М: Дрофа, 2007

7.   Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М: Дрофа, 2007. – 255с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!