Негосударственная общеобразовательная автономная
некоммерческая организация
«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 212.2– АДМ
от 29 августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
10-11 классов
учителя химии Веселовой Л.А.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол №1 от 27.08.2019 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора АНО «Павловская гимназия»
_______________ /Е.Ю. Васюкова /
29.08.2019 Г.
2019 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии обучающихся 10-11 классов с углубленным изучением химии в рамках естественно-научного профиля АНО «Павловская гимназия». Представленная программа реализуется в 2019-2021 учебном году.
Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно- методических документов:
- Закона «Об образовании РФ»;
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта
- Авторской программы курса химии 8-11 класс для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин (10-11 кл.). Профильный уровень: учебник для 10 класса - Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин. Профильный уровень: учебник для 11 класса - Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин. Химия: рабочая программа учителя: 8-11 классы / [Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара]; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана -Граф, 2017г.
- Учебного плана АНО «Павловской гимназии» на 2019-2020 уч. г.
- Учебного плана АНО «Павловской гимназии» на 2020-2021 уч. г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Е. Кузнецовой. Но в ее содержание внесены некоторые изменения. Так, некоторые темы содержат дополнительный учебный материал, а количество часов увеличено в связи с тем, что на изучение органической химии по естественно-научному профилю выделено 4 часа, в отличие от авторской программы, предлагающей 3 часа в неделю.
Программа рассчитана на 2 года в размере 238 часов, из них 136 часов в год (4 часа в неделю) в 10 классе и 102 часа в год (3 часа в неделю) в 11 классе и соответствует Фундаментальному ядру содержания общего образования и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представленным в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, и примерной программы по химии среднего (полного) общего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологи.
Условия реализации
Обучение производится в специально оборудованных аудиториях и лабораториях, что позволяет полноценно проводить процесс обучения, в т.ч. химический эксперимент. Имеются кабинет для занятий с классом, оснащенный вытяжным шкафом для проведения демонстрационных экспериментов, и два кабинета-лаборатории для групповых занятий. Кабинеты оснащены проекционным техническим оборудованием, компьютером, средствами наглядности и необходимым химическим оборудованием.
АНО «Павловская гимназия» является школой полного дня, что даёт возможность повысить эффективность освоения образовательной программы и достичь планируемых результатов.
Цели изучения
1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.
Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.
Развитие интереса и внутренней мотивации обучающихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего мира веществ.
Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.
Формирование умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнение лабораторных опытов и проведение простых экспериментальных исследований, интерпретация химических формул и уравнений, оперирования ими.
Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.
Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры обучающихся.
Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального развития личности,
10. Развитие стремления школьников к продолжению естественно-научного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире
Общая характеристика курса органической химии
Программа курса химии для 10 класса профильного уровня отражает материал четырех крупных разделов: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений», «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».
В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. А также закономерности протекания и механизмы органических реакций.
При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией. На примерах изучения разных классов органических веществ анализируются биологические функции отдельных химических соединений, необходимых для жизнедеятельности организма человека, что является мотивацией сознательного усвоения предмета учащимися. Этому способствует и материал, раскрывающий социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания и др.). В курсе органической химии содержатся важные сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.
Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать роль химии в естествознании, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, радикал, атомные s-. р-, d- орбитали, химическая связь, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
- объяснять основные теории химии: химической связи, строения органических соединений ( включая стереохимию);
- разъяснять классификацию и номенклатуру органических соединений;
- описывать природные источники углеводородов и способы их переработки;
- комментировать важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты(уксусная кислота), углеводороды, фенол, анилин, бензол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла, моющие средства;
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые химические эксперименты;
- объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;
- обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;
- структурировать учебную информацию;
- интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность;
- объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;
- объяснять строение атомов элементов I-IV периодов с использованием электронных конфигураций атомов;
- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.
Обучающийся получит возможность:
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
- характеризовать: строения и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот, углеводов);
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу и способы образования химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
- самостоятельно получать новые для себя химические знания, используя для этого доступные источники информации;
- прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Обучающийся получит возможность:
- развивать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- овладеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- сформировать навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты должны включать в себя:
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уроню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностейреализации собственных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологически направленной деятельности.
Содержание курса химии
10 класс
Раздел I. Теоретические основы органической химии
Тема 1. Введение в органическую химию (5 часов)
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ.
Дополнительный материал. История зарождения и развития химии.
Тема 2. Теория строения органических соединений (3 часа)
Теория химического строения А.М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений.
Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова.
Тема3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация (5 часов)
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация атомных орбиталей. Типы гибридизации атомных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентная связь. Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о гомологических рядах органических соединений.
Методы исследования органических соединений.
Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений (5 часов)
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Катализ. Катализаторы. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций.
Обучающийся научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
Обучающийся получит возможность:
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
Раздел II. Классы органических соединений
Тема 5. Углеводороды (25 часов)
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Электронное и пространственное строение алканов. Конформеры (конформации). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алкановв природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенопроизводных алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформациициклоалканов.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковникова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.
Алкадиеиы. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Резонансная энергия. Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Генетическая связь углеводородов.
Применение углеводородов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Галогенопроизводные предельных углеводородов (галогеналканы). Строение, номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства галогеналканов. Применение. Галогеналкены.
Тема 6. Спирты. Фенолы (10 часов)
Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Простые эфиры. Состав, физические свойства, применение. Диэтиловый эфир.
Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Фенолы. Состав, особенности строения молекулы, физико-химические свойства фенола. Получение и применение фенола и его соединений. Их токсичность.
Тема 7. Альдегиды и кетоны (4 часа)
Альдегиды. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Качественная реакция с фуксинсернистой кислотой. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия кетонов.
Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (12 часов)
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение. Способность кислот образовывать водородную связь. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.
Высшие жирные кислоты. Краткие сведения о распространении в природе пальмитиновой и стеариновой кислот, их составе, строении, свойствах и применении. Мыла.
Одноосновные непредельные карбоновые кислоты. Состав, строение, распространение в природе акриловой, олеиновой кислот. Реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия.
Краткие сведения о некоторых двухосновных, ароматических и других карбоновых кислотах.
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченых атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла
Тема 9. Азотсодержащие соединения (10 часов)
Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Физические и химические свойства аминов. Реакция окисления аминов. Применение и получение.
Анилин - представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения.
Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул.
Табакокурение и наркомания - угроза жизни человека.
Тема 10. Вещества живых клеток(15 часов)
Классификация жиров. Жиры - триглицериды: состав, физические и химические свойства жиров. Промышленный гидролиз жиров.
Жиры в жизни человека и человечества.
Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Глюкоза. Физические свойства глюкозы. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства глюкозы. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека.
Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз сахарозы.
Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины.
Гликоген. Пектин.
Целлюлоза - природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксилин. Хитин.
Краткие сведения о некоторых моно- и олигосахаридах.
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона, α-амино-кислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение белков. Физические свойства. Методы изучения структуры белков (УФ-спектроскопия и метод анализа концевых групп). Характеристика химических связей, поддерживающих пространственную структуру. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.
Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген.
Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.
Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплиментарности.
Общие представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код.
К истории открытия «двойной спирали».
Обучающийся научится:
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
- проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
- владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
- приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав
Обучающийся получит возможность:
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
- находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Раздел III. Органическая химия в жизни человека
Тема 11. Природные источники углеводородов (5 часов)
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина.
Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.
Промышленный органический синтез. Синтез метанола и этанола. Производство уксусной кислоты. Научные принципы химического производства.
Тема 12. Промышленное производство органических соединений (5 часов)
Промышленный органический синтез. Производство и применение метанола. Производство и применение этанола. Производство уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты. Промышленный синтез, органический синтез, катализаторы, ингибиторы, технологический процесс.
Тема 13. Полимеры и полимерные материалы (9 часов)
Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый.
Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон. Пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.
Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи. Красители.
Тема 14. Защита окружающей среды
от воздействия вредных органических веществ (3 часа)
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды. Меры предотвращения экологических последствий. Влияние на окружающую среду производных углеводородов.
Обучающийся научится:
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Обучающийся получит возможность:
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
- наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент;
- умению интерпретировать химическую информацию, полученную из разных источников.
Обобщение знаний по органической химии. Тестирование в форме и по материалам ЕГЭ (20 часов)
Планируемые предметные результаты оцениваются в ходе тематического контроля по завершении раздела или темы. Промежуточный контроль позволяет осуществлять формирующее оценивание и корректировать работу по достижению обучающимися планируемых результатов. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Формы контроля в 8-ом и 9-ом классе: тестирование, проверочная работа, практическая и контрольная работа.
Оценка метапредметных и личностных результатов осуществляется в ходе наблюдения за деятельностью учеников при выполнении групповой работы, проектных работ, презентации результатов своей работы или работы группы в рамках урочной деятельности и участии в школьных мероприятиях.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем урока | Кол-во часов | Практич/лабор. работы | Формы контроля |
| Раздел I Теоретические основы органической химии Тема 1. Введение в органическую химию | 18 ч 5 ч. | Пр.р. - 1 | |
1 | Предмет и значение органической химии. История зарождения и развития химии | 1 | | |
2 | Отличительные признаки органических соединений | 1 | | |
3 | Практическая работа № 1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах» | 1 | Пр-1 | |
4 | Решение задач: нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания | 1 | | |
5 | Решение задач: нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Зачет | 1 | | Проверочная работа |
| Тема 2. Теория строения органических соединений | 3 ч. | | |
6 | Зарождение и развитие теоретических представлений о строении орг-х соединений Теория химического строения A.M. Бутлерова | 1 | | |
7 | Современные представления о строении органических соединений Химический язык — средство описания и метод познания органических соединений | 1 | | |
8 | Обобщение знаний по темам 1, 2. Проверочная работа | 1 | | Проверочная работа |
| Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация | 5 ч. | Л.Р.-1 | |
9 | Электронная природа химических связей в органических веществах Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей | 1 | | |
10 | Классификация органических соединений | 1 | | |
11 | Номенклатура органических соединений | 1 | | Проверочная работа |
12 | Методы изучения свойств органических соединений | 1 | Лаборатор-ная работа | |
13 | Зачет по теме № 3 | 1 | | Зачет |
| Тема 4. Классификация химических реакций | 5 ч. | | КР-1 |
14 | Химические реакции между органическими соединениями | 1 | | |
15 | Механизмы протекания химических реакций в органической химии | 1 | | |
16 | Классификация химических реакций с участием органических веществ | 1 | | |
17 | Обобщение знаний по темам 1-4 | 1 | | |
18 | Контрольная работа № 1 «Классификация химических реакций» | 1 | | КР - 1 |
| Раздел II. Классы органических соединений Тема 5. Углеводороды | 25 ч. | Л.Р.-3 Пр.Р.-1 | КР- 1 |
19 | Понятие о предельных углеводородах. Алканы | 1 | | |
20 | Изомерия алканов Номенклатура алканов | 1 | Лаборатор-ная работа | |
21 | Получение и физические свойства алканов | 1 | | |
22 | Химические свойства алканов, их применение. | 1 | Лаб. работа | |
23 | Циклоалканы, строение | 1 | | Проверочная работа |
24 | Циклоалканы, свойства | 1 | | |
25 | Понятие о непредельных углеводородах. Алкены | 1 | | |
26 | Изомерия и номенклатура алкенов | 1 | | Проверочная работа |
27 | Получение и физико-химические свойства алкенов | 1 | Лаборатор-ная работа | |
28 | Практическая работа № 2 Получение этилена и изучение его свойств | 1 | Пр-2 | |
29 | Алкадиены: строение, свойства, применение. | 1 | | |
30 | Каучук. Резина | 1 | | |
31 | Алкины. Изомерия и номенклатура алкинов. Применение. | 1 | | |
32 | Получение и физико-химические свойства алкинов | 1 | | Проверочная работа |
33 | Арены. Бензол. | 1 | | |
34 | Получение и физико-химические свойства бензола | 1 | | |
35 | Гомологи бензола. Действие заместителей в бензольном кольце. | 1 | | |
36 | Углеводороды в природе и жизни человека | 1 | | |
37 | Генетическая взаимосвязь классов углеводородов | 1 | | |
38 | Получение и физико-химические свойства бензола | 1 | | Проверочная работа |
39 | Решение задач различных типов | 1 | | |
40 | Обобщение знаний по теме «Углеводороды» | 1 | | |
41 | Контрольная работа № 2 «Углеводороды» в форме ЕГЭ | 1 | | КР-2 |
42 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач различных типов в формате ЕГЭ | 1 | | |
43 | Галогеналканы. Галогеналкены. | 1 | | |
| Тема 6. Спирты и фенолы | 10 ч. | Пр.Р. - 1 | |
44 | Понятие о спиртах. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов | 1 | | |
45 | Предельные одноатомные спирты. Строение, получение и физические свойства одноатомных спиртов. | 1 | | |
46 | Химические свойства одноатомных спиртов. | 1 | | Проверочная работа |
47 | Простые эфиры | 1 | | |
48 | Многоатомные спирты. Спирты в природе и жизни человека | 1 | | |
49 | Понятие об ароматических спиртах и фенолах. | 1 | | |
50 | Получение, физико-химические свойства фенола. Применение фенолов | 1 | | |
51 | Практическая работа № 3 «Спирты и фенолы» | 1 | Пр-3 | |
52 | Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений | 1 | | |
53 | Зачет по теме 6 «Спирты и фенолы» | 1 | | |
| Тема 7. Альдегиды и кетоны | 4 ч. | Лаб. р - 1 Пр. р - 1 | |
54 | Понятие об альдегидах. Классификация, номенклатура, особенности строения. Получение альдегидов | 1 | | |
55 | Физико- химические свойства. Применение. | 1 | Лаб. работа | |
56 | Кетоны, ацетон. | 1 | | |
57 | Практическая работа № 4 «Альдегиды и кетоны» | 1 | Пр-4 | |
| Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры | 12 ч. | Пр.Р. – 2 | К.Р.- 1 |
58 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот | 1 | | |
59 | Физико-химические свойства карбоновых кислот | 1 | Лаб. работа | |
60 | Отдельные представители одноосновных карбоновых кислот. Мыла. | 1 | | |
61 | Практическая работа № 5 «Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств» | 1 | Пр-5 | |
62 | Непредельные одноосновные карбоновые кислоты | 1 | | Проверочная работа |
63 | Сложные эфиры | 1 | | |
64 | Практическая работа № 6 «Получение сложного эфира» | 1 | Пр-6 | |
65 | Альдегиды, карбоновые кислоты и сложные эфиры в природе и жизни человека | 1 | | |
66 | Обобщение знаний по теме: «Кислородсодержащие углеводороды» | 1 | | |
67 | Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений | 1 | | |
68 | Решение задач | 1 | | |
69 | Контрольная работа № 3 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры» | 1 | | КР-3 |
| Тема 9. Азотсодержащие органические соединения | 10 ч. | Пр. р. – 2 Лаб. р. – 1 | КР-1 |
70 | Анализ контрольной работы. Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины | 1 | | |
71 | Анилин — представитель ароматических аминов | 1 | | |
72 | Аминокислоты. Особенности строения, номенклатура, изомерия, получение. | 1 | | |
73 | Свойства аминокислот. Полипептиды | 1 | Лаб. работа | |
74 | Практическая работа № 7 «Свойства аминокислот» | 1 | Пр-7 | |
75 | Ароматические гетероциклические соединения | 1 | | |
76 | Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека | 1 | | |
77 | Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач» | 1 | Пр-8 | |
78 | Обобщение знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения». | 1 | | |
79 | Контрольная работа № 4 по теме «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | | КР-4 |
| Раздел III. Вещества живых клеток Тема 10- 14. Жиры. Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты | 15 ч. | Пр.р.-3 Л.р.-3 | К.р. - 1 |
80 | Жиры: состав, строение, свойства, значение. | 1 | | |
81 | Практическая работа № 9 «Получение мыла из жиров» | 1 | Пр-9 | |
82 | Понятие об углеводах. Моносахариды. Глюкоза. | 1 | | |
83 | Моносахариды. Фруктоза. Значение моносахаридов в природе и жизни человека. | 1 | Лаб. работа | |
84 | Дисахариды. Сахароза, мальтоза. | 1 | | |
85 | Полисахариды. Крахмал. | 1 | Лаб. работа | |
86 | Полисахариды. Целлюлоза. | 1 | | |
87 | Значение полисахаридов в жизни человека. | 1 | | Проверочная работа |
88 | Белки: классификация, строение, значение | 1 | | |
89 | Практическая работа № 10 «Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними» | 1 | Пр-10 | |
90 | Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка | 1 | | |
91 | Обобщение знаний по темам 10-14. Единство биохимических функций изученных веществ | 1 | | |
92 | Практическая работа № 11 «Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток» | 1 | Пр-11 | |
93 | Контрольная работа № 5 «Вещества живых клеток» | 1 | | КР-5 |
94 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | | |
| Раздел IV. Органическая химия в жизни человека Тема 15. Природные источники углеводородов, их переработка | 5 ч. | | |
95 | Нефть. Нефтепродукты | 1 | | |
96 | Попутный нефтяной газ | 1 | | |
97 | Природный газ | 1 | | |
98 | Коксо-химическое производство | 1 | | |
99 | Семинар «Альтернативные виды топлива» | 1 | | Проверочная работа |
| Тема 16. Промышленное производство органических соединений | 5 ч. | | |
100 | Промышленный органический синтез. Производство и применение метанола | 1 | | |
101 | Производство уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты | 1 | | |
102 | Решение задач различных типов | 1 | | |
103 | Обобщение: «Природные источники углеводородов», «Промышленное производство органических соединений» | 1 | | |
104 | Проверочная работа по теме «Промышленное производство органических соединений» | 1 | | Проверочная работа |
| Тема 17. Полимеры и полимерные материалы | 9 ч. | Пр.р.- 2 | |
105 | Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях | 1 | | |
106 | Пластмассы | 1 | | |
107 | Практическая работа № 12 «Распознавание пластмасс» | 1 | Пр-12 | |
108 | Синтетические каучуки | 1 | | |
109 | Синтетические волокна | 1 | | |
110 | Практическая работа № 13 «Распознавание волокон» | 1 | Пр-13 | |
111 | Анализ практических работ № 12-13 | 1 | | |
112 | Композиционные материалы. Краски, лаки, клеи | 1 | | |
113 | Семинар по теме «Значение высокомолекулярных соединений» | 1 | | Проверочная работа |
| Тема 18. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ | 3 ч. | | КР-1 |
114 | Понятие о химической экологии. Углеводороды, вредные для природы и здоровья человека | 1 | | |
115 | Влияние производных углеводородов на окружающую среду. Обобщение знаний | 1 | | Проверочная работа |
116 | Контрольная работа № 6 «Природные источники углеводородов» | 1 | | КР-6 |
| Раздел V. Обобщение и закрепление пройденного материала за курс 10 класса. | 20 ч. | | |
117 | Повторение и обобщение знаний. Классификация и номенклатура органических веществ | 1 | | |
118 | Повторение и обобщение знаний. Классификация и номенклатура органических веществ | 1 | | |
119 | Повторение и обобщение знаний. Свойства предельных и непредельных органических веществ | 1 | | |
120 | Повторение и обобщение знаний. Свойства предельных и непредельных органических веществ | 11 | | Проверочная работа |
121 | Повторение и обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения. Спирты» | 1 | | |
122 | Повторение и обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения. Фенолы» | 1 | | Проверочная работа |
123 | Повторение и обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения. Альдегиды, кетоны» | 1 | | |
124 | Повторение и обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения. Карбоновые кислоты, эфиры» | 1 | | Проверочная работа |
125 | Повторение и обобщение знаний по теме: «Углеводы» | 1 | | |
126 | Повторение и обобщение знаний по теме: «Углеводы» | 1 | | Проверочная работа |
127 | Повторение и обобщение знаний по теме: «Природные источники углеводородов» | 1 | | |
128 | Повторение и обобщение знаний по теме: «Природные источники углеводородов» | 1 | | |
129 | Повторение и обобщение знаний по теме: «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | | |
130 | Повторение и обобщение знаний по теме: «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | | Проверочная работа |
131 | Решение задач на нахождение формул органических веществ | 1 | | |
132 | Повторение и обобщение знаний свойств органических веществ | 1 | | |
133 | Повторение и обобщение знаний свойств органических веществ | 1 | | |
134 | Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ (1 вариант) | 1 | | КР-7 |
135 | Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ (2 вариант) | 1 | | КР-7 |
136 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 10 класс (профильный уровень). Издательский центр «Вентана-Граф»:
Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н. Химия.11 класс (профильный уровень).
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: Учебное пособие для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. -144с.
Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия: Дидактические материалы:
10-11 кл. –М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. -198 с.
5. Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007
6. Иванов В.Г. . Химия в формулах 8-11 класс: справочные материалы М: Дрофа, 2007
7. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М: Дрофа, 2007. – 255с.