СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по химии 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ХИМИЯ»


Личностные результаты:

  • понимать основные исторические события, свя­занные с развитием химии и общества; достижения в области хи­мии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны;

  • испытывать чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития;

  • признавать ценность здоровья (своего и других людей);

  • осознавать готовность (или неготовность) к самостоятель­ным поступкам и действиям,

  • проявлять экологическое сознание; доброжелательность, до­верие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уметь устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);


Метапредметные результаты:

  • воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме, работать с текстами различного уровня сложности;

  • использовать основные интеллектуальные операции: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

  • генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использовать различные источники для получения химической информации.

  • использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применять основные методы познания для изучения различных сторон окружающей действительности;


9 класс

Предметные результаты:


Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ХИМИЯ»



9 класс


Повторение основных вопросов курса химии 8 класс (3 ч.)

Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева в свете теории строения атома. Строение атома. Химическая связь. Кристаллические решетки.

Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Их состав, классификация, свойства.


Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».


Тема 2. Кислород и сера (9 ч.)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их солей. Оксиды серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и серы».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.


Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

  • Получение аммиака и изучение его свойств.

  • Определение минеральных удобрений.


Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Угарный газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.


Тема 5. Общие свойства металлов (12 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы ( сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Получение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строении его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединения алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

  • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Органическая химия


Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (1ч.)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (4ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах ( циклоалканы, бензол.)

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.

Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.


Тема 8. Спирты (1 ч)

Одноатомные спирты. Метанол, Этанол. Физические свойства. Физиологические действия спиртов на организм. Применение

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.


Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 ч)

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.


Тема 10. Углеводы (1 ч)

Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.


Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч )

Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



9 класс:

Дата

план/факт

Тема

Корректировка

1/1


Входная диагностика.


2/2


Анализ входной диагностической работы. Инструктаж по технике безопасности. Повторение.


Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (3 ч.)

3/1


Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете теории строения атома. Строение атома.


4/2


Строение атома. Химическая связь. Кристаллические решетки.


5/3


Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Их состав, классификация, свойства.


Тема 1.Электролитическая диссоциация (10 ч.)

6/1


Вводный инструктаж. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.


7/2


Диссоциация кислот, щелочей и солей


8/3


Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации


9/4


Реакции ионного обмена и условия их протекания


10/5


Реакции ионного обмена и условия их протекания


11/6


Окислительно-восстановительные реакции.


12/7


Окислительно-восстановительные реакции.


13/8


Гидролиз солей


14/9


Практическая работа №1 .Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»


15/10


Контрольная работа №1 по теме «Электролитическая диссоциация».


Тема 2. «Кислород и сера» (9ч.)

16/1


Анализ контрольной работы №1 по теме: « Электролитическая диссоциация». Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.


17/2


Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Нахождение в природе. Применение серы.


18/3


Сероводород. Сульфиды


19/4


Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли.


20/5


Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.


21/6


Окислительные свойства концентрированной серной кислоты


22/7


Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода»


23/8


Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие


24/9


Вычисления по химическим уравнениям


Тема 3.Азот и фосфор (10 ч.)

25/1


Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение.


26/2


Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.


27/3


Соли аммония


28/4


Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств»


29/5


Азотная кислота. Строение молекулы и получение


30/6


Окислительные свойства азотной кислоты


31/7


Соли азотной кислоты.


32/8


Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.


33/9


Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения.


34/10


Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений».


Тема 4 «Углерод и кремний (7 ч.)

35/1


Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.


36/2


Химические свойства углерода. Адсорбция.


37/3


Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.


38/4


Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе


39/5


Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.


40/6


Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».


41/7


Контрольная работа № 2 по темам 2 – 4.


Тема 5 «Общие свойства металлов» (12ч.)

42/1


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.


43/2


Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов.


44/3


Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в ПС и строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.


45/4


Кальций и его соединения.


46/5


Жёсткость воды и способы её устранения.


47/6


Алюминий: физические и химические свойства Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.


48/7


Железо. Положение в ПС и строение его атома. Нахождение в природе. Свойства железа


49/8


Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)


50/9


Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.


51/10


Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)


52/11


Практическая работа №6 . Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»


53/12


Контрольная работа №3 по теме «Металлы и их соединения»


Органическая химия

Тема 6 «Первоначальные представления об органических веществах» (1 ч.)

54/1


Первоначальные представления о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Упрощённая классификация органических соединений.


Тема 7 «Углеводороды» (4 ч.)

55/1


Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.


56/2


Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение.


57/3


Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол)


58/4


Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.


Тема 8 Спирты (1 ч.)

59/1


Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.


Тема 9 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры» (2 ч.)

60/1


Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Применение.


61/2


Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме


Тема 10 «Углеводы»(1 ч.)

62/1

Углеводы. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза Нахождение в природе. Биологическая роль


Тема 11 «Белки. Полимеры» (4 ч.)

63/1


Белки. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.


64/2


Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.


65/3


Химия и здоровье. Лекарства. Контрольная работа № 4 по теме «Первоначальные представления об органических веществах»


66/4


Контрольная работа № 5. Итоговое тестирование.


Итого: 66ч.

2020-2021





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!