ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриелян, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2017г.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян -
Данная рабочая программа разработана на основе следующих
нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4. - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МКОУ «Телетлинская СОШ №2»
6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шамильского района РД «Телетлинская СОШ №2»» (5-9 класс).
7. Учебный план МКОУ «Телетлинская СОШ №2» на 20____-20____ учебный год;
8. Календарный учебный график на 20____-20____ учебный год МКОУ «Телетлинская СОШ №2»;
9. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МКОУ «Телетлинская СОШ №2».
10. Примерная программа основного общего образования по химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (ФГОС) 8 – 9 кл./ сост. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2017г.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:
изучение состава, строения, свойств химических элементов- представителей отдельных групп главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева, их соединений и применения.
Задачи курса:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 34 учебных недели 64 часов (2 часа в неделю),
Срок реализации рабочей программы 1 год (20__ - 20____ уч. год)
Уровень программы - ФГОС.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 5,
практических работ – 6
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса.
Согласно действующему в школе учебному плану, базирующемся на Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) , рабочая программа 9 класса по химии предусматривает классно-урочную систему обучения в объеме 2 часа в неделю (64 часа в год).
Срок реализации программы – 1 год.
Годовой календарный график МКОУ «Телетлинская СОШ №2» на 20____-20____ учебный год предусматривает 34 учебные недели, что соответствует 64 ч.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом каникулярных, выходных и дополнительных рабочих дней.
За два года обучения в МКОУ «Телетлинская СОШ №2» учебный курс "ХИМИЯ" реализуется за 134 часа.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ТЕМА | К-во часов | Дата проведения |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов) |
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. | 1 | |
2. | Характеристика химического элемента по кислотно - основным свойствам образуемых им соединений | 1 | |
3. | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | |
4. | Химическая организация природы | 1 | |
5. | Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализ. Катализаторы. | 1 | |
6. | Диагностическая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | |
Тема 1. Металлы (14 часов) |
7. | Век медный, бронзовый, железный | 1 | |
8. | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. | 1 | |
9. | Физические свойства металлов. | 1 | |
10. | Сплавы. | 1 | |
11. | Химические свойства металлов | 1 | |
12. | Получение металлов | 1 | |
13. | Коррозия металлов | 1 | |
14. | Общая характеристика щелочных металлов | 1 | |
15. | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы | 1 | |
16. | Алюминий, его свойства. Соединения алюминия | 1 | |
17. | Железо, его физические и химические свойства. Генетические ряды железа (II) и железа (III). | 1 | |
18. | Обобщение по теме «Металлы». | 1 | |
19. | Решение задач на определение выхода продукта реакции. Ф. Г. "Расчет расходов в семье" | 1 | |
20. | Контрольная работа №1 по теме «Металлы» | 1 | |
Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3 часа) |
21. | Т. Б.Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» | 1 | |
22. | Т. Б. Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов» | 1 | |
23. | Т. Б. Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов» | 1 | |
Тема 3. «Неметаллы» + Практикум 2 (20 + 3 = 23 часа) |
24. | Общая характеристика неметаллов. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух | 1 | |
25. | Неметалл: водород. | 1 | |
26. | Вода, Значение воды в жизни человека | 1 | |
27. | Галогены. Важнейшие соединения галогенов. | 1 | |
28. | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | 1 | |
29. | Кислород, свойства, получение и применение | 1 | |
30 | Сера, свойства, получение, применение. | 1 | |
31. | Соединения серы. Серная кислота и её соли. | 1 | |
32. | Т. Б. Практическая работа №4 по теме «Подгруппа кислорода» | 1 | |
33. | Азот и его свойства. | 1 | |
34. | Аммиак и его свойства. | 1 | |
35. | Соли аммония, их свойства. | 1 | |
36. | Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её свойства | 1 | |
37. | Фосфор, его соединения | 1 | |
38. | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | |
39. | Кислородные соединения углерода | 1 | |
40. | Угольная кислота и её соли. | 1 | |
41. | Кремний и его соединения | 1 | |
42. | Силикатная промышленность | 1 | |
43. | Т. Б. Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппы азота и углерода» | 1 | |
44. | Решение расчетных задач. Ф. Г. "Расчет банковского кредита" | 1 | |
45. | Т. Б. Практическая работа №6 "Получение, собирание и распознавание газов" | 1 | |
46. | Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы» | 1 | |
Тема 5. Органические соединения (11 часов) |
47. | Предмет органической химии. Строение атома углерода. | 1 | |
48. | Предельные углеводороды – метан и этан | 1 | |
49. | Непредельные углеводороды – этилен. | 1 | |
50. | Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин. | 1 | |
51. | Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. | 1 | |
52. | Жиры | 1 | |
53. | Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации. | 1 | |
54. | Понятие об углеводах. | 1 | |
55. | Полимеры. (Региональный компонент. Бытовые отходы. Экологические проблемы) | 1 | |
56. | Подготовка к контрольной работе по теме: "Органическая химия". Решение задач. Ф. Г. "Налоги и налогообложение" | 1 | |
57. | Контрольная работа №3 по теме «Органическая химия» | 1 | |
Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (6 часов) |
58. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 1 | |
59. | Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества | 1 | |
60. | Классификация химических реакций. Скорость химической реакци | 1 | |
61. | Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций | 1 | |
62. | Окислительно - восстановительные реакции | 1 | |
63. | Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные химические свойства неорганических веществ | 1 | |
Повторение (1 час) |
64. | Итоговая контрольная работа по химии за курс основной школы (тест) | 1 | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации целей и задач обучения химии по данной программе используется УМК 1.Примерная программа основного общего образования по химии (уровень ФГОС);
2.Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2014 г.)
. 3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013г
4.Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2015 г.
5.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2014г.
6.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2015г.
7.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2012г.
Кабинет химии слабо оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В классе отсутствует вытяжной шкаф, поэтому большинство лабораторных опытов демонстрируются учащимся в электронном виде. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: 1) компьютер,
2) мультимедиа проектор,
3) выход в Интернет.
Использование электронных средств обучения позволяют:
активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса .
формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;