Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» Основные личностные результаты обучения химии:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты обучения в старшей школе состоят из освоенных учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения химии:
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Химия»:
Выпускник на углубленном уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;
анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;
устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;
подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;
определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно- исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;
описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ;
характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.
Содержание учебного предмета «ХИМИЯ»
Органическая химия, 10 класс
Введение. Предмет органической химии.
Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.
Тема 1. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
Тема 2. Основы строения и механизмы образования связей. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. Электронное облако и орбиталь, их формы: s- и р-. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: sи p-. Образование молекул Н2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3, CH4, C2H4, C2H2. Водородная связь. Образование ионов NH 4 + и H3O+ . Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи. Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии. Модель отталкивания гибридных орбиталей, выполненная с помощью воздушных шаров.
Тема 3. Строение и классификация органических соединений.
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по 12 функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Тривиальные названия веществ. Номенклатура рациональная и ИЮПАК (IUPAC). Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп. Структурная 7 изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях. Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул CH4 и СН3ОН; C2H2, C2H4 и C6H6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4. Модели CH4, C2H4, C2H2. Образцы представителей различных классов органических соединений и модели их молекул. Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различных классов органических соединений.
Тема 4. Алканы.
Понятие об углеводородах. Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Решение смешанных расчётных задач.
Тема 5. Органические реакции.
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова. Расчетные задачи. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. Комбинированные задачи. Демонстрации 8 Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином. Лабораторные опыты. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и жирам. Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи. Изготовление моделей галогеналканов. Обнаружение непредельных 16 соединений в нефтепродуктах. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. Распознавание образцов алканов и алкенов. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения.
Тема 6. Углеводороды с кратными связями. Алкены.
Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Поляризация p-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях. Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов. Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение p-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными p-связями. Решение смешанных расчётных задач. Демонстрации. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена. Получение ацетилена из карбида кальция. Взаимодействие ацетилена с бромной 9 водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра. Модели молекул алкадиенов с различным взаимным расположением p-связей. Деполимеризация каучука. Модели молекул алкадиенов с различным взаимным расположением p-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса). Модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом.
Тема 7. Циклические соединения. Циклоалканы.
Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (углеродного скелета, цис-, транс-, межклассовая). Получение и химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана. Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение p-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного p-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие метильной группы в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции по боковой цепи алкилбензолов. Решение смешанных расчётных задач. Демонстрации. Модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол—вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола.
Тема 8. Природные источники углеводородов.
Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. 10 Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых. Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. Комбинированные задачи. Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин— вода с помощью делительной воронки. Получение фенолформальдегидной смолы и полимера. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена из этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанбутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанбутановой смеси с кислородом (воздухом). Лабораторные опыты. Изготовление моделей алкинов и их изомеров. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина». Ознакомление с физическими свойствами бензола. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии. Распознавание органических веществ. Определение качественного состава парафина или бензола. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой
Тема 9. Кислородсодержащие соединения.
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма. Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, однои многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола. Альдегиды и кетоны. Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. 11 Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Способы получения. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны. Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Способы получения. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием p-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты. Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров (углеродного скелета и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза). Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении). Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям. Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной 18 кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Знакомство с физическими 12 свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия. Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии). Взаимодействие фенола с раствором щелочи. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). Взаимодействие фенола с бромной водой. Распознавание водных растворов фенола и глицерина. Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида. Окисление этанола в этаналь. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). Получение фенолоформальдегидного полимера. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла). Ознакомление с образцами сложных эфиров. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (красителям). Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4. Получение мыла. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде. Экспериментальные задачи. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. Получение карбоновой кислоты из мыла. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Тема 10. Углеводы. Моно-, ди- и полисахариды.
Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества. Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная 13 характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров. Решение смешанных расчётных задач. Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы. Лабораторные опыты. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре. Кислотный гидролиз сахарозы. Знакомство с образцами полисахаридов. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. Знакомство с коллекцией волокон. Экспериментальные задачи. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 11. Азотсодержащие соединения. Амины.
Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов. Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. 14 Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии. Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул изомерных аминов. Изготовление моделей изомерных молекул состава СзН7NO2. Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке.
Тема 12. Биологически активные соединения. Витамины.
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипери гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (А, D, Е), их биологическая роль. Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика. Демонстрации. 15 Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FеCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина. Лабораторные опыты. Обнаружение витамина А в растительном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
Тематический план:
| № Урока по теме | Тема | Оборудование |
Раздел 1. Теоретические основы органической химии. 27ч |
Тема 1. Введение. 5 ч |
1 | 1 | Предмет и значение органической химии | ПСХЭ Д. И. Менделеева |
2 | 2 | Отличительные признаки органических соединений. | ПСХЭ Д. И. Менделеева Компьютерная презентация. |
3 | 3 | Отличительные признаки органических соединений. | Компьютерная презентация. |
4-5 | 4-5 | Решение задач: нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания | |
Тема 2. Теория строения органических соединений. 10 ч |
6 | 1 | Зарождение и развитие теоретических представлений о строении органических соединений | |
7 | 2 | Теория химического строения A.M. Бутлерова | Видео опыты |
8 | 3 | Современные представления о строении органических соединений | Компьютерная презентация |
9 | 4 | Химический язык — средство описания и метод познания органических соединений | ПСХЭ Д. И. Менделеева |
10-11 | 5-6 | ПР №1 «Определение водорода, углерода и хлора в органических веществах». Решение практических и расчетных задач. | Практическая работа, |
12-13 | 7-8 | Теоретические основы органической химии. Теория химического строения А.М. Бутлерова. | Семинар 1 |
14-15 | 9-10 | Обобщение знаний по темам 1, 2. Проверочная работа | |
Тема 3. Особенности строения и свойств органически соединений 5 ч |
16 | 1 | Электронная природа химических связей в органических веществах | Таблица, |
17-18 | 2-3 | Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей | Компьютерная презентация |
19 | 4 | Классификация органических соединений | Компьютерная презентация |
20 | 5 | Номенклатура органических соединений | |
Тема 4. Закономерности протекания химических реакций с участием органических веществ. 7ч |
21-22 | 1-2 | Химические реакции между органическими соединениями Механизмы протекания химических реакций в органической химии ' | Компьютерная презентация |
23-24 | 3-4 | Классификация химических реакций с участием органических веществ | Видео опыты |
25-26 | 5-6 | Обобщение знаний по темам 1-4. Решение расчетных задач. | Семинар 1 |
27 | 7 | Контрольная работа № 1 | |
Раздел 2 Классы органических соединений. 107ч. |
Тема 5. Углеводороды. 46ч. |
28 | 1 | Понятие о предельных углеводородах. Алканы. | Компьютерная презентация |
29 | 2 | Изомерия и номенклатура алканов | |
30-31 | 3-4 | Зависимость химических свойств алканов от их строения. Характерные реакции | Компьютерная презентация |
32-33 | 5-6 | Обобщение и закрепление темы «Алканы» | Контрольный тест |
34 | 7 | Циклоалканы: химические свойства, строение. Различная устойчивость циклов, пространственная изомерия | Лекция. П.13 |
35 | 8-9 | Совершенствование теоретических знаний с использованием заданий различного уровня. | |
36-37 | 10-11 | Обобщение знаний по теме «Предельные углеводороды». Решение расчетных задач | Семинар 2 |
38-39 | 12-13 | Зачет по теме «Предельные углеводороды». Проверочная работа | Контроль знаний |
40 | 14 | Понятие о непредельных углеводородах. Алкены | Компьютерная презентация |
41 | 15 | Изомерия и номенклатура алкенов | |
42-43 | 16-17 | Получение и физико-химические свойства алкенов | Компьютерная презентация |
44-45 | 18-19 | Практическая работа № 2. Получение этилена и изучение его свойств. Качественное распознавание алкенов | Лабораторное оборудование |
46-47 | 20-21 | Совершенствование теоретических знаний с использованием заданий различного уровня. | Тестовые задания |
48-49 | 22-23 | Зачет по теме «Непредельные углеводороды». Проверочная работа | зачет |
50-51 | 24-25 | Алкадиены: электронно – пространственное строение, номенклатура, изомерия. | Компьютерная презентация |
52 | 26 | Химические свойства диенов с сопряженными связями. Природный каучук. | Лекция |
53 | 27 | Реакции полимеризации, вулканизации. Синтетический каучук, резина. | Лекция |
54 | 28 | Алкины Изомерия и номенклатура алкинов | Компьютерная презентация |
55-56 | 29 | Получение и физико-химические свойства алкинов | Видео опыты |
57-58 | 30-31 | Решение расчетных задач: «Алкины» | задачи |
59-60 | 32-33 | Повторение и обобщение по теме: «Предельные и непредельные углеводороды» | |
61-62 | 34-35 | Арены. Бензол. Электронное строение, физические и химические свойства. | |
63-64 | 36-37 | Гомологи бензола, изомерия, номенклатура. Толуол | |
65-66 | 38-39 | Особенности химических свойств гомологов бензола. | фильм |
67-68 | 40-41 | Обобщение знаний по теме 5. Решение расчетных задач | |
69-70 | 42-43 | Генетическая взаимосвязь классов углеводородов | ПСХЭ Д. И. Менделеева |
71-72 | 44-45 | Углеводороды. Решение задач. | Семинар 2 |
73 | 46 | Контрольная работа № 2 «Углеводороды» | |
Тема 6. Спирты и фенолы. 18 ч. |
74 | 1 | Понятие о спиртах. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов | Компьютерная презентация |
75 | 2 | Предельные одноатомные спирты | Лекция |
76-77 | 3-4 | Получение и химические свойства одноатомных спиртов. Простые эфиры. Распознавание спиртов | Семинар |
78-79 | 5-6 | Решение расчетных задач. Контрольное тестирование | зачет |
80-81 | 7-8 | Многоатомные спирты: строение, химические свойства. Глицерин, этиленгликоль Спирты в природе и жизни человека | Демонстрация спиртов |
82 | 9 | Понятие об ароматических спиртах и фенолах. Особенности строения фенола | |
83-84 | 10-11 | Получение, физико-химические свойства и применение фенола | Компьютерная презентация |
85 | 12 | Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений | |
86-87 | 13-14 | Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме: «Спирты. Фенолы». Распознавание органических веществ | Лабораторное оборудование |
88-89 | 15-16 | Кислородсодержащие органические соединения: спирты, фенолы, простые эфиры. | Семинар 3 |
90-91 | 17-18 | Зачет «Кислородсодержащие органические соединения: спирты, фенолы, простые эфиры» Проверочная работа. | зачет |
Тема 7. Альдегиды и кетоны. 10 ч. |
92 | 1 | Гомологоческий ряд альдегидов и кетонов, электронно – пространственное строение, номенклатура, изомерия | Компьютерная презентация, лекция |
93-94 | 2-3 | Получение и физико- химические свойства альдегидов и кетонов | Д.О. |
95-96 | 4-5 | Различия в строении и свойствах альдегидов и кетонов. Распознавание альдегидов и кетонов | Лекция |
97-98 | 6-7 | Решение расчетных задач | |
99-100 | 8-9 | Практическая работа № 4 « Решение экспериментальных задач по теме: «Альдегиды. Кетоны». Распознавание органических веществ. | Лабораторное оборудование. |
101 | 10 | Контрольный тест. | |
Тема 8. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. 21 ч. |
102 | 1 | Понятие о карбоновых кислотах. Предельные одноосновные карбоновые кислоты | |
103-104 | 2-3 | Получение и физико-химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот | Компьютерная презентация |
105 | 4 | Отдельные представители. Мыла | лекция |
106 | 5 | Непредельные одноосновные карбоновые кислоты | Компьютерная презентация |
107-108 | 6-7 | Сложные эфиры, жиры | |
109-110 | 8-9 | Практическая работа № 5 « Решение экспериментальных задач по теме: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». Распознавание органических веществ | Лабораторное оборудование |
111-112 | 10-11 | Кислородсодержащие органические соединения: альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры | Семинар 4 |
113-114 | 12-13 | Альдегиды, карбоновые кислоты и сложные эфиры в природе и жизни человека | Компьютерная презентация |
115-116 | 14-15 | Обобщение знаний по темам 6-8. Решение расчетных задач. | |
117-118 | 16-17 | Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений | |
119-120 | 18-19 | Решение задач | |
121-122 | 20-21 | Зачет «Кислородсодержащие органические соединения: альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты». Проверочная работа. | |
Тема 9. Азотсодержащие органические соединения. 12 ч. |
123-124 | 1-2 | Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины. Химические свойства | ПСХЭ Компьютерная презентация |
125-126 | 3-4 | Анилин — представитель ароматических аминов, получение, применение. Качественные реакции аминов | ПСХЭ Компьютерная презентация |
127 | 5 | Аминокислоты – амфотерные органические соединения; состав, изомерия, номенклатура. | Компьютерная презентация |
128 | 6 | Химические свойства аминокислот | Лекция |
129 | 7 | Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиролл | Компьютерная презентация |
130 | 8 | Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме. Химические свойства аминов и аминокислот» | Лабораторное оборудование ПСХЭ |
131-132 | 9-10 | Органические азотсодержащие соединения | Семинар 5 |
133-134 | 11-12 | Обобщение знаний по теме 9. Проверочная работа | |
Раздел 3 Вещества живых клеток. 20 ч. |
Тема 10. Вещества живых клеток. 20ч. |
135-136 | 1-2 | Жиры | |
137-138 | 3-4 | Понятие об углеводах. Моносахариды. | Компьютерная презентация |
139-140 | 5-6 | Дисахариды | Компьютерная презентация |
141 | 7 | Полисахариды | Д. о. |
142 | 8 | Полисахариды | Компьютерная презентация |
143 | 9 | Белки | Компьютерная презентация |
144 | 10 | Белки | |
145 | 11 | Нуклеиновые кислоты | Демонстрация модели, таблица |
146 | 12 | Нуклеиновые кислоты | |
147-148 | 13-14 | Обобщение знаний по теме 10. Единство биохимических функций изученных веществ | |
149-150 | 15-16 | Решение расчетных задач | |
151-152 | 17-18 | Важнейшие природные соединения | Семинар 6 |
153 | 19 | Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток» | Лабораторное оборудование |
154 | 20 | Контрольная работа № 3 | |
РАЗДЕЛ 4. Природные источники углеводородов. 3 ч. |
155 | 1 | Нефть и продукты ее переработки | |
156 | 2 | Коксохимическое производство | Компьютерная презентация |
157 | 3 | Природный и попутный нефтяной газы | Компьютерная презентация |
Раздел 5. Полимеры и полимерные материалы. 8 ч. |
158 | 1 | Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях | Компьютерная презентация |
159 | 2 | Пластмассы. Термопластичные и термореактивные полимеры | |
160 | 3 | Практическая работа № 5. «Распознавание пластмасс» | Лабораторное оборудование |
161 | 4 | Синтетические каучуки | Таблицы |
162 | 5 | Синтетические волокна. Полиэфирные и полиамидные волокна | лекция |
163-164 | 6-7 | Практическая работа № 8 «Распознавание волокон» | Лабораторное оборудование |
165 | 8 | Композиционные материале. Краски, лаки, клеи | |
Раздел 6. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ.5ч |
166 | 1 | Понятие о химической экологии. Повторение синтетические волокна | Видео фильм |
167 | 2 | Практическая работа № 9. Распознавание органических веществ | |
168 | 3 | Углеводороды, вредные для природы и здоровья человека | |
169 | 4 | Влияние производных углеводородов на окружающую среду | Компьютерная презентация |
170 | 5 | Итоговая контрольная работа за курс органической химии | |