СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 73»






Рассмотрено на заседании

МО__________________

__________________________



Принято на заседании

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 73

_______________________


методического совета

Н.Е.Ермолина

Протокол № ____ от ________

Протокол № _______от

«___»_____________20__г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

для 10 А класса









Программа составлена на основе:


1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

2. ООП СОО МБОУ СШ № 73

3.Программы по химии для 10-11 классов (автор М.Н. Афанасьева, М.: Просвещение, 2017 год)






Учитель Гилязова Елена Николаевна

высшая квалификационная категория





Архангельск

2020-2021 учебный год


Рабочая программа учебного предмета „Химия“ для 10 А класса, предметная область «Естественно-научные предметы», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, образовательной программе МБОУ СШ №73. Программа разработана на основе авторской программы М.Н. Афанасьевой „Химия“, М.: Просвещение, 2017. Рабочая программа обеспечена учебником, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2019.

Программа учебного предмета „Химия“ рассчитана на обучение в 10 классе по 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Количество контрольных работ – 3.

Количество практических работ – 6.

Количество лабораторных опытов – 16.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 10 КЛАССЕ

Личностные

- сформированность положительного отношения к химии, что обуславливает мотивацию к учебной деятельности в выбранной сфере;

- сформированность умения решать проблемы поискового и творческого характера;

- сформированность умения проводить самоанализ и осуществлять самоконтроль и самооценку на основе критериев успешности;

- сформированность готовности следовать нормам природо- и здоровьесберегающего поведения;

- сформированность прочных навыков, направленных на саморазвитие через самообразование;

- сформированность навыков проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.


Метапредметные

- сформированность умения ставить цели и новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- овладение приёмами самостоятельного планирования путей достижения цели, умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- сформированность умения осуществлять контроль в процессе достижения результата, корректировать свои действия;

- сформированность умения оценивать правильность выполнения учебных задач и собственные возможности их решения;

- сформированность умения анализировать, классифицировать, обобщать, выбирая основания и критерии для установления причинно-следственных связей;

- сформированность умения приобретать и применять новые знания;

- сформированность умения создавать простейшие модели, использовать, схемы, таблицы, символы для решения учебных и познавательных задач;

- овладение на высоком уровне смысловым чтением научных текстов;

- сформированность умения эффективноорганизовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально с учётом общих интересов;

- сформированность умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;

- высокий уровень компетентности в области использования ИКТ;

- сформированность экологического мышления;

- сформированность умения применят в познавательной, коммуникативной и социальной практике знания, полученные при изучении предмета.


Предметные результаты (базовый уровень)

Ученик научится:

- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира в практической деятельности человека;

- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

- раскрывать на примерах положение теории химического строениния А.М. Бутлерова;

- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определённому классу соединений;

- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химических связей в молекулах реагентов и их реакционной способности;

- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для их безопасного применения в практической деятельности;

- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений;

- проводить опыты по распознаванию органических веществ в составе пищевых продуктов и косметических средств;

- владеть правилами и приёмами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием.

Ученик получит возможность научиться:

- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах её развития;

- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

- объяснять природу и способы образования химической связи с целью определения химической активности веществ;

- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

10 класс

Тема 1. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей. (7 часов)

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.

Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.

Классификация органических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Тема 2. Углеводороды (18 часов).


Тема 2.1. Предельные углеводороды (5 ч)

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Демонстрации. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.


Тема 2.2. Непредельные углеводороды (7 ч)

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.

Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.

Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Демонстрации. Получение ацетилена в лаборатории. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Образцы природного каучука, резины.

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.


Тема 2.3. Ароматические углеводороды (2 ч)

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к раствору перманганата калия.


Тема 2.4. Природные источники углеводородов и переработка углеводородов (4 ч)

Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.

Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (24 часа)


Тема 3.1. Спирты и фенолы (6 ч)

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации. Взаимодействие фенола с раствором гидроксида натрия.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.


Тема 3.2. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (8 ч)

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Практические работы. Получение и свойства карбоновых кислот. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.


Тема 3.2. Сложные эфиры. Жиры (4 ч)

Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характер. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.


Тема 3.4. Углеводы (6 ч)

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.

Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Гидролиз крахмала.

Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.


Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (8 часов).

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Образцы лекарственных средств и витаминов

Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции). Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки


Тема 5. Химия полимеров (7 часов)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами пластмасс, каучуков

Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Тема 6. Химия и жизнь (4 ч)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Органическая химия, человек и природа.












Тематическое планирование

10 класс

Номер урока

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Тема 1

Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей. (7 часов)

1

Предмет органической химии. ИОТ-004

1час

2

Теория химического строения органических веществ. ИОТ-004

1 час

3

Практическая работа № 1

Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

ИОТ-005

1 час

4

Состояние электронов в атоме

1 час

5

Электронная природа химических связей в органических соединениях

1час

6

Классификация органических соединений

1 час

7

Обобщающий урок по теме «Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей»

1 час

Тема 2

Углеводороды (18 часов)

Тема 2.1

Предельные углеводороды (5 часов)

1(8)

Электронное и пространственное строение алканов.ИОТ-004

1час

2(9)

Гомологи алканов Лабораторный опыт № 1 Составление шаростержневых моделей молекул алканов. ИОТ-004 ИОТ-005

1 час

3(10)

Метан – простейший представитель алканов. ИОТ-004

1 час

4(11)

Решение расчётных задач на вывод формулы органического вещества по массовой доле химического элемента

1час

5(12)

Решение расчётных задач на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания

1час


Тема 2.2 Непредельные углеводороды (7 часов)


1(13)

Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология, изомерия.

1час

2(14)

Получение, свойства и применение алкенов. ИОТ-004

1час

3(15)

Практическая работа № 2.

Получение этилена и изучение его свойств. ИОТ-005

1час

4(16)

Диеновые углеводороды. ИОТ-004

1час

5(17)

Алкины. Ацетилен и его гомологи. ИОТ-004

1час

6(18)

Решение расчётных задач по теме

1час

7(19)

Обобщающий урок по теме «Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены, алкины»

1час


Тема 2.3 Ароматические углеводороды (2 часа)


1(20)

Арены: бензол и его гомологи. ИОТ-004

1час

2(21)

Свойства бензола и его гомологов. ИОТ-004

1час


Тема 2.4 Природные источники углеводородов и переработка углеводородов (4 часа)


1(22)

Р/С Природные источники углеводородов

1час

2(23)

Р/С Переработка нефти. Лабораторный опыт № 2. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки. ИОТ-005

1час

3(24)

Обобщение и систематизация знаний

1час

4(25)

Контрольная работа № 1 по темам «Теория химического строения органических веществ. Углеводороды»

1час


Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (24 часа)



Тема 3.1 Спирты и фенолы (6 часов)


1(26)

Р/С Предельные одноатомные спирты

1час

2(27)

Р/С Свойства, получение и применение предельных одноатомных спиртов. Лабораторный опыт № 3. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди(II). ИОТ-005

1час

3(28)

Решение задач по химическим уравнениям, при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке

1час

4(29)

Многоатомные спирты. Лабораторный опыт № 4. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди(II). ИОТ-005

1час

5(30)

Фенолы и ароматические спирты. Лабораторный опыт № 5. Химические свойства фенола ИОТ-005

1час

6(31)

Обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы»

1час


Тема 3.2 Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (8 часов)


1(32)

Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны. ИОТ-004


2(33)

Свойства и применение альдегидов. Лабораторный опыт № 6.

Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I).

Лабораторный опыт № 7.

Окисление этаналя гидроксидом меди (II). ИОТ-005

1час

3(34)

Карбоновые кислоты

1час

4(35)

Свойства карбоновых кислот

1час

5(36)

Практическая работа № 3. Получение и свойства карбоновых кислот. ИОТ-005

1час

6(37)

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. ИОТ-005

1час

7(38)

Решение расчётных задач

1час

8(39)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты»

1час


Тема 3.3 Сложные эфиры. Жиры. (4 часа)


1(40)

Сложные эфиры. ИОТ-004

1час

2(41)

Жиры. Моющие средства. Лабораторный опыт № 7.

Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.

Лабораторный опыт № 8.

Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. ИОТ-005


1час

3(42)

Обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

1час

4(43)

Контрольная работа №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

1час


Тема 3.4 Углеводы (6 часов)


1(44)

Углеводы. Глюкоза. Лабораторный опыт № 9. Свойства глюкозы как альдегидоспирта ИОТ-005

1час

2(45)

Олигосахариды. Сахароза. Лабораторный опыт № 10.

Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. ИОТ-005

1час

3(46)

Полисахариды. Крахмал. Лабораторный опыт № 11. Приготовление крахмального клейстера и его взаимодействие с иодом. ИОТ-005

Лабораторный опыт № 12. Гидролиз крахмала. ИОТ-005

1час

4(47)

Р/С Целлюлоза. Лабораторный опыт № 13.

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон. ИОТ-005

1час

5(48)

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. ИОТ-005

1час

6(49)

Обобщающий урок по теме «Углеводы»

1час


Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (8 час)


1(50)

Амины. Анилин

1час

2(51)

Аминокислоты. ИОТ-004


1час

3(52)

Белки. Лабораторный опыт № 14. Цветные реакции на белки. ИОТ-005

1час

4(53)

Азотсодержащие гетероциклические соединения

1час

5(54)

Нуклеиновые кислоты

1час

6(55)

Химия и здоровье человека. ИОТ-004

Лабораторный опыт № 15.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. ИОТ-005

1час

7(56)

Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие гетероциклические соединения»

1час

8(57)

Промежуточная аттестация в форме теста

1час


Химия полимеров (7 часов)


1(58)

Р/С Синтетические полимеры ИОТ-004


1час

2(59)

Р/С Конденсационные полимеры. Пенопласты. Лабораторный опыт № 16. Свойства капрона. ИОТ-005

1час

3(60)

Натуральный каучук

1час

4(61)

Синтетические каучуки

1час

5(62)

Синтетические волокна ИОТ-004

1час

6(63)

Практическая работа № 6. Распознавание пластмасс и волокон ИОТ-005

1час

7(64)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химия полимеров»

1час


Тема 6 Химия и жизнь (4 часа)


1(65)

Р/С Органическая химия и человек ИОТ-004

1час

2(66)

Р/С Органическая химия и природа

1час

3(67)

Обобщение знаний по курсу органической химии

1час

4(68)

Итоговый урок по курсу органической химии

1час






Темы проектов для 10 класса

Влияние видов химической связи на свойства веществ.

История названий органических веществ.

Грани яркой натуры А.М. Бутлерова.

Полимеры в нашей жизни.

История открытия органических веществ.

Лауреаты Нобелевской премии в области химии.

Органические вещества вокруг нас.

Органическая химия на кухне.

Химия на военной службе.

Роль химии в освоении космоса.

Жевательная резинка: трагедия или прогресс человечества?

Общие свойства ферментов и регуляция их активности на примере амилазы слюны.

Сравнительная способность к пенообразованию различных моющих средств.

Качественное и количественное определение аскорбиновой кислоты в продуктах питания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!