МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ Денисова А.В. «___» ______________ 2023 г. | «Утверждаю» Директор школы ____________ Осипова Л.Г. «___» ______________ 2019 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство» _
(наименование учебного предмета)
начальное общее образование, 3 класс
(уровень образования)
34 часа
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству
и авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» 3 класс,
учебника «Изобразительное искусство», автор Л.А.Неменская
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна_
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2023 г.
Аннотация
к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство»
| |
Полное наименование программы | «Изобразительное искусство» 3 класс |
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы. | Рабочая программа предназначена для обучения предмету "Изобразительное искусство" в начальной общеобразовательной школе на базовом уровне. |
Нормативная основа разработки программы. | Программа по «Изобразительному искусству» составлена основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; авторской программы «Изобразительное искусство» для 2 класса, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС начального образования; федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях . |
Количество часов для реализации программы. | На изучение «Изобразительному искусству» в 3 классе отводится 1 час в неделю. 34 часа в год. |
Цель реализации программы. | Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. |
Используемые учебники и пособия. | Учебное содержание курса «Изобразительное искусство» включает: - Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 3 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2018. - Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: |
Раздел 1
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство» 3 класс
Личностные результаты
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение умением творческого видения с позиций художника т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств -в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Основные требования к уровню подготовки 3 класс
знать:
-доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России;
-понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
-отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
-основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
уметь:
-организовывать свое рабочее место;
-правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
-применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
-выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов;
-применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи;
-рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
-выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
-лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели;
-конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
-выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
-высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
-проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
- проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
II. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст
учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
Искусство в твоем доме + вводный урок (9 ч)
1. Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
2. Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
3. Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
4. Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
5. Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
6. Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
7. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
1.Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
2. Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
3. Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
4. Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
5. Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
6. Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
7. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Художник и зрелище (10 ч)
1. Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
2. Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
3. Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
4. Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
5. Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
6. Праздник в городе
Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
7. Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок)
Художник и музей (8 ч)
1. Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
2. Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
3. Картина- особый мир. Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
4. Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
5. Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
6. Скульптура в музее и на улице.
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
Основные виды учебной деятельности
Тема | Формы организации уч.занятий | Виды учебной деятельности |
Искусство в твоем доме + вводный урок - 9 часов |
|
1. Твои игрушки 2. Посуда у тебя дома 3. Мамин платок 4. Обои и шторы в твоем доме 5. Твои книжки 6. Поздравительная открытка 7. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы) | комбинированный урок обобщающий урок | Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). |
Искусство на улицах твоего города - 7 часов |
|
1.Памятники архитектуры – наследие веков 2. Парки, скверы, бульвары 3. Ажурные ограды 4. Фонари на улицах и в парках 5. Витрины магазинов 6. Транспорт в городе 7. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы) | комбинированный урок обобщающий урок | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. |
Художник и зрелище - 10 часов. |
1. Театральные маски 2. Художник в театре 3. Театр кукол 4. Театральный занавес 5. Афиша, плакат 6. Праздник в городе 7. Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок) | комбинированный урок обобщающий урок | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. |
Художник и музей – 8 часов |
1. Музеи в жизни города 2. Искусство, которое хранится в этих музеях 3. Картина- особый мир. Картина-пейзаж 4. Картина-портрет 5. Исторические картины и картины бытового жанра 6. Скульптура в музее и на улице. | комбинированный урок обобщающий урок | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Выражать настроение в пейзаже цветом. Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. |
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Искусство в твоем доме + вводный урок | 9 час. |
2. | Искусство на улицах твоего города | 7 час. |
3. | Художник и зрелище | 10 час. |
4. | Художник и музей | 8 час. |
| Итого: | 34 часа |
Тематическое планирование, в том числе, с учётом рабочей программы воспитания
№ | раздел | кол-во часов | деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1. | Искусство в твоем доме + вводный урок | 9 час. | Формировать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села), раскрывать особенности архитектурного образа города; формировать изображение архитектуры своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Формировать умения сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). |
2. | Искусство на улицах твоего города | 7 час. | Формировать умения создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Формировать понимания роли цвета и декора в создании образа комнаты. Формировать роль художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. |
3. | Художник и зрелище | 10 час. | Формировать знания о роли художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Формировать умения придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами, изображать яркое, веселое, подвижное. Формировать умения сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Формировать навыки создания объемно-пространственной композиции. |
4. | Художник и музей | 8 час. | Формировать знания о роли художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Формировать умения рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Формировать умения сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | К-во часов | Дата |
Искусство в твоем доме + вводный урок - 9 часов |
1 | Твои игрушки | 1ч. | |
2 | 1ч. | |
3 | Посуда у тебя дома. | 1ч. | |
4 | Обои и шторы у себя дома | 1ч. | |
5 | Мамин платок. Коллективная работа. | 1ч. | |
6 | Твои книжки | 1ч. | |
7 | Открытки | 1ч. | |
8 | Труд художника для твоего дома | 1ч. | |
9 | Памятники архитектуры | 1ч. | |
Искусство на улицах твоего города - 7 часов |
10 | Парки, скверы, бульвары | 1ч. | |
11 | Ажурные ограды | 1ч. | |
12 | Волшебные фонари. | 1ч. | |
13 | Витрины Коллективная работа. | 1ч. | |
14 | Удивительный транспорт | 1ч. | |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) | 1ч. | |
16 | Художник в цирке | 1ч. | |
Художник и зрелище - 10 часов. |
17 | Художник в театре | 1ч. | |
18 | Театр кукол. Коллективная работа. | 1ч. | |
19 | 1ч. | |
20 | Маски | 1ч. | |
21 | 1ч. | |
22 | Афиша и плакат | 1ч. | |
23 | 1ч. | |
24 | Праздник в городе. Коллективная работа. | 1ч. | |
25 | Школьный карнавал | 1ч. | |
Художник и музей – 8 часов |
26 | Музей в жизни города | 1ч. | |
27 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж | 1ч. | |
28 | 1ч. | |
29 | Картина-портрет | 1ч. | |
30 | Картина-натюрморт | 1ч. | |
31 | 1ч. | |
32 | Картины исторические и бытовые | 1ч. | |
33 | Скульптура в музее и на улице | 1ч. | |