Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Рабочая программа по изобразительному искусству
предметная область «Искусство»
по АООП НОО
для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) (вариант 4.3)
4 класс
Составитель:
Козлова Татьяна Николаевна
г. Выкса 2023г
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 9
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО вариант 4.3-для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО составлена для варианта 4.3 – для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Развитие обучающихся, имеющих два первичных нарушения - в данном случае слабовидения, сочетающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию. Это, в свою очередь, значительно затрудняет как адаптацию обучающегося к условиям школьного обучения, так и достижение им планируемых результатов освоения АООП НОО.
Зачастую нарушения имеют отрицательный кумулятивный эффект, проявляющийся в том, что каждое из имеющихся нарушений оказывает воздействие на другое, что приводит к их взаимному усилению. Вследствие чего отрицательные последствия этих дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений.
Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, могут наблюдаться навязчивые движения. У многих из них отмечаются нарушения осанки, снижение пластичности и координированности движений. Снижение эмоциональной выразительности обусловливает затрудненность зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.
У обучающихся снижены такие показатели, как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная).
Для данной группы обучающихся характерным является нарушения психомоторики, что, в частности, проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).
У слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.
Данной группе обучающихся свойственны особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств.
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно эстетического кругозора;
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; ― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры.
В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти.
Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемые руками мастеров.
Школьный курс по предмету «Рисование» для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольные работы |
1. | «Обучение композиционной деятельности» | 11 | - |
2. | «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» | 9 | - |
3. | «Обучение восприятию произведений искусства» | 4 | - |
4. | «Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи» | 10 | - |
Итого: | 34 | - |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социальных мотивов учебной деятельности;
воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
следовать при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентироваться в пространстве листа;
размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень
знать названия жанров изобразительного искусства;
знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знать и применять выразительные средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
применять разные способы лепки;
рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка деятельности должна быть аргументирована и понятна обучающемся. Учителю следует рассказать обучающимся о критериях оценки художественной работы перед выполнением творческого задания.
На уроках изобразительно искусства высоко оценивается реализация обучающимися собственной индивидуальности, желания сделать что-то свое, нетрадиционное и нестандартное в выполнении творческой деятельности. При освоении навыков и приемов изображения в рисунке низко оценивается метод копирования.
Оценка "5"
обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | Дата проведения |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1. | «Дети собирают грибы». Аппликация | 1 | Повторение выполнения аппликации способом обрывания. Закрепление технических навыков и приемов обрывной аппликации. Закрепление знаний о дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, о местах, где они растут. Закрепление обобщающего понятия «съедобные грибы». | Повторяют выполнение аппликации способом обрывания. Развивают технические навыки и приемы обрывной аппликации. Получают опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Умеют различать грибы, разные по цвету и форме. | Развивают декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы (прямоугольного листа бумаги). Понимают роль цвета в создании аппликации. Работу выполняют самостоятельно по образцу. | 07.09 |
2. | Рисование симметричных форм | 1 | Повторение понятия симметрия. Выполнение упражнений в дорисовывании картинок справа и слева. | Ориентируются на листе под контролем учителя. Стараются соблюдать пропорции. Подбирают цвета под контролем учителя. Выполняют работу, используя трафареты. | Ориентируются в плоскости листа. Соблюдают пропорции. Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно составляют узор. | 14.09 |
3. | «Листья осенью». Рисование | 1 | Рассматривание картин художников (Леонардо да Винчи. «Дубовая ветвь с желудями», Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины»). Рассматривание, изучение цвета, формы. Рисование и раскрашивание в технике акварели по-сырому. | Рассматривают картины. Повторяют технику работы с акварелью под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Изображают дубовую ветку с желудями, листья, глядя на предложенный учителем образец. | Отвечают на вопросы по картине. Овладевают живописными навыками работы акварелью по-сырому. Ориентируются на плоскости листа. Используют выразительные средства живописи для создания образа осенних листьев и ветки. | 21.09 |
4. | Аппликация «Листья березы» | 1 | Рассматривание березы, освещенной солнцем. Изучение листья березы. Повторение цветов - темно-зеленый, светло-зеленый. Теплые цвета. Холодные цвета. | Уясняют такие понятия, как свет, тень, контраст. Определяют местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции. Изображают березу, листья на ней способом аппликации, с дорисовыванием. | Анализируют форму, тональные отношения, сравнивать рисунок с натурой. Выполняют рисунок, аппликацию от общего к частному и от частностей снова к общему. Применяют выразительные графические средства и средства аппликации в работе. | 28.09 |
5. | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) | 1 | Повторение понятий «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. | Усваивают понятия: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают по трафаретам, под контролем учителя. Закрепляют навыки работы с акварелью. Выбирают предметы украшения под контролем учителя. | Различают: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают живописными навыками с акварелью. Овладевают навыками сравнения, учатся сравнивать свою работу с оригиналом (образцом), Работу выполняют самостоятельно. | 05.10 |
6. | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) | 1 | 12.10 |
7. | Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах | 1 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства – пейзаж. Рассматривание картины знаменитых художников И. Шишкина, В. Сурикова, К. Моне. | Рассматривают картину. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Изучают понятие пейзаж. Отличают пейзаж от других жанров под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятия «пейзаж». | 19.10 |
8. | Знакомство с пейзажем. Рисование картины | 1 | Рассматривание картин художников пейзажистов. (А. Саврасов. «Проселок», К. Шебеко. «Осенний хоровод», И. Левитан. «Озеро. Русь»). Усвоение понятий «далеко-близко», «даль», «меньше размер», «больше размер». | Рассматривают картины художников-пейзажистов. Усваивают понятия «далеко», «близко». Учатся строить рисунок с учетом планов (дальний, передний). Работают под контролем учителя. | Знакомятся с понятием «перспектива», усвоить. Выделяют этапы работы в соответствии с поставленной целью. Повторяют и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивают навыки работы карандашом и акварелью. | 26.10 |
9. | Знакомство с пейзажем. Рисование картины | 1 | 09.11 |
10. | Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах | 1 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - натюрморт Рассматривание картины знаменитых художников И.Хруцкого «Натюрморт», Ф.Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти», И.Машков «Снедь московская. Хлебы» | Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр натюрморт под контролем учителя | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «натюрморт» | 16.11 |
11. | Рисование постановочного натюрморта | 1 | Рассматривание постановочного натюрморта, Поэтапное выполнение работы. Компоновка. Прорисовывание по точкам. Форма предмета. Детали. Уточнение. Раскрашивание фона. Раскрашивание предметов | Рассматривают натюрморт. Ориентируются в плоскости листа под контролем учителя. Работают по шаблону. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают в совместной деятельности с учителем. | Рассматривают натюрморт, отвечают на вопросы Правильно располагают натюрморт в плоскости листа. Самостоятельно подбирают цвета. Работу выполняют самостоятельно. | 23.11 |
12. | Рисование постановочного натюрморта | 1 | 30.11 |
13. | Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах | 1 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - портрет. Рассматривание картины знаменитых художников О. Кипренский « Портрет А. Пушкина», В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», П. Заболотского «Портрет поэта М . Лермонтова». | Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр портрет под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «портрет». | 07.12 |
14. | Автопортрет Лепка. | 1 | Изучение разнообразных комплексных объемов. Пластика. Форма. Преимущества пластилинографии перед лепкой объемных фигур. Изображение, полученное в технике пластилинографии | Приемы лепки выполняют под контролем учителя. Лепят портрет под контролем учителя. Используют выразительные средства живописи и возможности пластинографии для создания портрета. | Закрепляют навыки работы от общего к частному. Усваивают такие понятия, как контур, контраст, изображение, портрет. Анализируют форму частей, соблюдают пропорции. Работу выполняют самостоятельно. | 14.12 |
15. | Автопортрет Лепка | 1 | 21.12 |
16. | Автопортрет. Рисование | 1 | Последовательность рисования лица человека. Овал лица. Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм | Понимают, что такое автопортрет. Работают по шаблону. Размечают части лица под контролем учителя. Изображают живописными средствами автопортрет под контролем учителя. | Работают графическими материалами с помощью линий разной толщины. Выполняют творческое задание согласно условиям. Создают композицию рисунка самостоятельно. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы. | 28.12 |
17. | Автопортрет. Рисование | 1 | |
18. | Рисование новогодней открытки | 1 | Создание поздравительной открытки. Тема Нового года. Образ Деда мороза, Снегурочки | Понимают роль художника в создании поздравительной открытки. Создают открытку к определенному событию. Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики. | Объясняют роль художника в создании поздравительной открытки. Создают средствами живописи эмоционально-выразительный образ новогоднего праздника. Передают с помощью рисунка и цвета характер персонажей — Деда Мороза и Снегурочки. Выполняют эскизы поздравительной открытки на заданную тему. | |
19. | Рисование новогодней открытки | 1 | |
20. | Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч | 1 | Изучение героев-защитников. Богатыри. Рассматривание картин художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский». Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Выражение в картинах любви к Родине, стремления защитить, сберечь Родину, ее богатства. | Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассказывающих о любви к Родине. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, патриотическое, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Усваивают понятие «герой-защитник». Называют имена знаменитых художников, изображающих героев, богатырей, защитников. | |
21. | Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. | 1 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Картины создаваемые художниками. Рассматривание картины известных художников П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря». Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма». | Рассматривают картины. Учатся мастерству рисования, глядя на картины известных художников. Продолжают знакомиться с понятием «форма». Работают под контролем учителя. | Анализируют форму предмета. Развивают наблюдательность при восприятии сложной формы. Выполняют работу поэтапно. Овладевают навыками изображения фигуры человека. Выполняют творческое задание согласно условиям. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы. | |
22. | Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках | 1 | Сказочный мир, знакомство. Герои сказок. Изучение добрых и злых сказочных героев. Рисование доброго и злого героя. | Рассматривают картины Уясняют понятия «злой», «добрый». Создают графическими средствами эмоционально-выразительный образ сказочного героя (доброго, злого). Работают по шаблонам. | Отвечают на вопросы по картинам. Понимают условность и субъективность художественного образа. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Работу выполняют самостоятельно. | |
23. | Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море | 1 | Знакомство со знаменитым русским художником И. Айвазовский. Картина «Девятый вал». Рассматривание. Рассуждение. Знакомство с художниками и их картинами (К. Моне «Морской пейзаж», В. Ван Гог «Море в Сент-Мари», И. Левитан «Берег Средиземного моря»). Изображение моря в картинах художников сказочников. | Рассматривают картины. Понимают, что картина - особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Работают под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников-маринистов, рассказывают о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники. Усваивают понятия «морской пейзаж», «волна», «буря». | |
24. | Рисование «Море» | 1 | Рисование акварелью в технике «по-сырому». Передача формы, цветов, тональности. Выполнение рисунка моря | Знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой — акварелью по сырому слою бумаги. Учатся рисовать море, волны, передавать форму, цвет, тональность. Выполняют рисунок моря, когда на нем поднимаются высокие волны в технике акварелью по-сырому. | Представляют рисунок и близкий для его настроения колорит. Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи морского пейзажа. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | |
25. | Школьные соревнования в беге. Лепка | 1 | Рассматривание вазы из раскопок Древней Греции. Изображение художником бегущих спортсменов. Соревнование. Руки. Ноги. Наклон фигуры. Бег. Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала. | Рассматривают картины. Объясняют, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Называют разные части тела человека. Работают под контролем учителя. | Развивают навыки работы в технике лепки и рисунка. Используют выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей. Анализируют форму частей, соблюдать пропорции. | |
26. | Беседа. Народное искусство. Гжель | 1 | Беседа о Гжели. Знакомство с традиционной роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты. Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Гжель. Обучение узнавать изделия с гжельской росписью. | Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов. Учатся различать изделия, знать характерные особенности Гжели. Знакомятся с искусством гжельских мастеров. | Рассказывают о мастера Гжели. Уясняют, какие три цвета используют в гжельской росписи. Понимают, что такое растительный и геометрический орнаменты. | |
27. | Беседа. Народное искусство. Гжель | 1 | |
28. | Украшать изображение росписью. Роспись вазы | 1 | Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек, выделение середины цветком. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакивание. | Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Расписывают чашки блюдца, выделять кайму с помощью учителя Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Рисуют простейшие цветы из капелек, выделяя середину цветком. Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Работу выполняют самостоятельно. | |
29. | Украшать изображение росписью. Роспись вазы | 1 | |
30. | Беседа улицы города. Люди на улице города | 1 | Составление рассказов по картинам художников (П. Кончаловский. «Сан-Джиминисано», «Крым. Алупка»; Т. Насипова. «Станция метро «Сокол», Ю. Пименов. «Новая Москва»). Обучение составлению описательного рассказа. Использование точных слов для обозначения предметов. Закрепление знаний о правилах движения и поведения пешеходов на улице. | Рассматривают картины художников, изображающих улицы города. Развивают навыки составления описательного рассказа по картинке. Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Используют точные слова для обозначения предметов. Закрепляют знания о правилах поведения пешеходов на улице. Работают по иллюстрациям картин известных художников. Различают изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка. | |
31. | Беседа улицы города. Люди на улице города | 1 | |
32. | Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета | 1 | Разговор о лете. Рассматривание картин художников (И. Шишкин. «Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога во ржи», К. Маковский. «Девушка в венке», А. Шилов. «Портрет Оленьки»). Развитие познавательной активности. Формирование позитивного взгляда на мир. Воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте природы. Формирование бережного отношения к природе. | Рассматривают картину. Называют цветы, растущие летом. Умеют описывать летнюю пору, красоту природы, многообразие животного и растительного мира. Составляют рассказ по наводящим вопросам Подбирают краски лета под контролем учителя. | Называют признаки летнего времени года. Развивают память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли. Учатся составлять рассказ по теме. | |
33. | Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование картины о лете | 1 | |
33. | Рисование венка из цветов и колосьев | 1 | Рисование венка из полевых цветов и колосьев. Деление окружности на равные промежутки. Дорисовывание лепестков. Заполнение оставшихся промежутков. Уточнение деталей. Прорисовка | Изображают венок из полевых цветов, глядя на предложенный учителем образец. Овладевают живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя. Рисуют по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Используют выразительные средства рисунка и живописи для создания образа венка из цветов и колосьев. Выполняют работу поэтапно, соблюдая размер пропорции. Овладевают навыками работы в технике акварель. | |
34. | Рисование венка из цветов и колосьев | 1 | |