СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству предметная область «Искусство» по АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) (вариант 4.3) 4 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФАООП УО составлена для варианта 4.3 –  для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству предметная область «Искусство» по АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) (вариант 4.3) 4 класс»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) школа»



Приложение

К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)






Рабочая программа по изобразительному искусству

предметная область «Искусство»

по АООП НОО

для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) (вариант 4.3)


4 класс



Составитель:

Козлова Татьяна Николаевна


















г. Выкса 2023г

ОГЛАВЛЕНИЕ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 9

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО вариант 4.3-для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).

ФАООП УО составлена для варианта 4.3 – для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Развитие обучающихся, имеющих два первичных нарушения - в данном случае слабовидения, сочетающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию. Это, в свою очередь, значительно затрудняет как адаптацию обучающегося к условиям школьного обучения, так и достижение им планируемых результатов освоения АООП НОО.

Зачастую нарушения имеют отрицательный кумулятивный эффект, проявляющийся в том, что каждое из имеющихся нарушений оказывает воздействие на другое, что приводит к их взаимному усилению. Вследствие чего отрицательные последствия этих дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений.

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, могут наблюдаться навязчивые движения. У многих из них отмечаются нарушения осанки, снижение пластичности и координированности движений. Снижение эмоциональной выразительности обусловливает затрудненность зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.

У обучающихся снижены такие показатели, как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная).

Для данной группы обучающихся характерным является нарушения психомоторики, что, в частности, проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).

У слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.

Данной группе обучающихся свойственны особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств.



Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)».

Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.


Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи:

- Воспитание интереса к изобразительному искусству.

- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.

- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно эстетического кругозора;

- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

- коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; ― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;

- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ



На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры.

В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти.

Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемые руками мастеров.

Школьный курс по предмету «Рисование» для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит следующие основные задачи:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.


Содержание разделов

п/п

Название раздела

Количество

часов

Контрольные работы

1.

«Обучение композиционной деятельности»

11

-

2.

«Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»

9

-

3.

«Обучение восприятию произведений искусства»

4

-

4.

«Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи»

10

-

Итого:

34

-


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социальных мотивов учебной деятельности;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;

  • знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;

  • уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  • уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следовать при выполнении работы инструкциям педагогического работника;

  • владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;

  • применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентироваться в пространстве листа;

  • размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.

Достаточный уровень

  • знать названия жанров изобразительного искусства;

  • знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);

  • знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знать и применять выразительные средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

  • знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

  • знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;

  • применять разные способы лепки;

  • рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;

  • различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;

  • различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка деятельности должна быть аргументирована и понятна обучающемся. Учителю следует рассказать обучающимся о критериях оценки художественной работы перед выполнением творческого задания.

На уроках изобразительно искусства высоко оценивается реализация обучающимися собственной индивидуальности, желания сделать что-то свое, нетрадиционное и нестандартное в выполнении творческой деятельности. При освоении навыков и приемов изображения в рисунке низко оценивается метод копирования.

Оценка "5" 

  • обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема
предмета

Кол-во часов

Программное
содержание

Дифференциация видов
деятельности

Дата проведения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1.

«Дети собирают грибы».

Аппликация


1

Повторение выполнения аппликации способом обрывания.

Закрепление технических навыков и приемов обрывной аппликации.

Закрепление знаний о дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, о местах, где они растут.

Закрепление обобщающего понятия «съедобные грибы».

Повторяют выполнение аппликации способом обрывания.

Развивают технические навыки и приемы обрывной аппликации.

Получают опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

Умеют различать грибы, разные по цвету и форме.

Развивают декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы (прямоугольного листа бумаги).

Понимают роль цвета в создании аппликации.

Работу выполняют самостоятельно по образцу.

07.09

2.

Рисование симметричных форм

1

Повторение понятия симметрия.

Выполнение упражнений в дорисовывании картинок справа и слева.

Ориентируются на листе под контролем учителя.

Стараются соблюдать пропорции.

Подбирают цвета под контролем учителя.

Выполняют работу, используя трафареты.

Ориентируются в плоскости листа.

Соблюдают пропорции.

Подбирают цвета по образцу.

Самостоятельно составляют узор.

14.09

3.

«Листья осенью». Рисование

1

Рассматривание картин художников (Леонардо да Винчи. «Дубовая ветвь с желудями», Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины»).

Рассматривание, изучение цвета, формы.

Рисование и раскрашивание в технике акварели по-сырому.

Рассматривают картины.

Повторяют технику работы с акварелью под контролем учителя.

Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя.

Изображают дубовую ветку с желудями, листья, глядя на предложенный учителем образец.

Отвечают на вопросы по картине.

Овладевают живописными навыками работы акварелью по-сырому.

Ориентируются на плоскости листа.

Используют выразительные средства живописи для создания образа осенних листьев и ветки.

21.09

4.

Аппликация «Листья березы»


1

Рассматривание березы, освещенной солнцем. Изучение листья березы.

Повторение цветов - темно-зеленый, светло-зеленый.

Теплые цвета.

Холодные цвета.

Уясняют такие понятия, как свет, тень, контраст. Определяют местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции. Изображают березу, листья на ней способом аппликации, с дорисовыванием.

Анализируют форму, тональные отношения, сравнивать рисунок с натурой.

Выполняют рисунок, аппликацию от общего к частному и от частностей снова к общему.

Применяют выразительные графические средства и средства аппликации в работе.

28.09

5.

Сосуды: ваза,

кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором)

1

Повторение понятий «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д.

Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором).

Выбор предмета для украшения.


Усваивают понятия: сосуд, силуэт, узор орнамент.

Работают по трафаретам, под контролем учителя.

Закрепляют навыки работы с акварелью.

Выбирают предметы украшения под контролем учителя.

Различают: сосуд, силуэт, узор орнамент.

Работают живописными навыками с акварелью.

Овладевают навыками сравнения, учатся сравнивать свою работу с оригиналом (образцом),

Работу выполняют самостоятельно.

05.10

6.

Сосуды: ваза,

кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором)

1

12.10

7.

Что изображают художники?

Как они изображают?

Что они видят, чем любуются?

Беседа о художниках и их картинах

1

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников.

Изучение жанра изобразительного искусства – пейзаж.

Рассматривание картины знаменитых художников И. Шишкина, В. Сурикова, К. Моне.

Рассматривают картину.

Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти».

Изучают понятие пейзаж.

Отличают пейзаж от других жанров под контролем учителя.

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Усваивают понятия «пейзаж».

19.10

8.

Знакомство с пейзажем.

Рисование картины

1

Рассматривание картин художников пейзажистов. (А. Саврасов. «Проселок», К. Шебеко. «Осенний хоровод», И. Левитан. «Озеро. Русь»).

Усвоение понятий «далеко-близко», «даль»,

«меньше размер», «больше размер».

Рассматривают картины художников-пейзажистов.

Усваивают понятия «далеко», «близко».

Учатся строить рисунок с учетом планов (дальний, передний).

Работают под контролем учителя.

Знакомятся с понятием «перспектива», усвоить. Выделяют этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Повторяют и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивают навыки работы карандашом и акварелью.

26.10

9.

Знакомство с пейзажем.

Рисование картины

1

09.11

10.

Что изображают художники?

Как они изображают?

Что они видят, чем любуются?

Беседа о художниках и их картинах

1

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников.

Изучение жанра изобразительного искусства - натюрморт

Рассматривание картины знаменитых художников И.Хруцкого «Натюрморт», Ф.Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти», И.Машков «Снедь московская. Хлебы»

Рассматривают картину.

Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти».

Различают жанр натюрморт под контролем учителя

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Усваивают понятие «натюрморт»

16.11

11.

Рисование постановочного натюрморта

1

Рассматривание постановочного натюрморта,

Поэтапное выполнение работы.

Компоновка.

Прорисовывание по точкам.

Форма предмета.

Детали.

Уточнение.

Раскрашивание фона.

Раскрашивание предметов

Рассматривают натюрморт.

Ориентируются в плоскости листа под контролем учителя.

Работают по шаблону.

Подбирают цвета под контролем учителя.

Работают в совместной деятельности с учителем.

Рассматривают натюрморт, отвечают на вопросы

Правильно располагают натюрморт в плоскости листа.

Самостоятельно подбирают цвета.

Работу выполняют самостоятельно.

23.11

12.

Рисование постановочного натюрморта

1

30.11

13.

Что изображают художники?

Как художник работает над портретом человека?

Беседа о художниках и их картинах

1

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников.

Изучение жанра изобразительного искусства - портрет.

Рассматривание картины знаменитых художников О. Кипренский « Портрет А. Пушкина», В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», П. Заболотского «Портрет поэта М . Лермонтова».

Рассматривают картину.

Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти».

Различают жанр портрет под контролем учителя.

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Усваивают понятие «портрет».

07.12

14.

Автопортрет

Лепка.


1

Изучение разнообразных комплексных объемов. Пластика.

Форма.

Преимущества пластилинографии перед лепкой объемных фигур.

Изображение, полученное в технике пластилинографии


Приемы лепки выполняют под контролем учителя.

Лепят портрет под контролем учителя.

Используют выразительные средства живописи и возможности пластинографии для создания портрета.

Закрепляют навыки работы от общего к частному.

Усваивают такие понятия, как контур, контраст, изображение, портрет.

Анализируют форму частей, соблюдают пропорции.

Работу выполняют самостоятельно.

14.12

15.

Автопортрет

Лепка

1

21.12

16.

Автопортрет.

Рисование

1

Последовательность рисования лица человека.

Овал лица.

Форма глаз, бровей.

Цвет лица, бровей, ресниц, волос.

Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм

Понимают, что такое автопортрет.

Работают по шаблону.

Размечают части лица под контролем учителя.

Изображают живописными средствами автопортрет под контролем учителя.


Работают графическими материалами с помощью линий разной толщины.

Выполняют творческое задание согласно условиям. Создают композицию рисунка самостоятельно.

Подбирают необходимые цвета для выполнения работы.

28.12

17.

Автопортрет.

Рисование

1


18.

Рисование новогодней открытки

1

Создание поздравительной открытки.

Тема Нового года.

Образ Деда мороза, Снегурочки

Понимают роль художника в создании поздравительной открытки.

Создают открытку к определенному событию. Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики.

Объясняют роль художника в создании поздравительной открытки.

Создают средствами живописи эмоционально-выразительный образ новогоднего праздника. Передают с помощью рисунка и цвета характер персонажей — Деда Мороза и Снегурочки.

Выполняют эскизы поздравительной открытки на заданную тему.


19.

Рисование новогодней открытки

1


20.
















Художники о тех, кто защищает Родину.

Щит и меч

1

Изучение героев-защитников. Богатыри. Рассматривание картин

художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский».

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников.

Выражение в картинах любви к Родине, стремления защитить, сберечь Родину, ее богатства.

Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассказывающих о любви к Родине.

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, патриотическое, грустное, таинственное, нежное и т. д.).

Усваивают понятие «герой-защитник».

Называют имена знаменитых художников, изображающих героев, богатырей, защитников.


21.

Нарисуй шлем, щит, копье.

Или самого богатыря.

1

Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников.

Картины создаваемые художниками.

Рассматривание картины известных художников П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря».

Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма».

Рассматривают картины.

Учатся мастерству рисования, глядя на картины известных художников.

Продолжают знакомиться с понятием «форма».

Работают под контролем учителя.

Анализируют форму предмета.

Развивают наблюдательность при восприятии сложной формы.

Выполняют работу поэтапно.

Овладевают навыками изображения фигуры человека.

Выполняют творческое задание согласно условиям. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы.


22.

Доброе и злое в сказках.

Показ в рисунках

1

Сказочный мир, знакомство.

Герои сказок.

Изучение добрых и злых сказочных героев.

Рисование доброго и злого героя.


Рассматривают картины

Уясняют понятия «злой», «добрый».

Создают графическими средствами эмоционально-выразительный образ сказочного героя (доброго, злого).

Работают по шаблонам.

Отвечают на вопросы по картинам.

Понимают условность и субъективность художественного образа. Закрепляют навыки работы от общего к частному.

Работу выполняют самостоятельно.


23.

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море

1

Знакомство со знаменитым русским художником И. Айвазовский.

Картина «Девятый вал».

Рассматривание.

Рассуждение.

Знакомство с художниками и их картинами (К. Моне «Морской пейзаж», В. Ван Гог «Море в Сент-Мари», И. Левитан «Берег Средиземного моря»).

Изображение моря в картинах художников сказочников.

Рассматривают картины.

Понимают, что картина - особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Работают под контролем учителя.

Рассматривают и сравнивают картины разных художников-маринистов, рассказывают о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники.

Усваивают понятия «морской пейзаж», «волна», «буря».


24.

Рисование «Море»

1

Рисование акварелью в технике «по-сырому».

Передача формы, цветов, тональности.

Выполнение рисунка моря

Знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой — акварелью по сырому слою бумаги.

Учатся рисовать море, волны, передавать форму, цвет, тональность.

Выполняют рисунок моря, когда на нем поднимаются высокие волны в технике акварелью по-сырому.

Представляют рисунок и близкий для его настроения колорит.

Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи морского пейзажа. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


25.

Школьные соревнования в беге.

Лепка

1

Рассматривание вазы из раскопок Древней Греции.

Изображение художником бегущих спортсменов. Соревнование.

Руки.

Ноги.

Наклон фигуры.

Бег.

Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала.

Рассматривают картины.

Объясняют, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит».

Называют разные части тела человека.

Работают под контролем учителя.

Развивают навыки работы в технике лепки и рисунка. Используют выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей. Анализируют форму частей, соблюдать пропорции.


26.

Беседа.

Народное искусство.

Гжель

1

Беседа о Гжели.

Знакомство с традиционной роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.

Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Гжель.

Обучение узнавать изделия с гжельской росписью.

Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов.

Учатся различать изделия, знать характерные особенности Гжели. Знакомятся с искусством гжельских мастеров.

Рассказывают о мастера Гжели.

Уясняют, какие три цвета используют в гжельской росписи.

Понимают, что такое растительный и геометрический орнаменты.


27.

Беседа.

Народное искусство.

Гжель

1


28.

Украшать изображение росписью.

Роспись вазы

1

Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства.

Использование художественных средств выразительности.

Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца, выделение каймы.

Обучение рисованию простейших цветов из капелек, выделение середины цветком. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакивание.

Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

Расписывают чашки блюдца, выделять кайму с помощью учителя

Работают по шаблону.

Работу выполняют под контролем учителя.

Рисуют простейшие цветы из капелек, выделяя середину цветком.

Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

Работу выполняют самостоятельно.


29.

Украшать изображение росписью.

Роспись вазы

1


30.

Беседа улицы города.

Люди на улице города



1

Составление рассказов по картинам

художников (П. Кончаловский. «Сан-Джиминисано», «Крым. Алупка»; Т. Насипова. «Станция метро «Сокол», Ю. Пименов. «Новая Москва»).

Обучение составлению описательного рассказа.

Использование точных слов для обозначения предметов.

Закрепление знаний о правилах движения и поведения пешеходов на улице.

Рассматривают картины художников, изображающих улицы города.

Развивают навыки составления описательного рассказа по картинке.

Работают по шаблону.

Работу выполняют под контролем учителя.


Используют точные слова для обозначения предметов.

Закрепляют знания о правилах поведения пешеходов на улице.

Работают по иллюстрациям картин известных художников.

Различают изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка.


31.

Беседа улицы города.

Люди на улице города

1


32.

Беседа.

Цвета, краски лета. Цветы лета

1

Разговор о лете.

Рассматривание картин художников (И. Шишкин. «Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога во ржи», К. Маковский. «Девушка в венке», А. Шилов. «Портрет Оленьки»).

Развитие познавательной активности. Формирование позитивного взгляда на мир. Воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте природы.

Формирование бережного отношения к природе.

Рассматривают картину.

Называют цветы, растущие летом.

Умеют описывать летнюю пору, красоту природы, многообразие животного и растительного мира.

Составляют рассказ по наводящим вопросам

Подбирают краски лета под контролем учителя.

Называют признаки летнего времени года.

Развивают память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли.

Учатся составлять рассказ по теме.



33.

Беседа.

Цвета, краски лета. Цветы лета.

Рисование картины о лете

1


33.

Рисование венка из цветов и колосьев

1

Рисование венка из полевых цветов и колосьев.

Деление окружности на равные промежутки. Дорисовывание лепестков.

Заполнение оставшихся промежутков. Уточнение деталей.

Прорисовка

Изображают венок из полевых цветов, глядя на предложенный учителем образец.

Овладевают живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.

Рисуют по шаблону.

Работу выполняют под контролем учителя.

Используют выразительные средства рисунка и живописи для создания образа венка из цветов и колосьев.

Выполняют работу поэтапно, соблюдая размер пропорции.

Овладевают навыками работы в технике акварель.


34.

Рисование венка из цветов и колосьев

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!