МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАЙНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______/Н.Н. Метельская подпись ФИО Протокол № _________ заседания ШМО от ____ _____________2021 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Крайненская средняя школа» __________/ М. В. Тарасова подпись ФИО ______ _______________2021 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Крайненская средняя школа» _____________ /Г.В. Кучерявая подпись ФИО Приказ № ___________ от ____ _______________ 2021 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Изобразительное искусство
Уровень: индивидуальный
Адилова Зоре Эюбовна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 1
Срок реализации 1 год
Количество часов: Всего 33 часа, 1 час в неделю
Примерная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе:
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями под редакцией Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Крайнее, 2021 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и предметные результаты освоения предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования (на конец 5 класса).
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных10.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:
положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
адекватные представления о собственных возможностях;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету
«Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса
: «Обучение композиционной деятельности»,
«Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
«Обучение восприятию произведений искусства».
Подготовительный период обучения планируется для обучающихся 1 дополнительного класса и предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.
Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.
Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».
Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.
Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).
Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.
Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира. Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.
Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.
Направления работы
Формирование организационных умений:правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
разминание куска пластилина;
отщипывание кусков от целого куска пластилина;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;
приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);
удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;
осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу); Приемы работы красками:
примакивание кистью;
наращивание массы;
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1 класс Я рисую (33 ч) |
1-я четверть | В мире волшебных линий | 9 |
2-я четверть | От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке | 7 |
3-я четверть | От замысла к воплощению | 9 |
4-я четверть | Замысел плюс опыт равно творчество | 8 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАЙНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______/Н.Н. Метельская подпись ФИО Протокол № _________ заседания ШМО от ____ _____________2021 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Крайненская средняя школа» __________/ М. В. Тарасова подпись ФИО ______ _______________2021 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Крайненская средняя школа» _____________ /Г.В. Кучерявая подпись ФИО Приказ № ___________ от ____ _______________ 2021 г. |
Календарно-тематическое планирование к
Индивидуальной адаптированной образовательной программе
Предмет: Изобразительное искусство
Уровень: индивидуальный
Адилова Зоре Эюбовна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 1
2021/2022 учебный год
Количество часов: Всего 33 часа, 1 час в неделю
Календарно-тематическое планирование составлено на основе индивидуальной адаптированной образовательной программе
учебного предмета «Изобразительное искусство» утвержденной приказом МБОУ «Крайненская средняя школа»
от «___»_______2021г. № ______.
Крайнее, 2021 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | Дата |
План | факт |
1 класс Я рисую (33 ч) |
В мире волшебных линий (9) |
1. | Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация | Задание: аппликация из оборванных цветных кусочков бумаги, рисунок, лепка. Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), кисть, клей, пластилин, образцы изображений | Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы. Характеризовать особенности красоты осенних листьев, учитывая их цвет и разнообразие форм. Изображать характерные особенности осеннего леса, глядя на предложенный учителем образец. Использовать выразительные средства живописи и возможности аппликации для создания образов осенней природы. Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике бумагопластики, в лепке, используя помощь учителя | 06.09 | |
2. | Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование | Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (скрытый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое | Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду, внимательно слушать рассказ учителя. Сравнивать свою работу с работами одноклассников | 13.09 | |
3. | Фрукты, овощи разного цвета. Рисование | Задание: рисование натюрморта из фруктов и овощей. Материалы и инструменты: цветные мелки, бумага, образец | Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме. Понимать,что такое натюрморт. Изображать живописными средствами разные фрукты и овощи. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю. Овладевать живописными навыками работы цветными мелками. Овладевать навыками работы с трафаретом, используя, если необходимо, помощь учителя. | 20.09 | |
4. | Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование | Задание: рисование предмета из двух или трех простых форм: вагон, дом или другие предметы. Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, трафареты, цветные карандаши. Образцы форм. Рисуем самостоятельно | Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю. Создавать изображения на основе простых и сложных форм | 27.09 | |
5. | Линия. Точка. Пятно. Рисование | Задание: работа по образцу. Дорисовывание волос у человечков. Волны на море. Забор. Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры | Создавать изображения на основе пятна, точки, линии. Сравнивать свою работу сработой одноклассников | 04.10 | |
6. | Изображаем лист сирени. Рисование | Задание: рисование листа сирени. Материалы и инструменты: бумага, акварельные краски, кисть | Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Оценивать свою работу | 11.10 | |
7. | Лепим лист сирени | Задание: лепка листа сирени. Материалы и инструменты: трафарет листа, пластилин, стека | Изображать (лепить) предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Понимать простые основы симметрии. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы и объема. | 18.10 | |
8. | Лепим. Матрешка | Задание: лепка матрешки. Материалы и инструменты: матрешка, лист плотного картона, пластилин, стека | Находить выразительные, образные объемы, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка и т. Д Изображать в объеме (рельеф) способами вдавливания и размазывания. | 25.10 | |
9. | Рисуем куклу- неваляшку. | Задание: рисование куклы-неваляшки Материалы и инструменты: кукла-неваляшка, шаблон, фломастеры, цветные мелки | Понимать, что такое шаблон. Изображать живописными средствами разные декоративные цветы внутри нарисованной формы. Понимать простые основы геометрии, симметрию. Оценивать свою деятельность | 08.11 | |
От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке (7) |
10 | Деревянный дом в деревне. лепка | Задание: изображение деревянного дома из бревен из пластилина. Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, иллюстрация с изображением деревянного дома – образец | Изображать деревянный дом в лепке, выявляя его форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Овладевать первичными навыками конструирования с помощью лепки. Понимать, что в создании формы постройки принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта постройка (дом) будет выглядеть. Работать по образцу | 15.11 | |
11. | Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация | Задание: изображение деревянного дома в технике аппликации. Материалы и инструменты: картон, набор цветной бумаги, ножницы, иллюстрация с изображением деревянного дома | Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Работать как индивидуально, так и в группе. Конструировать (строить) из бумаги. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами | 22.11 | |
12. | Аппликация «Рыбки в аквариуме» | Задание: аппликация из цветной бумаги. Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), цветные карандаши. Фломастеры | Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя ее в технике бумагопластики. Осваивать приемы работы с аппликацией. Изображать, используя цветную бумагу в аппликации. Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Овладевать приемами работы с бумагой. | 29.11 | |
13. | Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка | Задание: конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус). Материалыиинструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши | Понимать, что в создании композиции принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта композиция будет выглядеть. Продолжать осваивать технику работы фломастерами и цветными карандашами. Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Работать как индивидуально, так и в группе. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Конструировать (строить) из бумаги | 06.12 | |
14. | Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация | Задание: Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке. Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши | Передавать в изображении характер и настроение праздника. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике аппликации и рисования. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Эмоционально откликаться на красоту зимней природы, праздник. | 13.12 | |
15. | Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека | Задание: слепи части тела человечка из пластилина, соедини их так, как показано на образце. Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец | Объяснять, чем похожи и в чем разные люди. Знать, как называются разные части тела человека. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике лепки. | 20.12 | |
16. | Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй | Задание: слепи части тела зайчика из пластилина, соедини их так, как показано на образце, нарисуй зайчика. Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец, бумага, цветные карандаши, фломастеры | Знать, как называются разные части тела зайки. Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами | 27.12 | |
От замысла к воплощению (9) |
17. | Рассматривание картин художников | Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника | Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена знаменитых художников. | 10.01 | |
18. | Пирамидка. Рыбка. Аппликация | Задание: изображение рыбки, пирамидки (техника аппликации с графической дорисовкой). Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры | Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка). Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Продолжать осваивать приемы работы графическими материалами. | 17.01 | |
19. | Ваза с цветами. Аппликация | Задание: изображение вазы с цветами (техника аппликации с графической дорисовкой). Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры | Объяснять, чем отличаются листы бумаги друг от друга. Знать, для чего предназначена ваза. Закреплять навыки работы от общего к частному. | 24.01 | |
20 | Колобок. Нарисуй картинку | Задание: рисование Колобка на полянке. Материалы и инструменты: цветная бумага, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки | Понимать условность и субъективность художественного образа. Закреплять навыки работы от общего к частному. | 31.01 | |
21. | Дома в городе. Аппликация | Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зданий (домов), города в технике аппликации. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации. Оценивать свою деятельность | 07.02 | |
22. | Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка | Задание: изобразить в лепке одноэтажный и трехэтажный дом. Материалы и инструменты: пластилин, стека, цветная бумага, ножницы, клей | Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипывание). | 14.02 | |
23. | Многоэтажный дом. Аппликация | Задание: сделать аппликацию – изобразить многоэтажный дом. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей | Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра. Овладевать приемами работы с бумагой. Оценивать свою деятельность | 28.02 | |
24. | Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ | Задание: составить рассказ по картине художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Какое время года изображено на картине? Материалы и инструменты:иллюстрация картины художника | Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). | 14.03 | |
25. | Весна. Почки на деревьях. Рисование | Задание: нарисуй картинку: три разных дерева; на ветках деревьев показались почки; на небе солнышко. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника | Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи настроения, состояния природы в картине. Развивать навыки работы с живописными материалами (гуашь). Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами. Продолжать осваивать приемы работы по образцу | 28.03 | |
Замысел плюс опыт равно творчество (8) |
26. | Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование | Задание: нарисуй картинку по описанию (ручей, кораблик, солнце, птички). Материалы и инструменты:бумага, акварель, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника | Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы. Изображать характерные особенности деревьев весной, тщательно прорисовывать все детали рисунка. Использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы. Овладевать живописными навыками работы акварелью. | 04.04 | |
27. | Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование | Задание: рисование цветка, ветки акации с листьями. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти | Понимать, чтоживопись — это необыкновенный вид искусства, который отчетливо и красочно передает видение автором конкретного пейзажа. Развивать навыки работы гуашью. Оценивать свою деятельность | 11.04 | |
28. | Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация | Задание: аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, образец | Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы. Получать первичные навыки декоративного изображения. Оценивать свою деятельность. Формировать навыки самостоятельности в работе | 18.04 | |
29. | Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее | Задание: сделай аппликацию и дорисуй ее. Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши | Видеть характер формы декоративных элементов. Овладеть навыками работы в аппликации. Участвовать в создании коллективных работ. Понимать роль цвета в создании аппликации. Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. Обретать опыт творчества и художественно- практические навыки в создании наряда (сарафана). | 25.04 | |
30. | Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование | Задание: рисунок красками и кистью. Домик в деревне. Деревья рядом с домом. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, цветные мелки, образец рисунка | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного деревенского дома, природы (деревья). Выражать свое отношение к архитектуре деревянного деревенского дома. Развивать навыки творческой работы в технике акварели. Сравнивать свою работу с другими | 16.05 | |
31. | Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация | Задание: аппликация с дальнейшим дорисовыванием. Грибы. Грибы на пеньке. Материалы и инструменты: бумага цветная, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением грибов | Понимать выразительные возможности цветной бумаги для создания художественного образа. Осваивать приемы работы в технике аппликации. Изображать, используя все многообразие цвета. Развивать навыки работы в технике аппликации. Понимать пропорции как соотношение между собой частей одного целого. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания образа (конкретного гриба). Формировать навык самостоятельности | 19.05 | |
32. | Придумай свой рисунок. Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. | Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Наверху облака. Внизу цветы».) Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки | Понимать, что такое тематическое рисование. Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Закрепить понятия (наверху, внизу). Развивать пространственные представления. Учитывать размер и форму предметов. Составлять рассказ по нарисованной картинке. Практика совместной деятельности | 23.05 | |
33. | Придумай свой рисунок (Учитывай понятия: «над», «под», «посередине», «в центре».) | Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Ночь, луна, домик».) Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки | Понимать, что такое тематическое рисование. Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Закрепить понятия (над, под, посередине, в центре). Развивать пространственные представления. Учитывать размер и форму предметов. Составлять рассказ по нарисованной картинке. Формировать навыки самостоятельности | 25.05 | |
ИТОГО | | | | 33 |