СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класса»

Титульный лист

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений
«Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией
Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствие с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство.


Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе – 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.


Основные принципы программы:

- программа разработана как целостная система введения в художественную культуру;

- принцип «от жизни через искусство к жизни»;

- принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;

- принцип единства восприятия и созидания;

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.


Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Формой проведения занятий по программе является урок. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.




ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Ученик научится:

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов.



Ученик получит возможность научиться:

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

  • навыкам изображения уходящего пространства, применяя правило линейной и воздушной перспективы;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематичного построения головы человека в рисунке.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

7

3

Вглядываясь в человека. Портрет

10

4

Человек и пространство. Пейзаж

9

Итого:

34





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ



п/п

Дата

Раздел,

тема

Основные понятия

Контрольный результат

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

план

факт

Четверть I. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)

1



Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Виды и направления искусства, художественные материалы, их выразительность в изобразительном искусстве



Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять в чем их различия

2



Рисунок – основа изобразительного творчества

Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка, графические материалы и их выразительные возможности


Зарисовка с натуры и по памяти отдельных травянистых растений. Работа карандашами разной твердости

Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры

3



Линия и ее выразительные возможности. Ритм линии

Линия, ее виды, характер, выразительные возможности


Приобретать представление о выразительных возможностях линии,

о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника


4



Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Роль пятна в изобразительном искусстве. Тон. Силуэт. Композиция листа. Ритм пятен


Изображение различных осенних состояний в природе

Овладевать навыками передачи настроения с помощью ритма и различного характера пятен

5



Цвет. Основы цветоведения

Цветовой круг, основные, составные, дополнительные цвета

Фантазийные изображения сказочных царств («Царство снежной королевы», «Изумрудный город»). Работа красками

Знать, понимать, объяснять значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет

6



Цвет в произведениях живописи

Локальный цвет. Колорит. Тон. Гармония цвета

Изображение осеннего букета с разным настроением – радость, грусть. Работа красками


Создавать образы, используя выразительные возможности цвета


7



Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения, связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др.


Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, бумага

Анализировать, осознавать, сравнивать объемные изображения

8



Основы языка изображения

Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства. Художественные материалы, их выразительные возможности


Свободная тема

Овладевать навыками языка изображения

Четверть II. «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

9



Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения


Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир»

Узнавать о разных способах изображения предметов (осваивать, создавать)

10



Изображение предметного мира - натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре


Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например, кухонной утвари красками

Соотносить, сравнивать, изображать сложную форму предмета

11



Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм. Выразительность формы


Конструирование из бумаги простых геометрических тел

Изображать, соблюдать основные пропорции сложных форм предмета

12



Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса


Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом

Строить, изображать, соблюдать правила линейной перспективы

13



Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине


Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками

Понимать, соотносить, передавать

14



Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте


Работа над изображением натюрморта. Работа красками

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Наблюдать, соотносить

15



Выразительные возможности натюрморта

Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений окружающего мира


Работа над изображением натюрморта. Работа в карандаше

Наблюдать, соотносить, компоновать

Четверть III. «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)

16



Образ человека – главная тема в искусстве

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира


Свободная тема. Работа красками

Характеризовать, сравнивать, формировать представление о человеке в искусстве

17



Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта


Работа над рисунком по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок и др.)

Приобретать, формировать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица

18



Изображение головы человека в пространстве

Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа


Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом

Осваивать, соотносить, сравнивать, овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы

19



Портрет в скульптуре

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры


Рисунок-набросок с натуры

Соотносить, сравнивать, передавать, овладевать первичными навыками создания портрета в рисунке

20



Графический портретный рисунок

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе


Рисунок-набросок с натуры в цвете

Получать представление о графических средствах. Соотносить, сравнивать, передавать, овладевать первичными навыками создания портрета в рисунке

21



Сатирические образы человека

Сатирические образы в искусстве. Понятие «карикатура». История карикатуры. Дружеский шарж


Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей


Находить, создавать, развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности характера человека


22



Образные возможности освещения в портрете

Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный с боку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения


Наблюдение натуры и наброски «пятном» с изображением головы в различном освещении

Различать, выявлять, приобретать умение работать в тоне

23



Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи


Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше

Развивать, приобретать умения в наблюдении и создании портретного образа человека

24



Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура


Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга)

Умение различать, передавать, находить цветовые решения образа в портрете

25



Великие портретисты прошлого

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах


Работа карандашом, аппликация, индивидуальное и коллективное творчество

Вести поисковую работу, обсуждать и анализировать

Четверть IV. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)

26



Жанры в изобразительном искусстве

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменение видения мира в разные эпохи


Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. Жанры в изобразительном искусстве: портрет, натюрморт, пейзаж


Знать, называть, понимать жанры в изобразительном искусстве

27



Изображение пространства

Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения


Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота

Находить, получать представление о различных способах изображения пространства

28



Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменение контрастности


Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил перспективы

Понимать, соотносить, передавать, различать способы изображения пространства и предметов в пространстве

29



Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Отношение художника к природе


Работа над изображением большого эпического пейзажа. Изображения уходящих планов и наполнение их деталями

Находить, создавать, получать представления о пейзаже в искусстве

30



Пейзаж в русской живописи

Развитие пейзажа в русской живописи. Биография великий русских пейзажистов


Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе


Характеризовать, анализировать пейзаж в русской живописи, уметь рассуждать

31



Пейзаж – настроение. Природа и художник

Природа как отклик переживаний художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман. Роль колорита в пейзаже


Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман. Роль колорита в пейзаже. Работа в красках

Передавать, находить образ, характеризовать состояния в природе по времени суток

32



Пейзаж в графике

Графический пейзаж в творчестве мастеров


Изображение графического пейзажа. Работа в карандаше

Обсуждать, использовать графические средства выражения в изображении пейзажа


33



Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века


Городской пейзаж. Работа в красках

Вести поисковые работы, создавать

34



Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни человека


Выставка лучших работ учащихся за учебный год

Объяснять и участвовать в диалоге



Учебный методический комплекс



Учебно-методическое обеспечение


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010.


  1. Основная литература


Программно-методические материалы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. – 140 с.

Павлова О.В. Изобразительное искусство 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учиель, 2008. -286 с.

Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.



  1. Дополнительная литература для учителя


Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей, - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 234 с.

Лялина Л.А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. – М.: АСТ, 2004. – 43 с.

Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.



  1. Дополнительная литература для учащихся


Порте П. Учимся рисовать человека / пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги». 2005. – 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги». 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги». 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги». 2005. – 123 с.

Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника – СПб.: Издательский дом «Литера», 2004. – 37 с.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!