СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского. 2021-2022 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2020. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Цель обучения изобразительному искусству в школе - воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).

Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение задач:

• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

• развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

• формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Связующим звеном предмета «Изобразительное искусство» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «Литература», «География», «Математика», «Физика», «Информатика», «Технология», «Музыка».

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако, обучение по программе остаётся в целом результативным. Программа рассчитана на 35 часа в год, 1 час в неделю.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере:

– эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;

– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;

– активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

– уважать культуру своего Отечества, выраженную в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в познавательной сфере:

– художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

– получить представление о некоторых формах художественной деятельности;

– понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов искусств;

– воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

– ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

– диалогически подходить к освоению произведения искусства;

– понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;

в трудовой сфере:

– применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).


Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и математикой.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- умение по заданному алгоритму выполнять собственные эскизы;

- учиться отличать правильно выполненное задание;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- формировать способности к целостному художественному восприятию мира;

- развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства.


Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства в 5 классе:

- умение пользоваться языком изобразительного искусства;

- умение слушать и понимать высказывания собеседников;

- умение договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

- умение согласованно работать в группе: планировать, распределять, понимать общую цель проекта и выполнять свою роль в группе.


Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере:

– эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;

– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;

–активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

– уважать культуру своего Отечества, выраженную в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в познавательной сфере:

– художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

– получить представление о некоторых формах художественной деятельности;

– понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов искусств;

– воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

– ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

– диалогически подходить к освоению произведения искусства;

– понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;

в трудовой сфере:

– применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).


Личностные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере:

– освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

– воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

– овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды, отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

в познавательной сфере:

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

– развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Городец, Дымка…);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (Древний Египет, Китай, Западная Европа);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик…);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.


Учащиеся должны уметь:

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе ритмичного повтора изобразительных или геометрических элементов;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда. Детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- владеть навыками работы в различных видах современного искусства.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Древние корни народного искусства.

Древние образы в народном искусстве. Традиционные об­разы народного при­кладного искусства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изображение как обозначе­ние жизненно важ­ных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Орнамент как основа декоративного украшения. Использование ор­намента для деко­ративного оформ­ления элементов архитектуры. Единство конструк­ции и декора в тра­диционном русском жилище.

Декор русской избы. Используя иллюстрации придумать свою композицию интерьера избы. Внутренний мир русской избы. Использование ор­намента для деко­ративного оформ­ления элементов архитектуры. Единство конструк­ции и декора в тра­диционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной струк­туре и образном строе избы. Единство пользы и красоты в организа­ции пространства дома. Устройство и сим­волика внутреннего пространства кре­стьянского жилища. Создание внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда.

Конструкция, декор предме­тов народного быта и труда. Органическое един­ство пользы и кра­соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы­явление символиче­ского значения деко­ративных элементов. Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшения его орнаментальной композицией.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вы­шивка сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение. Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

Народный праздничный костюм. Народный празд­ничный костюм целостный художе­ственный образ. Крестьянский кос­тюм - образная модель мироздания. Защитно-охрани­тельное значение орнамента в народ­ном костюме. Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

Народные праздничные обряды. Масленица.

Роль декоративно-прикладного искус­ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд:

Б. М.Кустодиев «Масленица», В. Суриков «Взятие снежного городка»

Изготовление куклы масленицы.

Учащиеся должны:

- понимать причины возникновения искусства;

- осознавать характер и специфику древнего искусства;

- различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл;

- различать предметы традиционного быта и понимать смысл их художественного оформления;

- передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).


Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках. Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской). Техника безопасности при выполнении практической работы.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. История развития, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.

Искусство Жостова. Источники и современное развитие промысла. Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приёмов народных промыслов в современном искусстве. Связь времён в народном искусстве. Приёмы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно- прикладного.

Безопасность. Безопасность работы с инструментами.

Учащиеся должны:

- знать о народной глиняной игрушке её видах, традициях формы и росписи;

- развивать творческую активность, навыки активности с художественными материалами;

- формировать навыки работы в области художественной росписи;

- высказывать собственное отношение к произведению изобразительного искусства.


Декор-человек, общество, время

Зачем людям украшения. Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни различных народов, в различные эпохи. Декор и положение человека в обществе. Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта. Одежда говорит о человеке. Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декоратора- выявить социальный статус людей.

О чём рассказывают гербы и эмблемы. История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Самарской области, города Тольятти. Значение геральдического искусства в жизни современного общества.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.

Учащиеся должны:

- изображать характерный тип человека разных эпох в соответствующей одежде;

- передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- уметь проектировать свою деятельность;

- создавать предмет по проекту.


Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство. Многообразие мате­риалов и техник со­временного декора­тивно-прикладного искусства. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз­дании произведения декоративно-прикладного искус­ства. Изменение со­отношения пользы и красоты. Виды деко­ративно-прикладного искусства. Древние корни народного искусства. Связь времён в народном искусстве. Декор- человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Выразительное использование фактуры, формы, объёма, при создании предметов декоративно – прикладного искусства. Этапы работы над произведением декоративно-прикладного искусства. Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Безопасность труда в кабинете. Безопасность труда в кабинете при выполнении практической работы.

Учащиеся должны: понимать и передавать в собственной художественной деятельности различное и общее в народном искусстве разных народов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часа


/п

Содержание

Кол-во часов

1

«Древние корни народного искусства»

8

2

«Связь времен в народном искусстве»

8

3

«Декор - человек, общество, время»

10

4

«Декоративное искусство в современном мире».

9


Всего

35


Тематическое планирование 5 класс


/п

Тема урока

Кол-во часов

Древние корни народного искусства (8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.

1

2

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

3

Декор русской избы.

1

4

Внутренний мир русской избы.

1

5

Конструкция, декор предме­тов народного быта и труда.

1

6

Образы и моти­вы в орнамен­тах русской на­родной вышивки.

1

7

Народный праздничный костюм.

1

8

Народные праздничные обряды. Масленица.

1


Связь времен в народном искусстве (8 часов)


9

Древние образы в современных народных игрушках.

Техника безопасности.

2

10

Искусство Гжели Истоки и современное разви­тие промысла.

2

11

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1

12

Искусство Жостова. Исто­ки и современ­ное развитие промысла.

1

13

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

14

Связь времен в народном искусстве. Безопасность на уроке.

1


Декор - человек, общество, время (10 часов)


15

Зачем людям украшения.

1

16

Декор и поло­жение человека в обществе.

2

17

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

18

Одежда говорит о человеке.

2

19

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

1

20

Символы и эмблемы в со­временном об­ществе.

1

21

Роль декора­тивного искус­ства в жизни человека и об­щества.

1

Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

22

Современное выставочное искусство.

3

23

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

6


Всего:

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!