ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2020. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Цель обучения изобразительному искусству в школе - воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).
Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение задач:
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
• формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Связующим звеном предмета «Изобразительное искусство» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «Литература», «География», «Математика», «Физика», «Информатика», «Технология», «Музыка».
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако, обучение по программе остаётся в целом результативным. Программа рассчитана на 35 часа в год, 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
– эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;
– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;
– активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
– уважать культуру своего Отечества, выраженную в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в познавательной сфере:
– художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
– получить представление о некоторых формах художественной деятельности;
– понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов искусств;
– воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
– ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
– диалогически подходить к освоению произведения искусства;
– понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;
в трудовой сфере:
– применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и математикой.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- умение по заданному алгоритму выполнять собственные эскизы;
- учиться отличать правильно выполненное задание;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- формировать способности к целостному художественному восприятию мира;
- развивать фантазию, воображение, интуицию, визуальную память;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства в 5 классе:
- умение пользоваться языком изобразительного искусства;
- умение слушать и понимать высказывания собеседников;
- умение договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
- умение согласованно работать в группе: планировать, распределять, понимать общую цель проекта и выполнять свою роль в группе.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
– эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;
– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;
–активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
– уважать культуру своего Отечества, выраженную в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в познавательной сфере:
– художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
– получить представление о некоторых формах художественной деятельности;
– понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов искусств;
– воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
– ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
– диалогически подходить к освоению произведения искусства;
– понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;
в трудовой сфере:
– применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере:
– освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
– воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
– овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды, отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
в познавательной сфере:
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
– развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Городец, Дымка…);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (Древний Египет, Китай, Западная Европа);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик…);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе ритмичного повтора изобразительных или геометрических элементов;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда. Детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- владеть навыками работы в различных видах современного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Древние корни народного искусства.
Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Орнамент как основа декоративного украшения. Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Декор русской избы. Используя иллюстрации придумать свою композицию интерьера избы. Внутренний мир русской избы. Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы. Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. Создание внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшения его орнаментальной композицией.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вышивка сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Условность языка орнамента, его символическое значение. Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм целостный художественный образ. Крестьянский костюм - образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме. Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.
Народные праздничные обряды. Масленица.
Роль декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд:
Б. М.Кустодиев «Масленица», В. Суриков «Взятие снежного городка»
Изготовление куклы масленицы.
Учащиеся должны:
- понимать причины возникновения искусства;
- осознавать характер и специфику древнего искусства;
- различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл;
- различать предметы традиционного быта и понимать смысл их художественного оформления;
- передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках. Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской). Техника безопасности при выполнении практической работы.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. История развития, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.
Искусство Жостова. Источники и современное развитие промысла. Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приёмов народных промыслов в современном искусстве. Связь времён в народном искусстве. Приёмы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно- прикладного.
Безопасность. Безопасность работы с инструментами.
Учащиеся должны:
- знать о народной глиняной игрушке её видах, традициях формы и росписи;
- развивать творческую активность, навыки активности с художественными материалами;
- формировать навыки работы в области художественной росписи;
- высказывать собственное отношение к произведению изобразительного искусства.
Декор-человек, общество, время
Зачем людям украшения. Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни различных народов, в различные эпохи. Декор и положение человека в обществе. Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта. Одежда говорит о человеке. Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декоратора- выявить социальный статус людей.
О чём рассказывают гербы и эмблемы. История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Самарской области, города Тольятти. Значение геральдического искусства в жизни современного общества.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
Учащиеся должны:
- изображать характерный тип человека разных эпох в соответствующей одежде;
- передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- уметь проектировать свою деятельность;
- создавать предмет по проекту.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения декоративно-прикладного искусства. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды декоративно-прикладного искусства. Древние корни народного искусства. Связь времён в народном искусстве. Декор- человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Выразительное использование фактуры, формы, объёма, при создании предметов декоративно – прикладного искусства. Этапы работы над произведением декоративно-прикладного искусства. Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Безопасность труда в кабинете. Безопасность труда в кабинете при выполнении практической работы.
Учащиеся должны: понимать и передавать в собственной художественной деятельности различное и общее в народном искусстве разных народов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часа
№/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | «Древние корни народного искусства» | 8 |
2 | «Связь времен в народном искусстве» | 8 |
3 | «Декор - человек, общество, время» | 10 |
4 | «Декоративное искусство в современном мире». | 9 |
| Всего | 35 |
Тематическое планирование 5 класс
№/п | Тема урока | Кол-во часов |
Древние корни народного искусства (8 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 |
2 | Орнамент как основа декоративного украшения. | 1 |
3 | Декор русской избы. | 1 |
4 | Внутренний мир русской избы. | 1 |
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 |
7 | Народный праздничный костюм. | 1 |
8 | Народные праздничные обряды. Масленица. | 1 |
| Связь времен в народном искусстве (8 часов) | |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. Техника безопасности. | 2 |
10 | Искусство Гжели Истоки и современное развитие промысла. | 2 |
11 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 |
12 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 |
13 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 |
14 | Связь времен в народном искусстве. Безопасность на уроке. | 1 |
| Декор - человек, общество, время (10 часов) | |
15 | Зачем людям украшения. | 1 |
16 | Декор и положение человека в обществе. | 2 |
17 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 |
18 | Одежда говорит о человеке. | 2 |
19 | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | 1 |
20 | Символы и эмблемы в современном обществе. | 1 |
21 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 |
Декоративное искусство в современном мире (9 часов) |
22 | Современное выставочное искусство. | 3 |
23 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. | 6 |
| Всего: | 35 |