СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс»

Утверждена

приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени

Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»

№ от 2019г

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению Методическим Советом

протокол №5 от мая 2019г










Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»

Ржаксинского района Тамбовской области

Рабочая программа

по изобразительному искусству для 3 класса

на 2019-2020 учебный год

(Срок реализации 1 год)



















р.п. Ржакса, 2019


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»);

Примерной основной образовательной программы начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);

Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская СОШ №2 им.Г.А.Пономарёва»;

в соответствии с Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности начального общего и основного общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ржаксинская СОШ №2 им.Г.А.Пономарёва»,

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту « Перспективная начальная школа»: авторская программа по «Изобразительному искусству» (авторов И.Э.Кашекова, А.Л.Кашеков– М.: Академкнига/Учебник, 2017);

учебному плану МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г. А.Пономарёва»


1. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3-го года обучения

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • в ценностно – ориентационной сфере: эмоционально – ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальностей и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления бытовой и производственной среды;

  • в познавательной сфере: развитие способностей ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения.



Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • в ценностно – ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно – значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах прдметно – материальной и пространственной среды и понимание красоты человека; умение воспринимать и терпимо относиться к другой точки зрения;

  • в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору;

  • в познавательной сфере: развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.



В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:

  • получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

  • узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства, высказывают суждения о них;

  • определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусств;

  • интерпретируют содержание произведения искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

  • имеют представление о знаково – символической природе изобразительного искусства;

  • применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Волшебный мир, наполненный чудесами (6 часов)

Древние корни народного искусства (1 час). Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Древние корни народного искусства. Каждый человек с раннего детства входит в необычный сказочный мир, наполненный чудесами. Роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. Миф и сказка.

Из чего родилась сказка... Представление древних людей о мироустройстве. Знание о том, как жили наши древние предки, сохранилось благодаря искусству. Украшения, предметы быта, орудия труда, найденные при раскопках на местах древних поселений, росписи на стенах пещер рассказывают о жизни древних людей. Изображение животных древними художниками.

из потребностей жизни (1 час). Древние изображения на каменных стенах пещер, в которых обитали древние люди. Образы животных в наскальной живописи. Обобщенность образа; передача самых типичных качеств животного; сочетание в одном образе реальных и фантастических черт. Выразительность и узнаваемость изображений животных, условность в изображении людей.

Художественная деятельность. Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо). Изобразить эпизоды из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен.

… из веры (1 час). Вера древних людей в происхождение их рода от животного – медведя, пантеры или оленя. Фигурки животного – покровителя рода, сделанные из камня, дерева, металла или керамики. «Звериный стиль» в искусстве древних скифов. Украшение фигурками животных оружия, конских сбруй, щитов, колчанов, пряжек, застежек на одежде скифских воинов. Передача сути образа: силы, ловкости, скорости, чуткости, зоркости, быстроты реакции животного. Оберег – священное изображение, наделенное, по мнению человека, оберегающей силойСоединение реальных и фантастических черт в образах животных. Красота и польза в представлении древних. Вера в то, что качества зверя перейдут обладателю его изображения. Коллекция фигурок звериного стиля в Эрмитаже.

                Художественная деятельность. Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы, которые лучше всего соответствуют самоощущению ребенка. Работу выполнить в объеме или на плоскости в виде рельефа. Пластилин или пластическая масса, скульптурная глина и стеки.

 ... из желания узнать мир и сделать его лучше (1 час). 

Объединение искусством многих видов деятельности, которые помогали человеку выразить свои представления об окружающем мире, усвоить и передать знания и умения, способствовали общению. Существование искусство в сознании древнего человека слитно с мифом и религией. Раскрытие в мифах не только смысла событий, но и проект их лучшего осуществления. Миф -это сказание передающее представление древних народов о происхождении Мира и человека. Роль мифа в жизни древнего человека: восполнение недостатка знаний, объяснение загадок природы, помощь в понимании мира, уверенность в будущем. Соединение в мифе реального и фантастического. Герои мифов – боги и люди, фантастические звери и птицы, стихии природы - ветер, вода, огонь, земля, волшебные предметы. Воплощение содержания мифов в священных действах - обрядах и ритуалах. Ритуал - это установленный порядок определенных магических  действий.

                   Магия - вера в сверхъестественную способность человека управлять природой и предметами. Слитность древнего искусства – музыки, изобразительных искусств, танца, театра – в древних обрядах и ритуалах. Сказочный характер мифологических образов. Сохранение отголосков древнего ритуального действа сохранились в языке сказочных символов.

Знак и символ (1 час). Знак это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации. Все люди, включенные в пространство одной культуры, одинаково понимают смысл знака, например, букв алфавита, цифр, дорожных знаков. Владение языком знаков и символов для понимания искусства. Древние знаки солнца, земли, воды. Символ похож на знак, но имеет множество значений. Глубокое содержание символа и сообщение им многозначности художественному образу. Раскрытие символом общих для людей переживания мира и самих себя.

                  Древний символ Древа жизни в народных вышивках. Образ Древа жизни в современном искусстве. Возможность интерпретировать изображение как знак и как символ. Символика прялки и ее связь с космическими и календарно-циклическими представлениями. тесным образом Соединение русской прялки с культом плодородия и заупокойным культом предков. Символика резных украшений деревянного дома; формы и росписи прялки. Разнообразие сказочных символов: символические персонажи, предметы, элементы природы, птицы и животные (например, Жар-птица и Златогривый конь, меч-кладенец и золотое яблочко, живая и мертвая вода, дорога, ведущая героя к победе и избушка на курьих ножках, клубок, Иван-дурак и Баба Яга, день и ночь).

            Художественная деятельность. Выполнить эскиз вышивки, применяя древнюю символику. Бумага в клетку и цветные фломастеры.

Сказка - ложь, да в ней намек... (1 час). Отличия сказки от мифа. Конь – любимый герой народных сказок мифов. Конь - символ добра и благополучия. Роль коня в сказках. Изображение коня в искусстве.

       Образ коня в раскрытии содержания художественного произведения. Интерпретация образа Коня с иллюстраций к сказкам. Образ коня в искусстве разных народов.

            Значение композиция произведения, места, которое занимает конь, его очертания, цвет фона, цвет коня, его связь с человеком в понимании смысла произведения.

           Художественная деятельность. Создать образ сказочного Коня. Определить черты, которые надо подчеркнуть и цвет, который поможет передать суть его характера и намерений.

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве (2 часа). Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.). Тема – сюжет – содержание произведения искусства. Тема - сфера реальной жизни или фантазия, получившая отражение в произведении искусства. Сюжет - изображенное событие и развитие действия, запечатленного в произведении. Темы поиска счастья или Жар-птицы, от которой оно зависело и др. Троекратные повторы в сюжете. Волшебные превращения в сюжетах сказок. Сказочные мотивы в изобразительном искусстве. Сказочная птица (М.Врубель, В.Васнецов). Композиция и цвет в создании выразительных образов. Отличие положительных и отрицательных героев сказок, преображенных в зверей и птиц. Образы добрых и злых персонажей. Линии и цвета для их изображения. Разнообразие штрихов для передачи фактуры перьев птицы или меха животного.

               Художественная деятельность. Изобразить сказочную птицу или зверя, в которые могли бы превратиться герой или героиня сказки (графические техники).

    Художники-сказочники. Сказочные образы (5 часов)  

Художники-сказочники (1 час). Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Работы этих художников хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт – Петербурге.

              Художественная деятельность. Определить автора каждого фрагмента из произведений художников-сказочников по их художественной манере.

Образы героев сказки неотделимы от ее сюжета. Мифопоэтические образы славянского искусства и их отражение в народной культуре в разных видах искусства. Изображения волшебных птиц Сирина и Алконоста, лесного божества Лешего, обитательниц рек – русалок. Изображение русалок в деревянной резьбе, украшающей деревенский дом. Связь древнего понятия «оберег» с берегом реки.

                    Использование в искусстве приема комбинирования целого из разных деталей. Соединение элементов различных животных, птиц, растений, помогло создать новые образы (русалки, птицы Сирин и Алконост, Змей-Горыныч и т.п.). Чем богаче зрительный опыт художника - тем более интересные и разнообразные образы он сможет придумать. Сказочные образы – обереги в искусстве народных умельцев (Дымка, Филимоново, Абашево и др.).

                     Художественная деятельность. Рассмотреть изображения реальных зверей, птиц, растений, насекомых и создать свой фантастический образ. Пусть это будет добрый образ – оберег. Пластилин или скульптурная глина.

 Герой сказки - носитель народных идеалов (1 час). Образ главного героя сказки. Перерождение в результате выпавших на долю героя по сюжету сказки испытаний, Иванушка-дурачок (царевич, юноша) в сильного, смелого, доброго, крепкого духом идеального героя. Образы русских богатырей с  картины Васнецова.

Одежда русского воина: кольчуга, шлем, кольчужка. Щит и меч - обязательные атрибуты воина. Этапы создания портрета героя сказки: пятном изобразить овал лица, шею и плечи. Изменения в одежде русских воинов с течением времени (17, 19, 20 вв.). Изменения образов сказочных героев.

       Художественная деятельность. Создать образ героя сказки – защитника Родины. Можно изобразить его в полный рост или сделать погрудный портрет.

Образ Героя - защитника отечества в искусстве (1 час). Герои сказок – как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной Земле. Стремление людей в страшные для нашей Родины дни всегда вставать на ее защиту и спасать родную землю и свой народ. Образ защитника Родины в произведениях художников. Образы разных поколений защитников земли русской в современном искусстве. Образ героя Великой отечественной войны. Соответствие черт, свойственных сказочным героям образам настоящих героев.

           Художественная деятельность. Создать образ героя – реального защитника Родины (гуашь или пластилин).

Идеальные образы сказочных героинь (1 час). Главные героини русских сказок. Наделение сказочной героини качествами, которые, по мнению народа, должны были присутствовать у идеальной женщины: красота, скромность, терпение, стойкость, верность, доброта, заботливость, трудолюбие, умелость, чувство собственного достоинства. Роль одежды в характеристике женского образа: головной убор - кокошник или платок, сарафан, рубаха.

        Художественная деятельность. Создай образ героини русской народной сказки, постарайся передать основные качества, соответствующие идеальному женскому образу (гуашь или пастель).

     

Идеальные женские образы в искусстве (1 час). Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве. Качества женщин – героинь произведений искусства: нежность и сила духа, доброта и смелость, трудолюбие и заботливость, скромность и оптимизм, мастерство и обладание хорошим вкусом.

            Художественная деятельность. Создать современный идеальный женский образ. Можно изобразить маму или учительницу.

Реальность и фантазия (12 часов)

Образы отрицательных персонажей (2 часа). Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного сюжета. Противостояние положительных героев в сказок злым, хитрым, коварным персонажам. Наделение отрицательных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, злая царица и др.) огромной силой, покрепленной колдовскими чарами. Передача характера с помощью внешнего вида. Зловещие образы злых героинь, ассоциации с образом сердитой птицы или настороженного, агрессивного зверя. Цвет и характер линии в создании образа.

               Художественная деятельность. Создать образ отрицательной героини сказки.

Образы чудовищ. Возникновение образов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев. Образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Деревянная резьба. Каменная резьба Дмитриевского собора в г. Владимир, соборов г. Чернигов и Юрьев-Польской. Изображение чудищ на изразцах. Украшение цветными изразцами печей, фасадов каменных храмов и палат. Знакомство со способами изготовления изразца.

Художественная деятельность. Выполнить из пластилина или скульптурной глины модель изразца, украшенного изображениями фантастических животных.

Образ дороги в сказке и дорога в жизни (1 час). Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках. Соединение в образе дороги трех миров – подземного, земного и небесного. Путь по стволу дерева к небу, путь через реку в потусторонний мир и т.д. Встречи и приключения, поджидающие героя на дороге. Образ дороги в произведениях художников И. Левитана, Н. Рериха, И. Шишкина, в иллюстрациях И. Билибина. Использование правил перспективы при изображении дороги. Линия горизонта.

                     Художественная деятельность. Выполни в тетради упражнения на построение перспективы дороги.

 Там, на неведомых дорожках... (1 час). Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения. Знаки перепутья: Поклонный крест или огромный валун. Образ пути-дороги – символ судьбы героя. Дорога по реке или по небу.

                  Художественная деятельность. Коллективная работа. Выбрать или придумать сказочный сюжет. На большом листе картона нарисовать план-схему сказочной дороги, по которой должен пройти герой сказки, чтобы достичь своей цели.

Странствия по различным мирам (1 час). Соединение дорогой трех миров – подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам.

               Жизнь человека как путешествие по дороге жизни. Изображение дороги длиною в жизнь человека, весь его жизненный путь на картине К. Петрова-Водкина. Виртуальное присутствие дороги на картине. Представление о дороге, по которой идёт герой, её характеристика,

представление о том, какой путь совершил герой, какой была его дорога: лёгкой или тяжёлой, длинной или короткой и т.д.

                 Художественная деятельность. Продолжите коллективную работу. Пусть каждый изобразит различные препятствия, которые могут встретиться на пути героя. Пройдите путь главного героя сказки, используя игральную кость и фишки.

Образ Сказочного леса (1 час). Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель. Близость деревьев по духу персонажам сказок. Способы изображения деревьев и их особенности.

                Художественная деятельность. Представить, что злой колдун превратил в дерево богатыря или красну девицу, а может быть Бабу Ягу или другого злодея. Определить, какое дерево больше подойдёт для характеристики образа. Нарисовать древо и придать ему выразительные черты сказочного персонажа (карандаш, роллер).

Заколдованный лес (1 час). Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образы деревьев, которые могут расти в заколдованном лесу. Выражение в образах этих деревьев характера и помыслов Бабы Яги. Избушка Бабы Яги, созданная по рисунку В. Васнецова в Абрамцево. Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». Передача художником с помощью окружающей природы характера и помыслов всадников. Соответствие мрачного вида чащи ельника и колючих ветвей этих деревьев характеру отрицательных персонажей.

                 Художественная деятельность. Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради.

 Волшебный лес (1 час). Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова «Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки. Образы Снегурочки у М. Врубеля и Н. Рериха. Черты характера Снегурочки, увиденные каждым художником. Представить какие деревья могут расти в лесу Снегурочки. Рассказать о картине В. Васнецова «Заснеженный лес».

            Художественная деятельность. Изобразить лес Снегурочки. Использовать гуашь и тонированную бумагу.

 Образ жилища в сказке и в жизни (1 час). Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Изба – русское крестьянское жилище, срубленное из бревен и покрытое двухскатной крышей. Отношение крестьян к своему дому. Элементы конструкции и декора избы. Выражение в украшении избы стремлении сберечь семью от различных напастей – болезней, злых духов, природных явлений. Использование в деревянной резьбе изображений оберегающих символов: солнца, птиц, символизирующих небо, львов и русалок, обозначающих подводный и подземный миры. На крыше – конёк представлял солнечное божество и символизировал богатство и достаток в доме. Украшение пространства вокруг дверей и окон – резные наличники. Украшение богатых теремов и царских хором.

                Образы сказок в разных видах народного искусства: в декоре домов, в орнаментах вышивки, в резьбе и в росписи предметов быта.

               Художественная деятельность. Нарисуй наличник окна. Какие символы нужно изобразить, чтобы к жителям дома пришла удача? Где они будут расположены: над окном, под окном или по бокам?

 Образ деревни (1 час). Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов. Деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности. Разнообразие изб: богатые и бедные, украшенные резными орнаментами и почерневшие, покосившиеся от времени. Расположение деревни на живописном берегу реки или озера, среди полей или на опушке леса. В. Васнецов - эскизы декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Образ деревенской улицы в картинах художников: ощущение сонной тишины или яркого праздничного веселья. Гармоничная связь традиционных сельских построек с окружающей местностью.

                   Художественная деятельность. Коллективная работа. Изобразить сельскую улицу, вдоль которой выстроились нарядно украшенные дома крестьян. Показать природу, среди которой уютно расположилась деревня. Фон можно написать гуашью. Дома, колодец и другие строения сконструировать из бумаги и приклеить.

 Образ города (1 час). Город древности – неприступная крепость. Могучие стены, сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий со всех сторон город. Главный собор в центре города, деревянный или каменный дворец и хоромы или палаты бояр и именитых людей. Дома богатых купцов. Избы бедного и мастерового люда на окраине города (Н. Рерих «Путивль», «Ростовский кремль»; А. Васнецов «Московский Кремль»).

                   Художественная деятельность. Коллективная работа. Создать макет сказочного чудо-города. Выбрать, подходящие замыслу способы работы с бумагой для построения макетов построек различной формы.

Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой.

Образ сказочного города (1 час). Образ сказочного чудо-города «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Легенда о невидимом чудесном граде Китеже.

                 Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу в объёме или в рельефе на тему «Сказочный город» или «Чудесный Град-Китеж».

               

Образы сказочных атрибутов (7 часов)

Роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы,

скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Символика и особенности изображения сказочных предметов.

 Свет мой, зеркальце... (1 час). Особая роль зеркала, отражение героини, событий, происходящих с другими персонажами сказки. Зеркало как таинственный мир и как дорогая вещь.

                Художественная деятельность. Разработать эскиз рамки для зеркала для какого-нибудь сказочного персонажа.

 Куколка... (1 час). Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых играх. Изготовление кукол в древности (вырезание из дерева, вязание из соломы, лепка из глины, скручивание из тряпочек). Куклы - пеленашка, закрутка, стригушка, куватка. Куклы-помощницы, свадебные куклы и др. Обрядовые куклы. Кукла, замещающая надолго ушедшего из дома человека (сказка «Василиса Прекрасная»). Наделение сказочной куклы особой защитной магией. Вера в оберегающую силу куклы. Последовательность изготовления Куватки. Изготовление куклы из соломы, ниток, тряпочек и даже из фантиков.

Художественная деятельность. Создать обрядовую куклу, а потом объединить все куклы в единую солнечную композицию.

Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера.

Яблоки и яблоня (1 час). Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета сказки. Особое отношение к яблоне на Руси. Праздник Яблочный Спас. Освещение нового урожая плодов. Тайна сказочных яблонь. Добрая или злая сила яблока в сказках. Помощь героям в избрании пути, обретении молодости и мощи, видении событий, происходящих на другом конце света. Принесение вреда героям (отравленное яблоко). Иллюстрации художников А. Куркина и Б. Зворыкина.

 Катись, катись, яблочко... Неоднозначное отношение людей к яблоку с древних времен Яблоки в мифах – символ зла или символом знания, мудрости и солнечного тепла. Выражение «яблоко раздора».

Яблоко, как запретный плод в христианстве. Молодильные яблоки в славянских сказках. Значение Яблоньки в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Равнозначность выражения «катись, катись, яблочко» пути-дороге, по которому оно катится, и безвозвратно проходящему времени. Смысл, связанный с древними значениями этого плода, в изображении яблок на картинах художников. Рассмотреть натюрморты с изображением яблок, раскрыть их содержание.

                  Художественная деятельность. Выполнить натюрморт с яблоками.

                Характеристика деятельности учащихся. Знать различную символику яблока в культуре разных народов. Иметь представление о символическом значении яблока в русских народных сказках. Трактовать образы яблока и яблони на картинах художниках. Выполнять натюрморт с яблоками. Использовать композиционный центр, уметь отделить главное от второстепенного.

 Перо Жар-птицы (1 час). Жар-птица – символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы. Сюжеты сказок с пером Жар Птицы.. Сюжеты сказок, связывающие Жар-птицу с клеткой, внутри которой находятся золотые яблоки. Интерес художников к образу волшебной птицы, освещающей пространство и дающей тепло. Иллюстрация И. Билибина к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». Внешний вид и повадки Жар-птицы. Вид пера и его сходство павлиньими перьями. Свойства перьев: гибкость, пластичность, сходство с ветвями растений или стеблями цветов.

                  Художественная деятельность. 1. Сделать зарисовки перьев разных птиц. 2. Сделать зарисовки ветвей или цветов и придать им образ пера Жар-птицы (тонированная бумага, уголь, мел, сангина). 3. Создать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов. Особое внимание обратить на пластичность формы.

Корона (1 час). Корона - символ величия и власти. Царские и императорские короны, изготовленные из драгоценных металлов и камней. Древние символы в декоре царской короны. Соответствие в сказках короны характеру и намерениям владельца. Черты короны царя, доброй или злой царицы, царевны, Кощея Бессмертного?

       Художественная деятельность. Выполнить макет короны из бумаги, проволоки, пластической массы и других подходящих материалов.

 Меч-кладенец и щит (1 час). Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались наши предки. Волшебная сила оружия в сказках. Солнечная символика Меча-кладенца и его использование богатырями из русского фольклора. Яркое свечение вокруг меча на иллюстрациях к сказкам. Меч-кладенец - символ отваги, справедливости, могущества, сражающегося за правое дело. Смысл его в мудрости, определяющей коварство и невежество и карающей преступников. Меч мог обозначать также власть и достоинство. Второй важный атрибут воина – щит. Щит – символом защиты и безопасности. Интерпретация слова «защита». Украшение щита эмблемой воина, сообщающей о его идеалах. Оружие захватчиков – злых персонажней сказок. Меч как символ рока, а щит как устрашающая визитная карточка злодея. Значение размещённых на щите изображений: солнце, дуб, ворон, сова, лев, змея, паук, дракон и др. Изображение мечей и щитов, символика которых раскрывает характер и намерения персонажа, в современных фильмах фэнтези и играх.

                             Художественная деятельность. Придумать и изобразить украшение щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

Прялка и волшебный клубок (1 час). Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена. Значимость прядения в крестьянской жизни. Зависимость судьбы пряхи от её сноровки, мастерства и вкуса. Наделение в мифах и сказках прядения, ткачества и всего, что с ними связано магической силой. Героини сказок, связанные с этой деятельностью: Василиса Премудрая за одну ночь соткала волшебный ковёр; Баба Яга пряла, скручивая нить в клубок, а клубок помогает герою найти свою судьбу. Клубок – символ времени и бесконечности, символ судьбы. Богини Судьбы, прядущие нить жизни человека в культуре разных народов (Мойры у греков, Доля и Недоля у славян, Среча и Несреча у сербов).

             Художественная деятельность. 1. Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека.

         2. Создать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека (карандаш, роллер, фломастер).

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... (2 часа)

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве (1 час). Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол, посуда, угощение. Самовар, ковши, братины, чаши, туеса, крынки. Посуда на крестьянском столе – деревянная, глиняная. Медная. Посуда на царском столе – серебряная, покрытая цветными глазурями. Дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта (В. Стожаров).

                   Художественная деятельность. Сделай зарисовки предметов крестьянского быта, украсить их символическими узорами. Написать гуашью натюрморт, поставленный учителем.

Пир на весь мир (1 часа). Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов).

               Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу на тему народного праздника, например, «Пир на весь мир», «Ярмарка». Подготовить фон – деревенскую улицу или помещение дворца. Отдельно нарисовать участников, праздника, украсить их одежду, нарисовать разнообразную посуду и явства. Собрать композицию из получившихся элементов.

Символика народного праздника (1 час). Народный праздник – Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и «заклички» весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б.Кустодиева.

                 Художественная деятельность. Принять участие в интегрированном мероприятии «Праздник встречи весны» (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Выполнить костюмы к празднику, украшения. Создать коллективную работу на тему «Хоровод».

Образы сказок - основа любого искусстваОбщие корни сказочных образов и образов народного изобразительного искусства в древних мифах. Единство символики. Роль осмысления древних символов в понимании настоящего профессионального искусства.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



№ п/п

Название раздела

Количество часов (34)

1.

«Волшебный мир, наполненный чудесами»

6 ч.

2.

«Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве» 

2 ч.

3.

«Художники-сказочники.

Сказочные образы»

5 ч.

4.

 « Реальность и фантазия»

12 ч.

5.

  «Образы сказочных атрибутов»

7 ч.

6.

« Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»

2 ч.
















Утверждено

приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» №125 от 30.08. 2019 г.

Согласовано

с заместителем директора по УВР в начальных классах

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №5 от21.05.2019 г.







Календарно-тематический план по изобразительному искусству в 3 «ж» классе


на 2019/2020 учебный год

(приложение к рабочей программе)





Класс: 3 «ж»

Учитель: И.А. Дроздова

Количество часов:

-на учебный год: 34ч

-в неделю: 1















РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

п/п

по теме

Тема урока

Тип урока

Дата проведения

корректирование

По плану

По плану

«Волшебный мир, наполненный чудесами» - 8ч.

1

1

Из чего родилась сказка

Введение новых знаний

4.09



2

2

. ..из потребностей жизни

Комбинированный

11.09



3

3

…из веры

Комбинированный

18.09



4

4

…из желания узнать мир и сделать его лучше

Комбинированный

25.09



5

5

…. из желания узнать мир и сделать его лучше

Введение новых знаний

2.10



6

6

Сказка ложь, да в ней намек

Комбинированный

16.10



«Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве» -2 ч.

7

1

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Введение новых знаний

23.10



8

2

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Комбинированный

30.10



«Художники-сказочники. Сказочные образы» - 5 ч.

9

1

Художники-сказочники

Введение новых знаний

6.11



10

2

Герой сказки- носитель народных идеалов.

Комбинированный

13.11



11

3

Образ героя- защитника Отечества в искусстве.

Комбинированный

27.11



12

4

Идеальный образ сказочной героини.

Комбинированный

4.12



13

5

Идеальные женские образы в искусстве.

Комбинированный

11.12



 « Реальность и фантазия» - 12 ч.

14

1

Образы отрицательных персонажей.

Введение новых знаний

18.12



15

2

Образы отрицательных персонажей.

Комбинированный

25.12



16

3

Образ дороги в сказке и дорога в жизни.

Комбинированный

8.01



17

4

Там, на неведомых дорожках…

Комбинированный

15.01



18

5

Странствия по различным мирам.

Введение новых знаний

22.01



19

6

Образ сказочного леса.

Комбинированный

29.01



20

7

Заколдованный лес.

Комбинированный

5.02



21

8

Волшебный лес.

Комбинированный

12.02



22

9

Образ жилища в сказке и в жизни.

Введение новых знаний

26.02



23

10

Образ деревни.

Комбинированный

4.03



24

11

Образ города.

Комбинированный

11.03



25

12

Образ сказочного города.

Комбинированный

18.03



«Образы сказочных атрибутов» - 7 ч.

26

1

Свет мой, зеркальце…

Введение новых знаний

25.03



27

2


Куколка…

Комбинированный

1.04



28

3

Яблоки и яблоня.

Комбинированный

15.04



29

4

Перо жар-птицы.

Комбинированный

22.04



30

5

Корона.

Комбинированный

29.04



31

6

Меч – кладенец и щит.

Комбинированный

6.05



32

7

Прялка и волшебный клубок.

Комбинированный

13.05



« Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» - 2 ч.

33

1

Пир на весь мир.

Введение новых знаний

20.05



34

2

Народный праздник

Комбинированный

27.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!