МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ
8 А КЛАСС
УЧИТЕЛЬ:
ТРИЗНА ИРАИДА ВИКТОРОВНА
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ;
2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
3. Учебный план МБОУ СОШ №21 г. Брянска на 2020-2021 учебный год;
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
5.Авторская программа Л.Г.Савенковой / Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8(9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М. : «Вентана-Граф», 2014.
Учебно-методический комплект:
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова, Л.Г.Савенкова. - М.: Вентана-Граф, 2018.
Программа Л.Г.Савенковой / Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8(9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М. : «Вентана-Граф», 2014.
Ермолинская Е.А. Уроки изобразительного искусства. 8 класс. Методическое пособие. – М.: «Вентана-Граф», 2015.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе отведено 35 часов в год –1 час в неделю. С учетом учебного плана МБОУ СОШ №21 г. Брянска данная рабочая программа составлена на 35 часов.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол- во часов по рабочей программе |
1 | Глава 1. Искусство в жизни человека | 4 | 4 |
2 | Глава 2. Средства художественного выражения в искусстве | 6 | 6 |
3 | Глава 3. Виды и жанры искусства | 6 | 6 |
4 | Глава 4. В мастерской художника. | 2 | 2 |
5 | Глава 5. Художник и время | 2 | 2 |
6 | Глава 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи. | 2 | 2 |
7 | Глава 7. Образы искусства. | 13 | 13 |
| Итого: | 35 | 35 |
Форма промежуточной аттестации: контрольное тестирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
1) социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
3) развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
6) развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
7) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
8) воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
9) развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
10) бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3) развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
4) развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
5) развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
6) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7) развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
8) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
9) воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
10) овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
11) развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
12) освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
13) формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
2) сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
3) развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
4) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
5) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
6) проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
7) развитие фантазии и воображения детей;
8) использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
9) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
10) умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
11) использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
12) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета изобразительное искусство
Программа 8 класса направлена на углубление знаний, полученных в предыдущих классах, и представляет собой начальный курс мировой художественной культуры. На этом этапе вводится понятие стиля в искусстве. В главе «Образы искусства» представлено искусство Древнего Египта и Месопотамии, Античности, европейского Средневековья, Возрождения. И далее – стили и направления: барокко и рококо, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и модерн. Завершает обзор стилей искусство ХХ века (модернизм и постмодернизм).
В курсе 8 класса рассматриваются и осваиваются художественно-образные средства искусства: форма, цвет (в живописи и интерьере), пространство картины и пространство мира, особенности восприятия искусства, его понимания и осмысления (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство). Раскрывается понятие импровизация в разных видах искусства, рассматриваются взаимосвязи «ритм – мелодия – динамика»; «равновесие – статика – динамика – симметрия», их роль в искусстве. Осваивается взаимосвязь «композиция – конструкция – структура» на плоскости, в объеме, в пространстве.
Большое значение в программе 8 класса придается самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся, способствующей развитию их творческой инициативы, креативности и социальности. Предлагаются комплексные развивающие методики развития у школьников стремления к самообразованию в области искусства.
В содержании программы много внимания уделяется взаимодействию искусств, единой природе разных видов художественной деятельности на уровне художественного образа, художественной формы, пространственности, композиции, эмоционольно-образной основе всех видов искусства.
Творческие задания связаны с созданием пластической формы (живопись, скульптура, дизайн) по мотивам других видов искусства (музыка, литература, движение).
В темах, связанных с восприятием искусства, нашли отображение понятия исторического времени и пространства, связь времен в искусстве: пространство прошлого, настоящего, будущего. Формируется представление школьников о том, что художники – это свидетели истории. Подробное знакомство с биографией и творчеством М.А.Врубеля, Д. Веласкеса, Рембрандта, А.А.Иванова.
Особое внимание уделяется осмыслению пространственного образа разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, театра, живописи, литературы, музыки; человека в пространстве культуры и времени; зависимости формы, композиции, характера произведения от решаемого пространственного образа. Формируется представление о выражении времени в искусстве: «историческое пространство – человек – среда – искусство». Искусство позиционируется как средство познания и усовершенствования мира.
Тематическое планирование
Название раздела (количество часов) | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
план | факт |
Глава 1. Искусство в жизни человека – 4ч. | | Искусство как способ познания окружающего мира. | 1 | 04.09 | |
| Форма в искусстве. | 1 | 11.09 | |
| Содержание и форма. | 1 | 18.09 | |
| Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве. | 1 | 25.09 | |
Глава 2. Средства художественного выражения в искусстве – 6ч. | | Язык изобразительного искусства. | 1 | 02.10 | |
| Композиция. | 1 | 09.10 | |
| Тень – один из главных элементов композиции. | 1 | 16.10 | |
| Человек и цвет: особенности цветового восприятия. | 1 | 23.10 | |
| Цвет и свет в пространстве интерьера. | 1 | 30.10 | |
| Как нужно воспринимать картину. | 1 | 13.11 | |
Глава 3. Виды и жанры искусства – 6ч. | | Портрет на фоне эпохи. | 1 | 20.11 | |
| От портрета к автопортрету. | 1 | 27.11 | |
| Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн. | 1 | 04.12 | |
| Графика: линия в искусстве. | 1 | 11.12 | |
| Декоративно-прикладное искусство: орнамент. | 1 | 18.12 | |
| Скульптура. | | 25.12 | |
Глава 4. В мастерской художника - 2ч. | | Манера письма и интерпретация одной темы. | 1 | 15.01 | |
| Творческая импровизация в искусстве. | 1 | 22.01 | |
Глава 5. Художник и время – 2 ч. | | Отображение в искусстве исторической эпохи. | 1 | 29.01 | |
| Связь времен: преемственность в художественном творчестве. | 1 | 05.02 | |
Глава 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи – 2 ч. | | Понятие художественного стиля в искусстве. | 1 | 12.02 | |
| Основные художественно-стилевые направления в архитектуре. | 1 | 19.02 | |
Глава 7. Образы искусства – 13 ч. | | Искусство Древнего Египта и Месопотамии. | 1 | 26.02 | |
| Античное искусство. | 1 | 05.03 | |
| Христианское искусство Средневековья. | 1 | 12.03 | |
| Ренессанс (Возрождение)XIV-XVII веков. | 1 | 19.03 | |
| Барокко. | 1 | 02.04 | |
| Классицизм. | 1 | 09.04 | |
| Романтизм, реализм, импрессионизм. | 1 | 16.04 | |
| Контрольное тестирование. | | 23.04 | |
| Романтизм, реализм, импрессионизм. | 1 | 30.04 | |
| Символизм, постимпрессионизм и модерн. | 1 | 07.05 | |
| Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму. | 1 | 14.05 | |
| Творческий проект. | 1 | 21.05 | |
| Великие имена в искусстве. | 1 | 28.05 | |
Итого: | | | 35 ч. | | |