СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №11

с углубленным изучением отдельных предметов»




Утверждено

И.о. директора школы ________/Спивак С.Ю./

«____»__________2020г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Базовый уровень

7 классы

Учитель Нугуманова Светлана Раисовна

категория - высшая








2020


г. Балашиха

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе ООП ООО МБОУ «Школы №11» и в соответствии с программой «Изобразительное искусство», разработанной под руководством Б.М. Неменского, 2014 год. Учебник ««Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», 7 класс, А. С. Питерских, Г. Е. Гуров, Москва: «Просвещение» 2014г.

В программе выделены темы: - духовно-нравственного воспитания; - экологического воспитания. Вопросы данных направлений развития личности внесены в поурочное планирование. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 раз в неделю).


Цель: воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности.

Задачи программы

- развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Формы организации учебного процесса:

Общеклассные формы: урок, лекция, консультация, мастер-класс

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Текущий, тематический и итоговый контроль осуществляются в форме: викторин, кроссвордов, отчетных выставок, творческих работ, тестирования, проектно-творческие работы, устного воспроизведения изученного материала


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном виде. Дизайн — это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.

Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами. Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаются изобразительно, т. е. конкретными изображениями видимого мира. В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.


Основные темы курса

Содержание

Кол-во часов

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

7

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

8

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

12

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

8

Всего

35


Раздел 1. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры - 7 ч

Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного

творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства. Конструкция часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч)

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 ч)

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды. Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна. Моделируя себя – моделируешь мир


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

-Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать  и  структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке

- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

-Формирование способности к целостному художественному восприятию мира

Предметные результаты:

- Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;

- Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

-Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

- Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС


урока

Дата

Тема урока

Содержание урока

Освоение предметных знаний

Планируемые результаты (УУД)

(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты -ЛР)

Домашнее задание

Контроль

Раздел 1. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры - 7 ч

  1. 1

(1)

04.09/

Основы композиции в конструктивных искусствах

Основные типы композиций. Объёмно-пространственная

и плоскостная композиции. Ритм, равновесие, гармония и контраст. Композиции из простейших геометрических форм. Плоскостная композиция. Симметрия. Асимметрия. Динамика. Динамическое равновесие в композиции. Статика. Ритм.

Определения: симметрия, асимметрия, динамика, статика, ритм; Основные типы композиций. Решать проблему передачи движения, статики и композиционного ритма в рисунке; находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций; определять типы композиций, доминанту; выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из простейших геометрических форм

ЛР: осознают многообразие взглядов, свои интересы («Что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?»); аргументируют и оценивают свою деятельность; адекватно выражают и контролируют свои эмоции; осознают свою позицию, добиваясь зрительной гармонии, вырабатывают свои мировоззренческие позиции; адекватно выражают и контролируют свои эмоции, испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; в процессе работы находят и исправляют ошибки.

Познавательные: анализируют, делают вывод, определяют понятия; определяют типы композиций, центр внимания в композиции: доминанту;

устанавливают аналогии для понимания закономерностей при построении композиции; добиваются эмоциональной выразительности в практической работе.

Коммуникативные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; излагают своё

мнение в диалоге; способны строить понятные для собеседника высказывания, умеют получать с помощью вопросов необходимые сведения от партнера по деятельности с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Стр. 14-21


  1. 2

(2)

11.09/

Прямые линии и организация пространства

Организация пространства. Акцентировка планов. Прямая линия как выразительный элемент композиции. Фронтальная и глубинная композиции

с использованием линий различной толщины. Единое композиционное целое..

правила организации пространства, приёмы акцентировки планов; единое композиционное целое.

Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое, исходя из образного замысла; делить композиционное пространство при помощи лини

ЛР: вырабатывают свои мировоззренческие позиции, понимают эмоциональное состояние, переданное в созданной композиции; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Регулятивные: определяют проблему практической деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации; в процессе работы находят и исправляют ошибки. Познавательные: устанавливают тему урока; понимают и объясняют роль прямых линий в организации пространства. Коммуникативные: учатся осмысливать предложенную информацию; работают по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм

и движение, разреженность и сгущенность), добиваются эмоционально-образного впечатления, излагают своё мнение в диалоге

задания на композиции из различных

по размеру и цвету линий. с. 24, задания 1, 2


  1. 3

(3)

18.09/

Цвет – элемент композиционного

творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна


Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Цветовой круг. Хроматические

и ахроматические тона. Теплая и холодная цветовая гамма. Эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции. Цветовой акцент. Локальный цвет. Доминанта.

законы цветовой композиции и основ цветоведения; роль цвета в конструктивных искусствах; эмоциональную и психологическую роль цвета в плоскостной композиции.

Применять локальный цвет, сближенность цветов, контраст, цветовое пятно и свободную форму линии в создании абстрактной композиции; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах

ЛР: осознают свои интересы (применение цвета в графических композициях); осознают свои эмоции, понимают эмоции других людей; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; выражают уважительное, доброжелательное отношение к своим товарищам. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; в процессе работы находят и исправляют ошибки. Познавательные: понимают роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач – используют сближенность цветов и контраст, пытаются передать многоплановость; планируют деятельность в учебной ситуации; обретают навыки применять цвет в графических композициях; сравнивают композиции по заданным критериям; делают вывод. Коммуникативные: аргументированно характеризуют особенности цвета и его использование в композиции для передачи акцента; излагают своё мнение в диалоге

творческое задание. с. 27


  1. 4

(4)

25.09/

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Буквы как изобразительно-смысловой символ звука. История возникновения. Искусство шрифта. Шрифт. Шрифтовая гарнитура. Буква – изобразительный элемент композиции. Логотип.


возможности использования строки и буквы как выразительных элементов композиции при создании зрительного образа, как исторически сложившееся обозначение звука, изобразительно-смысловой символ звука. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур

ЛР: осознают свои интересы, адекватно выражают свои эмоции; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; аргументируют своё мнение; осознают многообразие взглядов на процесс выполняемой работы.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; определяют средство для выполнения задания, планируют деятельность в учебной ситуации.

Познавательные: усваивают информацию в разных формах; различают «архитектуру» шрифта

и особенности шрифтовых гарнитур; умеют применять букву как изобразительный элемент композиции, знак и строку, как изобразительно-композиционное превращение линии.

Коммуникативные: составляют устное и письменное предложение для решения учебной задачи; излагают свое мнение в диалоге, корректируют его; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли

творческое задание.

с. 31, задания 1, 2


  1. 5

(5)

02.10/

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

Искусство графического дизайна – дизайн печатной продукции. Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Учить единой образности стилистического и цветового единства шрифта и изображения

в творческой работе. Плакат. Реклама. Макет. Монтаж.

цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе.

Понимать

и объяснять отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины; применять правила дизайнерской грамоты в эскизе социального или рекламного плаката, применять монтажность соединения слова и изображения, композиционное расположение в пространстве

ЛР: осознают значение знаний; осознают своё отношение к мировоззрению других людей; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, осваивают новые виды деятельности; развивают умение видеть образно-информационную целостность изображения плаката и рекламы. Регулятивные: определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности; вырабатывают решения.

Познавательные: понимают и объясняют отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины; овладевают синтезом слова и изображения в искусстве плаката; создают творческую работу в материале. Коммуникативные: организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находят общее решение и разрешают конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулируют, аргументируют, излагают своё мнение по поводу создания композиции в плакате; корректируют своё мнение в процессе творческой деятельности

с. 39,

задания 1, 2

тематический

  1. 6

(6)

09.10/

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна


История книгопечатания в Европе и России. Искусство книги. Многообразие видов графического дизайна. Виды полиграфических изданий. Соединение текста и изображения, элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книг, журналов.

имена известных русских художников-иллюстраторов И. Билибина, В. Фаворского, В. Лебедева, художников-шрифтовиков С. Чехонина, Д. Митрохина и др.

Определять соотношение масс текста, иллюстративного материала и пустот при макетировании разворота книги; соединять в работе различные по стилю и фактуре материалы

ЛР: осознают ценность графического дизайна в повседневной жизни; осознают свои творческие возможности, свою позицию и представление о полиграфическом дизайне книги.

Регулятивные: определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определяют проблему в учебной деятельности (многообразие форм графического дизайна); принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: узнают элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги; различают способы компоновки книги; выбирают и используют различные способы компоновки книжного разворота; умеют создавать практическую творческую работу в технике коллажа. Коммуникативные: корректируют своё представление о книгопечатании, организуют работу в группе, излагают своё мнение в диалоге, отвечают на вопросы

с. 45, задание 1


  1. 7

(7)

16.10/

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна


Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление. Художественное оформление графической композиции. Технология работы при создании макета журнала в издательстве. Работа дизайнеров, веб-дизайнеров, художников над выпуском полиграфической продукции.

Определять соотношение масс текста, иллюстративного материала и пустот при макетировании разворота книги; соединять в работе различные по стилю и фактуре материалы

ЛР: осознают ценность графического дизайна в повседневной жизни; осознают свои творческие возможности, свою позицию и представление о полиграфическом дизайне книги.

Регулятивные: определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: узнают элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги; различают способы компоновки книги; выбирают и используют различные способы компоновки книжного разворота; создают практическую творческую работу в технике коллажа. Коммуникативные: корректируют своё представление о книгопечатании, организуют работу в группе, излагают своё мнение в диалоге, отвечают на вопросы.

Личностные: развивают художественные способности в процессе работы над коллажем

с. 45, задание 2


Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)

8. (1)

23.10/

Объект

и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Пространственное воображение. Человек в дизайне и архитектуре. Передача глубины пространства, объёма предметов и их трехмерности в перспективе. Чертёж. Проекция предмета на плоскость. Макет. Соразмерность. Пропорциональность

способы проецирования на плоскость геометрических тел; три проекции: вид сверху, вид спереди и вид сбоку.

Воспринимать плоскостную

композицию как схематическое изображение объёмов в пространстве при взгляде на них сверху; уметь использовать плотную бумагу и плоскость в композиции при выполнении объёмно-пространств. макета

ЛР: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои интересы (восприятие чертежа как плоскостного изображения объёмов), понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, развивают пространственное воображение. Регулятивные: определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности; работают по плану, самостоятельно находят и исправляют ошибки. Познавательные: умеют определять понятие «чертёж», понимают плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху; знакомятся с композиционными задачами соразмерности и пропорциональности, применяют в создаваемых композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы.

Коммуникативные: понимают взгляд учителя на художественный язык конструктивных искусств, излагают своё мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией

с. 53


9. (2)

30.10/

Взаимосвязь объектов

в архитектурном макете. Композиционная организация пространства

Способы обозначения на макете рельефа местности и природных поверхностей (холмы, горы, реки, озера) и архитектурных объектов (ступени, лестницы). Рельеф. Ландшафт.

взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки, способы обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете объёмные геом. фигуры, фактуру плоскостей фасадов для поиска композ. выразительности; использовать вспомогательные соединительные элементы в пространств. композиции; анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки

ЛР: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, определяют цель, проблему в учебной деятельности, проблему будущей практической деятельности, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, анализируют композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки; развивают способность образного видения окружающей среды, используют в макете объёмные геометрические фигуры, фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач, понимают материал, изложенный в тексте, излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания; самостоятельно определяют цель, задают вопросы, вырабатывают решение

создать композицию. с. 57


10 (3)

06.11/

Конструкция часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля

Архитектура – это музыка, застывшая в камне. Назначение архитектурных объектов. Польза, прочность, красота. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох. Особенности образного языка постройки, взаимное влияние объёмов и их сочетание. Модуль. Стиль. Тектоника и ритм здания. Разнообразие зданий. Рельеф.

фронтальная и глубинная композиция; структура зданий различных архитектурных стилей и эпох; особенности образного языка постройки, взаимное влияние объёмов и их сочетание. Соединять объемные формы в единое архитектурное сооружение; использовать многообразие объемных форм: цилиндры, конусы, многогранники, шары, пирамиды и параллелепипеды при создании композиции, анализировать произведения архитектуры и дизайна

ЛР: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков, осознают и адекватно выражают свои эмоции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу; различают реальные здания и макетные конструкции; планируют деятельность в учебной ситуации. Познавательные: устанавливают аналогии между реальными зданиями и макетными конструкциями; понимают структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них; применяют модульные элементы в создании эскизного макета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции; используют модуль как основу эстетической цельности постройки; объясняют структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Коммуникативные: делают выводы, корректируют своё мнение под воздействием полученных знаний, излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания

задания.с. 64


11 (4)

13.11/

Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания

Возникновение

и основные этапы исторического развития главных архитектурных элементов здания, горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в структуру здания. Конструктивные элементы зданий. Несущие конструкции – опоры, столбы, колонны архитектурных построек. Горизонтальные части здания – балки и перекрытия.

конструктивные элементы, несущие конструкции – опоры, столбы, колонны, горизонтальные части – балки и перекрытия архитектурных зданий и сооружений, их изменения в процессе исторического развития. Видеть и различать типы зданий; составлять речевое высказывание на основе восприятия произведений архитектуры; использовать элементы здания в макете архитектурного объекта; создавать разнообразные творческие работы в материале; качество выполненных макетов

ЛР: проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели, реализации решаемой задачи; осознают свои эмоции и интересы; проявляют интерес к поставленной задаче; осознают необходимость получаемых знаний для будущей практической работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу, различают особенности архитектурных элементов здания; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели; аргументированно оценивают свою работу, корректируют своё мнение. Познавательные: сравнивают объекты по заданным критериям, решают учебные задачи; анализируют и обобщают; развивают воображение, фантазию, навыки творческой художественной деятельности, способности творческого самовыражения; получают представление о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития, создают творческие работы в материале. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач, различают в речи учителя мнение, термины, факты; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют своё мнение

с. 69


12(5)







13 (6)

27.11/








04.12/

Красота

и целесообразность.





Вещь как сочетание объёмов и образ времени


Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Многообразие мира вещей. Учить видеть и выявлять сочетающиеся объёмы во внешнем облике вещи. Развивать восприятие дизайна вещи как искусство и социальное проектирование. Графический анализ. Инсталляция. Утилитарное. Образно-иносказательный характер вещи в инсталляции.

многообразие мира вещей; образный язык инсталляции. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего; осознавать и объяснять дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование; выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи; составлять инсталляцию из не однотипных, а контрастных предметов, сопоставляя и соединяя их для передачи образа, метафоры, символа, аллегории своего замысла

ЛР: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изоискусства (цвет, форму, объем, композицию) для достижения своих творческих замыслов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют цель и проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему, развивают воображение и фантазию при создании творческой работы в материале; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; организуют рабочее место, распределяют роли, вырабатывают решения. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; развивают воображение и фантазию, приобретая представление о вещи как объекте, несущем отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего; осознают и объясняют дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач, соблюдают нормы коллективного общения; используют ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления, работают в группе, учатся понимать позицию партнёра; корректируют свою деятельность; излагают своё мнение

Образно-тематическая инсталляция на выбранную тему. с. 75


14 (7)

11.12/

Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции

Взаимосвязь формы вещи и материала, из которого она будет создаваться. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи. Дизайн вещи. Эволюция формы.

Определяющая роль материала в создании конструкции и назначении вещи. Сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, рассуждать о роли материала в определении формы; анализировать и обобщать; определять и характеризовать понятия «эволюция формы», «дизайн»; создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей

ЛР: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют цель и проблему в учебной деятельности; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему, развивают воображение и фантазию при создании работы в материале; используют речевые средства в соответствии с ситуацией. Познавательные: активно участвуют в обсуждении материала; развивают воображение и фантазию, приобретая представление о вещи как объекте, несущем отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего; осознают дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач, соблюдают нормы коллективного общения, используют ассоциативное мышление, выдумку, неординарный образ мышления, работают в группе, учатся понимать позицию партнёра; корректируют свою деятельность

с. 81


15 (8)

18.12/

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве


Эмоциональное

и формообразующее. Роль цвета в конструктивных искусствах. Единство функционального и художественно-образного начала и цветового решения

в конструктивных искусствах.


место конструктивных искусств в ряду пластических искусств; значение расположения цвета архитектурно-дизайнерского объекта в пространстве; о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре; анализировать произведения архитектуры и дизайна; конструировать основные объемно-пространственные объекты; использовать в макете ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники; различные художествен. материалы

ЛР: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, умеют чувствовать настроение в картине; проявляют интерес к произведениям искусства; осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета; проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; осознают свои интересы и цели. Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности, принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели, оценивают конечный результат. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, принимают активное участие в обсуждении нового материала; учатся анализировать новый материал, приобретают творческие навыки; выполняют групповую творческую работу по теме; понимают и объясняют особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организуют работу в паре, распределяют роли, соблюдают нормы коллективного общения; используют речевые средства в соответствии с ситуацией

с. 87

тематический

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч)

16 (1)

25.12/

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого


Народная архитектура. Архитектура города. Стили в архитектуре:античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм.


место конструктивных искусств в ряду пластических искусств. Объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре; анализировать произведения архитектуры и дизайна; рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; создавать образ материальной культуры прошлого в собственной работе

ЛР: проявляют интерес к изучению нового материала об архитектурно-художественных стилях; осознают свои эмоции, проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала.

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: понимают значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организуют работу в паре, распределяют роли, соблюдают нормы коллективного общения; используют речевые средства в соответствии с ситуацией

с. 101


17 (2)

15.01/

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна


Основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна. Архитектура современности. Выдающиеся архитекторы ХХ века Ле Корбюзье, В. Гропиус, Л. Салливен и мастера отечественной архитектуры И. И. Леонидов, К. С. Мельников, Л. А. Веснини В. А. Веснин. Урбанизация. Ландшафт. Градостроительство.«Архитектура будущего»

имена выдающихся архитекторов ХХ века

и их архитектурные сооружения. Анализировать произведения архитектуры и дизайна; рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; выполнять в материале разнохарактерные творческие работы

ЛР: проявляют познавательную активность и интерес к изучению нового материала; осознают современный уровень развития архитектуры и градостроительства; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него.

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу; понимают значение преемственности в искусстве архитектуры; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные: понимают значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города, осознают современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве, проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями



18 (3)

22.01/

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Макет. Рельефное моделирование. Схема-планировка. Роль архитектора в создании структуры города. Городская планировка – регулярная или прямоугольная, радиально-кольцевая, нерегулярная или свободная. Деление города на районы, кварталы, микрорайоны.

роль архитектора в создании структуры города; основные типы организации городского пространства.Рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; создавать композицию организации городского пространства, используя один из видов планировки (по выбору)

ЛР: осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к новому виду деятельности; получают эстетическое наслаждение; развивают творческие способности в процессе работы. Познавательные: рассматривают и объясняют планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей; различают композиции: замкнутую, радиально-кольцевую, прямоугольную, прямоугольно-диагональную, линейную и комбинированную; создают практические творческие работы, развивают чувство композиции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; корректируют свои действия в практической работе; самостоятельно принимают решения на основе полученных знаний и умений о формировании городской среды.

Коммуникативные: умеют излагать своё мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Задание по композиционной организации городского пространства. с. 115, задание 1


19 (4)

29.01/

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица


Рельефное моделирование. Макет. Практическая работа по изготовлению макета небольшой части города с использованием элементов малых архитектурных форм.


роль архитектора в создании структуры города; основные типы организации городского пространства. Рассказывать об особенностях архитектурно-худож. стилей разных эпох; создавать композицию организации городского пространства, используя один из видов планировки

ЛР: развивают художественные способности в процессе работы над макетом. Познавательные: рассматривают и объясняют планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей; различают композиции: замкнутую, радиально-кольцевую, прямоугольную, прямоугольно-диагональную, линейную и комбинированную; создают практические творческие работы, развивают чувство композиции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; корректируют свои действия в практической работе; самостоятельно принимают решения на основе полученных знаний и умений о формировании городской среды. Коммуникативные: умеют излагать своё мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Задание по композ. организации городского пространства. с. 115, задание


20 (5)


21 (6)

05.02/



12.02/

Вещь в городе и дома. Городской дизайн

Городская среда. Малые архитектурные формы. Информационный комфорт. Влияние дизайна городской среды на восприятие

и выразительность архитектурного ансамбля. Пиктограммы. Вещно-изобразительный мир витрины.

роль архитектора в создании структуры города; основные типы организации городского пространства; об особенностях малых архитектурных форм, создающих вещно-пространственную среду города; о композиционом принципе оформления витрины. Создавать творческие работы в технике коллажа; понимать роль малой архитектуры и архит. дизайна городской среды

ЛР: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности; развивают творческие способности в процессе работы; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, понимают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды; осознают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой. Познавательные: самостоятельно используют фактическую информацию об историчности и социальности интерьеров; осваивают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания)

Задание по проектированию дизайна объектов городской среды. с. 119


22 (7)

19.02/

Интерьер и вещь

в доме.




Дизайн пространственно-вещной среды интерьера


Интерьер. Дизайн интерьера. Интерьер – синтез архитектуры и дизайна. Экстерьер. Фактура. Стиль и дизайн вещей. Стилевое единство вещей. Классический стиль. Стиль кантри. Стиль модерн. Минимализм – наиболее популярное в современном дизайне интерьеров направление. Японский стиль. Стиль конструктивизм. Стиль техно. Удивительное явление в дизайне – эклектика.

дизайн интерьера; стилевое единство вещей – ансамбль; роль каждой вещи в образно-стилевом решении интерьера.

Рассказывать об особенностях архитектурно- художественных стилей разных эпох; создавать практические творческие работы в технике коллажей и дизайн-проектов; работать худож. материалами по выбору

ЛР: понимают значение знаний о дизайне пространственно-вещной среды для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, осознают роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест, а также индивидуальных помещений; имеют представления от унификации (единых представлений) образа до индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Познавательные: понимают роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства индивидуальных помещений; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуни-кативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); делают выводы

Задание на понимание стилевого единства вещно-пространственной среды интерьера. с. 125


23 (8)

26.02/

24 (9)

05.03/

Природа

и архитектура

Ландшафт. Ландшафтная архитектура.

Организация

архитектурно-ландшафтного пространства. Английская школа ландшафтной архитектуры. Французская ландшафтная

архитектура. Единство города и ландшафтно-парковой среды.

Различать направления ландшафтной архитектуры и их отличительные особенности.

Пользоваться необходимой информацией; понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры

ЛР: вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осваивают новые приёмы работы в процессе макетирования; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: развивают пространственно- конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуни-кативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

с. 131


25 (10)

12.03/

Природа

и архитектура

Ландшафтная архитектура.

Организация

архитектурно-ландшафтного пространства.

Русская ландшафтная архитектура. Ландшафтная архитектура стран Востока. Единство города и ландшафтно-парковой среды. Технология макетирования.Использование в работе над макетом бумаги и картона различного цвета и фактуры.

различные направления ландшафтной архитектуры и их отличительные особенности.Пользоваться необходимой информацией; понимать эстетическое и экологич. взаимное сосуществование природы и архитектуры; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; использовать известные и осваивать новые приёмы работы с разн. материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; работать с худож. материалами по выбору

ЛР: вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осваивают новые приёмы работы в процессе макетирования; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: развивают пространственно- конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Коммуникатив-ные: проявляют активность для решения коммуникативных и познава-тельных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

«Русская усадьба». с. 131


26 (11)

19.03/

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта

и его осуществление

Конструктивные элементы. Несущие конструкции – опоры, столбы, колонны. Горизонтальные части – балки и перекрытия. Ландшафт. Градостроительство. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города..

единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности человека. Развивать конструктивно-пространс. мышление, художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой; знать процесс архитектурного творчества. Выражать авторскую позицию по выбранной теме; создавать макет части города; определять масштаб и выполнять чертежи; развивать фантазию и творческое воображение

ЛР: вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: развивают пространственно- конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

с. 135


27 (12)

26.03/

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта

и его осуществление

Конструктивные элементы. Несущие конструкции – опоры, столбы, колонны. Горизонтальные части – балки и перекрытия. Ландшафт. Градостроительство. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города.

единство эстетического и функционального в объёмно-пространс. организации среды жизнедеятельности человека; процесс архитектурного творчества. Выражать авторскую позицию по выбранной теме; создавать макет части города на выбранную тему; определять масштаб и выполнять чертежи; развивать фантазию и творческое воображение: работать с бумагой и др. худож. материалами

ЛР: выполняют практическую работу; развивают конструктивно-пространственное мышление, художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности.

Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: развивают пространственно- конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть худож. материалами. Коммуника-тивные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

с. 135

Тематический

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 ч)

28

(1)

09.04/

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом

Функционально-архитектурная планировка жилища. Жилище – отражение социальных возможностей человека. Архитектурный заказ. Архитектурно-дизайнерские проекты. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Многофункциональное пространство жилого помещения

функциональное зонирование, организации пространства внутренней планировки жилища; законы композиции. Выражать авторскую позицию по выбранной теме; учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи, организовывать в пространстве дома функц. зоны: для работы, отдыха, спорта и т. д.; объяснять логику организации/членения пространства в расположении и функцион. взаимосвязи помещений в доме

ЛР: осуществляют в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть художественными материалами.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Задание по индивидуальному проектированию дома своей мечты. с. 142


29

(2)

16.04/

Интерьер, который мы создаём

Интерьер. Эклектика. Роль материалов, фактур

и цветовой гаммы в дизайне интерьера. Принципы организации пространства. Удобство, комфорт и красота – цели планировки любой квартиры. Многоцелевое использование жилой среды. Создание единого худ. целого в квартире с помощью расстановки мебели. Образно-архитект. мышление.

основные принципы организации пространства; о роли материалов, фактур и цветовой гаммы в дизайне интерьера.

Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования, определённое композиционно-стилевое начало и эклектику; отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел; создавать многофункциональный интерьер собственной комнаты

ЛР: вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осваивают новые приёмы работы в процессе макетирования; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: развивают пространственно- конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии, делают выводы

Задание по организации многофункционального пространства и вещной среды жилой комнаты. с. 146


30

(3)

23.04/

Пугало

в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй

Дизайн и архитектура сада, функционально-хозяйственная зона. Организация пространства садового участка и его сбалансированное использование во многих целях. Цветы – частица сада в доме. Фитодизайн. Общие композиционные принципы фитодизайна. Аранжировка – процесс создания композиции из цветов. Икебана.

различные варианты планировки дачного ландшафта; об искусстве аранжировки; о правилах композиции (гармония, ритм, единство части и целого) в планировке сада.

Понимать зонирование территории в процессе создания проекта садового участка с малыми архитектурными формами, водоёмами; применять сомасштабные сочетания растений сада, навыки сочинения объёмно-простр. композиции в формировании букета по принципам икебаны

ЛР: вырабатывают аналитическое мышление, выполняя практическую работу; осваивают новые приёмы работы в процессе макетирования; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: развивают пространственно- конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуни-кативных и познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии, делают выводы

Задание по созданию коллажа зоны отдыха в стиле кантри. с. 153


31

(4)

30.04/

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды


Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Путь развития одежды в истории. Общее представление о технологии создания одежды, соответствии материала и формы, целесообразности в моде (силуэт, линия, фасон). Современная одежда. Двуединая природа моды как нового эстетичес. направления и как способа манипулирован. массовым сознанием. Дизайн одежды. Мода как эстетическое направление в различные эпохи.

соответствие материала и формы в одежде; технологии декорирования при создании одежды; как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), соответствие материала и формы, целесообразности в моде; чем занимается модельер (модельер-конструктор, модельер-закройщик, модельер-дизайнер). Критически осмысливать индивидуальность фигуры человека; осознавать психологию индивид. и массового производства одежды

ЛР: развивают индивидуальность, выполняя практическую работу; осознаютдвуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам, свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: развивают пространственно- конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Задание по созданию 2–3 эскизов в цвете разных видов одежды для собственного гардероба.

с. 161


32

(5)

07.05/

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды

Современная молодёжная мода. Направления

в молодёжной моде. Стили неформальной молодежи. Винтажные стили и стиль ретро. Социальная маркировка. Ансамбль в костюме. Имидж.

направления в молодёжной моде.

Дискутировать по поводу одежды человека с точки зрения принадлежности костюма к определенному стилю, направлению в искусстве; использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания молодёжных комплектов одежды; понимать эстетику молодёжной моды

ЛР: осваивают представление о моде как о демократичном, интернациональном, общедоступном и унифицированном процессе социального конструирования; изучают особенности дизайна современной моды; развивают фантазию, воображение, чувство композиции, индивидуальность; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают достижения. Познавательные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными худож. материалами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Задание по выполнению эскизов одежды в наиболее понравившемся стиле. с. 168


33

(6)

14.05/

Автопортрет на каждый день. Грим

и причёска в практике дизайна

Многообразие мира современного грима и косметики. Визажистика как вид дизайна. Древние культовые и ритуально-праздничные раскраски. Роль женщины в историческом развитии искусства грима и прически. Грим и прическа – продолжение костюма. Сценический грим. Средство создания облика персонажа характеристикой его образа, сценический образ. Бытовой грим. Технологическая азбука грима.

эстетические и этических границы искусства визажистики. Воспринимать макияж и прическу как единое композиционное целое; объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и визажистом; ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима; создавать практические творческие работы на уроке или во внеурочное время

ЛР: осваивают представление о моде как о демократичном, интернациональном, общедоступном и унифицированном процессе социального конструирования; развивают фантазию, воображение, чувство композиции, индивидуальность при создании собственного образа; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуни-кативных и познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Задание по изменению образа человека средствами внешней выразительности (техника исполнения по выбору). с. 173)

тематический

34

(7)

21.05/

Моделируя себя – моделируешь мир

Обобщение темы года «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств». Человек как объект дизайна. Имидж-дизайн как сфера деятельности, объединяющая различные аспекты моды.

особенности образно-выразительного языка конструктивных искусств – архитектуры и дизайна; правила нанесения макияжа.

Пользоваться методом создания творческого коллективного проекта; использовать полученный творческий опыт и навыки работы с гримом и косметическими средствами в разработке коллективной идеи

ЛР: развивают творческую активность, работая в коллективе; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; проявляют умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Познавательные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуни-кативных и познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Задание по созданию компании «Имидж».

итоговый

35

(8)

28.05/

(Резервный урок) «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств».

Человек как объект дизайна. Имидж-дизайн как сфера деятельности, объединяющая различные аспекты моды.

Пользоваться методом создания творческого коллективного проекта; использовать полученный творческий опыт и навыки работы с гримом и косметическими средствами в разработке коллективной идеи. Анализировать свой творческий опыт

ЛР: развивают творческую активность, работая в коллективе; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; проявляют умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: понимают значение знаний для человека, принимают и сохраняют учебную задачу; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Познавательные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуни-кативных и познавательных задач; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Поделиться своими выводами о своем творческом опыте



Критерии оценки результатов учебной деятельности:

Оценка «5» (отлично) Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету

Оценка «4» (хорошо) Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла.

Оценка «3» (удовлетворительно) Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта. Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. При оценке результатов учебной деятельности учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных. К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании обучающимися основных положений теории изоискусства, значения специальной терминологии, а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала. К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

А. С. Питерских Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека».

Учебник создан в соответствии с программой для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

Учебно - методическое обеспечение уроков.

  1. А. Д. Алехин. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

  2. А. М. Вагьянц Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

  3. А. М. Вагьянц. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

  4. С. С. Губницкий Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

  5. М. А. Дмитриева Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова., Изобразительное искусство: 5-7классы.

  6. О.В. Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

  7. Ю. М. Кирцер Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

  8. В. С. Кузин ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

  9. Б. М. Неменский Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.


«Согласовано»

На заседании ШМО учителей эстетического цикла

Протокол №__ от __ августа 2020 г.

___________Нугуманова С.Р.

«Согласен»

Зам. директора по УВР ____________ Морозова И.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!