Раздел «Осень» | 16 | 16 | Мы танцуем, поем, играем и слушаем музыку своего народа Русский хоровод. Знакомство с древнейшей магической символикой движения народных хороводов. Исполнение: «По малину в сад пойдем», «Возле речки, возле моста», «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем». Игра на русских народных инструментах: балалайке, трещотках, ложках, бубенцах, свистульках, гармони, гуслях. Знакомство с народными инструментами и исполнение доступных народных мелодий. Выделение особой роли народной игрушки-свистульки, в которой соединено изобразительно-пластическое и музыкальное творчество народных мастеров (дымковское, филимоновское, абашевское, орловское, белгородское и др.). Исполнение детских песенок, закличек с помощью игрушки-свистульки: «Петушок», «Дождик», «Василек», «Скок-скок-поскок» и др. Пение. «Барашенька», «Во кузнице», «Дождик», «Чики-чики-чикалочки», «Андрей-воробей» и др Слушаем музыку. «Ходит месяц над лугами», «Камаринская», «Лиса по лесу ходила», «Патока с имбирем», «Дудка» и др. Мы рисуем и лепим, создаем художественные вещи, как народные мастера родной земли В мире родной природы Представление образа Родины, России в сказочно прекрасных и радостных образах цветущего сада, дивных песенных ритмах русского узорочья. Знакомство с произведениями народных мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Гжели, с глиняной игрушкой (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Примерные темы творческих работ: «Большие и маленькие сказочные цветы», «Золотые и красные травинки», «Веселый танец листочков» (приемы рисования кистью). Коллективное панно «Весна» к празднику. Лепка и роспись птичек-свистулек по мотивам народных глиняных игрушек. Выполнение видов народной одежды: сарафана, рубахи, головного убора для куклы — в технике аппликации из бумаги и иного материала, выполнение рисунков, панно, посвященных осени и уборке урожая; знакомство с символикой Земли в народном искусстве (вышивка в народном костюме, на полотенце и т. д.). Детские праздники и народный календарь Новогодний праздник. Подготовка к Святкам: изготовление новогодних игрушек, украшений для праздничных костюмов. Участие в исполнении колядок. Масленица. Участие в театрализованных представлениях, хороводах, играх в честь победы над силами зимы. Знакомство с символами земли, солнца, воды (народная глиняная игрушка, посуда, тряпичная и соломенная куклы и т. д.). Закликание весны. Подготовка и участие в празднике закликания весны: исполнение песен-«веснянок», участие в народных играх, хороводах. Знакомство с народными традициями почитания солнца, воды, земли. Изготовление к празднику фигурных обрядовых пряников («сороки», «жаворонки» и др. с учетом местных традиций ) из теста или бумаги. Троица. Праздник «Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!». Участие в создании многоцветных украшений сарафанов, головных повязок, венков, лент и т. д. Праздник является радостным театрализованным действием-гимном в честь цветущей природы-матери Земли. В мире народной сказки. Театрализованные действа Знакомство с русскими народными сказками: «Царевна-лягушка», «Морозко», «Василиса Премудрая», «Мальчик-с-пальчик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Театрализованное действо включает театрализованные игры, представления кукольного театра Петрушки, изготовление элементов костюмов, декораций, игрушек. Русские народные игры. Проведение русских народных игр способствует свободному развитию игровой деятельности коллектива детей и каждого ребенка. Народные игры используются в разных видах художественно-творческой деятельности. Игры-хороводы: «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «Заинька», «Каравай» и т. д. Подвижные игры: «Салочки», «Жмурки», «Гуси-гуси», «Золотые ворота», «Горелки» и т. д. Словесные игры: «Дедушко-Медведушко», «Ворон», «Садовник» и т. д. Игровой и потешный фольклор: считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, прибаутки. |