СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников с нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержками психического развития.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных про­странственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.



Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, начиная со 2 четверти. Курс рассчитан на 25 часов (25 учебных недель) в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результатыосвоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результатыосвоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).



Содержание учебного предмета.

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Раздел 2: Ты украшаешь.Знакомство с Мастером Украшения Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

пп

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Виды деятельности

Форма организации

КОД

УУД

1 класс

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (25 ч)


Р а з д е л 1.Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения(7 часов)

Цель: обучить первичному опыту владения художественными материалами.

1.

Изображения всюду вокруг нас



Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.


Провести инструктаж по технике безопасности и

Учить организовывать рабочее место, вести диалог.

Рассказать сказку о красках.

Учить находить в окружающем мире

предметы разного цвета. Знакомить с пониманием композиции, основными цветами, мнемоническим приемом для запоминания цветов радуги.

Показ изображения круга, радостного солнца.

Выявить наиболее интересные замыслы, образы, обратить на них внимание ребят.

Объяснить необходимость завершения работы и аккуратного ведения альбома, готовности к уроку.


Индивидуальная, изображение радуги, радостного солнца, предметов разного цвета

Урок-сказка

Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки учеников

рисунок

Лич.смыслообразование,

выбор замысла рисунка, материалов, понимание эстетической потребности в общении с природой и искусством, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

Рег .умение организовать раб. место, доводить работу до логического конца,

Поз..умение наблюдать, первые представления о композиции, цвете

Ком.умение

вести диалог, управлять точностью выражения своих мыслей, рассуждать о содержании рисунков

2.

Мастер Изображения учит видеть























Рассказать о своих наблюдениях.

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Что интересное, необычное вы видели в природе, в окружающем мире, что нас удивляет своей красотой.

Удивить красотой обыкновенного в природе (капли дождя, паутинки с росой…)

Заставить задуматься о благодарности и неблагодарности по отношению к природе.

Учить грамотно задавать вопросы и тактично вести диалог.

Учить сравнивать различную форму листьев, выявлять их геометрическую форму.

Показать варианты композиций, положение листа, способы работы цветными карандашами.

Познакомить с основными видами штрихов, линий, пятен.

Проанализировать работы, отобрать наиболее интересные, найти в диалоге основной критерий оценки – красота, гармония.

Индивидуальная помощь учащимся при затруднении выполнения задания

Учить давать оценку выполненной работе. Обеспечение эмоционального благополучия.


Индивидуальная, изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья

Рассказ, беседа, наглядные пособия, упражнение, игра, практическая работа

Выставка рисунков

Лич. Умение удивляться красоте окружающего мира, смыслообразование-быть благодарным природе.

Ком. Умение участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать свое мнение,

Поз. Наблюдательность. Уметь сравнивать различную форму листьев, выявлять геометрическую форму, выбирать правильное расположение листа

Рег. Умение организовать рабочее место, проводить различные виды штрихов, линий; оценивать работы


3.

Изображать можно пятном






















Рассказать о своих наблюдениях.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Восприниматьи анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

Какие силуэты и когда мы можем увидеть в природе, дома(дома, кошка…) Создание проблемной ситуации – как догадаться, что изображено на рисунке; Рассказатьсказку про парту и кляксу, заставить задуматься о бережном отношении к окружающим предметам; Анализ иллюстраций художников к детским книгам, выполненных работ (от пятна). Обсуждение порядка работы и создание алгоритма. Показ основных видов живописных мазков (упражнение); Индивидуальная коррекциядеятельности учеников при затруднении. Отбор наиболее удачных образов, определение отличительных особенностей этих работ.


Индивидуальная, создание образов зверей, птиц, рыб с помощью дорисовывания пятна

Рассказ,

беседа, «Сказка про кляксу»

упражнения,

демонстрация игра-упражнение. практическая работа

Рисунок

выставка

Рег. Умение организовать рабочее место, применять основные средства худож. выразительности (пятно) в рисунке на плоскости, умение рационально строить самост. творч. деятельность

Ком.умение эмоционально передать свои чувства, передать красоту окружающего мира

Лич. Находить худож. образ в случайной форме силуэтного пятна. Смыслообразование ( забота о тех, кого приручили –кошках, собаках); бережное отношение к вещам (школьной мебели).

Поз.Наблюдательность.Уметь выполнять основные живописные мазки. Анализироватьиллюстрации художников к детским книгам, собственную работу.

4.

Изображать можно в объеме














Рассказать о своих наблюдениях.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Обсуждение.

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).



Где мы можем встретить объемные предметы и произведения искусства. Какие они, из каких материалов?

Познакомить с особенностями скульптуры

Игра на внимание «Мороз и солнце»

Демонстрацияскульптурных изображениях Анализироватьформу животных, составлять ее их форму простых геометрических фигур.

Учить пониманию формы, основных пропорций

Учить использовать художественные материалы (пластилин), познакомить с основными приемами лепки.

Учить обобщать итоги работы и оценивать свои достижения на уроке.


Индивидуальная,лепка птицы и животного из целого куска пластилина

Беседа, показ наглядных пособий, демонстрация, игра, практическая работа

Объемная форма птицы – выставка работ

Поз.Наблюдательность.Умение использовать пластилин , применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

Ком. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства Рег. Умение подбирать оптимальный размер образа, понимать его форму и основные пропорции , организовать рабочее место при работе с пластилином, Поз. Умение быть внимательным, слышать учителя.

5.

Изображать можно линией



Рассказать о своих наблюдениях.

Знакомиться с графикой как видом искусства, различными графическими материалами и средствами выразительности.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелеваяручка).

Находитьи наблюдать линии и их ритм в природе, произведениях искусства.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.


Что можно изобразить с помощью линий, какие бывают линии, какой у них характер? Учить понимать учебную задачу и стараться ее выполнить.

Рассказать сказку про линию и штрих, подвести к образованию смысла авторства, создания собственного образа.

Учить работать различными графическими материалами, проводить штрихи и линии в разных направлениях

Учить применять основные средства художественной выразительности (линия, штрих, пятно, тон) в линейном рисунке (по воображению);

Познакомить с коллективной работой – каждый создает свой рисунок, вместе собирается интересное панно.

Создать ситуацию выбора материалов, тематики работы.


Коллективная, изображение рисунка линией на тему «Расскажи нам о себе»,

изображение рисунка линией на тему «Семья ежей в лесу»

Рассказ, беседа,

упражнение,

практическая работа

Панно

«Расскажи о себе»,

рисунки

Лич. Умение создавать образ, отбирать главное для рисунка,определять основы композиции, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы открытость для творчества, снятие страха перед чистым листом. Поз.Наблюдательность.Умение работать графическими материалами (фломастер, маркер, гелевая ручка), использовать различные средства выразительности. Ком. Умение участвовать в диалоге. Рег. Умение работать в команде, планировать свою деятельность и время работы

6.

Разноцветные краски


Рассказать о своих наблюдениях.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании осенних листьев, красочных ковриков.

Рассказать «Сказку про кленовый листок», обсудить ее смысл. Какие бывают листья по форме и по цвету?

Учить организовать рабочее место при работе красками, использовать художественные материалы (гуашь); применять основные средства художественной выразительности. Учить смешивать различные цвета, добиваться понимания цвета как критерия работыКоррекция деятельности при затруднении. Учить оценивать свои достижения, отвечать на итоговые вопросы урока.

Индивидуальная (коллективная), изображение осенних кленовых листьев

Рассказ, упражнение,

игра, практическая работа

Рисунок,

Панно «Осень»

Лич.Смыслообразование, восхищение красотой осенней природы, выбор размера работы, цветового решения

Рег. Умение выбирать и использовать выразительные средства

Поз. Уметь быть внимательным,

работать цветом, различать различные объекты природы в окружающем мире

Ком. Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли

7.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Рассказать о передаче в произведениях искусства и в рисунках настроения, чувств.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Что может изобразить художник, что на первый взгляд невидимо?Обсуждение возникающих чувств при прослушивании музыки, просмотре рисунков, общении с природой. Создание проблемной ситуации – как изобразить радость или грусть. Обсуждение элементов композиции рисунка, возможных композиционных решений. Учить создавать работу на основе собственного замысла. Учитьприменять основные средства художественной выразительности (живописный мазок или различные его виды).Учить оценивать свои достижения, отвечать на итоговые вопросы урока. Определять в диалоге чувства, которые вызывает авторская работа. Рассказать притчу о художнике.

Индивидуальная, (изображение чувств , вызванных муз. произведением)

Рассказ, беседа, упражнение,

показ, практическая работа

Рисунок, выставка

Лич. Смыслообразование (важность чистоты помыслов, уважения к миру для творчества, вдохновения) Выбор настроения, цветового решения, умение передавать настроение в творческой работе с помощью различных живописных мазков.

Поз. Уметь быть внимательным,

применять основы композиции, средств выразительности, различные виды живописных мазков

Рег. Умение выбирать и использовать выразительные средства

Ком. Умение участвовать в диалоге, выражать свои мысли и обосновывать их при анализе настроений в рисунках

Р а з д е л 2.Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (5 часов)

Цель: обучение начальным навыкам декоративной художественной деятельности.

8

Мир полон украшений


Рассказать об украшениях в нашем доме.

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Что делает ваш дом красивым?Создать проблемную ситуацию–Какой мастер помогает сделать наш дом красивым и уютным? А мир природы? Обсуждение, где народные мастера брали идеи для росписи. Упражнение. Живописный мазок в народной росписи. Элементы цветов. Учить понимать «язык» украшений. Учить создавать композицию из предложенных элементов (цветов, листьев). Учить сотрудничатьв процессе совместной деятельности.

Индивидуальная, изображение сказочного цветка (по воображению)

Рассказ,

беседа,

наглядность, упражнение, игра, практическая работа

Рисунок для коллективной работы

Панно «Цветы России»

Лич. Смыслообразование. Человек –творец. Природа –лучший художник. Выбор

Поз.Уметь понимать «язык» украшений, различать основные народные промыслы, понимать, что все идеи для росписи мастера брали в природе.

Ком. Уметь работать в команде, понимать значимость работы каждого в коллективной работе.

Рег. Умение организовать рабочее место и рационально строить самост. творч. деятельность

9

Красоту надо уметь замечать

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Осваивать простые приемы работы в технике графической росписи, монотипии (плоскостной аппликации).

Учить видеть прекрасное в обыкновенном. Рассказ. Девочка и снежинка. Демонстрация узоров, созданных природой (крыльев стрекоз, бабочек, морозных узоров). Упражнение по стилизации природных форм. Учить использовать художественные материалы для графического изображения (цв.карандаши, гелевая ручка) или бумагу. Учить отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.


Индивидуальная, украшение крыльев бабочки

Рассказ, беседа, упражнение,

показ, практическая работа

Творческая работа (графика, аппликация)

Лич. Смыслообразование. Неповторимость образа (красота мгновение). Снежинка.

Поз. Умение выделять главное, сравнивать, обобщать природные формы до декоративных элементов.

Ком. Умение работать в команде, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы.

Рег. Умение рационально строить самост. творч. деятельность, использовать графич. художественные материалы.

10.

Узоры, которые создали люди


Рассказать о том, где мы встречаем орнаменты?

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

Выполнение упражнений на симметрию, сочетание цвета

Придумывать свой орнамент: графическая работа.


Демонстрация различных орнаментов, содержащих геометрические и растительные мотивы. Упражнения на симметрию,на сочетание цвета (контрастные цвета, теплые, холодные) Учить применять художественные материалы (цветные карандаши, фломастеры). Игра «Мороз и солнце» Индивидуальная коррекция деятельности учеников при затруднении. Отбор наиболее удачных образов, определение отличительных особенностей этих работ.


Индивидуальная, создание орнамента в полосе

Рассказ, беседа, наглядные пособия, упражнение, игра, практическая работа, выставка работ

Орнамент из природных мотивов

Лич. Смыслообразование. Изменение и движение (день и ночь, лето и зима…)

Поз. Умение строить симметричный рисунок, сравнивать, подбирать гармоничные сочетанияцвета. Развитие внимания.

Ком. Участие в совместной игровой деятельности.

Рег. Умение работать с учителем, планировать работу и время, рефлексия.

11.

Как украшает себя человек


Рассказать об украшении костюмов сказочных героев. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, т. д.).

Рассказ об оберегах, значении украшений в одежде русского человека. Проверка Упражнение по рисованию фигуры человека (композиция, пропорции). Обсуждение вариантов украшения костюмов, различных замыслов. Создание ситуации выбора сказочного героя, вариантов костюма и его украшения, выбора цветового решения в соответствии с характером героя и замыслом работы. Учить давать оценку выполненной работе. Обеспечениеэмоционального благополучия


Индивидуальная, изображение любимых сказочных героев и их украшений

Рассказ, беседа, наглядные пособия, упражнение, игра, практическая работа

рисунок

Лич. Смыслообразование. Лицо и костюм – отражение характера героя. Выбор материалов.

Поз. Умение рисовать пропорционально лицо человека. Сравнение и выделение главного в костюме.

Ком. Умение высказывать свое мнение, отвечать на вопросы преподавателя.

Рег. Уметь давать оценку выполненной работе, оценивать чувства героя и свое эмоциональное состояние.

12

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)


Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (снежинки, гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделятьи соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Выставка и обсуждение работ.Рассказ «Девочка со спичками». Нахождение смысла Показ разнообразных елочных украшений. Учить работе с бумагой, ножницами, организации рабочего места. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов.

Собрать альбомы на проверку.


Индивидуальная, создание новогодней игрушки, снежинки

Беседа,

наглядность,

демонстрация образцов, практическая работа

Анализ произведений художников

Выставка работ, их обсуждение, украшение класса


Лич.Смыслообразование (Новый год – семейный праздник, подарить близким радость) .Выбор.

Поз. Уметь находить материалы по изучаемой теме в различных источниках.

Ком. Уметь находить значимое в рассказе учителя, анализировать работы учащихся, обсуждать и высказывать свое мнение.

Рег. Уметь организовать работу с бумагой и ножницами, работать аккуратно.

Р а з д е л 3. Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки (7 часов)

Цель: ознакомить с конструктивной художественной деятельностью.

13.

Постройки в нашей жизни



Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов

Какие домики сказочных героев Вы знаете. Демонстрация архитектурных построек, детских рисунков. Упражнение по изображению элементов домика на основе геометрических фигур.Обсуждение единства характера домика и героя сказки.Организация творческой работы по изображению домика сказочного персонажа Коррекция. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов.

Индивидуальная, Изображение или постройка сказочного домика.

Беседа,

наглядность,

демонстрация, игра, практическая работа

рисунок

Лич. Смыслообразование. Дом – отражение характера героя. Выбор. Эстетическая оценка.

Поз. Уметь находить информацию и наглядный материал по теме, определять геом. Фигуры, из которых состоит домик.

Ком. Уметь обсуждать замысел работы, высказывать и отстаивать свое мнение.

Рег. Уметь передать характер героя через образ его домика.

Планировать работу и оценивать результаты.

14.

Домики, которые построила природа


Рассказать о домиках, которые существуют в природе.Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), Анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.



–Какие домики мы встречаем в природе? Демонстрация различных природных домиков (грибов, фруктов, птичьих гнезд, норок зверей, пчелиных сот, раковин, стручков, т. д.).Обсуждениеконструкций домиков, сравнение их с геометрическими телами. Анализ различных образов домиков. Учить основным приемам работы с пластилином, основным приемам работы. Организация самостоятельной работы. Индивидуальная помощь. Объединение домиков в единую композицию.

Коллективная, Лепка (изображение) из пластилина сказочных домиков

Рассказ,

наглядность, практическая работа, выставка работ

Макет «Постройки в природе»

Лич. Смыслообразование. Значение дома в жизни каждого в окружающем мире. Выбор. Эстетическая оценка.

Поз. Уметь найти интересную идею для создания образа сказочного домика.

Ком. Уметь обсуждать замысел работы, высказывать и отстаивать свое мнение.

Рег. Уметь передать красоту и разнообразие домиков, созданных природой.

Планировать работу и оценивать результаты.

15.

Дом снаружи и внутри

Рассказать о форме букв, их украшении. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами, возможен фон – акварель или цветная бумага).


Какими могут быть буковки-домики? Рассказать о важности каждой буквы в русском языке, о красоте русского языка. Показ и обсуждение вида домиков снаружи и внутри, возможных элементов –лестниц, окошек, сочетание их построения и украшения.Творческая работа. Индивидуальная помощь. Объединениедомиков в единую композицию «Вначале было слово»(оформление классного уголка «Поздравляем с днем рождения») Подведение итогов урока.


Индивидуальная (коллективная), Изображение домиков – букв для сказочных человечков

Рассказ, беседа, упражнение,

показ, практическая работа

Коллективная работа «Вначале было слово»

Лич. Смыслообразование. Кириллица (значение буквы), смысл слов (словом поддержать), выбор, эмоциональная оценка.

Поз. Анализировать, сравнивать, создать образ фантазийного дома-буквы , сложить из них важные слова.

Ком. Понимать важность работы каждого в коллективном творчестве, умение высказывать и отстаивать свое мнение.

Рег. Уметь работать в группе, организовать свою деятельность, оценивать результат.

16.

Строим город


Рассказать об элементах игрового городка.

Рассматривать и сравнивать реальные элементы разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка (детской площадки).

. Из каких элементов может состоять игровой городок? Рассказать о важности прогулок, спорта в жизни человека. Учить основным приемам работы с бумагой. Упражнение по созданию различных элементов. Организация групповой работы. Индивидуальная помощь. Подведение итогов. Собирание макета игрового городка из отдельных элементов.

Групповая, создание коллективного макета игрового городка (детской площадки).

Рассказ,

наглядность,

демонстрация, игра,

практическая работа

Макет игрового городка (детской площадки).


Лич. Смыслообразование. ЗОЖ. Умение давать эстетическую оценку.

Поз. Уметь находить нужные материалы, освоить приемы работы с бумагой, подружиться с мастером постройки.

Ком. Уметь работать в группе.

Рег. Уметь организовать раб.место, планировать работу и оценивать результаты.

17.

Все имеет свое строение


Рассказать о создании образов сказочных животных, их характерах, особенностях формы. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников)Изображение животных в технике аппликации.

С помощью каких геометрических фигур можно создать образы сказочных животных? Обсуждение характеров животных, цветового решения образа. Упражнение по вырезанию из бумаги различных элементов, геометрических форм. Организация самостоятельной работы.Подведение итогов. Организация выставки работ.

Индивидуальная,


Беседа,

упражнения,

наглядность, выставка,

практическая работа

Аппликация по созданию образа сказочного животного

Лич. Смыслообразование. Значимость творчества (Я сам). Выбор материалов, цвета, размера, фигур…)

Поз. Уметь сравнивать и подбирать различные фигуры для создания образа, использовать приемы работы с бумагой.

Ком. Уметь описывать образ и характер сказочного животного, обсуждать результаты.

Рег. Уметь спланировать и организовать самост. деятельность, анализировать выставочные работы.

18.

Строим вещи


Рассказать о том, какие предметы может сконструировать Мастер Постройки. Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

. Какие предметы украшают наш дом, что мы можем сделать из бумаги? Демонстрация образца и последовательности выполнения работы из бумаги. Конструирование коробочки (стаканчика) и ее украшение. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов.


Индивидуальная,конструирование коробочки (стаканчика) и ее украшение.

Рассказ,

наглядность,

демонстрация,

практическая работа

Конструкция из бумаги

Лич. Выбор. Смыслообразование. Синтез искусств. Эст.оценка.

Поз. Умение конструировать форму стаканчика и его украшать.

Ком. Умение обсуждать результаты работы.

Рег. Умение выстраивания последовательности работы из бумаги, ее украшения.

19.

Город, в котором мы живем (обобщение темы)


Рассказать об особенностях нашего города.Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Делатьзарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвоватьв создании коллективных панно-коллажей. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Что мы узнали о Мастере Постройки. В чем особенности нашего города?

Анализ и обсуждение зарисовок и предложений по созданию панно.

Демонстрация видов нашего города.

Игра «Мороз и солнце»

Организация практической работы. Объемное изображение домов, цветов, облаков… Подведение итогов.

Притча о художнике.


Коллективная, Создание панно «Наш Зеленоград» (Флейта среди цветов)

Беседа,

наглядность, заочная прогулка-экскурсия, урок-обобщение

Выставка работ, их обсуждение, панно


Лич. Смыслообразование (притча о художнике – все в руках Творца)

Поз. Анализ и синтез. Уметь работать с участием 3 мастеров –украшения, изображения и постройки. Ком. Умение работать в группе, планировать и осуществлять групповую деятельность.

Рег. Умение организовать свою деятельность как части коллективной работы, эстетически оценивать результат.

Р а з д е л 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 часов)

Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

20.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе


Различать три вида художественной деятельности.

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Восприниматьи обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Рассказать об основных критериях оценки произведений изобразительного искусства Обсуждение произведений искусства и творческих работ учащихся.

Коллективная, обсуждение критериев и оценка произведений, работ учеников

Беседа,

ролевая игра


Обсуждение выставки рисунков

Лич. Смыслообразование (творчество в жизни человека)

Поз. Анализ и синтез. Умение анализировать работы в соответствии с критериями.

Ком. Умение высказывать свое мнение, обсуждать работы выставки.

Рег. Умение рефлексировать работы учащихся по осн.критериям.

21.

«Сказочная страна». Создание панно.


Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.


Деление класса на группы, определение задач. Организация творческой работы. Объединение всех работ в единое панно. Подведение итогов урока.

Коллективная, Изображение панно-коллажа «Сказочный мир»

Беседа,

наглядность,

сказка, практическая работа

Коллективное панно «Сказочная страна»

Лич. Выбор (любимые сказочные герои). Смыслообразование (сказка добра или зла,красивая или некрасивая).

Поз. Уметь отбирать интересные материалы по теме, создавать эскизы.

Ком. Умение участвовать в обсуждении замысла коллективной работы, обосновывать значимость той или иной идеи.

Рег. Уметь организовать свою деятельность как часть коллективной работы.

22.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги


Наблюдать и анализировать природные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, цветов на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.


Обсуждение смысла притчи «Все в твоих руках» Упражнение по созданию весенних листьев, цветов и птиц (бабочек, насекомых) из бумаги. Организация практической работы Объединение всех работ в единый макет. Подведение итогов урока.

Индивидуальная, конструирование весенней природы, весенних листьев, цветов

Беседа,

демонстрация, практическая работа

Макет «Праздник весны»

Лич. Смыслообразование, выбор (все в твоих руках).

Поз. Наблюдение весенней природы.Уметь создавать из бумаги цветы, листья, насекомых.

Ком. Умение участвовать в обсуждении замысла коллективной работы, обосновывать значимость той или иной идеи.

Рег. Уметь организовать свою деятельность как часть коллективной работы.

23.

Урок любования. Умение видеть



Уметьповторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Создавать свой рисунок как часть коллективной работы.

Обсуждение смысла притчи о таланте. Упражнение по зарисовке растительных форм, цветов и насекомых (жуков). Организация творческой работы. Подведение итогов.

Коллективная, Панно «Окружающий мир природы»

Беседа, демонстрация

упражнение, практическая работа

Рисунки для панно «Окружающий мир природы»

Лич. Смыслообразование (притча о таланте).

Поз. Наблюдать весеннюю природу. Уметь находить в природе интересные формы и стилизовать их.

Ком. Умение участвовать в обсуждении замысла коллективной работы, обосновывать значимость того или иного образа.

Рег. Уметь организовать свою деятельность как часть коллективной работы.

24-25.

Здравствуй, лето! (обобщение темы)


Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу и картины с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Выражать в рисунках свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».

Экскурсия в природу и художественный салон «Лето».

Организация конкурса рисунков на асфальте.

Коллективная,

Рисунки на асфальте «Здравствуй, лето!»

Беседа,

Экскурсия, творческая работа

Рисунки на асфальте

Лич. Смыслообразование. Эстетическая оценка произведений.

Поз. Наблюдать весеннюю природу и картины художников.

Ком. Умение находить в картинах художников и в природе работу 3мастеров , создавать свой образ по впечатлениям от природы и просмотра картин.

Рег. Уметь организовать свою деятельность как часть коллективной работы.

Тематическое планирование учебного материала

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Проекты, экскурсии

Контрольные работы

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

7

1

0

2.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

5

1

0

3.

Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки

7

1

0

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6

1

0


Итого

25

4

0







Материально-техническое обеспечение.

Учебно–методическое обеспечение

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих учащихся. – М., 2015.

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2015.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Л.А.Неменская. изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

2. Методические пособия и книги для учителя.

3. Методические журналы по искусству.

4. Учебно-наглядные пособия.

5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

6. Альбомы по искусству.

7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

8. Научно-популярная литература по искусству.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования  предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.

3. Компьютерные и информационно-коммуникационные средства.

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2. Электронные библиотеки по искусству.

4. Технические средства обучения.

3. Персональный компьютер.

4. Образовательные ресурсы (диски).

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Краски акварельные, гуашевые.

2. Тушь.

3. Бумага А4.

4. Бумага цветная.

5. Фломастеры.

6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

8. Емкости для воды.

9. Пластилин.

10. Клей.

11. Ножницы.

6. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

2. Гербарии.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Керамические изделия.

5. Предметы быта.

7. Оборудование класса.

1. Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Дополнительные обобщающие материалы

Интернет – ресурсы

 Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.

- http://ru.wikipedia.org/wiki

- http://www.artsait.ru



Поурочное календарно-тематическое планирование

темы

Кол-во

час.

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности

обучающихся

Вид контроля

Сроки прове-дения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (7 ч.)

1.

1

Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».

Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.

Кабинет искусства — художественная мастерская.




Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.


Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.


- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической







творческой деятельности;

- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

текущий

1

2.

1

Мастер Изображения учит видеть.Урок–игра.


Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма».

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Изображать на плоскости заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по








форме листья).

текущий

2

3.

1

Изображать можно пятном. Урок–игра.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).

Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Восприниматьи анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

текущий

3

4.

1

Изображать можно в объеме. Урок–игра.

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объекты в природе.

Целостность формы.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей.

Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.

Лепка птиц и зверей.

текущий

4

5.

1

Изображать можно линией.Урок–игра .Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повество-вательныевозможности линии (линия — рассказчица).

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находитьи наблюдать линии и их ритм в природе.




Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.


текущий

5

6.

1

Разноцветные краски.Урок–игра.

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).


Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).

текущий

6

7.

1

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)Урок–игра. Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

текущий

7

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (5 ч.)

8.












































1

































Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.


Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

текущий

9

9.

1

Красоту надо уметь замечать.

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).


Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.



Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.

Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Красивые рыбы»

текущий

10







10.

1

Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Мастер Украшения — мастер общения.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

текущий

14

11.

1

Как украшает себя человек.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.



Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

текущий

15

12.

1

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделятьи соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки.

Украшения для новогоднего карнавала.








текущий

16

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (7 ч.)

13-14

1

Постройки в нашей жизни

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.


Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей.

Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

текущий

17

15.

1

Домики, которые построила природа.

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек, их формы и конструкции.

Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорций.


Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.










Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.













текущий

18

16.

1

Дом снаружи и внутри.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.


Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

текущий

19-20

17.


Строим город

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.


Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

текущий

21-22

18.

1

Все имеет свое строение.

Конструкция предмета.

Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.


Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

текущий

23

19.

1

Постройка предметов (упаковок).

Конструирование предметов быта.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

текущий

24

20.

1

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Создание образа города.

Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор.

Учитьсявоспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делатьзарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвоватьв создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы.

текущий

25-26

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч.)

21.

1

Совместна я работа трёх братьев-мастеров

Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция.

В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).


Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Выставка лучших работ учащихся.

Обсуждение выставки. Восприниматьи обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

текущий

27

22.


«Сказочная

Страна» Создание панно..

Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа).


Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира

текущий

28-29

23.

1

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги объектов природы.


Наблюдать и анализировать природные формы.

Овладеватьхудожественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

Придумывать,как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов

текущий

30-31

24.

1

Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы.

Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

Уметьповторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы

Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями





текущий

32

25.

1

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников.

Картина и скульптура. Репродукция.


Любоваться красотой природы.

Наблюдатьживую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатле-ния от рассмат-риваниярепродук-ций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

текущий

33




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!