РАЗДЕЛ I «Пояснительная записка» Преподавание предметов начального образования в 2018 – 2019 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ 2.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» начального общего образования. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». Рабочая программа по ИЗО составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова); Базисного учебного плана; «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой); «Примерных программ начального общего образования»; Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2012.,), подготовлена для обеспечения образовательных запросов обучающихся и направлена на их общее развитие в рамках УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Срок реализации программы 2018- 2019 учебный год. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели курса: • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи обучения: • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • формирование навыков работы с различными художественными материалами. Место учебного предмета в учебном плане Общий объем времени, отводимого на изучение изобразительного искусства в 1 классе, составляет 33 час. В 1 классе урок изобразительное искусство проводится 1 раз в неделю (33 учебные недели). Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени | 1 | 1 час в неделю – 33 часа | 30 часов ( пятница ) | 3 часа | Праздничные дни – 08.03.2019г., 03.05.2019 г.., 10.05.2019 г. | РАЗДЕЛ II « Планируемые результаты освоения учебного курса» На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучающихся являются: • в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; • в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; • в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметными результатами обучающихся являются: • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметными результатами обучающихся являются: • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; • в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать: – значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; – некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства; – отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка); – ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея); – отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; – основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; – основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; – эмоциональное значение теплых и холодных цветов; уметь: – организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; – применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; – передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; – составлять композиции с учетом замысла; – применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях; – рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток); – различать теплые и холодные цвета; – узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; – сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); – применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для самостоятельной творческой деятельности; – обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; – проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; – оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; – проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, национальным обычаям и культурным традициям; – проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей. РАЗДЕЛ III «Содержание учебного предмета» Мир изобразительных (пластических) искусств Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя; особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. Куинджи, Винсента ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей. Художественный язык изобразительного искусства Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий). РАЗДЕЛ IV « Календарно-тематическое планирование» № урока | Дата прове дения | Тема урока.
| Колич. Часов. | Фактически | 1 | 07.09. | Кто такой художник? | 1 | | 2 | 14.09. | Чем и как рисовали люди | 1 | | 3 | 21.09. | Знакомство с палитрой. | 1 | | 4 | 28.09. | Взаимосвязь изобразительно-го искусства с природой. | 1 | | 5 | 05.10. | Первые представления о композиции. | 1 | | 6 | 12.10. | Знакомство с разными художественными материалами . | 1 | | 7 | 19.10. | Придумываем, сочиняем, творим. | 1 | | 8 | 26.10. | Скульптура в музее и вокруг нас. | 1 | | 9 | 09.11. | Лепка рельефа на свободную тему. | 1 | | 10 | 16.11. | . Теплые и холодные цвета | 1 | | 11 | 23.11. | Понятие оттенка. | 1 | | 12 | 30.11. | Освоение техники бумажной пластики. Аппликация. | 1 | | 13 | 07.12. | Мастерская художника. | 1 | | 14 | 14.12. | Конструирование замкнутого пространства. | 1 | | 15 | 21.12. | Идем в музей. | 1 | | 16 | 28.12. | Художник-прикладник. | 1 | | 17 | 18.01. | Делаем игрушки сами. | 1 | | 18 | 25.01. | Кляксография. | 1 | | 19 | 01.02. | Какие бывают картины? Пейзаж. | 1 | | 20 | 08.02. | Какие бывают картины: портрет. | 1 | | 21 | 15.02. | Какие бывают картины: сюжет. | 1 | | 22 | 01.03. | Какие бывают картины: натюрморт. | 1 | | 23 | 15.03. | Жанры изобразительного искусства. | 1 | | 24 | 22.03. | Иллюстрация: рисунок в книге. | 1 | | 25 | 05.04. | Природа – великий художник. | 1 | | 26 | 12.04. | Времена года. | 1 | | 27 | 19.04. | Акварель. | 1 | | 28 | 26.04. | Сказка с помощью линии.. | 1 | | 29 | 17.05. | Рисование животных из клякс.. | 1 | | 30 | 24.05. | Лепим животных. | 1 | | СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методического совета МБОУ Большеремонтненская СШ __________Шапошникова И.И от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 года ___________ Скиданова Л.В. | |