« ____» ____________ 2017 г. __________ А.В.Денисова ___________В.Н.Хохлова
«___»______________ 2017г. «___»______________ 2017г.
Мухоршибирь, 2017г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП МОУ Майской СОШ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы «Изобразительное искусство» автора Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Тема | Формы организации уч.занятий | Виды учебной деятельности |
Ты учишься изображать. 9 часов |
Введение в предмет. | урок-беседа, инструктаж по технике безопасности | Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Уметь организовывать своё рабочее место, пользоваться языком изобразительного искусства. |
Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения. | урок-игра | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
Мастер Изображения учит видеть. | экскурсия по селу | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы. |
Изображать можно пятном. | урок - игра | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. |
Изображать можно в объеме. | творческая групповая работа | Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). |
Изображать можно линией. | творческие работы | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). |
Разноцветные краски. | урок - игра | Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | урок -игра | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
Художники и зрители (обобщение темы). | обобщение знаний | Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Знать, что такое художественный музей. Уметь рассматривать художественные произведения, пользоваться языком изобразительного искусства |
Ты украшаешь 8 часов |
Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения. | изучение новых знаний | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). |
Цветы — украшение Земли. Красоту нужно уметь замечать. | комбинированный урок | Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). |
Узоры на крыльях. Ритм пятен. | комбинированный урок | Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии. |
Красивые рыбы. Монотипия. | комбинированный урок | Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д. |
Украшения птиц. Объёмная аппликация. | комбинированный урок | Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике объемной аппликации и коллаже. |
Узоры, которые создали люди. | комбинированный урок | Находить орнаменты в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
Как украшает себя человек. | комбинированный урок | Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
Мастер Украшения помогает сделать праздник | закрепление и обобщение знаний | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). |
Ты строишь 11 часов |
Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. | комбинированный урок | Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. |
Дома бывают разными. | комбинированный урок | Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). |
Домики, которые построила природа. | комбинированный урок | Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. |
Дом снаружи и внутри. | комбинированный урок | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
Строим город. | комбинированный урок | Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. |
Строим город. | комбинированный урок | Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. |
Всё имеет своё строение. | комбинированный урок | Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. |
Строим вещи. | комбинированный урок | Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. |
Строим вещи. | комбинированный урок | Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. |
Город, в котором мы живём. | комбинированный урок | Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Знать и называть архитектурные формы в Мухоршибири. Уметь делать зарисовки по впечатлению. |
Город, в котором мы живём. | закрепление и обобщение знаний | Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Знать, что такое панно. Уметь организовывать своё рабочее место. Уметь работать в группе одноклассников. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 5 часов |
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе? | комбинированный урок | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). |
Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. | комбинированный урок | Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. |
Сказочная страна. | комбинированный урок | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Уметь работать в группе с одноклассниками, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом |
Времена года. | комбинированный урок | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. |
Здравствуй, лето! Урок любования | закрепление и обобщение знаний | Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» Уметь различать скульптуру и картину, работать в группе. |
· три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
· названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
· правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
· элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
· простейшие приёмы лепки.
· выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
· передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
· применять элементы декоративного рисования.
№ | Тема | К-во часов | Дата |
Ты учишься изображать. 9 часов |
1. | Введение в предмет. Урок-беседа. Инструктаж по технике безопасности. | 1ч. | |
2. | Изображения всюду вокруг нас. Урок – игра | 1ч. | |
3. | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия по селу | 1ч. | |
4. | Изображать можно пятном. Урок-игра. | 1ч. | |
5. | Изображать можно в объеме. Творческая групповая работа | 1ч. | |
6. | Изображать можно линией. Творческие работы | 1ч. | |
7. | Разноцветные краски. Урок-игра. | 1ч. | |
8. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Ирок-игра | 1ч. | |
9. | Художники и зрители (обобщение темы). | 1ч. | |
Ты украшаешь 8 часов |
10. | Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения. | 1ч. | |
11. | Цветы — украшение Земли. Красоту нужно уметь замечать. | 1ч. | |
12. | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1ч. | |
13. | Красивые рыбы. Монотипия. | 1ч. | |
14. | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | 1ч. | |
15. | Узоры, которые создали люди. | 1ч. | |
16. | Как украшает себя человек. | 1ч. | |
17. | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1ч. | |
Ты строишь 11 часов |
18. | Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. | 1ч. | |
19. | Дома бывают разными. | 1ч. | |
20. | Домики, которые построила природа. | 1ч. | |
21. | Дом снаружи и внутри. | 1ч. | |
22. | Строим город. | 1ч. | |
23. | Строим город. | 1ч. | |
24. | Всё имеет своё строение. | 1ч. | |
25. | Строим вещи. | 1ч. | |
26. | Город, в котором мы живём. | 1ч. | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 5 часов |
27. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе? | 1ч. | |
28. | Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. | 1ч. | |
29. | Сказочная страна. | 1ч. | |
30. | Времена года. | 1ч. | |
31. | Здравствуй, лето! Урок любования | 1ч. | |