СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.  Вклад   образовательной области «Искусство»,  в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №11

с углубленным изучением отдельных предметов»




Утверждено

Директор школы ________/Н.Е. Кудрявцева /

«____»__________2018г.



Рабочая программа по изобразительному искусству

учителя Нугумановой С.Р.

6 класс (34 часа в год)

Базовый уровень.





Балашиха

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Изобразительное искусство» с учетом ООП ООО «Школа №11» и в соответствии с программой «Изобразительное искусство», 2014 год.

Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», 6 класс, Л. А. Неменская, Москва: «Просвещение» 2014г.

«Искусство в жизни человека» для 6 класса - первый год: обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

В программе выделены темы: - духовно-нравственного воспитания; - экологического воспитания

Вопросы данных направлений развития личности внесены в поурочное планирование.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство», в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства. В сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематических рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Цели: художественного образования развитиехудожественно-творческих способности учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности ;воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формированиеустойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой, необходимой формой духовной культуры общества. Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства служат для передачи значимых символов, являются способом выражения содержания. Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображённую реальность. В этом заключён механизм передачи от человека, от поколения к поколению опыта чувств и опыта внимание мира. При изучение языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда – либо и кем – либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определённой системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно. Восприятия произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причём обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определённой культурой, определённым развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд стоит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема занятий учебного года: «Изобразительное искусство в жизни человека.(9 ч).

Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Изобразительное искусства в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные .возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт.(7 ч)

Реальность и фантазия в творчестве художника Изображение предметного мира – натюрморт Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет(10 ч)

Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.

Человек и пространство. Пейзаж. (8 ч)

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности

изобразительного искусства. Язык и смысл.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом

Личностные задачи

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Метапредметные задачи

    Регулятивные

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  Познавательные

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

  Коммуникативные

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе.

Предметные задачи/результаты

  Учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часов. В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся

будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА (ПРЕДМЕТНЫЕ)

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 6класс

В результате изучения программы учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме, постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;

- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;

- приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

- приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения являются:

Формы контроля уровня обученности: викторины, кроссворды,отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ,

Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

9

Мир наших вещей. Натюрморт

7

Вглядываясь в человека портрет

10

Человек и пространство. Пейзаж

8

Всего

34









Календарно-тематическое планирование 6 класс


урока

Дата

Тема урока

Содержание урока

Освоение предметных знаний

Планируемые результаты (УУД)

(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)

Домашнее задание

Примечание

Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка - 9 ч

1.

1н с

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Виды изобразительного искусства Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные
и декоративные. Художественные материалы
и их выразительность в изобразительном искусстве.

Знать различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Познавательные: определять виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Стр 8 - 12


2.

2н с

Художественные материалы

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.

Уметь работать графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы

Познавательные: основные графические и живописные материалы

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР:

ценностное отношение к культуре своего края.


Стр. 14 - 17


3.

3н с

Рисунок - основа изобразительного творчества Художественные материалы.

Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности. Значение особенности художественного материала в создании художественного образа. Основные скульптурные, художественные, графические материалы и их особенности.

Уметь использовать выразительные возможности графических материалов

Познавательные: узнавать и называть виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.


Стр. 24-29


4.

4н с

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В.Серова.

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.

Познавательные:понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.


стр.30-33


5.

5н с

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левита на; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой.

Знать основы языка изобразительного искусства: тон

Познавательные: выделять основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.


Стр. 34-37


6.

1н о

Цвет. Основы цветоведения.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.

Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству,

Познавательные: использовать основные характеристики и свойства цвета

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


Стр. 38-42


7.

2н о

Цвет в произведениях живописи.

Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет как выразительное средство в пространственном искусстве. Классификация цветов. Цветовые отношения.

Активно воспринимать произведения станковой живописи

Познавательные: понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


Стр.43-47


8.

3н о

Объемные изображения в скульптуре.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством
и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл,
дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова.

Иметь представления о анималистическом жанре

Познавательные:

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры

Коммуникативные:

задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Стр.48-51


9.

1н н

Основы языка изображения.

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусств.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

Стр.52-53



Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт. - 7 ч

10

2н н

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества

Познавательные: понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

Стр.56-57


11

3н н

Изображение предметного мира. Натюрморт.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. На натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков.

Иметь представление о жанре "натюрморт"

Познавательные:Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.


Стр.58-61


12

4н н

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.

Уметь изображать простую форму предмета (силуэт)

Познавательные: иметь представление о многообразии и выразительности форм

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Стр.62-63


13

1н д

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости.

Иметь представление об основах композиции на плоскости.

Познавательные: Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции наплоскости.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям

Стр.64-65


14

2 н д

Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине.

Иметь представление об основах изобразительной грамоты: светотень.

Познавательные: знать основы изобразительной грамоты: светотень.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.


Стр.68-73


15

3 н д

Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и по рядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского.

Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости

Познавательные: понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.


Стр.76-77


16

4 н д

Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Уметь работать гуашью

Познавательные: знать выразительные возможности цвета

Коммуникативные: проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Стр. 78-85


Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет. - 10 ч.

17

5 н д

Образ человека -главная тема искусства

Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин.

Иметь представление о жанре изобразительного искусства: портрет

Познавательные:знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин).

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР:уважительное отношение к иному мнению.


Стр.90-97.


18

1н я

Конструкция головы человека и её пропорции.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Про порции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.

Овладеть первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы

Познавательные: понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.

Стр.102-105.


19

2н я

Изображение головы человека в пространстве.

Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности черт лица.

Уметь создавать зарисовки объемной конструкции головы

Познавательные: приобретать представления о способах объемного изображения головы человека

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Стр. 106-107


20

3н я

Графический портретный рисунок.

Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Роль выразительности графических материалов.

Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Познавательные: знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов).

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.


Стр. 112-115


21

1н ф

Портрет в скульптуре.

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова.

Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.

Познавательные: знать материалы и выразительные возможности скульптуры.

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую.

ЛР:целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Стр.108-109


22

2н ф

Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского.

Иметь представление о жанре сатирического рисунка

Познавательные: знать о жанре сатирического рисунка и его задачах

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Стр.116-119


23

3н ф

Образные возможности освещения в портрете.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Иметь представление об основах изобразительной грамоты (светотень)

Познавательные: знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Стр.120-121


24

1н м

Роль цвета в портрете.

Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.

Иметь представление о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра

Познавательные: знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства


Стр. 122-125


25

2н м

Великие портретисты прошлого.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля.

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра

Познавательные: знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант).

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР: ценностное отношение к культуре своего края.



Стр.126-129



26

3н м

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Особенности и развитие портретного образа и изображения человека в 20-м веке. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, др.)
Роль и место портрета в отечественном искусстве. Стремление выразить эпоху в портрете, сложность внутреннего мира человека с переживаниями, чувствам, красоту молодости.

Уметь узнавать и называть некоторые портреты известных художников

Познавательные: уметь узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве 20 века

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.


Стр.130-134


Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж. - 8 ч

27

4н м

Жанры в изобразительном искусстве

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры

Иметь представление о жанрах изобразительного искусства.

Познавательные: знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

Стр.138-141


28

1н а

Изображение пространства. Правила построения перспективы.

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. Понятие точки зрения. Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения. «Архитектурный пейзаж». Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Законы линейной перспективы. Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Воздушная перспектива и изменения контрастности.

Иметь представления о различных способах изображения пространства

Познавательные: знать различные способы изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Стр.142-145


29

2н а

Пейзаж - большой мир

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта

Иметь представление об особенностях эпического и романтического образа

Познавательные: знать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Стр.148-151


30

3н а

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Значение линии, пятна. Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

Уметь передавать в цвете состояние природы

Познавательные: знать о том, как понимали красоту и использовали новые средства выразительности в живописи 20 века.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Стр.152-155


31

4н а

Пейзаж в русской живописи.

Образ природы в произведения А. Венецианова. Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана.

Иметь представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре

Познавательные: знать об истории развития художественного образа природы в русской культуре

Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Стр.156-159


32

1н м

Пейзаж в графике.

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.
Выразительность графических образов мастеров.
Печатная графика.

Уметь создавать простые пейзажные зарисовки

Познавательные: знать о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР:уважительное отношение к народным традициям.

Стр.164-167


33

2н м

Городской пейзаж.

Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.

Уметь применять приобретенные знания на практике

Познавательные: знать основы изобразительной грамоты

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

Стр.168-171


34

3н м

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Язык изобразительного искусства. Изобразительное произведение как диалог межу художником и зрителем. Творческие возможности зрения.

Иметь представление об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств

Познавательные:Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру

Стр.172-173



Формы организации учебного процесса: Формой проведения занятий по программе является урок.

  Общеклассные формы: урок, конференция, семинар, лекция,  собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

    Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

    Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

    Методы обучения: 

- словесные:  лекция, рассказ, беседа; 

- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные практические — выполнение лабораторно-практических работ, - самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной);

- самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

  Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

- формирование интереса к учению;

- формирование долга и ответственности в учении.

    Методы контроля и самоконтроля: 

- устный контроль:  фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование; 

- контроль:  контрольная работа, выполнение письменных тестовых заданий, письменные отчеты по лабораторно-практическим работам;

-самоконтроль:  устное воспроизведение изученного материала;

- письменное воспроизведение изученного материала: работа с обучающими программами, компьютерные тесты.

Логический характер применения методов обучения:  индуктивный, дедуктивный, гностический, репродуктивный, поисковый, репродуктивно-поисковый.


Отметка. Показатели оценки результатов учебной деятельности:

Оценка «5» (отлично) Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо) Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.5 Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно) Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта. Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных. К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала. К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса.- Москва: Просвещение,2014.

Учебник соответствует ФГОС ООО по изобразительному искусству

Учебно - методическое обеспечение уроков.


1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

2. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

3. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

4. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

5.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

6. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

7. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

8. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.



«Согласен»

Зам. директора по УВР ____________ Кузьмичева Э. Г.

«Согласовано»

На методическом совете

Протокол от _________ № _____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!