МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. Директора по УВР Директор МБОУ СОШ №1 с.Доброе
______/__________ __________/__________ ____________/________________
Протокол № 1___ от «30» 01_ 2018г. Приказ № 82__
от «__»_____20__г. от «30» 08_2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
изобразительное искусство (индивидуальный курс)
2018-2019 учебный год
Учитель Князева Ирина Станиславовна, Высшая КК
Класс 8«АД1», 8«АД2»
Всего часов в год 9
Всего часов в неделю 0,25
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы для основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО
Б. М. Неменского (2015 год издания).
Данный предмет входит в образовательную область «Искусство».
Цель программы 8 класса – помочь учащимся получить представление:
о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии технической эволюции изобразительных средств;
о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;
о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Задачи:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучения художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической деятельностью школьников.
При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного народа, искусства народов России, зарубежного искусства
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-9 классов.
Тематический блок: «Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении» изучаемый в 8 классе представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран — движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе дается лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.
Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Виды учебной деятельности:
Ученики данного класса, изучая программу прошлого учебного года по теме: «Дизайн и архитектура в жизни человека», усвоили следующее:
Могут анализировать произведения архитектуры; понимать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств их общее и специфику;
Владеют понятием образного языка конструктивных видов искусства; знают основные этапы развития и истории архитектуры;
умеют моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;
умеют работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
Ученики приобрели следующие навыки:
владение формообразованием, объемом в дизайне и архитектуре;
композиционного макетирования объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.
Технологии используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, здоровьясбережения.
Основные методы, которые планируется использовать:
1.Словесные методы:
-Рассказ
-Объяснение
-Беседа
-Дискуссия
-Лекция
2.Работа с учебником и книгой
- Конспектирование
- Составление плана текста
- Цитирование
3.Наглядные методы:
- Метод иллюстраций
- Метод демонстраций
4.Практические методы:
Упражнения
Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, проекты и т.д.
Уроки носят развивающий характер.
Организация различных видов деятельности учащихся предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта. Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- тест;
- контрольная работа
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Входной контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обучености в форме устного опроса или тестов.
Текущий контроль в форме самостоятельных работ, устного опроса, тестов. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Тематический контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме контрольных работы или теста.
Заключительный (итоговый) контроль.
Методы диагностики - викторины, ребусы, кроссворды, презентации, тесты.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» изучается с 5-го по 9-й класс.
8-й класс – 0,25 часа в неделю в течение года (всего 9 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся
Психолого-педагогическая характеристики 8 класса
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающейся 8 класса и специфики класса. В классе обучается 1 девочка.
Обучающаяся – это ребенок с хорошим уровнем способностей и довольно высокой мотивацией учения по изобразительному искусству. Она отличается высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности, успешна и в работе по образцу, и в выполнении заданий творческого характера.
Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы
Учащиеся должны знать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная ( живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение, и т.д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социально общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как среде организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
-создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
-работа над эскизом монументального произведения: витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
-использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда;
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Кол-во часов |
План/факт | Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении |
8ад1 | 8ад2 | |
ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ |
-
| 04.09. | 04.09 | 07.09 | 07.09 | Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. | 1 |
-
| 02.10 | 02.10 | 05.10 | 05.10 | Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения | 1 |
ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ |
3 | 30.10 | 30.10 | 30.11 | 30.11 | Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. | 1 |
4 | 27.11 | 27.11 | 28.12 | | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. | 1 |
ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? |
5 | 25.12 | | 01.02 | | Художник и художественное творчество в кино. | 1 |
6 | 15.01 | | 01.03 | | Художник в игровом фильме. | 1 |
7 | 26.02 | | 05.04 | | Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. | 1 |
ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ |
8 | 02.04 | | 31.05 | | Телевидение, Интернет… Что дальше? | 1 |
9 | 30.04 | | 31.05 | | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. | 1 |
Итого | 9 |
Перечень учебно –методического обеспечения, список литературы
Основной
Авторская программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2015 год издания)
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2013.-176с.:ил.
Примерная программа для основного общего образования по изобразительному искусству
Голицина В.Б. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс. / В.Б. Голицина, А.С.Питерских ; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2014.-173 с.
Дополнительный:
1. С.Д. Левин «Беседы с юным художником». Москва «Советский художник» 1988
Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Книга для учителя. Москва Просвещение 2004
Э. Норминг «Объёмный рисунок и перспектива». Москва ЭКСМО 2004
Интернет-ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/