СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО 4 класс "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 4 класс»

Программа начального обшего образования по изобразительному искусству младших школьников 1-4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373

«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» ,с положением о рабочей программе учебного плана МБОУ «Гимназия №40» .

Программы, созданной на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова)

Определяющие характеристики данной программы — интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Л.Г.Савенковой и Е.АК.Ермолинской в Учреждении РАО «Институт художественного образования».

Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.

Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.


Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.



Общая характеристика учебного предмета.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие результат образования рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.

Новизна стандарта второго поколения образовательной области Искусство заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета Изобразительное искусство компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;

Предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;

- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;

- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

Для учебного курса Изобразительное искусство на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.

Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.

Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: Мир изобразительных (пластических) искусств; Художественный язык изобразительного искусства; Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:

- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение Изобразительного искусства отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего 135 час.

В 1 классе на изучение курса Изобразительное искусство отводится 33 часа (1 час в неделю). В2-4 классах по 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Изобразительное искусство (135 час)

Мир изобразительных (пластических) искусств(20 -25 часов)

Изобразительное искусство диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.ВанГога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства(55 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью(55 часов).

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) связь с Технологией.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса Изобразительное искусство является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.



Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Требования к выпускнику начальной школы:

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.




Изобразительное искусство (4 класс) Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа выстроена в соответствии с Государственными образовательными стандартами по изобразительному искусству.

Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Изобразительное искусство. 4 класс Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н.- М.: Вентана-Граф 2011 - учебник

Количество учебных часов: 34 часов в учебный год (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих

работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного

искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям,

героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи предмета. 1. Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. Программа построена на интегрированном подходе к изучению учебного материала. Предполагает использование на занятиях не только сведений из области искусства, но также из разных школьных предметов, которые помогают раскрыть явления таким образом, чтобы у ребёнка сложилось наиболее полное знание и представление о рассматриваемом (образе, понятии, художнике и т.д.). Предлагаемая ученикам информация опирается на психические особенности детей, их интересы, память, ранее полученные знания из различных источников. Всё это позволит учащимся создать свои художественные образы на основе ассоциаций с разными видами искусства, ближайшим окружением, природой и миром вообще, а также сформировать представление о гармонии мира и жизни, в которой человек является органической её частью.

В условиях интегрированного обучения предусматривается:

- выход за рамки одного искусства; - активное включение в традиционные формы обучения современных образовательных технологий; - привлечение разных видов творческой деятельности; - перенос акцента с изучения «памятников искусства» на творческую активность самих детей; - обращение к региональной художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировой культурой. Программа основывается на предметно-пространственном изучении изобразительного искусства. Пространство и предметное окружение человека – это природа, произведения искусства, предметы быта, люди в окружение вещей, архитектура. Всё это способствует тому, что в ученике развивается способность создавать предметы, интерьер, соответствующий конкретному человеку и определённой среде, подготовке его к самостоятельному продумыванию и созданию окружения в полной гармонии со своим характером и интеревами.

Программа опирается на следующие принципы:

  • духовное совершенствование ученика;

  • живое общение с искусством;

  • освоение разнообразных сторон окружающего мира;

  • опора в обучение на региональный компонент;

  • взаимодействие разных видов художественной деятельности;

  • раскрытие разных сторон искусства;

  • активное творчество самого ученика.

Общее содержание работы на уроках изобразительного искусства в 4 классе - формирование логического мышления: взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта. Направление работы реализуется в конкретных видах художественной деятельности, таких как работа на плоскости и в объёме, наблюдение и изучение окружающей действительности. Предусмотрены задания по памяти и воображению: изображение различных сюжетов, основой которых служат живые наблюдения, натурные постановки, иллюстрации, документальные материалы, литературные мотивы и т.д. Предусмотрено использование различных материалов, инструментов и техник их применения. На четвёртом году обучения дети учатся понимать и осознавать художественную ценность народного творчества; роль пространства, среды, этнических особенностей в народном творчестве; роль своего народа в создании культурного наследия мира. В 4 классе расширяются и обогащаются знания учащихся о пространстве. Ученики получают представление об освоении народом своего природного ландшафта; у них формируется представление о национальной культуре; закрепляются понятия о географических и социально-культурных особенностях своей страны: природе, климате, обычаях, народном искусстве, характере труда, характере жилища, специфике национального дизайна, эстетике мира вещей. В четвёртом классе предусмотрено дальнейшее решение четырёх образовательных проблем: 1).Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Развитие пространственного ощущения мира: архитектура, быт, праздники, одежда. Природа, пространство и среда искусства. Установление зависимости искусства от национальных традиций, климата, ландшафта. Рассмотрение единичного и общего в культуре разных народов. 2).Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Освоение разнообразных форм народного искусства и их связи с традициями, обычаями и природой и др. Установление взаимосвязи цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке, одежде, архитектуре, музыке, литературе, фольклоре. 3).Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о роли цвета в народном искусстве ( игрушки, утварь, художественное убранство жилища, одежда). 4).Освоение композиционных задач в искусстве. Формирование понятия о своеобразии композиции в народном творчестве: декоративно-прикладном, в песнях, былинах, преданиях, обычаях и обрядах.



Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

1.

Форма

8

2.

Цвет

7

3.

Композиция

9

4.

Фантазия

10

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Цели обучения Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Результаты обучения

Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

         Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в         начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».





ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Изобразительное искусство

1.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013.

2.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1-4 классы: интегрированная программа. - М.: Вентана-Граф, 2013.



Интернет-ресурсы – презентации к урокам по темам:


1.http://pedsovet.su/load/143-5-2


2.http://dolgova.21416s16.edusite.ru/p9aa1.html


3.http://viki.rdf.ru/author/22?page=9#list


4.http://poznayko.at.ua/load/prezentacii_dlja_nachalnoj_shkoly/124-2-2


5.http://festival.1september.ru/articles/610564/


6.http://www.kraskizhizni.com/school/primary


7.http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_3_mat/page/2/


8. С этого сайта можно скачать методические пособия в электронном виде без регистрации и бесплатно - http://nashol.com/

9. http://www.twirpx.com/library/ с этого сайта также можно скачать методическое пособие, но требуется регистрация и при этом снимаются баллы – всего 100 баллов






Изобразительное искусство


Пояснительная записка к тематическому планированию


     Рабочая программа по  изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе федерального компонента государственного  стандарта, Образовательной программы школы, авторской программы «Изобразительное искусство»,  утвержденной МО  РФ (Москва, 2011 г) в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта начального образования.

     Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

     Для реализации программного содержания следующие учебные издания  используются:

    .

  • Интегрированная программа 1-4 классы. Изобразительное искусство. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н.- М.: Вентана-Граф, 2013г

  • Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство 4 класс - М: Вентана-Граф, 2013г


Количество в неделю – 1 час. В году – 34 недели. Всего за год – 34 часа.

1 четверть – 8 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 11 часов, 4 четверть – 8 часов.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля


Дата проведения

личностные

предметные

Метапредметные УУД

план

факт


1

2

3

4

5

6

7

8

8

10

11



1 четверть (8 часов)











1

Форма (11ч) Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края»

1

Комбинированный

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположение архитектурного сооружения.

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озера, равнины, реки, поля и др. видеть

Освоение способов решения проблем поискового характера. Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи

Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространств

Текущий




2

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

1

Комбинированный

Выполнение эскиза на листе цветной бумаги светлых тонов. Прорисовка деталей гелевой ручкой. Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснять, чем обусловлен выбор мастеров материала,

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, ее зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)

Тематический




3

Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников.

1

Комбинированный

Выполнение работы в смешанной технике 9акварель и фломастеры).Разработка природной формы (объекты флоры, фауны, рельеф местности). Соблюдение соразмерности силуэтов животных и человека. Организация всех объектов в единую композицию.

Понимать понятия «силуэт», «линия горизонта», «плановость», «формат», «соотношение величин в композиции». Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения

Способность окликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, иметь представления о цикличности и ритме в жизни и в природе. Сознательно подходить к воспитанию эстетического в действительности и искусстве

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства

Тематический




4

Природные формы. Жостковский поднос.

1

Комбинированный

Выполнение эскиза подарочного подноса. Объяснение значения понятий «вертикальная и горизонтальная» симметрия. Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Активно использовать речевые,музыкальные, знаково-символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познав. задач.

Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графич.материалов, вырази тельных средств художников. Создавать граф. средствами выраз. образы архитектуры, человека

Текущий




5

Природные формы. Хохломская роспись

1

Комбинированный

Определение формы подноса (шкатулки, чаши и др.) Выполнение аппликации из симметрично сложенного листа цветной бумаги. Работа в небольших группах по 4-6 человек). Находить образы природных объектов в элементах украшения.

Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народны промыслов. Находить особенное в каждом виде народ. искусства

Уметь работать в творчестве с другими детьми. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественного

й деятельности на другую ( с одного искусства на другое)

Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции. Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата

Текущий




6

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма

1

Урок исследование

Определение сюжета росписи костюма («Осенние листья», «Летящие птицы», «Голубые облака»). Выполнение тематической росписи костюма. Изучение произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Проводить исследовательскую работу: выявление существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Называть особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.

Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного

Тематический




7

Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае»

1

Урок -исследование

Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Работа на большом формате, в малых группах по 2-3 человека.

Создавать декоративные композиции по результатам исследования в технике аппликации

Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, традициями и особенностями региона

Тематический




8

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом»

1

Урок проект

Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента. Определение темы узора, уточнение его деталей. Перенесение элементов узора на клетки.

Понимать алгоритм составления рисунка для вышивки. Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).

Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.

Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.


Тематический


















2 четверть (7 часов)












1

Национальная посуда. Натюрморт.

1

Комбинированный

Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов.

Составление композиции натюрморта. Выполнение работы цветными карандашами. Передача объема предмета при наложении одного слоя на другой.

Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства. Позн Нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему народу

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.

Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.

Выполнять наброски и зарисовки

Тематический





2

Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.

1

Комбинированный

Особенности о своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от природных условий региона. Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе,

Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Раскрывать в своем объяснении характерные формы народной архитектуры

Пространственное восприятие мира. Позн Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику

Текущий





3

Головной убор сказочного персонажа.

1

Комбинированный

Расположение листа в соответствии с замыслом рисунка, Выбор и конкретизация формы шляпы. Украшение полей шляпы декоративным узором.

Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида худ. деятельности

Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы)

Текущий





4

Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные)

1

Урок исследование

Передача ощущения неба и моря с помощью использования многочисленных оттенков и направлений штрихов. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы

Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать в творческих работах с помощью света нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.

Активно использовать в обсуждении об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств.

Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.

Создавать небольшие этюды.


Текущий





5

Теплая и холодная гамма цветов и их оттенки. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

1

Комбинированный

Определение сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Освоение и создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики

Выполнение работы в технике отрывной аппликации с использованием страниц цветных журналов и/или средствами компьютерной программы. Создавать графическими средствами

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира.

Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.

Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета.

Текущий





6

Интерьер народного жилища.

1

Урок-практикум

Изображение части помещения. Заполнение интерьера предмета быта. Нахождение места для фигуры человека после заполнения интерь ера). Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третьи планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира. Интерес к различным видам искусства.

Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции. Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.

Тематический





7

Украшение класса к Новому году.

1

Урок-проект

Участвовать в подготовке «художественного события». «Новогоднее украшение класса».

Передавать в оформительской работе новогоднее настроение, колорит новогодних песен разных стран.

Умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Освоение выраз-ных особенностей языка разных искусств.

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению.

Текущий
















3 четверть (11 часов)












1

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства

1

Комбинированный

Наблюдение за своеобразием формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. Знакомство с разными видами изобразительного искусства


Представлять и называть разные виды изобразительного искусств, в которых изображение человека- композиционный центр. Объяснять, чем отличается изображение человека

Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению. Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве

Текущий





2

Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция.

1

Комбинированный

Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Обсуждение, во что играют дети сегодня и во что играли их родители. Вспомнить законы изображения человека в движении и основные пропорции человеч. фигуры.

Передавать в рисунке настроение, колорит мелодий детских песенок. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Работать в коллективе в условиях сотрудничества. Сознательно подходить к восприятию эстетического в деятельности и искусстве, быть способным к собственной творческой деятельности.

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.

Работать по памяти и наблюдению.

Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.


Текущий





3

Цветовое решение(колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение.

коллективная творческая работа

1

Комбинированный

Передача динамики при работе в нестандартной форме (вытянутый по горизонтали или по вертикали активный формат). Расположение всех частей композиции по диагонали.

Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение Наблюдать за движениями человека,.

Работать в коллективе в условиях сотрудничества. Нравст. и эстет. чувства; любовь к народной природе, своему народу, к многонац. культуре.





4

Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.

1

Урок-исследование

Повторение правил изображения животного, способов передачи движения (особенности работы суставов, их расположение). Разработка сюжетной композиции

Передать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объеме лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна)

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.

Выполнять цветовые и графические композиции на тему.

Тематический





5

«Рябиновая гроздь на подоконнике»

1

Комбинированный

Решение композиции в виде натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходят события либо развернуто пространство.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третьи планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Освоение способов решения проблем поискового характера. Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи..

Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге

Тематический





6

Композиция (6ч) Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция «Страна площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы»

1

Комбинированный

Разработка сюжета и композиции тонкими линиями простого карандаша. Наблюдение композиционных решений в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве..

Понимать и демонстрировать законы линейной и воздушной перспективы в открытом и закрытом пространстве. Способность правильно изображать фигуру человека в движении.

Позн Готовность слушать собеседника и вести диалог. Лич Пространственное восприятие мира. Рег Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран мира

Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.

Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

Тематический





7

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.

1

Комбинированный

Нахождение нужного формат, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Обозначать плоскость, на которой будут стоять предметы, и ракурс (точку обзора предметной группы). Строить из частей композицию

Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).


Текущий





8

Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Пылесосом пол», «Играем с собакой», «Мои домашние друзья» и др.

1

Комбинированный

Выполнение набросков с фигур одноклассников. Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третьи планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира. Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений

Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр.


Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)

Тематический





9

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе»

1

Комбинированный

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы.

Улавливание особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера.

Представление о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Понятие о природном пространстве и среде разных народов.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

Тематический





10

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания», в стиле каргопольской игрушки.

1

Комбинированный

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мастера. Понимание особенностей и своеобразия и своеобразия творческой манеры разных мастеров. Выполнять работу с помощью одной из графических программ.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

Представление о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится..

Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства

Тематический




11

Коллективная творческая работа «Базарный день»

1

Комбинированный

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мастера. Передача в рисунке настроения, колорита базарного дня. Нахождение композиционного цвета

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

Умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства.

Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.

Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию

Текущий






4 четверть (8 часов)












1

Фантазия (8ч) Мировое древо. Лист Мирового древа

1

Комбинированный

Рассматривание Мирового древа. Составление послания в виде декоративного узора. Передача средствами графики своего видения мира или сути любого события, явления, которое привлекло внимание 9например, мегаполис, путешествие, Долина гейзеров, колония птиц, мореплавание).

Создание своего «древа мира» с использование мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными. Сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида

Активно использовать речевые, музыкальные, знаково-символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач.

Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).

Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-простран­ственной среде (интерьере школы).

Переключаться с одной деятельности на другую

Текущий





2

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом

1

Комбинированный

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения.

Наблюдать за объектами окружающего мира. Понимать, какой реальный предмет лежит в основе архитектурного замысла.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран мира

Тематический





3

Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке.

1

Урок-исследование

Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т.д.) Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея.

Создавать объемно-пространственную композицию по описанию в народной сказке

равственные и эстетические чувства: любовь к на родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Представления о пространстве как среде.

Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей

Текущий





4

Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведению.

1

Урок-исследование

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран мира

Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.

Создавать небольшие этюды.


Текущий





5

Диковинки. Дымковская игрушка.

1

Комбинированный


Применение различных способов работы в объеме- вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для ее уточнения, создание изделия из частей.

Создавать творческие работы по мотивам народных промыслов. Использовать законы стилизации и трансформации природных фор.

Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, традициями и особенностями региона.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Текущий





6

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине.

1

Урок-исследование

Создание коллективной объемно-пространственной композиции в природном пространстве по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

Представление об освоение человеком пространства Земли. Интерес к различным видам искусств Целостное, гармоничное восприятие мира. Интерес к различным видам искусства.

Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.

Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

Тематический





7

Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле человек 1000 лет», «Космическая музыка»

1

Комбинированный

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения.

Создавать коллективное панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира Понятие о природном пространстве и среде разных народов.

Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.

Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них кол. композицию

Тематический





8

Коллективная творческая работа «Жизнь на Земле через 1000 лет»

1

Комбинированный

Выражать в собственном творчестве отношение к поставленной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выраз. средства графики и живописи.

Участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира.

Тематический








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!