СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа + КТП по Истории. Всеобщей истории, авторы Уколова В.И. Ревякин А.В., история России, авторы: Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков. М.Ю., 10 класс, ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Всеобщей истории, истории России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа + КТП по Истории. Всеобщей истории, авторы Уколова В.И. Ревякин А.В., история России, авторы: Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков. М.Ю., 10 класс, ФГОС»





Программа соответствует учебникам « История России», 10 класс, для общеобразовательных учреждений / Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., и др. под редакцией Торкунова А.В. М. просвещение, 7-е издание, 2021;. «История. Всеобщая история», Уколова В.И., Ревякин А.В. под редакцией Чубарьяна А.О., М. просвещение, 5-е издание, 2018 г. В данной рабочей программе на изучение истории в 10 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 35 учебных недель – 70 часов в год.


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник 10 класса научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник 10 класса научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник 10 класса научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; 

  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • представлять культурное наследие России и других стран;

  • работать с историческими документами;

  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; 

  • критически анализировать информацию из различных источников; 

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; 

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; 

  • читать легенду исторической карты;

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

  • оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; 

  • определять место и время создания исторических документов; 

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; 

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; 

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; 

  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; 

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; 

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; 

  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; 

  • применять полученные знания при анализе современной политики России;

- владеть элементами проектной деятельности


II. Содержание учебного предмета.


РАЗДЕЛ I. ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Т е м а  1. Предыстория

      Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество».
      Проблема происхождения человека. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа.
      Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Первичные формы социального объединения. Присваивающее и производящее хозяйства. Неолитическая революция.

НРК: Наш край в эпоху неолита.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ МИР

Т е м а  2. Древний Восток

      Ближний Восток — колыбель древнейших цивилизаций.
      Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Цивилизации долин великих рек: Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.
      Восточная деспотия. Власть и общество, положение подданных. Доминирование традиции в жизни древневосточных обществ. Складывание первых мировых империй.
      Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.

Т е м а  3. Античность

      Понятие «античность». Периодизация становления и развития античной цивилизации. Ареал ее распределения.

Ч а с т ь  1. Древняя Греция

      Древняя Греция — часть античной цивилизации. Периодизация ее истории.
      Архаическая Греция. Власть и человек в архаической Греции. Место аристократии в обществах архаической Греции. Агональное начало в культуре. Олимпийские игры.
      Классический период истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Греческая демократия. Формирование гражданской системы ценностей. Классическое рабство. Человек в мире древнегреческих полисов.
      Древнегреческое язычество.
      Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире и человеке. Театр, архитектура. Значение политического и культурного наследия Древней Греции для последующих эпох и мировой культуры.
      Греческие полисы в международных отношениях Древнего мира.
      Походы Александра Македонского, образование им мировой державы.

Ч а с т ь  2. Древний Рим

      Периодизация истории Древнего Рима. Римская цивилизация как часть античной цивилизации.
      Ранний Рим. Патриции и плебеи.
      Римская гражданская община и ранняя республика.
      Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу.
      Переход от гражданской общины к мировой империи. Принципат как система власти и управления.
      Возникновение и распространение христианства. Становление христианской церкви.
      Кризис III века. Поздняя империя. Доминат. Власть и общество в Поздней империи. Колонат.
      Разделение империи на Восточную и Западную.
      Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
      Римская цивилизация как основание будущей европейской цивилизации.

РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

      Понятие «Средневековье» в современной исторической науке.
      Хронологические рамки и основные типологические характеристики Средневековья для Запада и Востока.

Т е м а  4. Западноевропейское Средневековье

      Периодизация западноевропейского Средневековья. Материальная культура западноевропейского Средневековья. Структура средневекового общества. Феодальное землевладение и система власти, вассально-ленные отношения. Сословный характер общества. Рыцарство, рыцарская культура.
      Роль религии и церкви в Средние века. Разделение церквей. Католицизм и православие. Папство и светская власть.
      Международные отношения в Средние века.
      «Христианский мир» Средневековья как основание для формирования будущей европейской идентичности.
      Средневековый город. Городская средневековая культура.
      Средневековая сословная монархия как первая представительная политическая система в истории. Кризис XIV—XV вв.
      Значение средневекового политического и культурного наследия для формирования «новой» Европы.

НРК: Бурятия в эпоху средневековья. Ранние государства Центральной Азии, культура средневекового населения Бурятии. Этногенез и культурогенез бурят.

Т е м а  5. Византийское Средневековье

      Начало византийской цивилизации. Византия — наследница античного мира. Хронологические рамки, периодизация, ареал византийской цивилизации.
      Восточное христианство. Власть и церковь в Византии.
      Культура Византии. Византийская «картина мира». Эстетические идеалы, искусство, иконопись.
      Влияние Византии на государственность и культуру Древней Руси и российскую цивилизацию.

Т е м а  6. Исламский мир в Средние века

      Возникновение ислама. Мухаммед, его учение и деятельность.
      Исламская мораль и право.
      Арабский халифат.
      Роль арабов как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы.
      Османская империя: этапы и основные типологические черты развития. Османская империя и Европа.

Т е м а  7. Индия в Средние века

      Хронологические рамки и периодизация индийского Средневековья. Делийский султанат, образование империи Великих Моголов.
      Касты и община.
      Религия в средневековой Индии.

Т е м а  8. Китай и Япония в Средние века

      Хронологические рамки и периодизация китайского Средневековья. Империи Суй и Тан. Власть и общество.
      Китай в период правления монголов. Империя Мин. Административно-бюрократическая система.
      Хронологические рамки и периодизация японского Средневековья. Становление государственности и сознания Ямато. Роль императора. Правление сегунов Минамото и Асикага.

РАЗДЕЛ IV. ВОЗРОЖДЕНИЕ

      Новое время в современной исторической науке. Проблемы периодизации Нового времени. Начало развития современного мира.

Т е м а  9. Возрождение как культурно-историческая эпоха

      Понятие «Возрождение». Отношение Возрождения к Средневековью. Италия — родина Возрождения. Возрождение античного наследия. Гуманизм — идейная основа Возрождения. Идеал «универсального человека». Искусство Возрождения.

РАЗДЕЛ V. НОВОЕ ВРЕМЯ

ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО

Т е м а  10. Возникновение мирового рынка

      Предпосылки Великих географических открытий. Заинтересованность европейских стран в торговле с Востоком. Традиционные пути мировой торговли. Роль посредников. Нехватка золота и серебра. Научно-технические предпосылки дальних морских путешествий. Роль Португалии и Испании в истории Великих географических открытий. Открытие Америки. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Поиски испанцами Эльдорадо. Кругосветное плавание Магеллана. Крупнейшие открытия мореплавателей и землепроходцев других стран в XVII — начале XIX в. Возникновение мирового рынка. Подъем мировой торговли. Перемещение путей мировой торговли. Революция цен и ее последствия. Упадок феодальной системы хозяйства, а также средневековых сословий. Монопольные акционерные компании. Товарные и фондовые биржи.

Т е м а  11. Общество и экономика «старого порядка»

      «Старый порядок» в Европе. Структура сельскохозяйственного производства. Двупольная и трехпольная системы земледелия. Общественные отношения в деревне. Огораживания в Великобритании. Ремесленное и мануфактурное производство.

Т е м а  12. Промышленная революция. Индустриальное общество

      Начало и предпосылки промышленной революции в Великобритании. Технический переворот в промышленности. Революция в средствах транспорта. Крупная машинная индустрия. Завершение промышленной революции.

      Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслей промышленности. Новая техническая революция.

РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Т е м а  13. Религия и церковь в начале Нового времени

      Религиозные противоречия в Европе начала Нового времени. Положение католической церкви, критика в ее адрес. Выступление Лютера против индульгенций. Учение о спасении верой. Лютеранство. Реформация в Германии. Протестанты. Кальвинизм. Учение Кальвина о Божественном предопределении. Особенности Реформации в Англии. Англиканство.

Т е м а  14. Наука и общественно-политическая мысль

      Научная революция XVII в. Экспериментальный метод познания. Философский рационализм. Значение трудов Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Просвещение как общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение. Рождение демократической идеологии и движения. Социалистическая мысль и коммунистическая идеология. Возникновение марксизма.

Т е м а  15. Художественная культура

      Развитие художественной культуры в XVII—XIX вв. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Искусство и литература романтизма. Представители романтизма Э. Делакруа, В. Гюго, Дж. Байрон, Э. А. Гофман, Р. Вагнер.

РАЗДЕЛ VII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Т е м а  16. Государство на Западе и Востоке

      Образование единых централизованных государств в Европе. Западно-европейский абсолютизм. Просвещенный абсолютизм. Реформы в Пруссии, монархии Габсбургов, Испании и Франции. Прусский король Фридрих II. Соправители монархии Габсбургов Мария Терезия и император Иосиф II. Французский король Людовик XVI.

Т е м а  17. Политические революции XVII—XVIII вв.

      Английская революция середины XVII в. Обострение религиозных и политических противоречий в Англии начала XVII в. Пуританизм и его течения — пресвитериане и индепенденты. Первые короли из династии Стюартов и парламентская оппозиция. Созыв Долгого парламента. Преобразования мирного периода революции. Упразднение монархии в Англии. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация Стюартов.
      «Славная революция» в Англии. Политика правительства Реставрации. Новая парламентская оппозиция. Закон «Хабеас корпус акт». Виги и тори. Низложение короля Якова II. Переход короны к Вильгельму Оранскому. «Билль о правах».
      Французская революция конца XVIII в. Общественные противоречия. Критика абсолютизма, сословных привилегий, сеньориального строя, политики правительства и поведения королевского двора. Созыв Генеральных штатов. Взятие Бастилии. Законодательство Учредительного собрания. Конституция 1791 г. Политические группировки роялистов, конституционалистов, жирондистов и монтаньяров. Якобинский клуб. Деятельность Законодательного собрания. Начало войны Франции с иностранными государствами. Крушение монархии. Деятельность Национального конвента. Приход якобинцев к власти. Установление якобинской диктатуры. Террор. Государственный переворот 9 термидора. Политика Директории. Бонапартистский переворот 18—19 брюмера.

Т е м а  18. Становление либеральной демократии

      Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 30-х гг. во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки. Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и ее итоги. Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.

РАЗДЕЛ VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Т е м а  19. Встреча миров

      Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.

Т е м а  20. Европейское равновесие XVII—XVIII вв.

      Гегемония Габсбургов в Европе начала Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа «естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского равновесия. Цели и значение революционных войн Франции.

Т е м а  21. Конфликты и противоречия XIX в.

      Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и ее противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений. Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные войны. Объединение Германии и Италии. О. Бисмарк и К. Кавур. Преобладание Германии в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Создание Тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование русско-французского союза. Восстановление баланса сил в Европе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ К КОНЦУ XIX В.

      Карта мира к концу XIX в.
      Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в положении народов мира.
      Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики.
      Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.


Курс по истории России

Россия в годы "великих потрясений"

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.

Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны.

Великая российская революция 1917 г. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.

Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918 – 1919 гг. террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.

Тема для изучения на углубленном уровне. Революция и гражданская война на национальных окраинах. Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных государств на окраинах России. Строительство советской федерации.

Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Борьба с басмачеством.

Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь.

Региональный компонент. Наш край в годы революции и Гражданской войны.

Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике.

Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.

Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации».

Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».

«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.

Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.

Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.

Тема для изучения на углубленном уровне. Советская национальная политика в 1930-е гг. Общие черты и особенности

индустриализации в национальных образованиях. Ход индустриализации. Итоги индустриализации в национальных образованиях. Национально-государственное строительство. Направления национальной политики.

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной науке в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья.

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г. и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.

Региональный компонент. Наш край в 1920 – 1930-е гг.

Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.

Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 гг.). Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

Тема для изучения на углубленном уровне. Народы СССР в борьбе с фашизмом. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Национальная политика.

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории

СССР. «Десять сталинских ударов». Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Советской Армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Тема для изучения на углубленном уровне. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Деятельность разведки. Направления деятельности контрразведывательных органов.

Региональный компонент. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.

Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.

Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.

Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.

Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.

Тема для изучения на углубленном уровне. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Многонациональное государство и национальная политика. Социально-экономическое и культурное развитие советских республик. Религиозные конфессии в СССР. Политические кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Положение выселенных народов.

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.

Тема для изучения на углубленном уровне. Послевоенная повседневность. Возвращение к мирной жизни. Социально-демографические проблемы. Уровень потребления. Жилищный кризис. Особенности послевоенного досуга. Рост социальных ожиданий.

Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов,

партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное развитие.

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.

Региональный компонент. Наш край в 1953 - 1964 гг.

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.

Тема для изучения на углубленном уровне. Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг. Новая историческая общность. Нарастание противоречий между Центром и республиками. Национальные движения. Эволюция национальной политики.

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.

Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.

Региональный компонент. Наш край в 1964 - 1985 гг.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-

экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней».

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политик гласности.

Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988 – 1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР.

Региональный компонент. Наш край в 1985 - 1991 гг.

Российская Федерация

Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992 – 1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике.

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты политического развития в 1990-е гг.

Тема для изучения на углубленном уровне. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка.

Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.

Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

Региональный компонент. Наш край в 1992 - 1999 гг.

Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003 – 2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.

Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных программ. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.

Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.

Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.

Россия в 2008 – 2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Выборы в Государственную Думу в 2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Президентские выборы 2018 г.


III. Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов



Курс «История. Всеобщая история"

РАЗДЕЛ I. ПЕРВОБЫТНОСТЬ (1 Ч)

ТЕМА 1. Предыстория (1 ч)



1

Предыстория.

НРК: Наш край в эпоху неолита.

1


РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ МИР (4ч)

ТЕМА 2. Древний Восток(1ч)



2

Ближний Восток. Индия и Китай в древности

1


ТЕМА 3. Мир Античности (3 ч )


3

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса. От полиса к эллинистическому миру.

1


4-5

Древний Рим. От возникновения города до падения республики. Древний Рим. Римская Империя

2


РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч)


6

Западноеврепейское Средневековье. Развитие феодальной системы.

НРК: Бурятия в эпоху средневековья.

1


7

Расцвет и кризис западно-европейского христианского мира.

1


8

Византийское Средневековье

1


9

Исламский мир в Средние века

1


10

Индия, Китай и Япония Средние века.

1


11

Контрольный тест по теме: «Средневековье»

1


РАЗДЕЛ IV. ВОЗРОЖДЕНИЕ (1 ч)


12

Возрождение как культурно – историческая эпоха.

1


РАЗДЕЛ V. НОВОЕ ВРЕМЯ (14 ч)

ТЕМА «Экономика и общество» (3 ч)



13

Возникновение мирового рынка

1


14

Общество и экономика «старого порядка»

1


15

Промышленная революция. Индустриальное общество.

1


Тема «Духовная жизнь общества» (3 ч)


16

Религия и церковь в начале Нового времени

1


17

Наука и общественно – политическая мысль.

1


18

Художественная культура

1


Тема «Политическое развитие» (4 ч)


19

Государство на Западе и Востоке

1


20

Политические революции XVII-XVIII вв.


1


21

Становление либеральной демократии

1


Тема «Международные отношения» (4 ч)


22

Встреча миров: Запад и Восток в Новое время

1


23

«Европейское равновесие». XVII-XVIII вв.

1


24

Конфликты и противоречия

1


25

Итоговая контрольная работа по курсу Всеобщая история

1


Курс «История России» 45 часов

Глава 1. Россия в годы «великих потрясений»


26

Проблема фальсификации истории как угроза национальной безопасности . Россия и мир накануне Первой мировой войны

1


27

Российская империя в Первой мировой войне

1


28

Великая российская революция: Февраль 1917 г.

1


29

Великая российская революция: Октябрь 1917 г.

1


30

Первые революционные преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

1


31

Гражданская война


1


32

Идеология и культура периода Гражданской войны


1


Глава 2. Советский союз в 1920-1930-х гг.


33

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа

1


34

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. Политическое развитие в 1920-е гг.

1


35

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1


36

«Великий перелом». Индустриализация

Коллективизация сельского хозяйства

1


37

Политическая система СССР в 1930-е гг.


1


38

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.


1


39

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.

1


Глава 3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


40

СССР накануне Великой Отечественной войны


1


41

Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

1


42

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

1


43

Человек и война: единство фронта и тыла.

1


44

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)

1


45

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

1


46

Повторительно-обобщающий урок по главе III

1


Глава 4. СССР в 1945-1991 гг.


47

Место и роль СССР в послевоенном мире

1


48

Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы

1


49

Идеология, наука и культура в послевоенные годы

1


50

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»

1


51

Смена политического курса. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

1


52

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

1


53

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг.

1


54

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.

1


55

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х гг. – первой половине 1980-х гг.

1


56

Политика разрядки международной напряжённости

1


57

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ

1


58

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

1


59

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

1


60

Реформа политической системы

1


61

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

1


62

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР

1


Глава 5. Российская Федерация


63

Российская экономика на пути к рынку.

1


64

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

1


65

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.

1


66

Политическая жизнь России в начале XXI в.

1


67

Экономика России в начале XXI в.

Повседневная и духовная жизнь

1


68

Внешняя политика России в начале XXI в.

1


69

Россия в 2008-2020 гг

1


70

Повторительно-обобщающий урок по главам IV и V

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!