ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в XX в. //Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.- М.: Просвещение, 2007, Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXIвека // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-М.: Просвещение, 2007.
Программа учитывает предусмотренную Нормативными документами возможность изучения в 9 классе курсов отечественной и всеобщей истории в интегрированном варианте. Интегрированная программа позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и постиндустриального общества, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить актуальность проблем. Значимость программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран с историей России. В соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Изучение истории России и мира в 20 веке в 9 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:
- развитие способности рассматривать события и явления прошлого во взаимосвязи с настоящим
- пользоваться приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей) - применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта людей в прошлом и настоящем
- уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими система.
-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Курс «Истории России и мира в 20 веке» является последним этапом изучения истории и призван решить следующие образовательные задачи:
- формирование исторического мышления как набора определенных мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события
- развитие умения выстраивать собственные авторские версии событий
- развитие способности анализировать и описывать события с разных (противоположных) точек зрения.
Цели курса:
1. Дать представления об основных чертах развития индустриального и постиндустриального обществ, понятии Новейшее время и его периодизации, об особенностях ментальности человека, о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным, о новой социальной структуре общества, о социальных реформах в правовых государствах, о международных конфликтах, приводивших к войнам, о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры, об изменениях в повседневной жизни человека.
2. Овладеть общим принципом постановки и решения познавательных проблем, методами исторического анализа, выявления предпосылок; объяснять факты; сопоставлять различные суждения; использовать внешкольные источники информации
3. Выработать отношение к истории как к способу понимания современности; помочь учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулировать формировать качества, которые хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогли бы ему жить в мире.
4. Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории ХХ века и этапы наиболее масштабных событий.
5.Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
6. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
7. Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места военных сражений.
8. Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории
Курс «История России и мира XX век» является последним этапом изучения истории и призван решить следующие образовательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе
- формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к уровню подготовки обучающихся по программе:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников, даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку, сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями:
-коммуникативной,
-компетенцией личностного саморазвития,
-информационно-поисковой рефлексивной компетенцией,
-учебно-познавательной.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Россия и мир в начале XX века. (12 часов)
Экономическое и политическое развитие стран в начале века. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Особенности модернизации в начале XX в. Социальные реформы и милитаризация. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Политическая сфера и ее роль в жизни общества. Главные причины и суть «нового империализма». Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Империализм. Международные отношения в XIX в. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Личность Николая II, его политические воззрения. Внешнеполитические приоритеты Русско-японская война 1904—1905 гг. Предпосылки формирования политических партий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И.Ленин. Ю.О.Мартов.Антиправительственное движение в 1901 —1904 гг. «Зубатовский социализм. Кровавое воскресенье. Причины революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Деятельность Государственной думы, ее аграрные проекты. Правительственная программа П. А. Столыпина. Начало Первой мировой войны. «Распутинщина». Духовное состояние русского общества в начале XX в.
Тема 2: Великая российская революция 1917-1921 гг. (8 часов)
Начало Февральской революции. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).
Выступление генерала Корнилова и его последствия. Октябрьский переворот в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Брест-Литовский мирный договор. Первые мероприятия советской власти.Причины Гражданской войны и ее этапы.
Тема 3: Мир в 20-30 гг. (5 часов)
Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20—30-е гг. XX в. Отношения между США, Великобританией, Францией в 1930-е гг. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио, Мюнхенский сговор Положение в странах Востока в первой половине XX в.
Тема 4: Строительство новой государственностив России в 20-30 гг. (9 часов)
Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина. Духовная жизнь.Борьба с неграмотностью. Начало создания «новой интеллигенции». Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг Хлебозаготовительный кризис 1927 г Индустриализация. Коллективизация. Конституция 1936 г. Новый курс советской дипломатии. Идеологическое наступление на культуру.
Тема 5: Вторая мировая война и послевоенный период в СССР. (12 часов)
Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Открытие второго фронта.Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион» Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Состояние экономики страны после окончания войны. Национальная и социальная политика. Начало «Холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.
Тема 6: Мир во второй половине XX века (5 часов)
Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы. Новая индустриальная эпоха. Послевоенное восстановление хозяйства. Экономическая сфера жизни общества. Экономическая сфера жизни общества. Экономическая система. Современное общество, его противоречия. Процесс формирования гражданского общества Демократия и формы ее проявления в современной жизни. Правовое государство и гражданское общество. Страны Азии и Африки. Деколонизация. Этнические общности. Межнациональные отношения.
Тема 7: СССР с 1953 по 1991 гг. (11 часов)
Критика культа личности и ее пределы.Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Научно-техническая революция в СССР
Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 г. Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Движение диссидентов Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Распад СССР. Образование СНГ.
Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности.
Тема 8: Россия и мир в конце XX- начале XXI веков. (6 часов)
Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность.Мировая культура XX века Глобализация в конце XX века.
Особенности рабочей программы
В 9 «В» классе обучается 5 учеников с ОВЗ.
Программа по истории составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ.
Для данной категории обучающихся характерны:
-незрелость эмоционально-волевой сферы
-сниженный уровень познавательной деятельности;
-недостаточнаясформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
-отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
-совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
-отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
-трудности при составлении письменных ответов.
У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование по истории составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными целями.
Программа по истории для учащихся с ОВЗ предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по истории.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
* помечены темы, изучаемые не в полном объеме обучающимися с ОВЗ.