СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории в 8 классе в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурным стандартом8

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учётом: 

Письмо Министерства образования Омской области от 16.07.2018 за № ИСХ-18/МОБР-12573 «Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «История» в 2018/2019 учебном году»

В первом полугодии изучаются темы I  и II Истории России, затем курс истории Нового времени 18 век. Продолжение изучения III? IV и V тем истории России 18 век.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории в 8 классе в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурным стандартом8»

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 8класса составлена на основе :

- нормативных документов:

  1. ФЗ Об образовании в Российской Федерации:  Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.

  4. Примерная основная образовательная программа ООО: одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015г.)

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  6. Основная образовательная программа основного общего образования БОУ "Орловская ООШ» Калачинского района Омской области

  7. Письмо Министерства образования Омской области от 16.07.2018 за № ИСХ-18/МОБР-12573 «Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «История» в 2018/2019 учебном году»

-информационно- методических материалов:

8. Рабочей программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2016 г. .

9.Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России».6-9классы (основная школа):учеб.пособие для общеобразователь ных организаций/А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина – М. Просвещение, 2016

Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы формирования гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности

Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения.

Создание нового учебного курса отечественной истории опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.

Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Конституция Российской Федерации задаёт цели, задачи исторического образования и требования к отбору его содержания. В Преамбуле Конституции изложены положения, ставшие основой единой концепции исторического образования в Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Наряду с Конституцией страны в основу разработки единой концепции исторического образования положены Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодёжи.

Эти задачи закреплены также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Законе РФ «О языках народов Российской Федерации», изложены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы, проекте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015—2025), федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

  • нация — государственно-территориальная и политико - правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смысле), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

  • национальное государство - государство с общей центральной властью, единой хозяйственно-экономической системой, территорией, историко-культурными ценностями жителей страны;

  • национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу.

Основу национальной идентичности составляют:

  • базовые духовные ценности и общая историческая судьба;

  • формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

  • патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

  • гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

  • многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

  • межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

  • социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установлении социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

  • развитие - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, интеллектуальной зрелости, сознательности, культурности и пр.

  • воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

  • национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

  • базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

  • духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

  • духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этих задач является способом обеспечения устойчивого и успешного развития России.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • в соответствии с национальным приоритетом;

  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

  • согласно Конституции Российской Федерации;

  • согласно Федеральному закону «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования(ст.14) и задач основных образовательных программ (ст.9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Методология концепции курса отечественной истории представляет собой определение базовых принципов её разработки.

К их числу следует отнести:

  • исторический подход - как основу формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества;

  • диалектический подход к оценке исторического процесса, событий, исторических персоналий, направлений развития государства и общества;

  • общественный, межнациональный и межкультурный консенсус по всем вопросам отбора содержания исторического образования, интерпретации истории России;

  • неразрывность и взаимосвязь, последовательность и преемственность основных исторических периодов, ценность каждого из них для осмысления современного этапа развития страны;

  • реализацию тезиса «Учебники истории не должны быть ареной политической борьбы»;

  • толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.

Названные принципы нацеливают систему российского образования на учёт геополитических и геостратегических реалий, тех внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия на современном этапе своего развития. В этих условиях обращение к истокам и особенностям исторического пути страны является исключительно важным для формирования гражданской идентичности молодых поколений россиян, их ответственности за судьбы страны на основе базовых национальных ценностей:

  • патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость:наука и образование - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Таким образом, единая концепция исторического образования выступает не только как общественный договор, но и как важный инструмент обеспечения национальной консолидации, единства и безопасности России в современном мире.

Целью разработки единой концепции исторического образования и воспитания является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.

Основными задачами концепции выступают:

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;

  • определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.

Таким образом, разработка единой концепции непрерывного исторического образования является инновационным проектом, ранее не имевшим аналогов в отечественной исторической науке и педагогике. Речь идёт, по существу, об определении не только цели и задач исторического образования и воспитания, но и о формировании требований к организации учебно-воспитательного процесса в целом.


Цели и задачи:

Цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у учащихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

Цель изучения курса « История Нового времени»:

  • усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения предмета «История Нового времени» в 8 классе:

  • формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

  • овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;

  • воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, из взаимодействию в Новое время;

  • воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;

  • развитие способностей к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;

  • формирование способностей применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

Задачи изучения истории России в 8 классе:

  • формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

  • овладение учащимися основными знаниями по истории России 18в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России 18в., и гордости за героические свершения предков;

  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России 18в.

  • формирование у школьников умения применять знания по истории России 18в. для осмысления сущности современных общественных явлений.




Описание места учебного курса в учебном плане:

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме     370 часов, в 8 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «История» в 8 – ом классе включает два курса: история Нового времени – 22 часа и истории России – 44 часа (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»

Личностные результаты:

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и

культурных памятников своей страны и мира;


Ученик научится:

  • локализовывать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи основные этапы Отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о месте важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

г) представления о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

д) объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

е) сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

ж) давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Ученик получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д


Содержание учебного предмета

Всеобщая история. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 18век (22 ЧАСа)

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. Время преобразований

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Лок. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи.

Колониальный период в Латинской Америке.

Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Традиционные общества Востока.

Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.


История России. Россия в конце XVII-XVIIIвеке.(44часа)

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые фор-

мы организации труда в передовых странах. Формирова-

ние мировой торговли и предпосылок мирового разделения

труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком

и Западом. Политика колониализма. Роль и место России

в мире.

Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащо-

кин. В. В. Голицын.

Начало царствования Петра I. Азовские походы. Вели-

кое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобра-

зования Петра I. Реформы местного управления: городская

и областная (губернская) реформы. Реформы государствен-

ного управления: учреждение Сената, коллегий, органов

надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота,

рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, уч-

реждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положе-

ние протестантов, мусульман, буддистов, язычников.

Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.

Развитие промышленности. Мануфактуры и крепост-

ной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная по-

дать. Ревизии. Особенности российского крепостничества

в XVIII в. и территория его распространения.

Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение

социального статуса сословий и групп: дворянство, духо-

венство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.

Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель

о рангах.

Правовой статус народов и территорий империи: Украи-

на, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,

Сибирь, Дальний Восток.

Социальные и национальные движения в первой четвер-

ти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.

Религиозные выступления.

Россия в системе европейских и мировых международ-

ных связей. Внешняя политика России в первой четверти

XVIII в. Северная война: причины, основные события, ито-

ги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.

Провозглашение России империей. Формирование системы

национальных интересов Российской империи на между-

народной арене, рост её авторитета и влияния на мировой

арене.

Культурное пространство империи в первой четверти

XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей

элиты и основной массы населения. Нововведения, европе-

изация, традиционализм. Просвещение и научные знания.


Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое

летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ас-

самблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Созда-

ние сети школ и специальных учебных заведений. Осно-

вание Академии наук и университета. Развитие техники.

Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство.

Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразова-

ний. Образ Петра I в русской истории и культуре.

Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседнев-

ной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

Изменение места и роли России в Европе. Отношения

с Османской империей в политике европейских стран

и России.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, послед-

ствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.

Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — по-

пытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

Елизавета Петровна. Пётр III.

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение си-

стемы центрального управления. Верховный тайный совет.

Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе.

Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольно-

сти дворянства. Ужесточение политики в отношении кре-

стьянства, казачества, национальных окраин. Изменения

в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и эконо-

мическое развитие России. Экономическая и финансовая

политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие ма-

нуфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купече-

ского банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направ-

ления внешней политики. Россия и Речь Посполитая.

Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская

война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России

казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—

1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней

политики.

Российская империя в период правления Екатерины II

Россия в системе европейских и международных связей.

Основные внешние вызовы. Научная революция второй

половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль

в формировании политики ведущих держав и России.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый аб-

солютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты ре-

формирования России. Уложенная комиссия. Вольное эко-

номическое общество. Губернская реформа. Жалованные

грамоты дворянству и городам.

Экономическая и финансовая политика правительства.

Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Бар-

щинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные пред-

принимательские династии. Хозяйственное освоение Ново-

россии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное

самоуправление.

Социальные и национальные движения. Восстание под

предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии,

Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Даль-

него Востока, Северной Америки в составе Российской им-

перии. Немецкие переселенцы. Национальная политика.

Русская православная церковь, католики и протестан-

ты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный

вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При-

соединение Крыма. «Греческий проект». Участие России

в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобереж-

ной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в со-

став России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики Рос-

сии. Отношения с азиатскими странами и народами. Война

за независимость в Северной Америке и Россия. Француз-

ская революция конца XVIII в. и политика противостояния

России революционным движениям в Европе. Расширение

территории России и укрепление её международного поло-

жения. Россия — великая европейская держава.

Россия при Павле I

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение

дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дво-

рянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для

составления законов Российской империи. Внешняя поли-

тика Павла I. Участие России в антифранцузских коали-

циях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворо-

ва. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.

Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь

сословий в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просве-

щения на развитие образования и науки в России. Зарож-

дение общеобразовательной школы. Основание Московско-

го университета и Российской академии художеств. Смоль-

ный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский)

корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ло-

моносов. Развитие естественных и гуманитарных наук.

Становление русского литературного языка. Географиче-

ские экспедиции. Достижения в технике.

Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура

и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Россий-

ской империи. Сословный характер культуры и быта. Ев-

ропеизация дворянского быта. Общественные настроения.

Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одеж-

да и мода. Жилищные условия разных слоёв населения,__


Учебно-тематический план

Курс

Раздел

Количество часов

История Нового времени. 18век

Введение

1

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. Время преобразований

17

Колониальный период в Латинской Америке.

3

Традиционные общества Востока.

1

Итоговое повторение

1


Итого

22

История России. 18век

Введение

1

Россия в эпоху преобразований Петра I

14

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

6

Российская империя при Екатерине II

10

Российская империя в период правления Екатерины II


Россия при Павле I

2

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь. сословий в XVIII в.

11

Итого

44

Всего

66

Всего 68часов,из них 2часа-резерв

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 Изложение материала должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты.

 Ценности гражданского общества. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.).

 Ценности демократического общества: человек, его права и свободы и др.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

  • принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

  • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

  • принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания вну- трикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

История России

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации);

-системный подход к анализу прошлого, позволяющий jitu сматривать историю России как совокупность взаимосвязи и х фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; И»- ill различных аспектов системного подхода главное внимание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;

многофакторный (полифакторный) подход к изучение причинно-следственных связей, в рамках которого наряду экономическими.и политическими факторами рассматриваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природ но- климатический, географический и прочие факторы;

деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач (с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;

государстееннический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям; при изучении позитивных и особенно негативных событий прошлого выполняется функция «врачевания» (М. Ферро), или «клиотерапии» (Б. Н. Миронов).

Главная (сквозная) содержательная линия курса— человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом, времени и историческом, пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:

экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений;

  • социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

  • политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;

  • история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов;

социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования, принятие, усвоение и творческое развитие традиционных религий народов России; вклад народов России в мировую кульТуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоев российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.

Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной м выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении всех разделов курса предполагается обращение учащихся I материалу по региональной истории.

В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной историчекой науке различных подходов и не используются идеологически окрашенные суждения и эпитеты.








Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

курса История Нового времени. 18 век

урока

Сроки

проведения

Тема урока

количество

часов

контроль

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Введение. 1час

1



Введение.

1


Тема3. Эпоха просвещения. Время преобразований. 17часов

2-3



Великие просветители Европы.

2


4-5



Мир художественной культуры Просвещения.

2


6-7



На пути к индустриальной эре.

2


8-9



Английские колонии в Северной Америке.

2


10-11



Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

2


12-13



Франция в 18 веке. Причины и начало Великой французской революции.

2


14-15



Великая французская революция. От монархии к республике.

2


16-17



Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

2


18



Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха просвещения. Время преобразований»

1

Тест

Тема4. Традиционные общества востока. Начало европейской колонизации. 3часа

19



Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

1


20-21



Государства Востока. Начало европейской колонизации.

2


Итоговое повторение. 1час

22



Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени 18век».

1

тест









Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

курса История России. 18 век.


урока


Сроки проведения



Тема урока


Количество часов


Контроль

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Введение.1час

1



У истоков российской модернизации

1


Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (14часов)

2



Россия и Европа в конце 17века

1


3



Предпосылки Петровских реформ

1


4



Начало правления Петра I

1


5



Великая северная война 1700-1721гг.

1


6



Реформы управления Петра I

1


7



Экономическая политика Петра I

1


8



Российское общество в Петровскую эпоху

1


9



Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

1


10



Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1


11



Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1


12



Повседневная жизнь и быт при Петре I

1


13



Значение петровских преобразований в истории страны

1


14



Повторительно-обобщающий урок по теме I

1

Тест

15



Урок истории и культуры родного края

1


Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

16-17



Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

2


18



Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

1


19



Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1


20



Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг

1


21



Повторительно-обобщающий урок по теме II

1

Тест

Тема III. Российская империя при Екатерине II (10часов)

22



Россия в системе международных отношений

1


23



Внутренняя политика Екатерины II

1


24-25



Экономическое развитие России при Екатерине II

2


26



Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

1


27



Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1


28



Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II

1


29



Начало освоения Новороссии и Крыма

1


30



Повторительно-обобщающий урок по теме III

1

Тест

31



Урок истории и культуры родного края

1


Тема IV. Россия при Павле I (2часа)

32



Внутренняя политика Павла I

1


33



Внешняя политика Павла I

1


Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (11 часов)

34



Общественная мысль, публицистика, литература

1


35



Образование в России в XVIII в.

1


36



Российская наука и техника в XVIII в.

1


37



Русская архитектура XVIII в.

1


38



Живопись и скульптура

1


39



Музыкальное и театральное искусство

1


40



Народы России в XVIII в

1


41



Перемены в повседневной жизни российских сословий

1


42



Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V

1

Тест

43



Промежуточная аттестация

1

Тест

44



Урок истории и культуры родного края. Защита проекта

1




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса


Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

- Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников под редакцией А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы. 5-9классы. М. Просвещение.2016.

- Рабочая программа курса «История России». 6-9классы (основная школа):учеб. пособие для общеобразовательных организаций/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.Ю.Морозов – М. Просвещение, 2014

УМК:

Для ученика:

1.Юдовская А.Я., Баранов, Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900.учебник. 8класс. М., «Просвещение», 2016

2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900.8класс.Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2016

3. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина .История России. XIX век. Учебник. 8класс. М. Просвещение. 2016

4. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России. Рабочая тетрадь. XIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. /., М., Просвещение., 2016

Для учителя:

1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина .История России. XIX век. поурочные разработки: пособие для учителя.-М.:Просвещение,2016

2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900.поурочные разработки, М. Просвещение. 2016г.

Оснащение кабинета:

- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.

- Компьютер.

- Комплект карт.

- Медиатека.

- Познавательная литература

Интернет – сайты:

- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;

- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;

- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";










ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ДАТЫ

8 КЛАСС

1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682—1689 гг. — правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве

1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой

1686—1700 гг. — война с Османской империей

1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве

1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына

1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем

1695, 1696 гг. — Азовские походы

1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу

1700—1721 гг. — Северная война

1700 г. — поражение под Нарвой

16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга

1705—1706 гг. — восстание в Астрахани

1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина

1708—1710 гг. — учреждение губерний

1708 г. — битва при деревне Лесной

27 июня 1709 г. — Полтавская битва

1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход

1714 г. — указ о единонаследии

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение

1718—1720 гг. — учреждение коллегий

1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии

1720 г. — сражение у острова Гренгам

1721 г. — Ништадтский мир со Швецией

1721 г. — провозглашение России империей

1722 г. — введение Табели о рангах

1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход

1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге

1725—1727 гг. — правление Екатерины I

1727—1730 гг. — правление Петра II

1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны

1733—1735 гг. — война за польское наследство

1736—1739 гг. — русско-турецкая война

1741—1743 гг. — русско-шведская война

1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича

1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны

1755 г. — основание Московского университета

1756—1763 гг. — Семилетняя война

1761—1762 гг. — правление Петра III

1762 г. — Манифест о вольности дворянской

1762—1796 гг. — правление Екатерины II

1768—1774 гг. — русско-турецкая война

26 июня 1770 г. — Чесменское сражение

21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле

1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой

1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 г. — начало губернской реформы

1783 г. — присоединение Крыма к России

1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам

1787—1791 гг. — русско-турецкая война

1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»

1788—1790 гг. — русско-шведская война

11 декабря 1790 г. — взятие Измаила

1791 г. — Ясский мир с Османской империей

1796—1801 гг. — правление Павла I

1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы русской армии

11 марта 1801 г. — убийство Павла I


















ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

8 КЛАСС

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Кондиции. «Бироновщина». Просвещённый абсолютизм. Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления (мусульманские). Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

8 КЛАСС

Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г. Ништадтский мир. «Акт поднесения государю царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества». Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. «Ревизские сказки». Реляции и мемории.

«Юности честное зерцало». «Слово на погребение Петра Великого» Феофана Прокоповича. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев о России. Кондиции Анны Иоанновны. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Городовое положение. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Указы Емельяна Пугачёва. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Ясский мирный договор. Оды М. В. Ломоносова. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ

8 КЛАСС

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф. М. Апраксин, А. П. Бестужев-Рюмин, Э. И. Бирон, Я. В. Брюс, А. П. Волынский, В. В. Голицын, Ф. А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М. И. Кутузов, Ф. Я. Лефорт, И. Мазепа, А. Д. Меншиков, Б. К. Миних, А. Г. Орлов, А. И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев, царевна Софья, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша, Г. Байер, В. И. Баженов, В. Беринг, В. Л. Боровиковский, Д. С. Бортнянский, Ф. Г. Волков, Е. Р. Дашкова, Н. Д. Демидов, Г. Р. Державин, М. Ф. Казаков, А. Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И. П. Кулибин, Д. Г. Левицкий, М. В. Ломоносов, А. К. Нартов, И. Н. Никитин, Н. И. Новиков, И. И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е. И. Пугачёв, А. Н. Радищев, В. В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, Н. П. Румянцев, А. П. Сумароков, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д. И. Фонвизин, С. И. Челюскин, Ф. И. Шубин, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов, М. М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!