2020 г.
Понятие и хронология.
Становление «христианского мира». Византия.
Западное Средневековье: политическое и социальное устройство, система хозяйства, религия и церковь, ментальность и культура. Особенности развития различных регионов Европы в Средние века.
Восточное Средневековье. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат. Монгольские завоевания в странах Востока. Индия, Китай, Япония в Средние века.
Мезоамерика.
Международные отношения. Взаимодействия Запада и Востока в Средние века: религиозные, дипломатические, культурные, военные, торговые.
Средневековое наследие и его значение для современности.
История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо-Восточной Евразии. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории.
Появление и расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы. Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финноугры, тюрки, балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже 1-го тысячелетия.
Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян.
Социально-экономический и политический строй Древ ней Руси в контексте всемирной истории. Особенности древ нерусской государственности. Политическая раздробленность. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом.
Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности.
Особенности феодальной системы средневековой Руси. Структура русского средневекового общества. Кризис XIII в.
Русь в системе международных связей и отношений в Средние века. Русские земли и Золотая Орда. Русь и Запад.
Северо-Восточная Русь: центры консолидации; объединение земель вокруг Москвы. Русские земли в составе Велико го княжества Литовского.
Политическая централизация и становление самодержавия.
№ п/п | Тема урока | дата | Тип урока | Понятия и персоналии | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Дом. Зад. |
предметные | метапредметные | личностные |
Регулятив. | Коммуник. | Познавательн. |
1/1 | Введение | | Урок изучения нового материала | Средние века, медиевистика, хроники, этнография | Понятие «средние века», Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков | Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Что такое средние века»? | Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся научатся давать определение понятиям средние века, медиевистика, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников. | Формирование устойчивого познавательного интереса | Введение. Стр.6-8 |
Раздел 1. Раннее Средневековье (8 часов) Глава 1. В центре Ойкумены. (2 часа) |
2/1 | Новый Рим | | комбинированный | Император Константин. Синклит, Царьград, монастырь, Византия. | Обучающиеся смогут показывать на карте территорию Византийской империи, характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей | Обучающиеся смогут самостоятельно планировать свою деятельность на уроке при решении проблемных вопросов «Какую роль играла Византийская империя в средневековом мире»? «Чем объяснялся выбор Константином места для своей новой столицы»? | Обучающиеся смогут ставить проблемные вопросы, и в ходе урока, в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи. | Обучающиеся учатся сравнивать и находить отличия между жизнью в Западной и Восточной части Римской империи. Объяснять причины могущества христианской церкви в Византии | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи. | §1 |
3/2 | Расцвет Византии | | комбинированный | Император Юстиниан. Историк Прокопий кесарийский. Гражданское право, базилик, неф, мозаика, | составлять исторический портрет императора Юстиниана. Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика. Рассказывать о культуре Византии, представлять описание Выдающихся памятников | Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (император Юстиниан I его заслуги в возвышении Византии) | При работе в парах по учебнику (п. Византия после Юстиниана) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь при показе на карте территорий, потерянных Византией после смерти Юстиниана. | Обучающиеся работая в парах с текстами учебника, смогут анализировать описание византийских церквей и выделять их главные отличительные особенности. | Выразить свое отношение к деятельности императора Юстиниана. Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи | §2, по выбору творческое задание «Экскурсия по Константинополю» |
Глава 2. Бури на окраинах (3 часа) |
4/1 | Варвары-завоеватели | | комбинированный | Аларих, Аттила. Вандалы, франки, гунны, великое переселение народов. | На пороге средневековья. Великое переселение народов, падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя | Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос, «Какие важные процессы происходили в Западной Европе во время подъема и расцвета Византии?» Сравнивать уровень развития разных варварских племен, а также учатся координировать свою позицию с позициями одноклассников. | Обучающиеся научатся показывать на карте направление перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее средневековье (объясняя какие источники об этом свидетельствуют) | Обучающиеся смогут оценить уровень развития варваров-завоевателей | §3 |
5/2 | Возникновение и распространение ислама | | Урок изучения нового материала | Бедуины, Мекка, Кааба, хиджра, Коран, Аллах, мусульманин, мечеть, минарет, имам, мулла, халиф, шииты, сунниты. Пророк Мухаммад. | Арабы в VI-XI веках. Расселение, занятия арабских племен. Возникновение и распространение ислама. | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщая товарищу о его ошибках | Обучающиеся научатся показывать на карте территории, населенные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат | Обучающиеся учатся толерантно относится к религиозным чувствам представителей разных конфессий. | §4, работа с документами |
6/3 | Мир ислама | | проблемный | Джихад, эмиры, эмират, медресе | Завоевание арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. | Обучающиеся учатся осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при планировании работы на уроке. | Формирование умений давать устный отзыв на ответ одноклассников при работе с историческими текстами. | Обучающиеся научатся показывать на карте территории, завоеванные арабами. Характеризовать положение и особенности развития различных народов, входивших в Арабский халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры. | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям мусульманского мира. Освоение общекультурного наследия при формулировании вывода о том, какую роль внес мусульманский мир в историю других народов. | §5 |
Глава 3. Держава франков. (2 часа) |
7/1 | Рождение королевства франков | 1 | Урок изучения нового материала | Хлодвиг из рода Меровея. Салическая правда. Карл Мартелл. Майордом. Пипин Короткий. | Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда» | Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемных вопросов: «Каким образом Хлодвигу удалось укрепить свою власть»? «Почему ослабла власть последних Меровингов»? | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить диалог. | Обучающиеся научатся объяснять причины принятия христианства Хлодвигом. Оценивать значение военной реформы Карла Мартелла. Делать выводы о том, какую пользу франкам и папам приносил союз между ними. | Формирование представлений о важности законов в жизни каждого человека и государства. О том, как законы могут влиять на качество жизни человека. Формирование представлений об объединяющей силе религии как части института власти. | §6, работа с документами. |
8/2 | Император Карл | | Урок изучения нового материала | Карл Великий, Алкуин. | Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. | Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (отличительные особенности деятельности Карла Великого) действия в новом учебном материале | При работе в парах по учебнику (Сильные и слабые стороны организации власти в империи Карла Великого) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Обучающиеся учатся составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Раскрывать причины распада империи Карла Великого. Сравнивать роль Церкви в Византийской империи и империи Карла Великого. | Обучающиеся смогут выразить свое отношение к деятельности Карла Великого, высказывать аргументированное суждение о значении его правления. | §7, работа с документами |
Глава 4. Северная Европа во времена викингов (2 часа) |
9/1 | «Люди севера»- норманны. | | проблемный | Норманны, конунг, викинги, альтинг | Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемный вопрос учителя: «Роль норманнов в европейской и всемирной истории»? | Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос «Почему набеги норманнов почти не встречали в Европе достойного отпора?» | Обучающиеся научатся показывать на карте Скандинавию, описывать ее географическое положение, каким занятиям оно способствовало, а каким - препятствовало. Анализировать причины разного отношения викингов к народам, живущим в разных областях Европы | Выразить свое отношение к набегам викингов. | §8, |
10/2 | Сколько раз завоевывали Англию | | проблемный | Король Артур, англы, саксы, Англия, Альфред Великий, Вильгельм Завоеватель | Завоевания, перепись населения | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемный вопрос, вынесенный в название темы | Обучающиеся учатся критически осмысливать информацию. Получают представление о приемах информационного воздействия на примере легенд о короле Артуре | Обучающиеся научатся показывать на карте и описывать географическое положение Великобритании. Отслеживают по карте области завоеваний | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям англо-саксов | § 9 |
Раздел 2. Европа на подъеме. (12 часов) Глава 5. Крестьяне и рыцари (3 часа) |
11/1 | Земля и власть. | | комбинированный | Вассал, сеньор, феодальная лестница | Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальные землевладения. | Обучающиеся смогут самостоятельно принимать решения при обсуждении проблемного вопроса «почему средневековая знать считала военное дело более почетным чем хлебопашество», смогут осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при просмотре презентации « средневековый феод» | Обучающиеся научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при обсуждении вопроса «Почему король не мог забрать все земли в свое единоличное владение»? | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: феодал, сеньор. вассал, сословия. | Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько ценна была земля в средневековом обществе | §10 |
12/2 | Вечные труженики | | комбинированный | Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство | Крестьянство, феодальная зависимость, повинности. Условия жизни. Крестьянская община | Обучающиеся смогут с помощью иллюстраций сделать вывод о труде и отдыхе крестьян, и их основных занятиях, выдвигать предположение о том, какие вопросы могла решать община | Обучающиеся смогут ставить проблемные вопросы и в ходе урока , в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи. | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство. Рассказывать о жизни крестьян | Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько бесправным было положение крестьянства в средние века. | §11 |
13/3 | За стенами замков | | комбинированный | Феодал, рыцарь, замок | Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни | Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (права и обязанности рыцарского сословия) | При работе в парах по учебнику (жизнь средневекового рыцаря) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: рыцарь, замок. Представлять описание внешнего и внутреннего устройства замка. Характеризовать основные правила поведения рыцаря: кодекс рыцарской чести | Обучающиеся после изучения темы смогут придумать рассказ «В рыцарском замке и проиллюстрировать его» | §12 |
Глава 6. Западная Европа в эпоху крестовых походов (2 часа) |
14/1 | Империя и церковь | | комбинированный | | История образования Французского и Германского королевств. Причины возвышения церкви и духовенства. Отношение светских правителей и церкви. | Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Почему в конечном итоге папы оказались сильнее императоров»? | Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся учатся строить логическую цепь рассуждений по вопросу « что способствовало возвышению церкви и духовенства». Учатся сравнивать историю образования Французского и Германского королевств. Находить общее и различное. | Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы | §13, работа с документами |
15/2 | Крестовые походы | | комбинированный | Крестовые походы, еретик, инквизиция. | Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордена. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов для заполнения таблицы «Важнейшие крестовые походы» Контролируют свои результаты работы с эталоном представленным учителем. | Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся учатся характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснять причины и последствия крестовых походов. Показывать на карте направление крестовых походов. Сравнивать поведение крестоносцев и мусульман в ходе 4 крестового похода и объяснять причины подобного. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов для жителей Европы и мусульманского мира. | §14, заполнение таблицы |
Глава 7. Лики города. (3 часа) |
16/1 17/2 | «Средневековый город» В сердце средневекового города | | Комбинированный комбинированный | Коммуна, цехи, мастер, подмастерье, шедевр, ратуша, романские и готические соборы. | Города- центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия, цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан. | Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемного вопроса: «почему возрождения городов в Западной Европе началось с XI века»? | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить диалог. | Обучающиеся научатся сравнивать и характеризовать романский и готический храмы. Описывать внешний облик города, характеризовать основные занятия горожан, образ жизни. Раскрывать значение цеховой организации ремесленников. Объяснять причины «возрождения» городов в Западной Европе | Освоение общекультурного наследия | §15 § 16 |
18/3 | В поисках знаний | 1 | комбинированный | Школа, университет, схоластика | Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделение учителем ориентиры действия | Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся характеризовать представление средневековых европейцев о мире, объяснять какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение терминов и понятий: школа, университет, схоластика. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения об особенностях обучения в средневековых школах и университетах. Освоение общекультурного наследия. | §17 |
Глава 8. Вершина Средневековья. (4 часов) |
19/1 | Во главе христианского мира | 1 | проблемный | Ереси, еретик, инквизиция | Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. | Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют последовательность действий для поиска ответа на проблемный вопрос: почему борьба против ересей стала важной задачей Церкви в XII-XIV вв. | Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся давать характеристику различным еретическим учениям, сравнивать их основные постулаты. Объяснять причины возникновения ересей. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о ересях и преследовании еретиков. | §18 |
20/2 | Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв. | 1 | комбинированный | Централизация, Великая хартия вольностей, парламент | Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции | Постановка учебной задачи на основе соотнесения ранее изученной информации (по вопросу возникновения и развития государств Западной Европы) и того, что еще не известно (централизация государств) | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации при работе с учебной литературой | Обучающиеся учатся анализировать учебный материал с целью составления сравнительной характеристики развития Священной Римской Империи, Франции, Англии. Обучающиеся научатся объяснять какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие-против. | Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; | §19, работа с таблицей |
21/3 | Тяжкие времена | | комбинированный | УотТайлер. «Авиньонское пленение пап». Столетняя война. Жанна д Арк. Ян Гус, гуситы | Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Жакерия, восстание УотаТайлера. Гуситские движения в Чехии. Столетняя война; Жанна д Арк. | Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся представлять характеристики известных исторических личностей (Жанна д Арк. Ян Гус и др.) Объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности. | §20, §21 доклад о Кирилле и Мефодии |
22/4 | На востоке Европы | | комбинированный | Великая Схизма. Кирилл и Мефодий | Народы Восточной Европы. Славяне и Византия. Создание славянской азбуки. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения ранее изученной информации | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации при работе с учебной литературой | Обучающиеся научатся представлять характеристики известных исторических личностей | Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений | §21 доклад о Кирилле и Мефодии |
Раздел 3. Дальние страны . (4 часа) Глава 9. Где был и где не был Марко Поло. (4 часа) |
23/1 | Во владениях Великого хана | 1 | Урок изучения нового материала | Темуджин- Чингисхан, Батый, Тамерлан. | Монгольская Держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями | Удерживают цель до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности | Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. | Обучающиеся научатся показывать на карте направления завоевания монголов. Объяснять понятия хан, орда. Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношение власти и подданных, систему управления. Сравнивать державы Чингисхана и Тамерлана, находить общее и различное. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | §22, вопрос №2 |
24/2 | Индия: раджи и султаны. | 1 | комбинированный | Раджа, Будда. Каста | Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Делийский султанат | Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Обучающиеся научатся представлять описание характеристику памятников культуры народов Индии. Характеризовать общественное устройство, отношение власти и подданных, систему управления. Особенности религии. | Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности | §23, работа с документами. |
25/3 | Поднебесная империя и страна Сипанго | 1 | комбинированный | Самурай, синтоизм. | Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века | Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Обучающиеся учатся представлять описание , характеристику памятников культуры Китая и Японии. Рассказывать о положении различных групп населения. Объяснять понятия Сёгун, самурай. Характеризовать общественное устройство Китая и Японии. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | §24, самостоятельное ознакомление с содержанием §25 |
26/4 | Народы Америки в средние века | 1 | Урок изучения нового материала | | Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. | Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения | Обучающиеся научатся показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | §26 |
Раздел 4. На пороге нового времени. (3 часа). Глава 10. Навстречу новой эпохе. (3 часа) |
27/1 | Европа XIV-XV вв. | 1 | комбинированный | Эпоха Возрождения, Ренессанс, гуманизм, гуманисты | Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Византийская империя. Падение Византии | Принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера | Обучающиеся учатся представлять памятники культуры эпохи раннего Возрождения. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития Европейского общества. Объяснять причины ослабления и падения Византии | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. | §27 |
28/2 | Итоговое повторение | | комбинированный | | Средние века в истории | Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения | Обучающиеся систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | §28-29 |
29/3 | Итоговая контрольная работа за курс «История Средних веков» | | Контрольная работа | | | | | | | §1-27 |