11
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2018 г Рук.МО _____ | Согласовано ЗД по УР _______ Шишканова С.Е. «_____» _________2018 г | Утверждаю директор ________ С.М. Крымзина «_____» _________2018 г Приказ № ____от «___» ____20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет История Отечества
Обучающийся Протасов Андрей
Уровень образования (класс) 8
Количество часов 18
Учитель Соломенникова Фларида Ясавиевна
Программа разработана на основе: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
п. Ванино
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Отечества для 8 классов КГКОУ ШИ 11 разработана на основе:
Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30 марта 2015 г.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.
Образовательной программы по истории для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. О.И. Бородина В.М., Мозговая/под редакцией В.В. Воронковой, Владос, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала наличность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ФГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.
В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников.
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.
Новизна рабочей программы заключается в использовании тестирования в специальных (коррекционных) классах в качестве контрольных работ, поскольку оно ориентировано на выявление степени усвоения обучающимися основных понятий, ведущих идей и элементов учебной программы, а не на констатацию наличия у учеников конкретной совокупности формально усвоенных знаний. Тесты используются и для проверки домашнего задания.
Отличительными особенностями данной программы являются:
минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специально-коррекционных классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.
Объектом изучения истории являются крупные исторические события отечественной истории, жизнь и быт людей с древности до наших дней. Даётся отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории: «Единая Россия (конец XV века —XVII век)», «Великие преобразования России в XVIII веке», «История нашей страны в XІX веке».
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой с древности до настоящего времени.
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цель изучения курса «История Отечества»:
усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды истории России;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий, давать им элементарную оценку;
развитие познавательных интересов;
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в обществе.
Общие задачи изучения предмета «История Отечества»:
Образовательные задачи:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для обучающихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
правовое воспитание;
формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно–развивающие задачи:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы;
учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
расширять лексический запас, развивать связную речь.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История Отечества» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Согласно учебному плана школы-интерната на изучение предмета в 7х, 8х, 9х классах предусмотрено 204 часов, по 68 часов на параллель (7, 8 кл.) и 68 часов на 9 кл. (2 ч в неделю, 35 учебных недель, а в 9 классе – 34).
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории
Отечества:
Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб, для 8 кл, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Учебник содержит теоретический материал курса.
Требования к результатам освоения курса
Программа обеспечивает формирование личностных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Межпредметные связи: обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Ведущей формой работы учителя с учениками на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения истории используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия технические и другие дидактические средства.
Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умственной отсталостью.
Принципы:
принцип коррекционной направленности в обучении;
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
принцип научности и доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности в обучении;
принцип наглядности в обучении;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация;
практические – упражнения, работа с исторической картой.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
Комбинированный урок.
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат. Основные формы и средства контроля:
Тексты контрольно-измерительные материалы создаются учителем в соответствии с психофизическим особенностями обучающегося.
Планируемые результаты учебного предмета «История Отечества»
Достаточные | Минимальные |
Знать когда началось и закончилось событие (по выбору); Уметь рассказать о событии; Назвать несколько исторических персон; Уметь пользоваться «Лентой времени». Выделять главную мысль прочитанного. | Знать значение исторических событий; имена исторических персонажей (известных полководцев, политических деятелей, деятелей искусства); Уметь объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме; Устанавливать, с помощью учителя,причинно-следственные связи в исторических событиях, явлениях; Читать короткие отрывки; Работать с иллюстрациями; Пользоваться картой. |
Содержание учебного предмета «История Отечества»
№ | Раздел | Содержание |
1. | Единая Россия (конец XV века - XVII век) | Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань. Значение создания единого Российского государства. Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в п/церкви. |
2. | Великие преобразования России в XVIII веке | Воцарение Петра I. Борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Дворцовые перевороты. Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова. Царствование Екатерины И. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения. Установление губернского управления в стране. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства |
3. | История нашей страны в период XIX века | Павел I. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона. Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Правление Александра II. Отмена крепостного права. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте. XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Величайший русский певец Ф. Ю. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«История Отечества» 8 класс
на 2018 – 2019 учебный год
Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть – (4 ч.) |
Единая Россия (конец XV – начало XVII в.) |
1 | Иван III Великий. Первый русский царь Иван IV Грозный. | 1 | |
|
2 | Быт простых и богатых людей. Москва – столица Российского государства. | 1 | |
|
3 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. | 1 | |
|
4 | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Борис Годунов. Освобождение страны от иноземных захватчиков. | 1 | |
|
II четверть – (4 ч.) |
Великие преобразования России в XVIII веке. |
5 | Петра I. Преобразования Петра I. | 1 | |
|
6 | Полтавская битва. М. Ломоносов. | 1 | |
|
7 | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. | 1 | |
|
8 | Екатерины II. | 1 | |
|
III четверть – (5,5 ч.) |
9 | Крепостные крестьяне. | 0,5 | |
10 | Емельян Пугачев. | 0,5 | |
11 | Александр Суворов. | 0,5 | |
12 | Русские изобретатели и умельцы. | 0,5 | |
История нашей страны в XIX веке. |
13 | Быт и нравы русских людей в XVIII веке. | 0,5 | |
14 | Отечественная война 1812 года. | 0,5 | |
15 | Бородинская битва. | 0,5 | |
16 | Наполеон. | 0,5 | |
17 | Александра I. | 0,5 | |
18 | Восстание декабристов | 0,5 | |
19 | Император Николай I. | 0,5 | |
IV четверть – (4 ч) | | 0,5 |
20 | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. | 0,5 | |
21 | Географические открытия. | 0,5 | |
22 | Александра II. | 0,5 | |
23 | Александра III. | 0,5 | |
24 | Революционные кружки в России. | 0,5 | |
25 | Наука и культура во второй половине XIX в. | 0,5 | |
26 | Жизнь и быт русских купцов. | 0,5 | |
27 | Быт простых россиян в XIX веке. | 0,5 | |