Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чистоозерного района Новосибирской области
«Ольгинская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Ответственным по УВР Директор школы
_______ (Н.В. Ударцова) _____ (М.В. Пилипенко) «__»__________ 20__г. «__»__________ 20__г.
Рабочая программа по «Истории Новосибирской области»
Базовый уровень
9 класс
Составлена на основе стандарта национально-регионального компонента Новосибирской области по истории
Количество часов: 26 час;
Составитель: Шартон И.Н.
Пояснительная записка
Новые образовательные стандарты в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, гуманитарного мышления, но также и овладение элементарными методами научно – исследовательского познания, умение работать с различными источниками информации, развитие способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Образовательные стандарты первого поколения по предмету «История» предполагают, что учебный процесс нацелен на приобретение обучающимися опыта познавательной и практической деятельности. Выпускники третьей ступени образования в течение периода обучения должны освоить умение использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Практикоориентированный подход к обучению в третьей ступени образования позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к обучению в ВУЗе и научиться ориентироваться в потоке современной информации.
Практическая значимость представленного курса состоит в деятельностном подходе к образовательному процессу, ориентации на овладение старшеклассниками навыками, приемами и методами научного исследования и способами их применения на практике.
В процессе обучения старшеклассники осваивают алгоритм подготовки таких творческих продуктов как доклад, реферат, проект, эссе.
Слушатели курса обучаются технологиям представления результатов научно – исследовательской и творческой деятельности, таких как презентация (устная и мультимедийная), публичное выступление и пр.
Старшеклассники закрепляют навыки делового общения. Важной составляющей курса является возможность предъявить собственные образовательные достижения, оценить работу других, создать и презентовать индивидуальный и групповой образовательный продукт.
Цель курса заключается в следующем: создать дополнительные условия для формирования социальных, информационных, гражданских , патриотических, коммуникативных компетенций.
Введение курса в учебный план за счет часов регионального компонента преследует решение следующих задач:
1.Развить интерес, расширить и актуализировать знания, представления о межпредметных связях.
2.Оказать всемерную поддержку интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения новых знаний.
3.Создать предпосылки для развития у обучающихся научного образа мышления.
4. Содействовать освоению старшеклассниками поискового, исследовательского, творческого подхода к любому виду деятельности.
5.Формировать мотивацию успешности обучения, представление о престижности занятий научной деятельностью.
6.Способствовать становлению сферы содержательного предметного общения внутри ученического коллектива, обучать приемам и методам индивидуальной исследовательской деятельности, исследовательской деятельности в группе в группе.
7.Обучать информационным технологиям и работе со средствами коммуникации.
8.Формировать развивающую образовательную среду.
9.Содействовать профессиональному самоопределению выпускников.
10.Обеспечивать предпрофессиональную подготовку обучающихся в сфере профессий социально – гуманитарного профиля.
11.Организовать содержательный досуг старших школьников.
12. формировать патриотическую компетенцию и активную жизненную позицию.
Методы обучения:
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
личностно – деятельный подход;
проблемно – поисковый метод;
метод сотрудничества;
метод проектов;
метод наглядности.
Виды и формы проведения занятий:
внеурочные (посещение выставок);
урочные (лекции с моделированием учебных ситуаций, круглые столы, дайджесты, семинары, мини конференции);
практикум по разработке проектов и мини проектов.
Критерии оценки и формы контроля:
В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль . Промежуточный контроль – наблюдение активности на занятиях, и дискуссиях круглых столов, дайджестов, мини конференций, семинаров, обсуждение и анализ творческих работ – проектов.
Итоговый контроль заключается в групповой разработке и защите своих проектов.
Цели и задачи изучения курса
Курс “ История Новосибирской области” является неотъемлемой и составной частью курса “ История Отечества”. В ходе его изучения учащиеся познакомятся с древнейшей историей Сибири, жизнью местного населения Сибири, узнают о том, как русские осваивали огромные пространства от Уральских гор до Тихого океана. Знакомясь с историей Сибири, учащиеся постоянно будут изучать, как проходило заселение территории нашей области, как в ходе экономического развития страны на ее карте появился наш город.
“ Без корня и полынь не растет”, утверждает народная мудрость. Наши корни - в делах наших предков: пахарей и воинов, бунтарей и мучеников, землепроходцев, тех, кто своим трудом и борьбой дал нам Родину. Счастлив, надежен и крепок человек, который знает и бережет свои корни, которому присуще чувство близости даже к самому отдаленному прошлому своего народа. Знание прошлого обогащает человека, воспитывает его эстетически и нравственно, помогает осмысливать проблемы сегодняшнего дня.
Одним из славных дел, которым может и должен гордиться каждый человек, явилось освоение Сибири, огромного, необжитого и неустроенного к приходу Ермака и его дружины края. На свой страх и риск, готовые к любым трудностям, воодушевляемые надеждой отыскать в неведомых землях, желанную “ волю” ринулись за Урал после разгрома Ермаком Сибирского ханства – последнего оплота Золотой Орды – тысячи смельчаков с русского Севера. Из Великого Устюга и Новгорода, Тотьмы и Вологды, Сольвычегодска и Архангельска. Шли в Сибирь пашенные и мастеровые люди, распахивали целину, корчевали под поля тайгу, застраивали крепкими рубленными избами пустынные места, растили детей, сеяли и собирали хлеб, передавали свои знания и навыки коренному населению, перенимая от него в свою очередь немало полезного.” ( Н.А. Миненко. “ По старому московскому тракту”. Новосибирск. 1986).
Учебно-тематическое планирование
Введение - 1 час
Раздел I. Древнейшее прошлое Сибири. 4часа
Раздел II. История края 16 - 19 вв. 2 часа
Раздел III. История области и города Новониколаевска в 1893 - 1920 гг. - 5 ч.
Раздел IV. Новосибирская область и Новосибирск в годы Советской власти – 14 ч.
Основное содержание курса
1.Введение - 1 час
Предмет, цели и задачи курса " История Новосибирской области". Историография Сибири. Выдающиеся исследователи Сибири: С.У. Ремезов и А.П.Окладников. Как работает историк - краевед.
Раздел I. Древнейшее прошлое Сибири. 4часа
2.Тема 1: Где прародина человека? – 1 час
Археология и ее свидетельства о жизни древнего человека.
Поиски "недостающего звена". Теория мутаций.могла ли Сибирь быть колыбелью человечества? Взгляды Осборна, Мэтью, Катрфаржа; открытия А.П.Окладникова в Горном Алтае, Ю.Мочанова в Якутии.
3.Тема 2: Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ - 1 ч.
4.Тема 3: Каменный век Сибири. – 1 час
Периодизация древнейщей истории. Мамонтовый фаунистический комплекс. Развитие производительных сил охотников и собирателей. Взгляды на природу и человека. Роль Сибири в заселении Америки. Складывание современного ландшафта и изменения в жизнедеятельности человека. Стоянки каменного века на территории Новосибирской области.
5.Тема 4: Переход к маталлическим орудиям. Начало первобытнообщинного строя – 1 час
Появление металлов и последствия их применения. Производящее хозяйство: возникновение земледелия и скотоводства. Зарождение неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Памятники андроновской, ирменской и большереченской культур на территории Новосибирской области. Этнические процессы на территории Западной Сибири в 1 тыс. н.э.
Раздел II. История края 16 - 19 вв. 2 ч.
6.Тема 5: Сибирская экспедиция Ермака – 1час
Вхождение Западной Сибири в состав Золотой Орды. Барабинцы и чаты в 13-16 вв. Раннефеодальные государственные образования у сибирских народов. Происхождение слова "Сибирь" Сибирское ханство в 16 веке. Причины присоединения Западной Сибири к России. Личность Ермака. Кто был инициатором сибирской Экспедиции? Три года в Сибири. Гибель Кучума в 1601 г. и прекращение существования Сибирского ханства.
7.Тема 6: Освоение русскими территории Новосибирской области в 17-19 в.в. – 1 ч.
Положение барабинских и чатских татар в составе России. Роль казачества и других слоев населения в освоении Сибири. Отношения с Джунгарией. Строительство укрепленных линий и освоение русскими территории нашей области в 18 веке. Развитие экономики края в 19 веке. Сузунский монетный двор.
Раздел III. История области и города Новониколаевска в 1893 - 1920 гг. - 5 ч.
8.Тема 7: Строительство Сибирской железной дороги и первые шаги города - 1ч
Наша область во II половине 19 в. Строительство Сибирской железной дороги. Н.Г. Гарин-Михайловский, В.Роецкий, М.Белелюбский, Г.Будагов, Н.М.Тихомиров и их роль в истории города. Первые названия поселка. Когда основан город? Первый староста поселка И.Г.Титлянов. Складывание Новониколаевска как торгово-транспортного центра на линии Сибирской железной дороги. Зарождение народного образования, здравоохранения и кулыуры. Указ императора Николая II о преобразовании поселка в город.
9.Тема 8: Второе десятилетие области и Новониколаевска – 1 ч.
Первые городские выборы. Заключение выкупной сделки и получение городских прав в полном объеме. Зарождение промышленности. Торгово-транспортный центр Западной Сибири. Развитие городского хозяйства. Новониколаевск в годы первой русской революции. Строительство военного городка. Общественно-политическая и культурная жизнь города. Развитие народного образования и здравоохранения. Выдающиеся граждане города: Литвинов Н.П., Жернаков В.И., Востоков М.П.
10.Тема 9: В годы первой мировой войны – 1 ч.
Промышленное развитие города, в годы I мировой войны. Кризис городского хозяйства. Рост недовольства войной среди населения города. Участие новониколаевцев в I мировой войне. Начало строительства Дома Инвалидов.
11.Тема 10: Через революции и гражданскую войну -1 ч.
Февральская революция и события в Новониколаевске. Образование комитета общественного порядка и безопасности и Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов. 0бщественная жизнь в городе. Октябрьский переворот в Петрограде и переход власти в руки Новониколаевского Совета. Первые шаги новой власти. Свержение Советской власти в городе. Приход к власти в Сибири адмирала А.Колчака. Партизанское движение на территории нашей области. Освобождение города с колчаковцев частями Красной Армии.
Раздел IV. Новосибирская область и Новосибирск в годы Советской власти – 14 ч.
12.Тема 11: Восстановление разрушенного. Развитие кооперации – 1 ч
НЭП в городе и деревне. Образование Новониколаевской губернии. Новониколаевск - столица Сибири. Переименование Новониколаевска в Новосибирск. Развитие города в 1921--1928 гг.
13.Тема 12: В годы первых пятилеток – 1 ч.
Подтема А: Коллективизация -0,5
Огосударствление кооперации. Теория кооперации в трудах Чаянова А.В. и Кондратьева Н.Д. Слом НЭПа и начало коллективизации. Коллективизация: ее ход на территории Новосибирской области. Спецпереселенцы. Противоречия в развитии сельскохозяйственного производства.
Подтема Б: Развитие промышленности – 0,5
Складывание трех центров машиностроения в Новосибирске. Проблема кадров. Первые Вузы города. Образование Новосибирской области. Развитие городского хозяйства и транспорта.
14.Тема 13: Строительство театра оперы и балета - 1 ч
"Новосибирску нужен новый театр". Идея М.И.Курилко и развитие театра. Проекты ДНиК. Начало строительства театра. Пересмотр проекта ДНиК: отказ от панорамно-планетарного театра и его перестройка под театр оперы. Завершение строительства театра в годы Великой Отечественной войны. 12 мая 1945 года - первый спектакль театра опера М.И.Глинки "Иван Сусанин".
15.Тема 14: Архитектурный ансамбль площади В.И.Ленина – 1 ч.
Базарная площадь города. Здание городской управы и думы - первое здание на Базарной площади. Его архитектурный стиль. Воплощение стиля "конструктивизм” в зданиях площади. Организация пространства площади в 30-е годы и сегодня. Современный вид площади Ленина.
16.Тема 15: Архитектурный ансамбль площади Свердлова – 1 ч.
Русско-византийский стиль и его воплощение в соборе им. А.Невского. Воплощение традиций деревянного зодчества в городском каменном строительстве: дома Маштакова и Молчанова. Выдающийся сибирский архитектор А.Д.Крячков и его вклад в застройку площади. Современный вид площади.
17.Тема 16: Начало Великой Отечественной войны и перестройка экономики города и области на военный лад –1 ч.
Патриотический подъем среди населения. Перевод предприятий города на выпуск военной продукции. Прием, размещение и налаживание работы эвакуированных предприятий. Проблема кадров. Народная помощь фронту. Итоги работы экономики города и области в первый период войны.
18.Тема 17: Развитие экономики города и области в 1943-45 гг. –1 ч
Борьба за технический прогресс. Подготовка квалифицированнь кадров. Подъем трудовой активности рабочих и крестьян. Капитальное строительство. Помощь в восстановлении освобожденных районов.
19.Тема 18: Новосибирскаяинтелегенция в годы войны
Помощь новосибирских ученых фронту и тылу. Налаживание деятельности эвакуированных институтов и ученых. Создание Западно-Сибирского филиала АН СССР. Творческаяинтеллегенция Новосибирска в годы войны. Деятельность театров, музеев, творческих коллективов, эвакуированннх в Новосибирск в годы войны.
20.Тема 19: Сибиряки в огне войны
24 армия в Смоленском сражении. Формирование добровольческих соединений и их боевой путь. Сибиряки - герои Великой Отечесвенной войны. Деятельность новосибирских госпиталей.
21.Тема 20: Новосибирск индустриальный – 1 ч.
Трудности конверсии. Новосибирск - центр машиностроения, химии радиоэлектроники. Строительство Новосибирской ГЭС. Где строили Новосибирский автозавод? Развитие предприятий легкой промышленности. В Новосибирск пришло метро.
22.Тема 21: Сельское хозяйство Новосибирской области в послевоенный период - 1 ч
Сталинские планы и методы подьема сельского хозяйства. Освоение целинных и залежных земель в Новосибирской области. Внедрение промышленных методов работы в сельское хозяйство. Причины медленного развития сельского хозяйства. Лучшие хозяйства Новосибирской области.
23.Тема 22: Новосибирск – крупный центр образования и науки - 1 ч
Создание новых ВУЗов. Рождение Сибирского отделения АН СССР Создание СО АМН СССР и СО ВАСХНИЛ. Выдающиеся ученые Новосибирска и их открытия. Открытие ГПНТБ.
24.Тема 23: Почетные граждане города Новосибирска - 1 ч.
25.Тема 24: Памятники и памятные места Новосибирска и области – 1 ч
Понятие памятника и памятного места. Памятники археологии истории и архитектуры. Мемориальные доски. Закон об охране памятников.
26.Тема 25: Перспективы развития города и области - 1 ч
Генеральный план - основа развития города. Проблемы роста Новосибирска. Лицо города - его центр. Новые жылые районы и перспективы их развития. Проблемы развития промышленных зон и транспортной сети. Экологические проблемы города. Каким я хочу видеть свой город в XXI веке. Заключение “Будущее России прирастать будет Сибирью" (М.Ломоносов) - 1 ч
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | содержание | дата |
1 | Введение | Предмет, цели и задачи курса " История Новосибирской области". Историография Сибири. Выдающиеся исследователи Сибири: С.У. Ремезов и А.П.Окладников. Как работает историк - краевед. | |
2 | Где прародина человека? – 1 час | Археология и ее свидетельства о жизни древнего человека. Поиски "недостающего звена". Теория мутаций. Могла ли Сибирь быть колыбелью человечества? Взгляды Осборна, Мэтью, Катрфаржа; открытия А.П.Окладникова в Горном Алтае, Ю.Мочанова в Якутии. | |
3 | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ | Выполнение итоговой контрольной работы | |
4 | Каменный век Сибири. – 1 час | Периодизация древнейщей истории. Мамонтовый фаунистический комплекс. Развитие производительных сил охотников и собирателей. Взгляды на природу и человека. Роль Сибири в заселении Америки. Складывание современного ландшафта и изменения в жизнедеятельности человека. Стоянки каменного века на территории Новосибирской области. | |
5 | Переход к металлическим орудиям. Начало первобытнообщинного строя | Появление металлов и последствия их применения. Производящее хозяйство: возникновение земледелия и скотоводства. Зарождение неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Памятники андроновской, ирменской и большереченской культур на территории Новосибирской области. Этнические процессы на территории Западной Сибири в 1 тыс. н.э. | |
6 | Сибирская экспедиция Ермака – 1час | Вхождение Западной Сибири в состав Золотой Орды. Барабинцы и чаты в 13-16 вв. Раннефеодальные государстввнные образования у сибирских народов. Происхождение слова "Сибирь" Сибирское ханство в 16 веке. Причины присоединения Западной Сибири к России. Личность Ермака. Кто был инициатором сибирской Экспедиции? Три года в Сибири. Гибель кучума в 1601 г. и прекращение существования Сибирского ханства. | |
7 | Освоение русскими территории Новосибирской области в 17-19 в.в. – 1 ч. | Положение барабинских и чатских татар в составе России. Роль казачества и других слоев населения в освоении Сибири. Отношения с Джунгарией. Строительство укрепленных линий и освоение русскими территории нашей области в 18 веке. Развитие экономики края в 19 веке. Сузунский монетный двор. | |
8 | Строительство Сибирской железной дороги и первые шаги города - 1 ч | Наша область во II половине 19 в. Строительство Сибирской железной дороги. Н.Г. Гарин-Михайловский, В.Роецкий, М.Белелюбский, Г.Будагов, Н.М.Тихомиров и их роль в истории города. Первые названия поселка. Когда основан город? Первый староста поселка И.Г.Титлянов. Складывание Новониколаевска как торгово-транспортного центра на линии Сибирской железной дороги. Зарождение народного образования, здравоохранения и кулыуры. Указ императора Николая II о преобразовании поселка в город. | |
9 | Второе десятилетие области и Новониколаевска – 1 ч | Первые городские выборы. Заключение выкупной сделки и получение городских прав в полном объеме. Зарождение промышленности. Торгово-транспортный центр Западной Сибири. Развитие городского хозяйства. Новониколаевск в годы первой русской революции. Строительство военного городка. Общественно-политическая и культурная жизнь города. Развитие народного образования и здравоохранения. Выдающиеся граждане города: Литвинов Н.П., Жернаков В.И., Востоков М.П. | |
10 | В годы первой мировой войны –1 ч. | Промышленное развитие города, в годы I мировой войны. Кризис городского хозяйства. Рост недовольства войной среди населения города. Участие новониколаевцев в I мировой войне. Начало строительства Дома Инвалидов. | |
11 | Через революции и гражданскую войну -1ч. | Февральская революция и события в Новониколаевске. Образование комитета общественного порядка и безопасности и Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов. 0бщественная жизнь в городе. Октябрьский переворот в Петрограде и переход власти в руки Новониколаевского Совета. Первые шаги новой власти. Свержение Советской власти в городе. Приход к власти в Сибири адмирала А.Колчака. Партизанское движение на территории нашей области. Освобождение города с колчаковцев частями Красной Армии. | |
12 | Восстановление разрушенного. Развитие кооперации – 1 ч | НЭП в городе и деревне. Образование Новониколаевской губернии. Новониколаевск - столица Сибири. Переименование Новониколаевска в Новосибирск. Развитие города в 1921--1928 гг. | |
13 | В годы первых пятилеток – 1 ч. | Коллективизация – 0,5 ч Огосударствление кооперации. Теория кооперации в трудах Чаянова А.В. и Кондратьева Н.Д. Слом НЭПа и начало коллективизации. Коллективизация: ее ход на территории Новосибирской области. Спецпереселенцы. Противоречия в развитии сельскохозяйственного производства. Развитие промышленности -0,5ч Складывание трех центров машиностроения в Новосибирске. Проблема кадров. Первые Вузы города. Образование Новосибирской области. Развитие городского хозяйства и транспорта. | |
14 | Строительство театра оперы и балета - 1 ч | "Новосибирску нужен новый театр". Идея М.И.Курилко и развитие театра. Проекты ДНиК. Начало строительства театра. Пересмотр проекта ДНиК: отказ от панорамно-планетарного театра и его перестройка под театр оперы. Завершение строительства театра в годы Великой Отечественной войны. 12 мая 1945 года - первый спектакль театра опера М.И.Глинки "Иван Сусанин". | |
15 | Архитектурный ансамбль площади В.И.Ленина – 1 ч. | Базарная площадь города. Здание городской управы и думы - первое здание на Базарной площади. Его архитектурный стиль. Воплощение стиля "конструктивизм” в зданиях площади. Организация пространства площади в 30-е годы и сегодня. Современный вид площади Ленина. | |
16 | Архитектурный ансамбль площади Свердлова – 1 ч. | Русско-византийский стиль и его воплощение в соборе им. А.Невского. Воплощение традиций деревянного зодчества в городском каменном строительстве: дома Маштакова и Молчанова. Выдающийся сибирский архитектор А.Д.Крячков и его вклад в застройку площади. Современный вид площади. | |
17 | Начало Великой Отечественной войны и перестройка экономики города и области на военный лад –1 ч. | Патриотический подъем среди населения. Перевод предприятий города на выпуск военной продукции. Прием, размещение и налаживание работы эвакуированных предприятий. Проблема кадров. Народная помощь фронту. Итоги работы экономики города и области в первый период войны. | |
18 | Развитие экономики города и области в 1943-45 гг. –1 ч | Борьба за технический прогресс. Подготовка квалифицированнь кадров. Подъем трудовой активности рабочих и крестьян. Капитальное строительство. Помощь в восстановлении освобожденных районов. | |
19 | Новосибирская интеллигенция в годы войны- 1 ч. | Помощь новосибирских ученых фронту и тылу. Налаживание деятельности эвакуированных институтов и ученых. Создание Западно-Сибирского филиала АН СССР. Творческая интеллигенция Новосибирска в годы войны. Деятельность театров, музеев, творческих коллективов, эвакуированных в Новосибирск в годы войны. | |
20 | Сибиряки в огне войны- 1 ч. | 24 армия в Смоленском сражении. Формирование добровольческих соединений и их боевой путь. Сибиряки - герои Великой Отечественной войны. Деятельность новосибирских госпиталей. | |
21 | Новосибирск индустриальный – 1 ч. | Трудности конверсии. Новосибирск - центр машиностроения, химии радиоэлектроники. Строительство Новосибирской ГЭС. Где строили Новосибирский автозавод? Развитие предприятий легкой промышленности. В Новосибирск пришло метро. | |
22 | Сельское хозяйство Новосибирской области в послевоенный период - 1 ч | Сталинские планы и методы подъема сельского хозяйства. Освоение целинных и залежных земель в Новосибирской области. Внедрение промышленных методов работы в сельское хозяйство. Причины медленного развития сельского хозяйства. Лучшие хозяйства Новосибирской области. | |
23 | Новосибирск – крупный центр образования и науки - 1 ч | Создание новых ВУЗов. Рождение Сибирского отделения АН СССР Создание СО АМН СССР и СО ВАСХНИЛ. Выдающиеся ученые Новосибирска и их открытия. Открытие ГПНТБ. | |
24 | Почетные граждане города Новосибирска - 1 ч. | Почетные граждане города Новосибирска | |
25 | Памятники и памятные места Новосибирска и области – 1 ч | Понятие памятника и памятного места. Памятники археологии истории и архитектуры. Мемориальные доски. Закон об охране памятников. | |
26 | Перспективы развития города и области - 1 ч Итоговый урок. | Генеральный план - основа развития города. Проблемы роста Новосибирска. Лицо города - его центр. Новые жилые районы и перспективы их развития. Проблемы развития промышленных зон и транспортной сети. Экологические проблемы города. Каким я хочу видеть свой город в XXI веке. Заключение “Будущее России прирастать будет Сибирью" (М.Ломоносов) - 1 ч | |
Требования к уровню подготовки обучающегося, окончившего курс:
Обучающийся должен:
применять различные виды анализа и синтеза в зависимости от характера и цели исследования;
выделять главное в различной по объему, характеру и назначению информации,
использовать различные виды сравнения;
формулировать теоретические и практические выводы ;
обобщать полученные результаты;
оценивать объект исследования по заданным критериям;
оперировать освоенными видами и формами доказательства: прямым и косвенным, индуктивным и дедуктивным, по принципу аналогии;
овладеть технологиями поиска и обработки информации;
опровергать утверждения, применяя различные методы;
участвовать в конференциях, дебатах, дискуссиях;
решать практические и ситуационные задачи;
овладеть технологиями публичного представления творческого продукта;
применять полученные знания, умения и навыки в различных областях практической деятельности, в повседневной жизни.
Список литературы
1 История Новосибирской области. С древнейших времен до конца 19 в Н.А. Миненко Новосибирск 1983 г
2. История Новосибирской области Б.Л. Борисов Новосибирск 1977 г
3 Календарь юбилейных и памятных мест Новосибирска и Новосибирской области. 2012 г.