СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для 9 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 9 класса»

Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»; учебного плана; примерной программы по истории России с учетом авторской программы «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова для 6―10 классов; примерной программы по всеобщей истории с учетом авторской программы «Всеобщая история. 5 – 10 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко - Цюпы» – А. Вигасин, Г. Годер - М.: Просвещение.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников (учебно - методического комплекса):

- Арсентьев Н.М., Данилова А.А. История России. 9 класс. В 2-х частях: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Н.М. Арсентьев, А.А. Данилова – М.: Просвещение, – 160 с.: ил.

Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / - [А.Я. Юдовская и др.]; под редакцией А.А. Искендерова. – М.: Просвещение

Программа рассчитана на 68 ч. в год (3 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- проверочных работ - 1

ИСТОРИЯ РОССИИ

Цели изучения предмета:

Рабочая программа по истории реализует три основные функции:

  • информационно-ориентировочную функцию, которая обеспечивает понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса истории;

  • организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение высокого качества освоения учебного содержания, решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;

  • социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей истории человечества.

Задачи изучения:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном пол и культурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

Промежуточная аттестация проводится в форме: проверочной работы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

  • устанавливать причинно-следственных связи, объяснять исторические явления;

  • устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы, Америки и Азии;

  • составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;

  • определять и использовать основные исторические понятия изучаемого периода;

  • определять территории России и её границы, перерабатывать полученную информацию об их изменениях на протяжении XIX в.;

  • описывать географию края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

  • описывать социально-политическое устройство Российской империи в XIX в.;

  • ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, получат представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

  • отличать основные течения общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации);

  • устанавливать связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);

  • проводить поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

  • анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);

  • анализировать и давать историческую оценку действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели — М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели — К. С. Аксаков, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков и др.; представители оппозиционного движения — П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), влияния их деятельности на развитие российского государства;

  • сопоставлять с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

  • давать определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

  • проводить систематизацию информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

  • приобретёт опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

  • описывать культурное пространство России XIX в., осознает роль и место культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Метапредметные результаты

  • самостоятельно приобретать знания и решать проблему;

  • ставить проблему и выбирать адекватные способы её решения;

  • проводить поиск и обрабатывать информацию;

  • формулировать выводы и/или обосновать и реализовывать/апробировать принятое решение,

  • обосновывать и создавать модель, прогноз, макет, объект, творческое решение.

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Личностные результаты

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

  • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

  • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

  • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Виды деятельности, направленные на достижение планируемого результата

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

Методы организации и осуществления образовательной деятельности

-методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения, практических действий,

-словесные методы: рассказ, лекция, беседа, чтение, анализ документов,

-наглядные методы: иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фото, схемы, таблицы,

-практические методы: работа с учебной книгой, атласом, контурной картой,

-методы учебной работы под руководством учителя,

-методы самостоятельной работы учащихся,

-методы стимулирования мотивации учебной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, опора на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха,

-методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости, долга: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

Система оценки достижения планируемых результатов


https://znayka.pw/uchebniki/9-klass/istoriya-novogo-vremeni-9-klass-kimy-kalacheva-e-n/

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Цели изучения предмета:

  • усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также места в истории мировой цивилизации.

Задачи обучения:

  • формирование личности, способной к национальной культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

  • воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;

  • воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общества, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;

  • развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;

  • формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Промежуточная аттестация проводится в форме: комплексной проверочной работы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

  • сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности; осознание российской идентичности в поликультурном социуме;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;

  • развитие чувства личности;

  • система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;

  • предпосылки правосознания и социальные компетенции — способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.

Метапредметные результаты:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

  • овладение навыками работы с информацией.

Предметные результаты:

  • знание основных дат, этапов и ключевых событий всеобщей истории XIX — начала XX в.;

  • знание выдающихся деятелей всеобщей истории; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

  • сформированность умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов, происходивших в XIX — начале XX в.;

  • умение соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов;

  • умение определять современников исторических событий (явлений, процессов);

  • сформированность умений, используя легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период;

  • умение соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;

  • сформированность умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт речь, и др.);

  • анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации;

  • умение анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике;

  • отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов);

  • умение привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;

  • сформированность умений различать основные типы исторических источников;

  • умение соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится;

  • умение описывать вещественный источник;

  • использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);

  • сформированность умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм);

  • умение представлять историческую информацию в форме таблиц, схем;

  • сформированность умений и владение приёмами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);

  • сформированность умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • сформированность умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях XIX — начала XX в., показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • сформированность умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий;

  • сформированность умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;

  • сформированность умений выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;

  • сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям XIX — начала XX в., достижениям мировой культуры;

  • сформированность умений взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур и владение соответствующими приёмами.

Виды деятельности, направленные на достижение планируемого результата

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

Система оценки достижения планируемых результатов

https://shollsoch.ru/2018/07/13/новейшая-история-9-класс-кимы/

Содержание учебного предмета

История России. Российская империя в XIX — начале XX в. 9 класс

Глава 1. Россия в первой четверти XIX в. Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.

Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.

Культурное пространство империи в первой половине 19 в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Российская культура как часть европейской культуры.

Динамика повседневной жизни сословий.

Глава 2. Россия в эпоху Великих реформ. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

Император Александр II и основные направления его политики.

Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.

Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II.

Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.

Отношения с США, продажа Аляски.

Глава 3. Россия во второй четверти XIX в. «Народное самодержавие» Александра III

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.

Особенности экономического развития страны в 1880—1890 гг

Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика.

Культурное пространство империи.

Подъём российской демократической культуры. Развитие Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России.

Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Глава 4. Россия в начале XX в. Россия в начале ХХ в.: кризис империи.

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Модернизация в России н. XX в. Урбанизация.

Политическая система Российской империи начала века и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.

Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и ДВ. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

Реформы П. А. Столыпина и их значение.

Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры.

Духовное состояние российского общества в начале века. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева.

Введение. "Эпоха Нового времени. XIX век"

Глава 5. Начало индустриальной эпохи. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.

Глава 6. Страны Европы и США в первой половине XIX в. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

Глава 7 Азия, Африка и Латинская Америка в XIX - начале XX в. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

Глава 8. Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX в. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий.

Индустриальное общество в нач. XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в нач. XX в.

Итоговое повторение.


Тематическое планирование учебного предмета

«Всеобщая история. История Нового времени»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

практические

работы

контрольные работы

Глава 1 . Россия в первой четверти XIX в.

18

-

-

Глава 2. Россия в эпоху Великих реформ.

19

-

-

Глава 3. Россия во второй четверти XIX в.

19

-

-

Глава 4. Россия в начале XX в.

12

-

-

Введение.

1

-

-

Глава 1. Начало индустриальной эпохи.

9

-

-

Глава 2. Страны Европы и США в первой половине XIX в.

9

-

-

Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX - начале XX в.

3

-

-

Глава 4. Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX в.

9

-

-

Итоговое повторение.

1

-

-

Итого:

102

-

1



Календарно-тематическое планирование учебного предмета

«Всеобщая история. История Нового времени»


Дата

Тема урока


Количество часов

План

Факт

  1. 1

03.9


Вводный урок "Эпоха Нового времени. XIX век"

1

03.09


Экономическое развитие в XIX - начале XX в.

1

06.09


Меняющееся общества

1

07.09


Век демократизации

1

10.09


"Великие идеологии"

1

10.09


Образование и наука

1

13.09


XIX век в зеркале художественных исканий

1

17.09


Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в.

1

17.09


Итоговое обобщение по главе I: "Начало индустриальной эпохе"

1

20.09


Итоговое обобщение по главе I: "Начало индустриальной эпохе"

1

24.09


Консульство и Империя

1

24.09


Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи

1

27.09


Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

1

01.10


"От Альп до Сицилии": объединение Италии

1

01.10


Германия в первой половине XIX в.

1

04.10


Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в.

1

08.10


США до середины XIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост

1

08.10


Итоговое обобщение по главе II: "Страны Европы и США в первой половине XIX в."

1

11.10


Итоговое обобщение по главе II: "Страны Европы и США в первой половине XIX в."

1

11.10


Страны Азии в XIX - начале XX в.

1

15.10


Африка в XIX - начале XX в.

1

15.10


Латинская Америка: нелегкий груз независимости

1

18.10


Великобритания до Первой мировой войны

1

22.10


Франция: Вторая империя и Третья республика

1

03.11


Германия на пути к европейскому лидерству

1

03.11


Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны

1

06.11


Италия: время реформ и колониальных захватов

1

10.11


США в эпоху "позолоченного века" и "прогрессивной эры"

1

10.11


Международные отношения в XIX - начале XX в.

1

13.11


Итоговое обобщение по главе IV: "Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX в."

1

17.11


Итоговое обобщение по главе IV: "Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX в."

1

17.11


Итоговое обобщение: "Эпоха Нового времени. XIX век"

1

20.11


Введение в курс истории России 9 класса

1

24.11


Россия и мир на рубеже XVIII-XIX в.в.

1

24.11


Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского

1

27.11


Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского

1

01.12


Внешняя политика Александра I в 1801-1812 г.г.

1

01.12


Внешняя политика Александра I в 1801-1812 г.г.

1

04.12


Отечественная война 1812 г.

1

08.12


Отечественная война 1812 г.

1

08.12


Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 г.г.

1

11.12


Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 г.г.

1

11.12


Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 г.г.

1

15.12


Национальная политика Александра I

1

15.12


Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

1

18.12


Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

22.12


Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

10.01


Итоговое обобщение по теме: "Россия в первой четверти XIX в."

1

10.01


Итоговое обобщение по теме: "Россия в первой четверти XIX в."

1

13.01


Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

17.01


Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1

17.01


Общественное движение при Николае I

1

20.01


Общественное движение при Николае I

1

24.01


Национальная и религиознаая политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

20.01


Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 г.г. Крымская война 1853-1856 г.г.

1

24.01


Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 г.г. Крымская война 1853-1856 г.г.

1

24.01


Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование

1

27.01


Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России

1

01.02


Итоговое обобщение по теме: "Россия во второй четверти XIX в."

1

01.02


Итоговое обобщение по теме: "Россия во второй четверти XIX в."

1

04.02


Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

08.02


Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

08.02


Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

11.02


Реформы 1860-1870-х г.г.: социальная и правовая модернизация

1

11.02


Реформы 1860-1870-х г.г.: социальная и правовая модернизация

1

15.02


Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

1

15.02


Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

18.02


Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

22.02


Национальная и религиознаая политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России

1

01.03


Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.

1

01.03


Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.

1

04.03


Итоговое обобщение по теме: "Россия в эпоху Великих реформ"

1

08.03


Итоговое обобщение по теме: "Россия в эпоху Великих реформ"

1

08.03


Александр III: особенности внутренней политики

1

11.03


Александр III: особенности внутренней политики

1

11.03


Перемены в экономике и социальном строе

1

15.03


Перемены в экономике и социальном строе

1

15.03


Общественное движение в 1880-х - первой половине 1890-х г.г.

1

18.03


Общественное движение в 1880-х - первой половине 1890-х г.г.

1

22.03


Национальная и религиозная политика Александра III

1

01.04


Внешняя политика Александра III

1

01.04


Внешняя политика Александра III

1

04.04


Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и образования

1

08.04


Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература

1

08.04


Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России

1

11.04


Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в.

1

11.04


Итоговое обобщение по теме: "Россия в 1880-1890 г.г."

1

15.04


Итоговое обобщение по теме: "Россия в 1880-1890 г.г."

1

15.04


Россия и мир на рубеже XIX-XX в.в.: динамика и противоречия развития

1

18.04


Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX в.в.

1

22.04


Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 г.г.

1

01.05


Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 г.г.

1

01.05


Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 г.г.

1

04.05


Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 г.г.

1

08.05


Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 г.г.

1

08.05


Социально-экономические реформы П.А. Столыпина

1

11.05


Социально-экономические реформы П.А. Столыпина

1

11.05


Политическое развитие страны в 1907-1914 г.г.

1

15.05


Серебряный век русской культуры

1

15.05


Итоговое обобщение по теме: "Россия в начале XX в."

1

18.05


Итоговое обобщение по теме: "Россия в начале XX в."

1

22.05


Итоговое повторение курса истории России за 9 класс

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!