СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 10 класса»


Пояснительная записка

Программа рассчитана на 69 годовых часов на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Структура программы соответствует структуре учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта (издательство «Просвещение», 2005).

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.


Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Основные виды проверки знаний – текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Итоговый контроль проводиться по завершении главы или раздела.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «История» изучается на ступени среднего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе, по 2 часа в неделю, и 68 урока за год.
Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала.     В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.

Предполагается, что результатом изучения истории в 10 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.


Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.


Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Содержание учебного материала.

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука

Введение. Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса.

Особенности социального познания. Социальное познание и социальная наука. Историческое событие исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки. Смысл истории.

Повторительно-обобщающий урок по §История и исторический процесс.История и познание истории.

Тема 2. Первобытность. Цивилизации древнего мира

Предцивилизационная стадия истории человечества. Научные представления о формировании человека современного типа. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение.

Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций.

Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. Античный полис: расцвет и кризис. Эллинизм. Римская империя.

Древнейшая история нашей родины. Древние люди на территории нашей страны. Греческая цивилизация причерноморья. Восточные славяне. Норманны-варяги-русь.

Духоный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Космогонические, антропогонические, теогонические мифы. Мифы о культурных героях. Представление об осевом времени. Формирование мировых религий. Формирование научного мышления в древности.

Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Художественные ценности древних цивилизаций.

Повторительно-обобщающий урок по темам От первобытности к цивилизации. Древний Восток.Античные цивилизации Средиземноморья. Древнейшая история нашей. РодиныДуховный мир древних обществ

Россия и мир в эпоху средневековья

Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к средневековью. Феод. Община. Город в средневековом обществе. Город и церковь. Европейское общество в XIV-XV вв.

Византийская империя. Особенности территориальной и этнической культуры. Роль государства в византийской истории. Православная церковь в византийском обществе.

Особенности российского средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.

Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX-X вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.

Формирование различных социально-культурных моделей развития древнерусского общества и государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество.

Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.

Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV_- XVII вв. Характер Московского государства во второй половине XV-начале XVI века Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.

Социально-экономическое развитие России. Характер землевладения. Структура землевладельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.

Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Восточное направление внешней политики Московского государства.

Человек в древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание.

Повторительно-обобщающий урок

Россия и мир в раннее новое время

Раннее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в Новое время. Мануфактурный капитализм. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII веке.

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв. Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.

Европейские государства в XVI_XVII. Формирование абсолютизма. Просвещенный абсолютизм.

Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.

Особенности социальных движений в России в XVII-XVIII вв. Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движения старообрядцев. Национальные движения.

Церковь, общество, государство в России в XVII_XVIII вв. Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональны е отношения.

Россия – великая европейская держава. Изменение места и роли России в европейской политике в XVI_XVII вв. Западное направление внешней политики России. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Россия – великая мировая держава.

Повторительно-обобщающий урок

Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества.

Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII-XIX в. Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке – Американская революция конца XVIII вв. Великая Французская революция конца XVIII века. Великая французская революция конца XVIII века. Реформы и модернизация.

Рождение современных идеологий. Век просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографичские процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации в социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономике.

Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.

Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы. Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты.

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек и движение.

Повторительно-обобщающий урок

Обобщающее повторение по всем главам

Итоговое повторение


Требования к уровню подготовки


В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Критерии и нормы оценки знаний учащихся 10 класса по истории

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений .


Оценка достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета по истории 9 класса.

- знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов;
- усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;
- владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др).
-умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;
- умения оценивать исторические явления, действия людей в истории;
- обоснованность личностного отношения к историческим событиям, их участникам, творениям культуры и т. д. специфика проверки знаний по истории определяется особенностями истории как области знаний. Она содержит объективную информацию о конкретных свершениях, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем субъективное восприятие, толкование этих, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей. Исходя из этого, компоненты исторической подготовки школьников могут быть условно разделены на объективизированные (формализованные) и субъективированные.

К первым относятся:
- точное указание исторических дат, фактов, имен и т. п.;
- соотнесение события десятилетием, веком, эпохой;
- рассмотрение событий с учетом их хронологического предшествования и последовательности;
- выявление места локального события в серии однотипных событий по горизонтали и вертикали;
- сравнение событий по заданным параметрам, выявление общего и особенного в них.
Эти компоненты знаний проявляются в определенных (однозначных) ответах и действиях школьников. Они могут быть проверены с помощью конкретных измерителей, содержащих правильный ответ (или его элементы).
С другой стороны, в знаниях учащихся отражается присущая истории неоднозначность объединения событий. Прежде всего речь идет о разных версиях, трактовках одних и тех сюжетов, с которыми школьники могут встретится в различных учебниках. Элементы субъективного привносятся в знаниях учащихся и вследствие их личностного восприятия истории.

Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся:
1. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов.
Основные виды вопросов и заданий:
- на указание (выбор предложенного перечня) фактов, имен и т. д.; на идентификацию (узнавание) фактов;
- на объяснение исторических названий, терминов.
2. Описание событий, явлений
Основные виды вопросов и заданий предполагают:
- рассказ о событии, человеке, движении и т. д.;
- описание облика людей, исторических объектов и т. д.;
- рассказ о представлениях, мыслях, идеях людей.
3. Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления, обобщение фактов.
Основные виды вопросов и заданий:
- на определение принадлежности исторического факта, имени и т. д.;
- на указание (отбор) ряда фактов, представляющих процесс, явление;
- на анализ, обобщение фактов и определение стоящего за ними процесса;
- на раскрытие проявлений процессов в конкретных фактах, ситуациях.
4. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий.
Основные виды вопросов и заданий предполагают:
- указание (выявление) причин и следствий исторических событий (сравнение по горизонтали и вертикали);
- определение иерархии, классификацию причин событий;
- определение причин событий по их следствиям и следствий - по причинам.
5. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов.
Основные виды вопросов и заданий:
- на выявление направленности событий;
- на прослеживание противоречий, разных тенденций в разных событиях;
- на характеристику альтернатив, развития отдельных ситуаций, объединение того, почему события сложились именно таким, а не иным образом (при этом присутствуют элементы анализа причинно - следственных связей).
6. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений и т. д. Вопросы и задания предполагают:
- выявление общего и различного в сравнительных объектах;
- раскрытие своеобразия событий, явлений в их исторической обусловленности;
- суждения (умозаключения) по аналогии;
- сопоставление и противопоставление событий по заданным признакам;
- выделение и обоснование линий, критериев сравнения.
7. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология.
Вопросы и задания предполагают:
- выявление характерных черт событий, процессов;
- определение сущности событий, явлений, процессов;
- раскрытие типичности событий, явления, принадлежности его к группе сходных событий и т. д.;
- составление типологических разрядов.
8. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения.
Основные виды вопросов и заданий:
- на изложение представленных в учебной литературе оценок событий (в том числе отличающихся друг от друга, противоположных);
- на сопоставительное рассмотрение различных оценок, разъяснение лежащих в их основе подходов;
- на понимание и раскрытие мотивов и критериев оценок, ценностных подходов людей в различные эпохи истории и к самой истории;
- на выбор оценки из числа предложенных;
- на обоснование, аргументацию своей позиции, оценки.

Календарно-тематическое планирование на 2014 – 2015 уч. год

По курсу Истории России за 10 КЛАСС

УЧЕБНИК: Под редакцией Данилов А.А. Косулина Л.Г. Бранд Л.Ю. М. 2007 год

По программе – 68 часа



урока

Тема урока

Кол-во
часов

Тип урока

Элементы содержание урока

Домашнее задание

Дата

По план.

Факт.

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (3 ч.)




1

Введение. История и исторический процесс.

1

Изучения нового.

Понятие истории, пространство всемирной истории, исторический процесс, факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории, различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса

§1 вопросы и задания к нему



2.

История и познание истории

1

Комбинированный

Социальное познание и историческая наука, историческое событие и исторический факт, понятие об исторических источниках, виды источников, понятие и термины исторической науки, различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса, формационный подход к истории, цивилизационный подход к истории, школа «Анналов», социальная история, смысл истории.

Подг. к ПОУ по § 1-2



3.


Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительный урок для закрепления знаний у учеников

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

§2 вопросы и задания к нему



Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (9 ч.)

4.

От первобытности к цивилизации.

Древний Восток

1

Развивающийся урок для формирования различных умений

Предцивилизационная стадия истории человечества, антропогенез, научные представления о формировании человека современного типа, периодизация предцивилизационной стадии развития человечества, проблемы социогенеза, праобщина, родовая община, неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока, роль великих рек в формировании цивилизаций, современные представления о факторах и формах возникновения государства, вождества, восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях, общество: социальная структура и социальные нормы

§3 вопросы и задания к нему



5.

Античные цивилизации Средиземноморья

1

Комбинированный

Зарождение античной цивилизации, от «темных веков» к классической Греции, античный полис: расцвет и кризис, эллинизм.

§4 вопросы и задания к нему



6.

Ццивилизация Древнего Рима 8-1 веках до н. э.

1

Комбинированный

Цивилизация Древнего Рима в VIII – I вв. до н.э., Римская империя: расцвет, кризис, падение.

§5 вопросы и задания к нему



7.

Древнейшая история нашей Родины

2

Комбинированный

Древние люди на территории нашей страны, греческая колонизация Причерноморья, Скифское государство, восточные славяне, тюркские народы и государства на территории нашей страны, норманны – варяги - Русь

§6 вопросы и задания к нему



8.

§6 вопросы и задания к нему



9.

Духовный мир древних обществ

2

Комбинированный

Мифологическая картина мира, космогонические, антропологические, теогонические мифы; мифы о культурных героях, представления об осевом времени, буддийская духовная традиция, иудейская духовная традиция, христианская духовная традиция, религии спасения, формирование научного мышления в древности.

§7 вопросы и задания к нему



10.

Подготовка к семинару



11.

Историческое наследие древних цивилизаций


1

Комбинированный

Древность: трудности понимания, единство мира древних цивилизаций, шумерская модель мира, полис: три идеи для человечества, римское право, власти идеи и страсть к истине, алфавит и письменность, египетская медицина, математика, астрономия, художественные ценности древних цивилизаций

Подг. к ПОУ по § 3-7



12.

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительный урок для закрепления знаний у учеников

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

§8 вопросы и задания к нему



Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (22 ч.)


13.

Средневековая цивилизация Европы

2

Развивающийся урок для формирования различных умений

Сущность и периодизация европейского средневековья, переход к средневековью, синтез позднеантичного и варварского укладов, государство франков, империя Карла Великого, средневековье и феодализм: соотношение понятий, сеньориальный строй, феод, община, города в средневековом обществе, социальная структура, сословное общество, этапы развития средневекового государства, сословно-представительная монархия, централизация и полицентризм, государство и церковь, политическая роль папства, христианская цивилизация, роль религии и церкви в средневековом обществе, европейское общество в XIV – XV вв.

§9 вопросы и задания к нему



14.

§10 вопросы и задания к нему



15.

Византийская империя и арабский халифат в средние века

2

Комбинированный

Особенности территориальной и этнической культуры, роль государства в византийской истории, православная церковь в византийском обществе;

Возникновении е ислама, роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе, арабских халифат, историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.

§11 вопросы и задания к нему



16.

§11 вопросы и задания к нему



17.

Китай, Индия, Япония в средние века

2

Комбинированный

Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока, особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья

§11 вопросы и задания к нему



18.

§11 вопросы и задания к нему



19.

Особенности российского средневековья

2

Комбинированный

Дискуссии и генезисе феодальных отношений на Руси, характер древнерусской государственности, проблемы сословно-представительной монархии, факторы самобытности Руси.

§12 вопросы и задания к нему



20.

§12 вопросы и задания к нему



21.

Древнерусское государство и общество

2

Комбинированный

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Эволюционное развитие русских земель в IX – первой половине XII вв. функции княжеской власти в Древнерусском государстве, дружина, народ и власть, народное ополчение.

§13 вопросы и задания к нему



22.

§14 вопросы и задания к нему



23.

Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

2

Комбинированный

Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская.

§15 вопросы и задания к нему



24.

§16 вопросы и задания к нему



25.

Особенности процесс объединения русских земель

2

Комбинированный

Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.

§17 вопросы и задания к нему



26.

§18 вопросы и задания к нему



27.

Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV – начале XVIII вв.

2

Комбинированный

Характер Московского государства во второй половине XV – начале XVI вв. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.

§19 вопросы и задания к нему



28.

§20 вопросы и задания к нему



29.

Социально-экономическое развитие России

2

Комбинированный

Характер землевладения в X – начале XIII вв. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.

§21 вопросы и задания к нему



30.

§21 вопросы и задания к нему



31.

Россия в Средневековом мире.

2

Развивающийся урок для формирования различных умений

Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.

§22 вопросы и задания к нему



32.

Подготовка к семинару



33.

Человек в Древности и Средневековье.

1

Комбинированный

Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание.

Подг. к ПОУ по § 9-22



34.

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительный урок для закрепления знаний у учеников

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

§23 вопросы и задания к нему



Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (17 ч.)

35

Раннее Новое время и начало модернизации

2

Комбинированный

Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII веке: кризис «старого порядка»

§24 вопросы и задания к нему



36.

§25 вопросы и задания к нему



37.

Россия: особенности перехода к Новому времени

2

Комбинированный

Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.

§26 вопросы и задания к нему



38.

§26 вопросы и задания к нему



39.

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII – XVIIIвв.

2

Комбинированный

Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономики и иностранное влияние. Российская власть и экономика.

§27 вопросы и задания к нему



40.

§27 вопросы и задания к нему



41.

Европейские государства в XVI – XVIII вв.

2

Комбинированный

Формирование абсолютизма. Голландия – первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм.

§28 вопросы и задания к нему



42.

§28 вопросы и задания к нему



43.

Феномен российского самодержавия

2

Развивающийся урок для формирования различных умений

Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.

§29 вопросы и задания к нему



44.

§29 вопросы и задания к нему



45.

Особенности социальных движений в России в XVII – XVIIIвв.

2

Комбинированный

Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.

§30 вопросы и задания к нему



46.

§30 вопросы и задания к нему



47.

Церковь, общество, государство в России в XVII – XVIIIвв.

2

Комбинированный

Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.

§31 вопросы и задания к нему



48.

§31 вопросы и задания к нему.



49.

Россия – великая европейская держава

2

Комбинированный

Изменение места и роли России в европейской политике в XVI – XVII вв. Западное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия – великая мировая держава.

§32 вопросы и задания к нему



50.

Подг. к ПОУ по § 24-32



51.

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительный урок для закрепления знаний у учеников

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

§32 вопросы и задания к нему



Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (18 ч.)

52.

Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIII - XIXвв.

2

Комбинированный

Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока.

§33 вопросы и задания к нему



53.

§33 вопросы и задания к нему



54.

Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII - XIXвв.

2

Комбинированный

Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке – Американская революция конца XVIII в. Великая Французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848 – 1849 гг. Реформы и модернизация.

§34 вопросы и задания к нему



55.

§35 вопросы и задания к нему



56.

Рождение современных идеологий

2

Комбинированный

Век Просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.

§36 вопросы и задания к нему



57.

§36 вопросы и задания к нему



58.

Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота.

2

Развивающийся урок для формирования различных умений

Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики.

§37 вопросы и задания к нему



59.

§36 вопросы и задания к нему



60.

Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия.

2

Комбинированный

Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.

§38 вопросы и задания к нему



61.

§38 вопросы и задания к нему



62.

Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы.

2

Комбинированный

Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологически е доктрины о судьбах России. Истоки российского революционализма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.

§39 вопросы и задания к нему



63.

§40 вопросы и задания к нему



64.

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества.

2

Комбинированный

Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек в движении.

§41 вопросы и задания к нему



65.

§41 вопросы и задания к нему. Подготовка к ПОУ.



66.

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительный урок для закрепления знаний у учеников

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания.

Подготовка к ПОУ по § 33-41



67.

Обобщающее повторение по всем главам

2

Обобщения

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания.




68.




69.

Итоговое повторение

1


Систематизировать и обобщить полученные знания.














































ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Настенные карты:

  1. Древние государства мира.

  2. Рост территории государств в древности.

  3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

  4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).

  5. Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).

  6. Древняя Греция (Vb. до н.э.).

  7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

  8. Древняя Италия.

  9. Рост Римского государства в период республики и им­перии.

  10. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.

  11. Римская республика в III—I вв. до н. э.

  12. Римская империя в I—III вв. н. э.

  13. Россия в 15-16 вв.

  14. Россия во 2-ой половине 16 в.

  15. Северная война

  16. Россия во 2-ой половине 18 в.

  17. Карта мира в 15-16 вв.

  18. Нидерландская революция

  19. Английская революция

  20. Османская империя

  21. Индия

  22. Французская революция

2. Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

3. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

4. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


Презентации на темы: Империя Франков, Багдадский халифат, Разделение христианского мира, Крестовый походы, Столетняя война, Золотая Орда, нашествие монголов, Куликовская битва, Русская культура.Великие географические открытия

Революция в Англии и Нидерланда



Список литературы

Учебно-методический комплект курса

    1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009

    2. Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.

УМК:

  • Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд. М.: Просвещение, 2007

  • Россия и мир: метод. рекомендации/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд. М.: Просвещение, 2006

  • Поурочные разработки по истории базовый уровень А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М.: «Просвещение», 2010;

  • История России Методическое обеспечение уроков лекции, опорные конспекты, тесты, схемы 10 класс. Н. С. Кочетов, В.: «Учитель», 2008;

  • Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век В. Я. Румянцев М.: «Аркти», 2002

  • Отечественная история в схемах и таблицах В. В. Кириллов, М.: «Эксмо», 2007

Перечень учебно-методического обеспечения

Интернет-ресурсы

1.http://19591957.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/10_klass_profil/29
2.http://konspekty.narod.ru/index-main.htm
3.http://esma1828.ucoz.ru/load/drevnij_vostok_egipet_mesopotamija_vostochnoe_sredizemnomore/1-1-0-329
4.http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
5.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/
6.http://www.philosophy.ru/edu/vgu/001.htm
7.http://festival.1september.ru/articles/310310/
8.http://www.tophistory.ru/2010-06-27-19-20-23/2010-06-27-19-23-55
9.http://edu.of.ru/storozschool2/default.asp?ob_no=65291
10http://olehcka.ucoz.ru/publ/testy_obshhestvoznanie/10_klass/kontrolnaja_rabota_po_teme_socialnaja_sfera_1111.klass_po_uchebniku_bogoljubova_bazovyj_uroven/31-1-0-25
12.http://raduga-8klass.narod.ru/posle_urokov.html
13.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/
14.http://www.twirpx.com/files/historic/russia/presentations
15.http://festival.1september.ru/articles/573904/
16.http://pedsovet.su/load/129-1-0-3220?lpEns5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!